Что таоке грамматическая основа. Как найти грамматическую основу предложения

Возможно, Вы уже смогли убедиться, что даже самые легкие знаки препинания (в конце предложения) поставить не настолько легко, как сразу кажется, потому что необходимо вдумываться в смысл предложения и текста. А еще сложнее приходится работать над пунктуацией в середине предложения. Здесь нужно думать, из каких блоков состоит предложение, где границы блоков, потом в соответствии с правилами расставлять знаки препинания. Не пугайтесь! Разберемся даже с самыми сложными случаями, поможем их понять и превратить в простые!

Начнем, пожалуй, с главных блоков – простых предложений , которые могут входить в состав сложного. Из чего состоит простое предложение? Сердце его – грамматическая основа , состоящая, как правило, из подлежащего и сказуемого . Вокруг грамматической основы располагаются второстепенные члены предложения , обособленные и необособленные; входящие в группу сказуемого и в группу подлежащего.

Грамматическая основа потому и основа, что на ней держится все предложение. Если научиться ее быстро находить, будет легко расставлять те нужные знаки препинания, которые обозначат границу простых предложений в составе сложного. Как же следует рассуждать?

Определяем, сколько основ в предложении:

А трудно ли найти грамматическую основу предложения? Иногда очень просто: подлежащее (кто? или что?), сказуемое (что делает? что сделал?) . Но часто встречаются случаи посложнее.

Вывод : одна основа – простое предложение; две или больше основ – сложное.

Попробуйте определить грамматическую основу следующих предложений (ответы смотрите ниже).

1. Все понятно нам, мастерам.
2. Из окошечка светлицы вдруг послышалось «ку-ку»!
3. Хозяин твой и мил, и гостеприимен.
4. Каждый норовит влезть со своим предложением.
5. Деревня, где мы играли летом, была прелестным уголком.
6. Вечер. Лес. Дальний путь.
7. Наш город украшает замечательный парк.
8. Стремящийся к победе обязательно победит.

Если Вы справились с этой работой без ошибок, Вас можно поздравить! Если же ошибки попадались, не огорчайтесь: они для того и существуют, чтобы с ним справляться и их побеждать!

Какие же ошибки могли тут Вас подстерегать? Кто-то мог потерять подлежащее, где-то не оказалось сказуемого, в каком-то предложении вместо подлежащего втиснулось дополнение, в некоторых случаях вообще подчеркнуты члены предложения, которые не имеют ни малейшего отношения друг к другу.

Неужели это так страшно? Конечно, нет! Но, если Вы неверно находите грамматическую основу, нельзя правильно увидеть блоки, соответственно получается, что простое предложение по ошибке принимается за сложное, в сложных неверно определяется количество частей, а значит, и знаки препинания располагаются так, как им заблагорассудится.

Как же найти эту коварную грамматическую основу? Вы можете сначала найти сказуемое, потом подлежащее, можете наоборот, только помните несколько подсказок:

1) Для того чтобы найти подлежащее обязательно задайте от сказуемого двойной вопрос: кто? что? Тогда Вы вряд ли перепутаете подлежащее и дополнение.

Попробуйте так поступить, определяя подлежащее в следующих предложениях.

Раньше всех берег увидел капитан.

Перед платья украшали цветы.

Если Вы задали двойной вопрос от сказуемого, то отыскали подлежащие капитан и цветы .

2) Для того чтобы найти сказуемое, попробуйте задать вопросы: «Что происходит? Что говорится о подлежащем? Каков этот предмет (подлежащее)? Что он делает? (подлежащее)»

Рассмотрите примеры. Подлежащее выделено жирным , сказуемое – курсивом .

Ученица была красивой .

На улице свежо и ветрено .

Малышам не сиделось на месте.

Замечательная игра догонялки !

3) От перемены мест слагаемых сумма меняется . Это значит, будьте внимательны к некоторым предложениям при определении грамматической основы.

Зеленый город (односоставное назывное предложение).

Город зеленый (двусоставное предложение).

Вы уже увидели, что бывает так, когда в предложении есть только подлежащее или только сказуемое (гораздо чаще). Такие предложения называются односоставными . Работая с такими предложениями, будьте внимательны! Именно в них часто дополнение маскируется под подлежащее по смыслу. Тогда возвращайтесь к нашей первой подсказке, ставьте двойной вопрос – и все станет понятно.

