Смотреть что такое "Усты" в других словарях. Усты (Думиничский район) Железнодорожная станция Палики

Муниципальный район Сельское поселение Координаты Первое упоминание Высота центра Население Часовой пояс Почтовый индекс Автомобильный код Код ОКАТО

История

Село Усты в начале восемнадцатого столетия принадлежало представителям старинного рода графам Брюсам, относилось к Жиздринскому уезду и располагалось на левой стороне Сухиничского торгового тракта при реке Жиздре.

Достопримечательности

  • Воскресенская церковь 1824 года

Господский дом (Усадьба Мальцова)

В 1782 году хозяином имения числился военный и государственный деятель граф Яков Александрович Брюс , сын известного генерал-поручика Александра Романовича Брюса, владелец более полутора тысяч крестьян еще в девяти селах и деревнях того же уезда. В то время в усадьбе имелись деревянный господский дом и деревянная церковь в честь Обновления Храма Воскресения Господня. При состоятельном помещике в Устах функционировали два крупных винокуренных завода, устроенных на реке Жиздре, откуда вино отправлялось в Москву. Окружал усадебные земли березовый, осиновый и липовый лес. Крестьяне старинного села были на оброке и помимо пашни непременно трудились на заводах.

Следующими хозяевами имения были действительный статский советник Павел Гаврилович Дивов, владелец 409 душ крепостных крестьян, с середины 1820-х годов - секунд-майор Иван Акимович Мальцов и до конца XIX века - его сыновья. По фабричным ведомостям в 1820 году за Мальцовыми числились два чугуноплавильных завода - Людиновский и Сукремльский, каждый из которых имел две домны и 16 горнов и выпускал изделий на 299381 пуд. Обслуживали заводы 1600 мастеровых, не только вольные, но и крепостные. В 1824 году на средства состоятельного помещика Ивана Мальцова и на церковные средства старый храм в селе Усты во имя Воскресения Господня с приделами во имя Казанской Божией Матери и во имя Великомученика Пантелеймона был перестроен в камне. Предполагают, что при энергичной деятельности сына И. А. Мальцова Сергее Ивановиче , сделавшего блестящую военную карьеру, вскоре началась и перепланировка всей усадьбы.

В названном имении прошли детские годы известного писателя Бориса Константиновича Зайцева (1881-1972), отец которого, будучи горным инженером, занимал в 1880-х годах должность управляющего Мальцовским рудным заводом в селе Усты.

В цепкую память Бориса Зайцева «навсегда врезался двухэтажный белый дом на взгорье, почти среди села; дорога к церкви, усаженная ракитами; бело-розовая церковь с раздольным погостом, откуда видны луга, с разметавшейся „поповкой“, - там жил причт. Наискось через улицу большой сад. Здесь уже слегка таинственно, и некоторое очарование представляли его дальние липовые аллеи, выходившие за село, в поле. А далеко вокруг дома, церкви, сада, села, расположенного на полухолме, - синели кольцом леса. Что было в них, какие жили звери или разбойники, этого детский ум не знал. Но их названия были внушительны, иногда жутки: Брынский лес, Козий бор, Чертолом…» Так выглядело помещичье имение, запечатленное во многих рассказах писателя, вплоть до нагрянувшей революции.

Как свидетельствуют документы, последними владельцами усадебных земель числились жиздринский купец В. Терехов и до 1917 года - помещик И. О. Реут. Сегодня в бывшем дворянском имении, как и прежде, сохраняются довольно скромной архитектуры главный двухэтажный каменный дом в пять окон с небольшой пристройкой второй половины позапрошлого века и от прежнего усадебного парка - всего несколько старых липовых деревьев. Православный приземистый сельский храм-боровичок в честь Воскресения Христова, огороженный каменной оградой, в настоящее время передан Калужской епархии и восстанавливается. Сияя необыкновенной чистотой и свежестью, он радостно принимает в своих стенах жителей села и окрестных деревень - ныне в нем уже проходят службы.

История в XX веке

В 1930 в Устах организован колхоз им. Мичурина.

Во время войны село было полностью разрушено. Освобождено от фашистов 24-25 июля 1943 г. в ходе Орловско-Курской битвы.

В организованном в 1969 совхозе "Паликовский" была Устовская бригада, существовавшая до середины 1990-х.

В 1985 г. в Устах проживало 15 семей.

