Большую часть времени мозг человека проводит над процессом переработки информации. Она поступает в него путем различных ощущений, мыслей, образов и переживаний. Эти условия характеризуют и формируют образ человеческого мышления.
Характерные черты, которыми личность наделяет те или иные явления напрямую зависят от особенностей восприятия. В свой черед, личностной апперцепции всех осязаемых процессов способствуют виды мышления, также имеющие свои определенные качества.
В психологии установились такие центральные виды мышления:
Подобное разделение основных видов обосновано генетическим принципом. Оно выражает последовательность формирования мыслительного процесса путем практики и взаимодействия индивида с окружающим миром.
Критериями каждого вида являются особые формы познания объекта через обстоятельства, а также конкретные способы восприятия и установления отношения ситуации к действительности.
Главные виды мышления в психологии, основные различия:
Однако, все типы тождественны в одном – они охватывают процесс, исключительно необходимый при разрешении существующих задач.
Дополнительными типами мышления служат также:
В психологии эти типы используются для разрешения задач, ориентируясь на характер самой проблемы.
Доказано. Материалами экспериментальных исследований в психологии установлено, что три типа вышеописанных видов мышления существуют у зрелого человека неотделимо друг от друга и действуют совместно при решении задач различного рода.
Интересно, что люди делятся на типы по характеру их мыслительных процессов. Так, существует интуитивный тип, в основе которого выражено господство эмоций над логическим сознанием. Здесь, правое полушарие мозга превалирует над левым. Рационализм же свойственен людям мыслительного типа. Тут условием оценки становится логичность выводов. Эти два типа не поддаются изменениям на протяжении жизни, иными словами – интуит не сможет стать логиком в полной мере, даже при развитии необходимых навыков.
В психологии отличия между интуитивным и аналитическим процессом мышления выделяют по трем признакам: временному, структурному и уровневому.
Аналитический тип:
Интуитивный тип:
В целом, нельзя найти более личностной вещи, чем мышление. Хотя в психологии принято выделять лишь основные виды, легко предположить, что их количество распространяется на каждый индивидуальный тип характера. Потому, например, путем новых исследований выдвигаются теории о личностных подтипах.
Вот примеры некоторых подтипов мышления:
Виды мышления действуют сообща. Стоит отметить, что само мышление, как таковое, независимо от его типа имеет общие причины. Для того чтобы запустить мыслительный процесс важны мотивы и потребности личности. Также виды мышления могут определяться ее целями и интересами. То есть человеческое стремление к постоянному развитию интеллекта основным образом активизирует любые виды мышления, в большей или меньшей степени. Этим можно заключить, что прибегнув к определенным моделям развивающих техник личность способна заполнить пробелы в проблемных зонах, направлено регулируя и совершенствуя мышление нужного типа.
Только благодаря процессу мышления, люди способны делать выводы и обрабатывать поступающую информацию из окружающей среды. Мышление – это познавательная деятельность. Мышление дает возможность не ограничиваться материальным миром и не придерживаться рамок, построенных на опыте и визуализации. Результаты мыслительной работы непременно отражаются в высказываниях, идеях и действиях. К основным видам мышления относятся два практического и один теоретический.
Практические:
Теоретическое:
К людям, склонным к видам теоретического мышления относят философов и тех, кто прокладывают фундамент для открытий.
Виды и процессы логического и творческого мышления человека:
Именно при таких мыслительных операциях совершается мыслительная деятельность человека:
На качество мышления влияют нарушения способа восприятия и переработки информации. Например, при нарушениях памяти или зрения, плохом внимании человек из внешнего мира получает искаженную информацию и представление действительности. Он делает неправильные выводы и предположения.
Еще одна причина нарушения формы мышления – это психоз. Мозг человека перестает соблюдать базовые системы обработки информации, и это приводит к беспорядочности мысли.