Попробуйте найти грамматическую основу в этих предложениях.

Мне холод но .

Ему не спится.

Мне хочется улыбн уться .

Очень многие скажут, что в этих предложениях есть подлежащее и сказуемое, т. е. они двусоставные. Тогда могу спросить, какое подлежащее? Ответ может быть – я, он. Тогда еще один вопрос: где в этих предложениях слова Я и ОН? Их нет, есть другие формы: мне, ему. А это уже не подлежащее, а дополнение. Если поставить вопрос: кто? что? – все станет на свои места. Правильный ответ следующий: это односоставные безличные предложения. В них нет и не может быть подлежащего, сказуемое выделено курсивом.

Надеемся, что у Вас теперь будет меньше проблем при определении грамматической основы предложения!

Удачи в изучении русского языка!

Ответы к заданию.

Подлежащее выделено жирным , сказуемое – курсивом .

1. Все понятно .
2. Послышалось «ку-ку» !
3. Хозяин мил , гостеприимен .
4. Каждый норовит влезть .
5. Деревня была прелестным уголком ; мы играли .
6. Вечер . Лес . Дальний путь .
7. Украшает парк . 8. Стремящийся победит .

Остались вопросы? Не знаете, как найти грамматическую основу?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь .
Первый урок – бесплатно!

сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Чтобы не ошибаться в постановке знаков препинания, необходимо понимать структуру предложения, то есть уметь быстро находить грамматическую основу. Именно об этом наша статья.

Что такое грамматическая основа

Грамматическая основа предложения – это подлежащее и сказуемое; это смысловой центр фразы. Именно в нем заключен основной смысл, который необходимо передать. В большинстве случаев грамматическая основа самостоятельна: если исключить все второстепенные члены, суть предложения все равно будет понятна.

Это и грамматический центр, ведь именно сказуемое связывает предложение со временем и реальностью.

Из чего состоит грамматическая основа

В двусоставном предложении грамматическая основа состоит из двух главных членов – подлежащего и сказуемого. Подлежащее называет то, о чем говорится в предложении, а сказуемое – то, что нам сообщается о подлежащем.

В 3 классе на уроках русского языка, изучая эту тему, проходят наиболее простой и распространенный вид грамматической основы, когда подлежащее выражено существительным или местоимением, а сказуемое – глаголом в личной форме.

Чем может быть выражено подлежащее

Подлежащее может выражаться существительным или местоимением, инфинитивом, сочетанием существительного с количественным числительным (два брата), синтаксически неделимым сочетанием (детский сад) и т.д.

Чем может быть выражено сказуемое

Различают три вида сказуемых:

  • в простом глагольном сказуемое – глагол в любой форме, кроме инфинитива;
  • в составном глагольном инфинитив смыслового глагола и вспомогательный глагол (модальный или фазовый) либо краткое прилагательное с модальным значением – для выражения грамматического смысла;
  • в составном именном глагол-связка “быть” (или “полусвязка” казаться, стать и т.д.) и именная часть, которая может выражаться чем угодно, кроме глагола в личной форме или деепричастия.

Если подлежащее и сказуемое выражены существительными, числительными или инфинитивами (в любом комплекте), то между ними часто ставится тире; из правила есть исключения. Вот пример схемы грамматической основы предложения с тире: ̲ ― это ̳ .

Запятая между подлежащим и сказуемым стоять не может; разве что там два выделительных знака, но тогда их обязательно два!

Основа односоставного предложения

В односоставном предложении грамматическая основа состоит только из сказуемого или (редко) только из подлежащего.

Иногда можно встретить мнение, что это не подлежащее и не сказуемое, а особый член предложения.

Выделяют несколько видов односоставных предложений в зависимости от того, чем выражен главный член.

Распространенное и нераспространенное предложения

В распространенных предложениях, кроме грамматической основы, есть еще второстепенные члены: дополнения, определения, обстоятельства. В нераспространенном есть только грамматическая основа.

Что мы узнали?