Село Усты. Самое начало года 2017-го. В этот раз зима не пожалела снега. Как следует укрыла, утеплила, припрятала и замела всё, что дорого природе и людям.
Всё гармонично и прекрасно в этом сонном царстве. Только высоченные сосны постанывают иногда во сне, размахивают массивными ветвями, отгоняя от себя навязчивый ветер, словно человек гонит надоедливого комара.
Набираются сил плодородные поля, отдыхая под белым пуховым одеялом. Сколько лет они без устали, а порой - и без отдыха служат людям? Посчитать трудно. Зима для них - как для нас долгожданный отпуск. И чем снежнее, тем теплее. Значит, выспится поле, насытится влагой по весне, а осенью даст небывалый урожай.
Сладко сейчас спится подо льдом и реке Жиздра. Думали ли вы, представляли когда-нибудь, что может сниться реке, пережившей многие поколения людей, воины, разливы, засухи, лесные пожары?!
Устовской Жиздре сейчас нелегко. В некоторых местах от небывало глубоководной реки остался лишь ручеёк. Не то, что перешагнуть - переплюнуть легко! Быть может, снятся речке лучшие годы и совершенно другие люди. Когда в 13 веке здесь стоял град. И не просто град, а столица Устивского княжества. Видала Жиздра богатые ярмарки, переправляла с одного берега на другой - дорогие товары, да купцов зажиточных. Крестила в своих водах православных и, возможно, отпугивала нехристей. Тех, что набегал со стороны непроходимых брянских лесов, где по преданиям народным жил и промышлял тот самый Соловей Одихмантьевич. Тамошние леса и сейчас носят пугающие названия: Брынский лес, Козий бор, Чертолом…
Менялись времена. Двигались границы княжеств. Изжил своё старинный город Усты. Осталось от него большое (даже по тем временам) село. Благо Жиздра всё также молода и полна сил! Знай себе, по весне питает жизненной силой заливные свои луга, а с них кормились и люди, и звери. А человеку ж и того мало: обустраивал он берега по своему разумению. Вот, к примеру, при Якове Александровиче Брюсе - видном военном и государственном деятеле по сведениям на 1782-ой год в Устах на реке Жиздре стояло сразу 2 крупных винокуренных завода. Вино оттуда направлялось ни куда-нибудь, а в столицу - Москву! Если смотреть тогда от реки, на самом видном месте села стояли деревянный господский дом и деревянная церковь в честь Обновления Храма Воскресения Господня.
Это на бумаге всё легко пишется, а крестьяне устовские тогда на оброке состояли, и после работы на поле, шли на завод. Помнит, верно, Жиздра и эту историю. Хладнокровно, со стороны наблюдала река за жизнью своих подопечных. Помогала рыбой и мощью своей природной ворочать незамысловатые заводские механизмы. И вот уже на смену одним хозяевам приходят другие, ещё более деятельные и деловые. Сначала - это был Павел Гаврилович Дивов. Богатейший человек. Но для села, как говорили, - бесполезный. При нём ничего не изменилось, ни в лучшую, ни в худшую сторону.
Перемены приходят сюда с середины 1820-х годов, когда в Усты пришёл известный промышленник, хозяин Людиновского и Сукремльского чугуноплавильных заводов - Иван Акимович Мальцов. Ему за 4 года удалось полностью изменить - осовременить - облик старинного населённого пункта. Уже в 1854-ом на месте деревянной церкви на самой высокой точке во всей красе поднялся каменный храм во имя Воскресения Господня с приделами во имя Казанской Божией Матери и во имя Великомученика Пантелеймона. Полную перепланировку всей усадьбы закончил уже сын И.А. - Сергей Иванович Мальцов.