Хоть и правила одни для всех, а нормы одинаковы, но почему же тогда каждый удивляет своим поведением? Потому, что у всех нас индивидуальное мышление. Пусть и обобщено наукой, всё же, отличается в корне. И нужно стараться не утерять эту бесценную особенность. Не стремитесь стандартно мыслить, не ограничивайтесь рамками. Если мы позволим себе свободно мыслить и развиваться, нам не будет равных! Представляете, как интересна станет жизнь?!..
По степени развернутости различают:
Дискурсивное мышление – аналитическое мышление, основанное на логике рассуждений.
Интуитивное мышление – основано на непосредственных чувственных восприятиях и непосредственном отражении воздействий предметов и явлений окружающего мира.
По характеру выделяют:
Теоретическое мышление – мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений, это познание законов и правил.
Практическое мышление – это рассуждения при решении практических задач, его цель – это разработка средств практического преобразования действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы.
Теоретическое мышление, в свою очередь делится, на понятийное и образное.
Понятийное мышление – это такое мышление, в котором используются определенные понятия. Понятийное мышление дает наиболее точное и обобщенное отражение действительности, но это отражение абстрактно.
Образное мышление – это вид мыслительного процесса, в котором используются образы . Эти образы извлекаются непосредственно из памяти или воссоздаются воображением. Образное мышление позволяет получить конкретное субъективное отражение окружающейнас действительности.
По форме выделяют такие виды мышления как наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактно-логическое (словесно-логическое), эти виды мышления могут рассматриваться и как уровни его развития.
Наглядно-действенное (допонятийное) мышление – это особый вид мышления, суть которого заключается в том, что решение задачи осуществляется с помощью практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Данная форма мышления является доминирующей в раннем детстве.
Наглядно-образное мышление – это вид мышления, при котором решение задачи осуществляется с помощью операций с образами, которые возникают в непосредственной ситуации. Необходимые образыпредставлены в кратковременной и оперативной памяти. Данная форма мышления является доминирующей у детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Словесно-логическое мышление – это вид мышления, при котором решение задачи осуществляется с помощью операций с понятиями. Является доминирующим начиная с подросткового возраста.
Абстрактно-логическое – более сложный вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от несущественных.
Каждый из этих видов мышления развивается самостоятельно. Теоретическое мышление считается более совершенным, чем практическое, а понятийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное.
По степени новизны и оригинальности различают:
Репродуктивное мышление – основано на усвоении и оперировании готовыми понятиями, суждениями, закономерностями и применении их в определенной ситуации.
Продуктивное мышление – мышление, создающее новое для субъекта. Процесс мышления состоит в поиске средств решения проблемы с учетом имеющихся условий. Лежит в основе творчества.
По функциям различают:
Критическое мышление – направлено на выявление недостатков в суждениях.
Творческое – связано с открытием принципиально нового знания.
Основные формы мышления
1. Понятие – это отражение общих и существенных свойств предметов или явлений. Виды понятий:
q Общие понятия – охватывают целый класс однородных предметов или явлений, носящих одно и то же название. Например, понятия «стул», «здание», «болезнь», «человек» и др. В общих понятиях отражаются признаки, свойственные всем предметам, которые объединены соответствующим понятием.
q Единичные понятия – обозначают какой-либо один предмет. Например, «Енисей», «Венера», «Саратов» и др. Единичные понятия представляют собой совокупность знаний о каком-либо одном предмете, однако при этом отражают свойства, которые могут быть охвачены другим, более общим понятием. Например, в понятие «Енисей» входит то, что это река, которая течет по территории России.
2. Суждение – это форма мышления, в процессе которой утверждаются или отрицаются связи между предметами действительности. Например, «Этот стол коричневый», «Металлы при нагревании расширяются» - выражает связь между изменениями температуры и объемом металлов.
Суждения могут быть истинными (объективно верными) и ложными (не соответствующими объективной действительности); общими (когда что-то утверждается относительно всех предметов группы, например: «Все студенты сдаются экзамены во время сессии»), частными (например: «Некоторые студенты – отличники») и единичными (например, «Этот студент плохо приготовился к семинару».)