Грамматическая основа – это ядро предложения, его грамматической структуры и смысла. Вид предложения зависит от количества главных членов в основе: если основа из двух членов, предложение двусоставное, из одного – односоставное. В распространенном предложении есть еще второстепенные члены, в нераспространенном – только одна грамматическая основа. Главные члены могут быть выражены многими частями речи или сочетаниями. В зависимости от этого определяют вид сказуемого. Между подлежащим и сказуемым может стоять тире, но не запятая.

Тест по теме

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 187.

  • 4. Обобщенно-личные
  • 10. Распространенные и нераспространенные предложения. Полные и неполные предложения, их виды Распространенные и нераспространенные предложения
  • Полные и неполные предложения
  • 11. Понятие осложнения. Типология осложнений. Оборот как синтаксическое понятие
  • 12. Однородные члены и их виды. Однородные и неоднородные определения. Обобщающие слова при однородных членах
  • 13. Обособленные определения, обстоятельства и дополнения
  • §2. Обособленные определения
  • §5. Обособленные обстоятельства
  • 14. Уточняющие, пояснительные и присоединительные конструкции. Знаки препинания при них
  • 15. Вводные слова и предложения. Типология вводных конструкций по значению. Разграничение вводных и невводных употреблений
  • 5.2.8.2 Обращения. Слова-предложения да и нет. Междометия
  • 16. Вставные конструкции, обращения и междометия. Нечленимые слова-предложения как вид осложнения простого предложения
  • 17. Сложное предложение как синтаксическая единица. Принципы классификации сложных предложений в концепции. Основные типы сложносочиненных предложений
  • 18. Сложносочиненное предложения: виды по структуре и семантике 19. Сложноподчиненные предложения. Средства связи в спп. Виды спп
  • 23. Сложноподчиненное предложение (спп). Виды придаточных. (по лекции и.Г. Осетрова)
  • 1. Спп с присловной связью
  • 20. Типы придаточных по значению. Спп с разными видами связи: типы подчинения в простых предложений в спп с несколькими придаточными Типы придаточных предложений
  • Придаточные изъяснительные
  • Придаточные определительные
  • Придаточные обстоятельственные
  • Придаточные присоединительные
  • 21. Бессоюзное сложное предложение: виды бсп по семантике и структуре. Знаки препинания в бсп
  • 24. Функциональные типы речи: описание, повествование, рассуждение Повествование
  • Описание
  • Рассуждение
  • 6.Понятие членов предложения. Грамматическая основа предложения. Подлежащее. Виды сказуемых

    1 .Подлежащее – это главный член предложения, который обозначает о ком или о чём говорится в предложении , и отвечает на вопрос кто? или что? Подлежащее чаще всего выражено именем существитель- ным. Подчёркивается одной чертой.

    2 .Сказуемое - это главный член предложения, который обозначает, что в предложении говорится о подлежащем, и отвечает на вопрос что делает? что делают? что сделал? что сделала? Чаще всего выражается глаголом. Подчёркивается двумя чертами.

    3. Определение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? и подчёркивается

    волнистой линией. Определение выражается прилагательным.

    4. Дополнение - кого? чего?

    кому? чему?

    кого? что?

    кем? чем?

    о ком? о чём?

    и подчёркивается отрывистой линией -------- . Дополнение чаще всего выражается существительным или местоимением.

    5. Обстоятельство - это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы: где? куда? откуда? как? когда? и подчёркивается отрывистой линией и точкой. Обстоятельство чаще всего выражается существительным или наречием.

    Например : В зеленой роще путников встретили веселые голоса птиц .

    Предложение- это слово или несколько слов, связанных по смыслу.

    Повествовательные : На дворе стоит прекрасная погода.

    Вопросительные: Почему вы не гуляете?

    Побудительные: Идите скорее!

    Восклицательные: Мне подарили щенка!

    Невосклицательные: Мне подарили щенка.

    Нераспространенное: Весна пришла.

    Распространенное: Пришла долгожданная весна.

    Узкая тропинка уходила далеко в лес . – простое (Имеет одну грамматическую основу)

    Утром пригревало солнышко , а к вечеру стукнул мороз . - сложное

    (имеет две и более грамматических основ)

    На заводе человек наливает жидкое стекло в сито.

    (Повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное.)