Откуда мы всё это знаем? Дело в том, что в Устах в одно время и сами того не подозревая пересеклись две замечательные судьбы. В 1880-ых годах знаменитый на всю Россию заводчик Мальцов привозит в село, где успешно работает его рудодобывающее предприятие, нового управляющего. И даже не столько он нам интересен, сколько его сын - будущий известный писатель Борис Константинович Зайцев.
Борис с детства любил Усты, вместе с этими роскошными пейзажами, богатой природой, невероятными легендами и народными преданиями, он воспринимал село - как свою малую родину, которую впоследствии воспевал с своём творчестве.
Только ради этого можно снова открыть тексты Бориса Зайцева и найти там до боли знакомые места: «двухэтажный белый дом на взгорье, почти среди села; дорога к церкви, усаженная ракитами; бело-розовая церковь с раздольным погостом, откуда видны луга, с разметавшейся „поповкой“, - там жил причт. Наискось через улицу большой сад. Здесь уже слегка таинственно, и некоторое очарование представляли его дальние липовые аллеи, выходившие за село, в поле. А далеко вокруг дома, церкви, сада, села, расположенного на полухолме, - синели кольцом леса. Что было в них, какие жили звери или разбойники, этого детский ум не знал..."
Удивительно, этот дом сохранился в годы Великой Отечественной войны, когда практически всё село было разрушено. Об этом времени подробнее лучше узнавать из первых уст, пока ещё живы очевидцы. Как раз, зима - время сбора информации для поисковиков. Снег - временно прекращает сезон раскопок. Но не останавливает работу поисковых движений. Зимние экспедиции направлены на поиск информации о боях, опрос очевидцев, в общем - сбор данных для будущих раскопок.
- Там, на поле у реки лежали наши солдатики... - Детские воспоминания деда Михаила - живая летопись той войны. В его семье не любят рассказы о прошлом, быть может, потому, что не видят для себя будущего - работы в селе нет. Для того, чтобы где-то работать нужна машина, а её тоже нет. Нет магазинов, детских садов, как и, впрочем, молодёжи. Раньше в усадебном доме была школа, да и ту закрыли.
- ...Всё поле устлано было трупами. Когда ветер дул в другую сторону, ещё ничего, дышать можно. А ежели в нашу... Бабам приказывали сначала косить поле. Неудобно, говорили, косы натыкаются, впиваются в тела. Потом они, бедные, тащили полуразложившихся солдат в низину. Страшно было. Противно. Блевали кровью, но делали. Какие похороны?! Живых было меньше, чем этих.
После войны вместе со всеми детьми Михаил бегал на Жиздру купаться. Недалеко от Устов затонул подбитый танк. Так детишки придумали забаву, забираться на самую его верхушку и нырять с высоты в воду. Счастье, заливистый детский смех и будущее, казалось, потихоньку возвращается в эти места.
Как на месте изувеченных снарядами деревья, которые и сейчас встречаются в Устах, вырастают новые - крепкие, ровные, здоровые. Но те, кривые, с болезненными наростами, всё ещё напоминают своим видом, на что способен человек во всём своём безумстве. У старых деревьев и людей здесь есть что-то общее. И те, и другие просто доживают свой век. С определённого времени и растения, и люди здесь стали жить по какому-то только им известному календарю: "день прошёл, и ладно", "эта весна забрала много жизней", "осенью день короче, а дел больше", "зиму, дай Бог, переживу..." Особенно боятся межсезонья, ураганов и новостей из "большого мира".
Не хочется верить, что через несколько лет и этой Жиздры, и этих стариков, и даже самого села может не быть.
***
Село Усты. Самое начало года 2017-го. В этот раз зима не пожалела снега. Как следует укрыла, утеплила, припрятала и замела всё, что дорого природе и людям. Церковь на месте. Несколько жилых домов. К некоторым даже прочищены тропинки. В этот день мы пробыли здесь довольно долго и не встретили ни одной живой души.