Суждение основано на понимании субъектом многообразия связей конкретного предмета или явления с другими предметами или явлениями. Понимание – это способность постичь смысл и значение чего-либо. Понятия «суждение» и «понимание» не являются полностью тождественными, но они самым тесным образом связаны друг с другом. Если понимание – это способность, то суждение – это результат данной способности.
3. Умозаключение является высшей формой мышления и представляет собой выведение из одного или нескольких суждений нового суждения. Исходные суждения, из которых выводится умозаключение, называются посылками.
Умозаключения могут быть:
q Индуктивными – рассуждение идет от единичных факторов к общему выводу.
q Дедуктивным – рассуждение идет от общих факторов к частным выводам.
q Аналогией – вывод делается на основании частичного сходства между явлениями. Например: днем светло, а ночью темно.
Умозаключение как форма мышления опирается на понятия и суждения и чаще всего используется в процессах теоретического мышления.
Слово «интеллект » происходит от латинского intellectus, в переводе на русский означающего «разумение», «понимание», «постижение». Сегодня существуют два основных толкования интеллекта: более широкое и более узкое. В более широком смысле интеллект – это глобальная интегральная биопсихическая особенность человека, характеризующая его возможности в адаптации. Другая трактовка интеллекта, более узкая, объединяет в этом понятии обобщенную характеристику умственных способностей человека.
Основные виды умственных операций
К основным видам умственных операций относятся: сравнение, анализ и синтез, абстракция и конкретизация, индукция и дедукция.
Анализ – это мысленное расчленение чего-либо на части или мысленное выделение отдельных свойств предмета.
Суть данной операции состоит в том, что, воспринимая какой-либо предмет или явление, мы можем мысленно выделить в нем одну часть из другой, а затем выделить следующую часть и т. д. Таким образом мы можем узнать, из каких частей состоит то, что мы воспринимаем. Следовательно, анализ позволяет нам разложить целое на части, т. е. позволяет понять структуру того, что мы воспринимаем.
Синтез – это мысленное соединение частей предметов или явлений в одно целое, а также мысленное сочетание отдельных их свойств.
Являясь противоположными по своей сути операциями, анализ и синтез фактически тесно связаны между собой. Они участвуют в каждом сложном мыслительном процессе. Например, когда вы, плохо зная английский, слышите разговор на этом языке, вы стараетесь прежде всего выделить в прозвучавшей фразе знакомые слова, а лишь затем воспринять слова менее знакомые и в дальнейшем попытаться их осмыслить. В этом проявляются функции анализа. Однако одновременно с этим вы пытаетесь сложить в единое целое смысл услышанных вами слов и составить осмысленную фразу. В данном случае вы используете другую мыслительную операцию – синтез.
Абстракция – это мысленное отвлечение от каких-либо частей или свойств предмета для выделения его существенных признаков. Абстракция широко используется нами при образовании и усвоении новых понятий, так как в понятиях отражены только существенные, общие для целого класса предметов признаки. Например, сказав «стол», мы представляем некий образ целого класса предметов. В этом понятии объединяются наши представления о разных столах. Для того чтобы сформировать данное понятие, нам пришлось отвлечься от целого ряда частных свойств и признаков, характерных только для определенного объекта или отдельной группы объектов, которые определяются сформированным нами понятием.
Обобщение – это объединение сходных предметов по общим для них признакам. Любое понятие, которым пользуются люди – это обобщение.
Конкретизация – процесс, противоположный абстракции, это представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению. По существу, конкретизация всегда выступает как пример или как иллюстрация чего-то общего.
Сравнение – операция установления сходства и различия между предметами и явлениями реального мира. Признание сходства или различия между предметами зависит от того, какие свойства сравниваемых предметов для нас являются существенными. Успех сравнения зависит от того, насколько правильно выбраны показатели для сравнения.
Классификация – это производная от сравнения, это более сложная операция установления сходства и различия главных и второстепенных признаков объектов и явлений.Благодаря этому возможно далее на основе сходства главных признаков объединение объектов в родственные группы: виды, роды, классы и т.д.
Индукция – это умозаключение, представляющее собой переход от частных случаев к общему положению.