    Разбор предложения по членам предложения и по частям речи, выписывание словосочетаний.

    В словосочетании одно слово главное, а другое зависимое. Сначала вопрос задаётся от группы подлежащего, затем от группы сказуемого, потом от группы второстепенных членов.

    Подлежащее и сказуемое не являются словосочетанием (так как главный член предложения (подлежащее) не может зависеть от главного члена предложения (сказуемого)). п.,ед.ч.,м.р.,Т.п. н. п.,мн.ч.,И.п. с.,мн.ч.,И.п. г.,п.в.,мн.ч. пред. Например : Осенним днём маленькие дети гуляли в п.,ед.ч.,м.р.,П.п. с.,ед.ч.,м.р.,П.п.,2с. городском парке .

    Однородными членами предложения называют слова, которые:

    1. Относятся к одному и тому же члену предложения.

    2. Отвечают на один и тот же вопрос.

    3. А для определений : Обозначают один и тот же признак (цвет, размер, форму…)

    4. Однородными могут быть и главные и второстепенные члены предложения.

    Например:

    Суворов ценил своих солдат за храбрость , смекалку , выносливость.

    какие? какие?

    Маленькие, большие кораблики покачивались на воде.

    (Маленькие, большие – однородные определения).

    Сложное предложение.

    Сложным - называют предложение, в котором несколько грамматических основ.

    На письме части сложного предложения разделяются запятой.

    Например:

    Догорел апрельский светлый вечер , по лугам холодный сумрак лег.

    День темнеет , и трава седой росой в лугах блестит.

    Какие слова являются грамматической основой? Каждое предложение содержит в себе грамматическую основу. Составляющими грамматической основы предложения являются подлежащее и сказуемое. Второстепенные же члены предложения косвенно или прямо разделяют данные слова. Грамматические значения конструкции определяются значением наклонения и времени сказуемого, выраженного глаголом. Например: "Мяч летит прямо в ворота". Действие предмета происходит, и происходит в настоящее время. "Мяч летел прямо в ворота". Действие предмета происходило, и происходило в прошедшем времени. "Полетел бы мяч в ворота". Действие предмет не происходит, но выражено в пожелании. Грамматическая основа: примеры Подлежащее и сказуемое в предложении может выражаться по-разному, принимая порой непривычные формы. Поэтому следует разобрать подробнее понятие и примеры составляющих грамматическую основу членов предложения. Подлежащее является главным членом предложения и обозначается предмет, осуществляющий какое-либо действие. Подлежащее отвечает на вопросы "кто?" и "что?", характерные именительному падежу. Следующие примеры помогут правильно определить подлежащее в предложении: Подлежащее - существительное в именительном падеже. "Собака поджала хвост". Подлежащее - местоимение в именительном падеже. "Я видел", "Кто принес яблоки?". "Это смешно". "Это их ребенок". "Кошелек, который нашелся, принадлежал Марине" (подлежащее в предложении придаточного типа). "Лист, что падал на аллею, казался огненно красным" (подлежащее в предложении придаточного типа). "Кто-нибудь увидит". "Все притихли". Подлежащее - неопределенная форма глагола. "Быть смелым - это уже победа". "Слушать - значит слышать". "Ломать - не строить". Подлежащее - сочетание нескольких слов (одно в именительном падеже). "Мы с братом редко ссорились". Подлежащее - сочетание нескольких слов (без именительного падежа). "Две птицы сели на подоконник" Сказуемое является главным членом предложения, связанным с подлежащим и имеющим выраженное вопросом "что делает?" значение. Также к вопросам, характеризующим сказуемое можно отнести "какой он?", "что он собой представляет", "кем он является?". Например, "Выпил около литра воды" Сказуемое является главным членом предложения, связанным с подлежащим и имеющим выраженное вопросом "что делает?" значение. Также к вопросам, характеризующим сказуемое можно отнести "какой он?", "что он собой представляет", "кем он является?". Говоря о том, что такое грамматическая основа, нельзя не охватить понятия простого и составного сказуемого. Первое выражает глагол в форме любого наклонения. Составное же выражают несколько слов, из которых одно - связывает его с подлежащим, а другие несут смысловую нагрузку. Например: "Его мать была медсестрой" - глагол "была" связывает сказуемое с подлежащим, а "медсестрой" несет смысловую нагрузку сказуемого. Т.е. в данном предложении сказуемое - "была медсестрой". Составное сказуемое может быть составным глагольным и составным именным. Простое глагольное сказуемое может быть выражено с помощью глагола одной из следующих форм: Форма глагола настоящего времени и прошедшего времени. "Он бегает быстро". "Сестра звонка не услышала". Формой глагола будущего времени. "Меня будут спрашивать завтра". Формой глагола условного или повелительного наклонения. "Не ходил бы я в тот двор". "Пусть ест то, что хочет". Подведя итоги можно сказать, что грамматическая основа выражает грамматическое значение конструкции и количество грамматических основ в предложении, как правило, не ограничено. 7.Второстепенные члены предложения и способы их выражения