Рецензии

Прочитал с большим удовольствием...Наслышан об этом селе, однажды были здесь проездом, спешили, а теперь вижу, сколько интересного хранят наши родные думиничские уголки. Написано хорошим языком и с благодарностью к тому, о чём пишешь. Всем, кто хочет напитаться красотой сердца России, советую прочитать сначала вот такие рассказы, и увиденное тогда будет восприниматься по-другому. Автору новых творческих успехов! Геннадий.

Страна
Субъект Федерации
Муниципальный район
Сельское поселение
Координаты

 /   / 53.88639; 34.95806 Координаты :

Глава
Основан

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Первое упоминание
Площадь
Высота центра
Население
Часовой пояс
Телефонный код

Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found.

Почтовый индекс
Автомобильный код
Код ОКАТО
Код ОКТМО

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Официальный сайт

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка выражения: неожидаемый оператор <

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

Храм в селе Усты

История

Село Усты в 13-14 веках было городом - столицей Устивского княжества .

В начале восемнадцатого столетия принадлежало графам Брюсам и располагалось на левой стороне Сухиничского торгового тракта при реке Жиздре.

Достопримечательности

  • Воскресенская церковь 1824 года

Господский дом (Усадьба Мальцова)

В 1782 году хозяином имения числился военный и государственный деятель граф Яков Александрович Брюс , сын известного генерал-поручика Александра Романовича Брюса, владелец более полутора тысяч крестьян еще в девяти селах и деревнях того же уезда. В то время в усадьбе имелись деревянный господский дом и деревянная церковь в честь Обновления Храма Воскресения Господня. При состоятельном помещике в Устах функционировали два крупных винокуренных завода, устроенных на реке Жиздре, откуда вино отправлялось в Москву. Окружал усадебные земли березовый, осиновый и липовый лес. Крестьяне старинного села были на оброке и помимо пашни непременно трудились на заводах.

Следующими хозяевами имения были действительный статский советник Павел Гаврилович Дивов , владелец 409 душ крепостных крестьян, с середины 1820-х годов - секунд-майор Иван Акимович Мальцов и до конца XIX века - его сыновья. По фабричным ведомостям в 1820 году за Мальцовыми числились два чугуноплавильных завода - Людиновский и Сукремльский, каждый из которых имел две домны и 16 горнов и выпускал изделий на 299381 пуд. Обслуживали заводы 1600 мастеровых, не только вольные, но и крепостные. В 1824 году на средства состоятельного помещика Ивана Мальцова и на церковные средства старый храм в селе Усты во имя Воскресения Господня с приделами во имя Казанской Божией Матери и во имя Великомученика Пантелеймона был перестроен в камне. Предполагают, что при энергичной деятельности сына И. А. Мальцова Сергее Ивановиче , сделавшего блестящую военную карьеру, вскоре началась и перепланировка всей усадьбы.

В названном имении прошли детские годы известного писателя Бориса Константиновича Зайцева (1881-1972), отец которого, будучи горным инженером, занимал в 1880-х годах должность управляющего Мальцовским рудным заводом в селе Усты.

В цепкую память Бориса Зайцева «навсегда врезался двухэтажный белый дом на взгорье, почти среди села; дорога к церкви, усаженная ракитами; бело-розовая церковь с раздольным погостом, откуда видны луга, с разметавшейся „поповкой“, - там жил причт. Наискось через улицу большой сад. Здесь уже слегка таинственно, и некоторое очарование представляли его дальние липовые аллеи, выходившие за село, в поле. А далеко вокруг дома, церкви, сада, села, расположенного на полухолме, - синели кольцом леса. Что было в них, какие жили звери или разбойники, этого детский ум не знал. Но их названия были внушительны, иногда жутки: Брынский лес, Козий бор, Чертолом…» Так выглядело помещичье имение, запечатленное во многих рассказах писателя, вплоть до нагрянувшей революции.

Как свидетельствуют документы, последними владельцами усадебных земель числились жиздринский купец В. Терехов и до 1917 года - помещик И. О. Реут. Сегодня в бывшем дворянском имении, как и прежде, сохраняются довольно скромной архитектуры главный двухэтажный каменный дом в пять окон с небольшой пристройкой второй половины позапрошлого века и от прежнего усадебного парка - всего несколько старых липовых деревьев. Православный приземистый сельский храм-боровичок в честь Воскресения Христова, огороженный каменной оградой, в настоящее время передан Калужской епархии и восстанавливается. Сияя необыкновенной чистотой и свежестью, он радостно принимает в своих стенах жителей села и окрестных деревень - ныне в нем уже проходят службы.

История в XX веке

В 1930 в Устах организован колхоз им. Мичурина. В 1959 в колхозе насчитывалось 120 коров.

Во время войны село было полностью разрушено. Освобождено от фашистов 24-25 июля 1943 г. в ходе Орловско-Курской битвы.

В организованном в 1969 совхозе «Паликовский» была Устовская бригада, существовавшая до середины 1990-х.

В 1985 г. в Устах проживало 15 семей.

Напишите отзыв о статье "Усты (Думиничский район)"

Отрывок, характеризующий Усты (Думиничский район)