Дедукция – это умозаключение, представляющее собой переход от общего к частному.
Решение сложных мыслительных задач и творческое мышление
Процесс мышления начинается с проблемной ситуации, которую необходимо решить, а, следовательно, с постановки вопроса, который возникает каждый раз, когда нам что-либо непонятно.
Для решения сложной мыслительной задачи необходимо умело выбрать пути решения поставленного вопроса. В некоторых случаях мы не испытываем затруднения в решении определенной мыслительной задачи или практической проблемы. Но часто бывает, что у нас нет необходимых знаний или информации для ответа на поставленный вопрос. Поэтому для решения сложной мыслительной задачи человек должен уметь найти необходимую информацию, без которой нельзя решить основную задачу или проблему. В этом случае человек, используя возможности своего мышления, сначала отвечает на промежуточные вопросы и лишь затем решает главный вопрос. Постепенно пополняя недостающую информацию, мы приходим к решению главной проблемы или интересующего нас вопроса.
Когда мы не имеем необходимой для решения вопроса информации, мы обычно высказываем предположение. Предположение – это умозаключение, которое строится на косвенной информации и наших догадках, когда у нас нет всех необходимых для правильного решения мыслительной задачи знаний или достаточной информации.
Практика является наиболее объективным доказательством истинности умозаключений. Существенную роль в решении сложных интеллектуальных задач играет умелое использование разнообразных приемов. Так, при решении задач мы часто используем наглядные образы. Другой пример – использование типичных приемов в решении типовых задач.
В развернутом мыслительном процессе можно выделить несколько этапов или фаз:
1. Осознание проблемной ситуации.
2. Выделение того, что известно, и того, что не известно. В результате проблема превращается в задачу.
3. Ограничение зоны поиска.
4. Построение гипотезы как предположения о способах решения задач.
5. Реализация гипотезы.
6. Проверка гипотезы. Если проверка подтверждает гипотезу, осуществляется реализация решения.
Однако бывают случаи, когда человек с высокоразвитым мышлением пытается решить задачи, не похожие ни на одну из известных, не имеющие готового пути решения. Для решения подобных задач мы должны обратиться к возможностям нашего творческого мышления.
Одним из первых, кто предпринял попытку дать ответ на вопрос о том, что такое творческое мышление, был Дж. Гилфорд . В работах, посвященных креативности (творческому мышлению), он изложил свою концепцию, согласно которой уровень развития креативности определяется доминированием в мышлении четырех особенностей. Во-первых, это оригинальность и необычность высказанных идей, стремление к интеллектуальной новизне. Человек, способный к творчеству, почти всегда и везде стремится найти свое собственное решение.
Во-вторых, творческого человека отличает семантическая гибкость , т. е. способность видеть объект под новым углом зрения, способность обнаружить возможность нового использования данного объекта.
В-третьих, в творческом мышлении всегда присутствует такая черта, как образная адаптивная гибкость , т. е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые стороны.
В-четвертых, человек с творческим мышлением отличается от других людей способностью продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации , в частности в такой, которая не содержит предпосылок к формированию новых идей. Такая способность творческого мышления была названа Дж. Гилфордом семантической спонтанной гибкостью.
Впоследствии предпринимались и другие попытки выявить природу творчества. В ходе этих исследований были выявлены условия, способствующие проявлению творческого мышления. Например, при встрече с новой задачей человек стремится прежде всего использовать тот способ или метод, который в предшествующем опыте был наиболее успешным. Другим не менее существенным выводом, который был сделан в ходе исследований творческого мышления, является вывод о том, что чем больше усилий было потрачено на поиск нового способа решения задачи, тем выше вероятность того, что этот способ будет применен при решении другой, новой мыслительной задачи. В то же время данная закономерность может привести к возникновению стереотипа мышления, который мешает человеку использовать новые, более целесообразные способы решения задачи. Поэтому для того, чтобы преодолеть стереотипность мышления, человек должен вообще отказаться от попыток решить задачу, а затем через некоторое время вернуться к ней, но с твердым намерением решить ее новым способом.