    В русском языке традиционно выделяют три основных второстепенных члена:

    • дополнения;

      определения;

      обстоятельства.

    Приложения рассматриваются обычно как разновид­ность определения.

    Второстепенные члены непосредственно или опосредованно связаны с грамматической основой, то есть от грамматической основы можно задать вопрос к второстепенному члену, от этого второстепенного члена – к другому и т.д.

    Испуганное лицо молодой девушки выглянуло из-за деревьев (Тургенев).

    Грамматическая основа – лицо выглянуло . От подлежащего можно задать вопросы к двум словам: лицо (какое?) испуганное ; лицо (чьё?) девушки . От определения девушки можно задать вопрос к одному слову девушки (какой?) молодой . Сказуемое выглянуло связано с существительным с предлогом: выглянуло (откуда?) из-за деревьев .

    Таким образом, в одно предложение входят все слова, которые так или иначе связаны с грамматической основой. Это особенно важно при расстановке знаков препинания в сложном предложении. Запятыми (реже другими знаками) части сложного предложения отделяются друг от друга. Поэтому для проверки знаков препинания надо четко представлять, где находятся эти границы.

    Вечером пока мы молча ожидали Асю я убедился окончательно в необходимости разлуки (Тургенев).

    Чтобы правильно расставить знаки препинания в этом предложении, надо: а) выделить грамматические основы; б) установить, какие слова связаны с этими основами.

    В данном предложении две грамматические основы:

    1 – я убедился ; 2 – мы ожидали .

    Значит, предложение сложное.

    С первой грамматической основой связаны слова: убедился (как?) окончательно ; убедился (в чём?) в необходимости ; убедился (когда?)вечером ; в необходимости (чего?) разлуки . Следовательно, первое предложение будет иметь вид: Вечером я убедился окончательно в необходимости разлуки.

    Со второй грамматической основой связаны слова: ожидали (кого?) Асю ; ожидали (как?)молча . Пока является временным союзом в придаточном предложении. Следовательно, второе предложение будет иметь вид: пока мы молча ожидали Асю , причем оно находится внутри главного предложения.

    Итак, знаки препинания в сложном предложении следует расставить следующим образом:Вечером, пока мы молча ожидали Асю, я убедился окончательно в необходимости разлуки.

    Но для правильной расстановки знаков препинания необходимо не только выявить все второстепенные члены предложения, но и определить их конкретный тип (определение, дополнение, обстоятельство), поскольку каждый из второстепенных членов имеет свои правила обособления. Следовательно, неправильный разбор второстепенных членов может привести к ошибкам в пунктуации.

    Каждый из второстепенных членов имеет свою систему вопросов.

      Определение отвечает на вопросы какой? чей?

    Красное платье; весёлый мальчик.

      Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей.

    Увидел друга.

      Обстоятельства отвечают на вопросы наречий: где? когда? как? почему? и др.

    Ожидали молча.

    Дополнение – это второстепенный член предложения, который обозначает предмет :

      объект, на который распространяется действие: Пишу письмо; слушаю музыку.

      объект – адресат действия: Пишу другу.

      объект – орудие или средство действия: Пишу ручкой.

      объект, на который распространяется состояние: Мне грустно.

      объект сравнения и др.: Быстрее меня.

    Дополнение отвечает на вопросы косвенных падежей :

      родительный падеж – кого? чего? - Выбор профессии.