– Только лишь то, что они, и правда, глубоко чтили Иоанна, несмотря на то, что никогда не встречали его. – Север улыбнулся. – Ну и ещё то, что, после смерти Радомира и Магдалины, у Катар действительно остались настоящие «Откровения» Христа и дневники Иоанна, которые во что бы то ни стало пыталась найти и уничтожить Римская церковь. Слуги Папы вовсю старались доискаться, где же проклятые Катары прятали своё опаснейшее сокровище?!. Ибо, появись всё это открыто – и история католической церкви потерпела бы полное поражение. Но, как бы ни старались церковные ищейки, счастье так и не улыбнулось им... Ничего так и не удалось найти, кроме как нескольких рукописей очевидцев.
Вот почему единственной возможностью для церкви как-то спасти свою репутацию в случае с Катарами и было лишь извратить их веру и учение так сильно, чтобы уже никто на свете не мог отличить правду от лжи… Как они легко это сделали с жизнью Радомира и Магдалины.
Ещё церковь утверждала, что Катары поклонялись Иоанну даже более, чем самому Иисусу Радомиру. Только вот под Иоанном они подразумевали «своего» Иоанна, с его фальшивыми христианскими евангелиями и такими же фальшивыми рукописями... Настоящего же Иоанна Катары, и правда, чтили, но он, как ты знаешь, не имел ничего общего с церковным Иоанном-«крестителем».
– Ты знаешь, Север, у меня складывается впечатление, что церковь переврала и уничтожила ВСЮ мировую историю. Зачем это было нужно?
– Чтобы не разрешить человеку мыслить, Изидора. Чтобы сделать из людей послушных и ничтожных рабов, которых по своему усмотрению «прощали» или наказывали «святейшие». Ибо, если человек узнал бы правду о своём прошлом, он был бы человеком ГОРДЫМ за себя и своих Предков и никогда не надел бы рабский ошейник. Без ПРАВДЫ же из свободных и сильных люди становились «рабами божьими», и уже не пытались вспомнить, кто они есть на самом деле. Таково настоящее, Изидора... И, честно говоря, оно не оставляет слишком светлых надежд на изменение.
Север был очень тихим и печальным. Видимо, наблюдая людскую слабость и жестокость столько столетий, и видя, как гибнут сильнейшие, его сердце было отравлено горечью и неверием в скорую победу Знания и Света... А мне так хотелось крикнуть ему, что я всё же верю, что люди скоро проснутся!.. Несмотря на злобу и боль, несмотря на предательства и слабость, я верю, что Земля, наконец, не выдержит того, что творят с её детьми. И очнётся... Но я понимала, что не смогу убедить его, так как сама должна буду скоро погибнуть, борясь за это же самое пробуждение.
Но я не жалела... Моя жизнь была всего лишь песчинкой в бескрайнем море страданий. И я должна была лишь бороться до конца, каким бы страшным он ни был. Так как даже капли воды, падая постоянно, в силах продолбить когда-нибудь самый крепкий камень. Так и ЗЛО: если бы люди дробили его даже по крупинке, оно когда-нибудь рухнуло бы, пусть даже не при этой их жизни. Но они вернулись бы снова на свою Землю и увидели бы – это ведь ОНИ помогли ей выстоять!.. Это ОНИ помогли ей стать Светлой и Верной. Знаю, Север сказал бы, что человек ещё не умеет жить для будущего... И знаю – пока это было правдой. Но именно это по моему пониманию и останавливало многих от собственных решений. Так как люди слишком привыкли думать и действовать, «как все», не выделяясь и не встревая, только бы жить спокойно.
– Прости, что заставил тебя пережить столько боли, мой друг. – Прервал мои мысли голос Севера. – Но думаю, это поможет тебе легче встретить свою судьбу. Поможет выстоять...
Мне не хотелось об этом думать... Ещё хотя бы чуточку!.. Ведь на мою печальную судьбу у меня оставалось ещё достаточно предостаточно времени. Поэтому, чтобы поменять наболевшую тему, я опять начала задавать вопросы.
– Скажи мне, Север, почему у Магдалины и Радомира, да и у многих Волхвов я видела знак королевской «лилии»? Означает ли это, что все они были Франками? Можешь ли объяснить мне?
– Начнём с того, Изидора, что это неправильное понимание уже самого знака, – улыбнувшись, ответил Север. – Это была не лилия, когда его принесли во Франкию Меравингли.