В ходе исследования творческого мышления была выявлена еще одна интересная закономерность. Частые неудачи при решении мыслительных задач приводят к тому, что человек начинает бояться встречи с каждой новой задачей, а при встрече с проблемой его интеллектуальные способности оказываются не в состоянии проявиться, так как находятся под гнетом неверия человека в свои собственные силы. Для проявления интеллектуальных способностей людей необходимо чувство успеха и ощущение правильности выполнения той или иной задачи.
В ряде исследований было установлено, что эффективность в решении мыслительных задач достигается при наличии соответствующей мотивации и определенного уровня эмоционального возбуждения. Причем этот уровень для каждого человека сугубо индивидуален.
Мышление – это познавательный процесс, который характеризуется опосредованным и обобщенным отражением действительности в деятельности каждого индивида. Явления и предметы действительности обладают отношениями и свойствами за счет восприятия и ощущений. Мышление имеет несколько особенностей, среди которых особо четко выделяются:
Опосредованный характер – каждый индивид познает мир косвенно, т.к. каждое свойство познается через другое взаимосвязанное свойство. В данном случае мышление опирается на восприятие, ощущения и представления, т.е. ранее полученные теоретические и практические знания и навыки;
Обобщенность – представляет собой процесс познания существенного и общего в объектах существующей действительности, поскольку все свойства аналогичных объектов тесно взаимосвязаны между собой. Общее может существовать и проявляться только в конкретном отдельном объекте. Данная особенность выражается за счет языка и речи. Словесное обозначение может быть отнесено к конкретному объекту, либо группе аналогичных свойств.
Основные формы мышления.
Мышление каждого отдельного индивида протекает в двух формах: умозаключений и суждений. Рассмотрим формы мышления более подробно:
Умозаключение – представляет собой результативный вывод, складывающийся из нескольких суждений, позволяя нам получать новые знания и практические навыки о конкретном явлении или предмете, существующего в объективном мире. Умозаключения могут выступать в нескольких видах: дедуктивные, индуктивные и по аналогии;
Суждение – определенная форма мышления, которая отражает объекты действительности в конкретных отношениях и связях. Каждое отдельное суждение представляет конкретную мысль об объекте. Последовательность нескольких суждений с последовательной связью необходимы для мыслительного решения задачи или вопроса, что представляет собой определенное рассуждение. Само рассуждение приобретает практический смысл только в случаях, когда оно приводит к конкретному умозаключению или выводу. Так умозаключения может стать ответом на интересуемый вопрос.
Основные виды мышления.
В зависимости от расположения слов, действия или образа а в мыслительном процессе, а также их взаимодействия между собой, различают несколько видов мышления. Каждый из них имеет свои особенности (теоретические или практические). Рассмотрим более подробно основные виды мышления:
Наглядно-действенное – данный вид мыслительной деятельности индивида опирается непосредственно на восприятие конкретного предмета;
Предметно-действенное – данный вид мышления направлен на решение вопросов и задач в условиях конструктивной, производственной, организаторской, а также всех видах практической деятельности граждан. В данном случае практическое мышление выступает в качестве конструктивного технического, позволяя каждому человеку решать технические задачи самостоятельно. Сам процесс представляет взаимодействие практических и умственных компонентов работы. Каждый момент абстрактного мышления тесно взаимосвязан с практическими действиями индивида. Среди характерных особенностей можно выделить: внимание к деталям, четко выраженная наблюдательность, умение использовать внимательность и навыки в конкретной ситуации, умение быстро переходить от размышления к действию, оперирование пространственными схемами и образами. Только так единство воли и мысли проявляется максимально в данном виде мышления;
Наглядно-образное – весь процесс мышления характеризуется опорой на образы или представления, отвлеченные мысли, что позволяет человеку в конкретных образах воплощать обобщения;
Словесно-логическое (абстрактное) мышление – данный вид мышления осуществляется за счет логических связей и структур логических операций и понятий. Оно направлено на выявление конкретных закономерностей в окружающем мире и человеческом обществе, поскольку отражает общие отношения и связи. В данном случае понятия играют главенствующую роль, а образы выступают в качестве второстепенной.