      дательный падеж – кому? чему? - Пишу другу.

      винительный падеж – кого? что? - Пишу письмо.

      творительный падеж – кем? чем? - Пишу ручкой.

      предложный падеж – о ком? о чем? - Думаю о друге.

    Дополнение может относиться к:

      глаголу-сказуемому: Пишу письмо.

      главному или второстепенному члену, выраженному существительным: Потеря коня; надежда на счастье.

      главному или второстепенному члену, выраженному прилагательным или причастием:Строгий к детям; думающий о детях.

      главному или второстепенному члену, выраженному наречием: Незаметно для других.

    Способы выражения дополнения

    Форма

    Примеры

    1. Имя существительное

    Пишу письмо, строгий к детям.

    2. Местоимение

    Пишу ему, незаметно для других, знал что-то.

    3. Имя прилагательное, причастие в значении существительного

    Не возвратить сделанного.

    4. Инфинитив

    Приказал (что?) уехать ; дал (что?) подумать.

    5. Цельное словосочетание и фразеологизм

    Выпил несколько чашек; думал о каждом из нас; любовался анютиными глазками.

    Определение - второстепенный член предложения. Определение отвечает на вопрос какой? чей? и обозначает признак предмета. Определения поясняют члены предложения.

    Определения бывают 2-х видов

    1) Согласованные

    2) Несогласованные

    Согласованные определения

    Согласованные определения сочетаются с определяемым словом в форме (числе, падеже, роде). И могут выражаться:

    1) Прилагательным: Я купила оранжевую футболку.

    2) Местоимением: Наша дорога.

    3) Числительным: Дай мне второй том.

    4) Причастием: Зеленеющий лес

    Согласованные определения чаще всего стоят перед определяемым словом.

    Значения согласованных определений разнообразны. Зависят от значения слов (лексического), которыми они являются.

    Определения, которые обозначают качество предмета, выражены качественными прилагательными. Определения, которые обозначают признак предмета по времени и по месту его нахождения, выражены относительными прилагательными. Определения, которые выражены притяжательными прилагательными или притяжательными местоимениями, обозначают принадлежность.

    Определения, которые указывают на неопределенность предмета в отношении свойства, качества, принадлежности, выражены неопределенными местоимениями. Определения, которые выражены порядковыми числительными, обозначают порядок при счете. Определения, которые могут обозначать признак, связанный с действием, выражены причастиями.

    Несогласованные определения

    Несогласованные определения сочетаются с главным примыканием (являются неизменяемой частью речи или формой) или управлением (ставится при главном слове и в определенном падеже). И могут выражаться:

    1) Cуществительным с предлогом и без него в косвенном падеже: Климат в Санкт-Петербурге. Полет летчика.

    2) Инфинитивом: Стремление увидеть. У меня есть желание учиться.

    3) Наречием: Мне подали яйца всмятку. Я люблю прогулки пешком.

    4) Прилагательным в сравнительной степени: Домик поменьше.

    5) Притяжательным местоимением его, ее, их: Его сестра. Их квартира.

    6) Цельным словосочетанием: Мама увидела девочку лет четырнадцати.

    Несогласованные определения могут обозначать принадлежность, если они выражены именем существительным без предлога в родительном падеже.

    Несогласованные определения могут обозначать разные признаки

      Признак по материалу;

      Признак, который указывает на то, что у предмета есть какие-либо внешние черты, детали;

      Признак, характеризующий предмет в отношении пространства;

      Признак, указывающий на содержимое предмета;

      Признак, указывающий на назначение предмета, если они выражены именем существительным с предлогами в косвенных падежах.

    Несогласованные определения могут означать признак в отношении направления, качества, времени, способа действия, если они выражены наречием. Несогласованные определения, которые выражены инфинитивом, служат для того, чтобы раскрыть содержание предмета

    Обстоятельство – второстепенный член предложения, который обозначает место, время, причину, образ действия и др. и отвечает на вопросы где? когда? почему? как? и др.

    Моя мать потащила её (куда?) куда-то (М. Горький).

    Обстоятельства чаще всего выражены:

      существительным в косвенном падеже с предлогом или без предлога: Жил (где?) в лесу; говорил (как?) с восторгом.

      наречием: Жил (как?) весело.

      местоимением-наречием: Поехал (куда?) туда.

      деепричастием: Сидел (как?) отвернувшись.

      инфинитивом: Вышел (с какой целью?) освежиться.

    Обстоятельство обычно поясняет:

      глагол: Идти в школу.

      прилагательное: Крайне усталый , усталый до изнеможения.

      наречие: Слишком быстро .

    Виды обстоятельств

    Вид обстоятельства

    Вопросы

    Примеры

    1. Места

    где? куда? откуда?

    Хорошо (где?) здесь . Я уезжаю (куда?) в деревню . Я приехал (откуда?) издалека .

    2. Времени

    когда? с каких пор? до каких пор? как долго?

    Я встал (когда?) рано . С осени (с каких пор?) от дочери писем нет . До вечера (до каких пор?) не управимся. Три года (как долго?) от дочери писем не было.

    3. Образа действия, меры и степени

    как? каким образом? каким способом? в какой мере? в какой степени? насколько?

    Мать смотрела (как?) ласково . Мы решили идти (как? каким образом? каким способом?) пешком .Платье (как? в какой степени?) сильно выгорело . Он (в какой степени? насколько?) совершенно забыл родной язык.

    4. Сравнения

    как? подобно кому? подобно чему?

    Кошка (как? подобно чему?) клубочком свернулась у печки. За печкой тикал (как? подобно чему?), как ходики, сверчок.

    5. Причины

    почему? отчего? по какой причине?

    Я молчал (почему?) из вежливости . Он умер (отчего? по какой причине?) от голода . Он побледнел (почему? по какой причине?) со страху.

    6. Цели

    зачем? для чего? с какой целью?

    Я сделал это (зачем? с какой целью?) назло . Мы остановились (для чего? с какой целью?) на ночлег. Я пошёл (с какой целью?) проведать друга.

    7. Условия

    при каком условии?

    Он просил позвонить (при каком условии?) в случае необходимости . Чуден Днепр (при каком условии?)при тихой погоде.

    8. Уступки

    вопреки чему? несмотря на что?

    Он вернулся (вопреки чему?) вопреки ожиданию. Мы, (несмотря на что?) несмотря на усталость, решили идти дальше.

    "

    Видеоурок 1: Однородные члены предложения

    Видеоурок 2: Грамматическая основа предложения Главные члены предложения

    Лекция: Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения

    Предложение - слово или несколько слов, грамматически объединенных и имеющих законченный смысл: Свадьба! Ждём дорогих друзей на торжество в день свадьбы!

    Предложение - основная синтаксическая единица, предназначенная для общения.

    Мы разговариваем предложениями, они, в свою очередь, могут состоять из словосочетаний.

    NB! Важным формальным признаком предложения является его смысловая оформленность и интонационная законченность.

    Предложение, его типы

    1. По выражению отношения к действительности – утвердительные и отрицательные :

    В аудитории ни души. (отриц.)

    Будем стараться. (утверд.)

    2. По цели высказывания – повествовательные, вопросительные и побудительные :

    Наташа старалась, и у неё всё получилось. (повеств.)

    Как у вас всё получается? (вопрос.)

    Всё получится, дерзайте! (побудит.)

    3. По эмоциональной окраске – восклицательные и невосклицательные :

    Вперёд, к победе! (воскл.)

    Мы воевали за победу, дети. (невоскл.)

    4. По контексту и речевой ситуации – полные и неполные:

    Сколько времени?

    Девять. (неполн.)

    Часы показывали девять часов вечера. (полн.)

    5. По числу грамматических основ:

    а) одна грамматическая основа – простое:

    Мама привезла с рынка сочные фрукты, полезные овощи, свежее мясо и рыбу и стала готовить ужин.

    Хотя предложение распространенное, оно простое, потому что состоит из одного подлежащего (мама) и двух сказуемых (привезла и стала готовить).

    б) две или более грамматических основ сложное:

    [Все продукты, (которые мама привезла с рынка), были свежими].

    2 грамм. основы, следовательно, оно сложное.

    6. Распространенные и нераспространенные , т. е. имеют либо не имеют второстепенные члены:

    Мама вернулась с рынка. (распр.)