Эмпирическое мышление (от греч. empeiria - опыт) дает первичные обобщения на основе опыта. Эти обобщения делаются на низком уровне абстракции. Эмпирическое познание - низшая, элементарная ступень познания. Эмпирическое мышление не следует смешивать с практическим мышлением.
Как отмечает известный психолог В. М. Теплов («Ум полководца»), многие психологи за единственный образец умственной деятельности принимают работу ученого, теоретика. Между тем практическая деятельность требует не меньших интеллектуальных усилий.
Умственная деятельность теоретика сосредоточена преимущественно на первой части пути познания - временном отходе, отступлении от практики. Умственная деятельность практика сосредоточена в основном на второй его части - на переходе от абстрактного мышления к практике, т. е. на том «попадании» в практику, ради которого и производится теоретическое отступление.
Особенностью практического мышления является тонкая наблюдательность, способность сконцентрировать внимание на отдельных деталях события, умение использовать для решения частной задачи то особенное и единичное, что не входило полностью в теоретическое обобщение, умение быстро переходить от размышления к действию.
В практическом мышлении человека существенно оптимальное соотношение его ума и воли, познавательных, регуляционных и энергетических возможностей индивида. Практическое мышление связано с оперативной постановкой первоочередных целей, выработкой гибких планов, программ, большим самообладанием в напряженных условиях деятельности.
Теоретическое мышление выявляет всеобщие отношения, исследует объект познания в системе его необходимых связей. Его результат - построение концептуальных моделей, создание теорий, обобщение опыта, раскрытие закономерностей развития различных явлений, знание которых обеспечивает преобразовательную деятельность человека. Теоретическое мышление неразрывно связано с практикой, но в своих конечных результатах имеет относительную самостоятельность; оно основывается на предшествующих знаниях и, в свою очередь, служит основанием последующего познания.
В зависимости от стандартности/нестандартности решаемых задач и операциональных процедур различаются алгоритмическое, дискурсивное, эвристическое и творческое мышление.
Алгоритмическое мышление ориентировано на заранее установленные правила, общепринятую последовательность действий, необходимых для решения типовых задач.
Дискурсивное (от лат. discursus - рассуждение) мышление основано на системе взаимосвязанных умозаключений.
Эвристическое мышление (от греч. heuresko - нахожу) - это продуктивное мышление, состоящее в решении нестандартных задач.
Творческое мышление - мышление, приводящее к новым открытиям, принципиально новым результатам.
Различают также репродуктивное и продуктивное мышление.
Репродуктивное мышление - воспроизведение ранее полученных результатов. В этом случае мышление смыкается с памятью.
Продуктивное мышление - мышление, приводящее к новым познавательным результатам.
Разнообразие типов мыслительных задач обуславливает разнообразие не только механизмов, способов, но и видов мышления. В психологии принято различать виды мышления по содержанию: наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактное мышление; по характеру задач: практическое и теоретическое мышление; по степени новизны и оригинальности: репродуктивное (воспроизводительное) и творческое (продуктивное) мышление.
Наглядно-действенное мышление заключается в том, что решение задач осуществляется путем реального преобразования ситуации и выполнения двигательного акта. Так, в раннем возрасте дети проявляют способность к анализу и синтезу, когда воспринимают предметы в определенный момент и имеют возможность оперировать ими.
Наглядно-образное мышление - это вид мышления, который происходит на основе образов представлений, преобразования ситуации в план образов. Эта разновидность мышления проявляют поэты, художники, архитекторы, парфюмеры, модельеры. Значение этого мышления заключается в том, что с его помощью полнее воспроизводится разнообразие характеристик объекта, происходит установление необычных сочетаний предметов и их свойств. В простой форме это мышление возникает в дошкольном возрасте. Дошкольники мыслят образами. Побуждая к созданию образов на основе прочитанного, воспринятых объектов, к схематического и символического изображения объектов познания, учитель развивает образное мышление у школьников.