    Мама вернулась. (нераспр.)


    Грамматическая (предикативная) основа предложения

    В предложение есть грамматическая основа, состоящая из подлежащего и сказуемого либо одного из них:

    Закат. Светлеет. Наташа шла на кружок.

    Подлежащее главный член предложения, обозначающий лицо или предмет и отвечающий зачастую на вопросы «КТО?», « ЧТО?».

    Оно выражается:

    1) Существительным: Мама привезла игрушки.

    2) Местоимением: Он и решили двинуться в путь.

    3) Числительным: Семь счастливое число.

    4) Причастием, прилагательным, наречием либо местоимением в значении существительного: Приглашённые сидели на балконе. Красивое вечно. «Чуть-чуть » не считается. Вдалеке послышалось ау .

    5) Инфинитивом: Курить здоровью вредить.

    6) Сочетанием слов:

      составное имя собственное: Малая Медведиц а помогала ориентироваться ночью.

      существительное или местоимение в Им.п. + «с» + существительное или местоимение в Т.п.: Король с королевой удалились в палаты.

      числительное, местоимение (столь­ко, сколько, несколько), существительное и наречие, имеющие количественное значение + существительное в Р.п.»: Большинств о детей сдали экзамен.

      числительное, местоимение в Им.п. + «из» + существительное или местоимение в Р.п.»: Трое из вошедших были с нами знакомы. Никто из людей не посмотрел на ребёнка.

      неопред. местоимение + субстантивированное прилагательное или определи­тельное местоимение + существительное или суб­стантивированное прилагательное (причастие)»: Было в Сергее что-то таинственное .

    7) фразеологизмом: Золотые руки у Петрова.

    Сказуемое – главный член предложения, обозначающий обычно действие, состояние или признак предмета и отвечающий на вопросы «что делает предмет?», «каков предмет?», «что происходит?» и т.д.

    Сказуемое означает грамматическое и лексическое значение.

    Различают три типа сказуемого:

      простое глагольное (ПГС),

      составное глагольное (СГС),

      составное именное (СИС).

    ПГС такое сказуе­мое, в котором лексическое и грамматическое зна­чения выражены одной глагольной формой.

    NB! Будущее время состоит из двух слов, но сказуемое считается ПГС, потому что два слова используются, чтобы выразить одно значение – изъявит. накл., будущее время, глагол несов. вида. Частица БЫ входит в сослагательное наклонение глагола, следовательно, часть ПГС.

    ПГС выражается:

    1 ) Глаголом: Сынок побежал на детскую площадку.

    2) Фразеологизмом или сочетанием слов: Петр представлял, как Андрей клюёт носом .

    3) Сочетаниями слов: Смотрю, не насмотрюсь на тебя.

    4) Глагольно-междометными формами: Блюдце дзынь и разбилось .

    Составным называют сказуемое, в котором грамматическое и лексическое значения выражаются разными словами.

    Составное глагольное сказуемое (СГС) включает в себя вспомогательный Г., который выражает грамматическое значение сказуемого, и инфини­тив, выражающий лексическое значение: Брат начал заниматься по биологии.

    Вспомогательные Г. ещё означают начало, конец, продолжительность действия, возможность или желательность действия и выражают это Г. мочь, смочь, уметь, суметь, хотеть, захотеть, решать, решить, собираться, желать, начать, продолжать, кончать и др.:

    Из динамиков перестали слышаться песни.

    Марина закончила рисовать , собрала кисточки со стола.

    Ты сможешь ходить !

    Составное именное сказуемое (СИС) состоит из Г.связки и именной части: Коллектив 8 класса был сплочённым .

    Зачастую употребляется глагол связка БЫТЬ. В настоящем времени связка нулевая: Всё хорошо. Махачкала – столица Дагестана.

    Именная часть выражается:

    1) Существительным: Барбос – собака Петровых.

    2) Прилагательным: Месяц июнь дождливый и холодный .

    3) Наречием: Блузка была впору Марье.

    4) Числительным: Семь плюс один будет восемь .

    5) Местоимением: Тетради с лекциями были наши .

    6) Причастием: Многие города были освобождены от фашистов.

    7) Синтаксически неделимым сочетанием: Костюм был бирюзового цвета .