Особенностью абстрактного (словесно-логического) мышления является то, что оно происходит с опорой на понятия, суждения, с помощью логики, не используя эмпирических данных. Р. Декарт высказал такую мысль: "Я мыслю, следовательно, я существую". Этими словами ученый подчеркивает ведущую роль в психической деятельности мышления, и именно словесно-логического.
Наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление рассматривают как этапы развития мышления в филогенезе и онтогенезе.
Теоретическое мышление - это вид мышления, который заключается в познании законов, правил. Оно отражает существенное в явлениях, объектах, связях между ними на уровне закономерностей и тенденций. Продуктами теоретического мышления является, например, открытие периодической системы Менделеева, математических (философских) законов. Б. Теплов писал о людях теоретического мышления, они абстрактные умы, которые осуществляют прекрасную "интеллектуальную экономию" путем "сведение фактов к законам, а законы к теориям". Теоретическое мышление иногда сравнивают с эмпирическим. Отличаются они характером обобщений. Так, в теоретическом мышлении имеется теоретическое обобщение - обобщение абстрактных понятий, а в эмпирическом - обобщение эмпирических, чувственно данных признаков, выделенных путем сравнения. Основной задачей практического мышления является физическое преобразования действительности. Оно иногда может быть сложнее, чем теоретическое, ведь часто разворачивается в экстремальных обстоятельствах и при отсутствии условий для проверки гипотезы.
Интуитивное и аналитическое мышление различают на основании трех признаков: времени протекания процесса, структурности (четкое разделение на этапы) и уровня течения (осознанности или неосознанности). Аналитическое мышление - это вид мышления, развернутый во времени, имеет четко выраженные этапы, в достаточной степени осознаны субъектом. Интуитивное, наоборот, вид мышления, свернутый во времени, который протекает быстро, в нем отсутствует разделение на этапы, он мало представлен в сознании.
В психологии различают еще реалистичное мышление, то есть такой вид мышления, который направлен на внешний мир и регулируемое логическими законами, а также аутистическое мышление, связанное с реализацией собственных желаний, намерений. Для дошкольников нередко свойственно эгоцентричным мышления. Характерная его признак - неспособность ребенка поставить себя на позицию других.
3.1. Калмыкова отличает продуктивное и репродуктивное мышление по степени новизны продукта, получает субъект познания. Исследовательница считает, что мышление как процесс обобщенного и опосредованного познания действительности всегда продуктивное, то есть направленное на получение новых знаний. Однако в нем в диалектическом единстве переплетены продуктивные и репродуктивные компоненты. Репродуктивное мышление - это вид мышления, который обеспечивает решение задачи, опираясь на воспроизведение уже известных человеку способов. Новое задание соотносится с уже известной схеме решения. Несмотря на это, репродуктивное мышление всегда требует выявления определенного уровня самостоятельности.
В продуктивном мышлении полно проявляются интеллектуальные способности человека, его творческий потенциал. Творческие возможности получают выражение в быстром темпе усвоения знаний, в широте их переноса в новые условия, в самостоятельном оперировании ими.
Украинские и зарубежные психологи (С. Костюк, Дж. Гилфорд) пришли к выводу, что творческое мышление является совокупностью тех особенностей психики, которые обеспечивают продуктивные преобразования в деятельности личности. В творческом мышлении доминируют четыре особенности, в частности оригинальность решения проблемы, семантическая гибкость, что позволяет видеть объект под новым углом зрения, образная адаптивная гибкость, которая позволяет изменение объекта с развитием потребности в его познании, семантическая спонтанная гибкость как продуцирование различных идей по неопределенных ситуаций.
Каждый человек независимо от этнической принадлежности имеет творческую основу. Анализируя истоки национального характера украинском, М.И. Пирен отмечает, что украинская эмоциональность, чувствительность, лиризм, которые проявляются в песне, народных обрядах, юморе, обычаях, является основой творчества. Положительные аспекты украинской эмоциональности воплотились в духовном творчестве лучших представителей нации - Г. Сковороды, Н. Гоголя, П. Юркевича, П. Кулиша, Т. Шевченко.