Трёхлистник – боевой знак Славяно-Ариев

– ?!.
– Разве ты не знала, что это они принесли знак «Трёхлистника» в тогдашнюю Европу?.. – искренне удивился Север.
– Нет, я никогда об этом не слышала. И ты снова меня удивил!
– Трёхлистник когда-то, давным-давно, был боевым знаком Славяно-Ариев, Изидора. Это была магическая трава, которая чудесно помогала в бою – она давала воинам невероятную силу, она лечила раны и облегчала путь уходящим в другую жизнь. Эта чудесная трава росла далеко на Севере, и добывать её могли только волхвы и ведуны. Она всегда давалась воинам, уходившим защищать свою Родину. Идя на бой, каждый воин произносил привычное заклинание: «За Честь! За Совесть! За Веру!» Делая также при этом магическое движение – касался двумя пальцами левого и правого плеча и последним – середины лба. Вот что поистине означал Трёхлистник.
И таким принесли его с собою Меравингли. Ну, а потом, после гибели династии Меравинглей, новые короли присвоили его, как и всё остальное, объявив символом королевского дома Франции. А ритуал движения (или кресчения) «позаимствовала» себе та же христианская церковь, добавив к нему четвёртую, нижнюю часть... часть дьявола. К сожалению, история повторяется, Изидора...

История

Село Усты в 13-14 веках было городом - столицей Устивского княжества .

В начале восемнадцатого столетия принадлежало графам Брюсам и располагалось на левой стороне Сухиничского торгового тракта при реке Жиздре.

Достопримечательности

  • Воскресенская церковь 1824 года

Господский дом (Усадьба Мальцова)

В 1782 году хозяином имения числился военный и государственный деятель граф Яков Александрович Брюс , сын известного генерал-поручика Александра Романовича Брюса, владелец более полутора тысяч крестьян еще в девяти селах и деревнях того же уезда. В то время в усадьбе имелись деревянный господский дом и деревянная церковь в честь Обновления Храма Воскресения Господня. При состоятельном помещике в Устах функционировали два крупных винокуренных завода, устроенных на реке Жиздре, откуда вино отправлялось в Москву. Окружал усадебные земли березовый, осиновый и липовый лес. Крестьяне старинного села были на оброке и помимо пашни непременно трудились на заводах.

Следующими хозяевами имения были действительный статский советник Павел Гаврилович Дивов , владелец 409 душ крепостных крестьян, с середины 1820-х годов - секунд-майор Иван Акимович Мальцов и до конца XIX века - его сыновья. По фабричным ведомостям в 1820 году за Мальцовыми числились два чугуноплавильных завода - Людиновский и Сукремльский, каждый из которых имел две домны и 16 горнов и выпускал изделий на 299381 пуд. Обслуживали заводы 1600 мастеровых, не только вольные, но и крепостные. В 1824 году на средства состоятельного помещика Ивана Мальцова и на церковные средства старый храм в селе Усты во имя Воскресения Господня с приделами во имя Казанской Божией Матери и во имя Великомученика Пантелеймона был перестроен в камне. Предполагают, что при энергичной деятельности сына И. А. Мальцова Сергее Ивановиче , сделавшего блестящую военную карьеру, вскоре началась и перепланировка всей усадьбы.

В названном имении прошли детские годы известного писателя Бориса Константиновича Зайцева (1881-1972), отец которого, будучи горным инженером, занимал в 1880-х годах должность управляющего Мальцовским рудным заводом в селе Усты.

В цепкую память Бориса Зайцева «навсегда врезался двухэтажный белый дом на взгорье, почти среди села; дорога к церкви, усаженная ракитами; бело-розовая церковь с раздольным погостом, откуда видны луга, с разметавшейся „поповкой“, - там жил причт. Наискось через улицу большой сад. Здесь уже слегка таинственно, и некоторое очарование представляли его дальние липовые аллеи, выходившие за село, в поле. А далеко вокруг дома, церкви, сада, села, расположенного на полухолме, - синели кольцом леса. Что было в них, какие жили звери или разбойники, этого детский ум не знал. Но их названия были внушительны, иногда жутки: Брынский лес, Козий бор, Чертолом…» Так выглядело помещичье имение, запечатленное во многих рассказах писателя, вплоть до нагрянувшей революции.

Как свидетельствуют документы, последними владельцами усадебных земель числились жиздринский купец В. Терехов и до 1917 года - помещик И. О. Реут. Сегодня в бывшем дворянском имении, как и прежде, сохраняются довольно скромной архитектуры главный двухэтажный каменный дом в пять окон с небольшой пристройкой второй половины позапрошлого века и от прежнего усадебного парка - всего несколько старых липовых деревьев. Православный приземистый сельский храм-боровичок в честь Воскресения Христова, огороженный каменной оградой, в настоящее время передан Калужской епархии и восстанавливается. Сияя необыкновенной чистотой и свежестью, он радостно принимает в своих стенах жителей села и окрестных деревень - ныне в нем уже проходят службы.

История в XX веке

В 1930 в Устах организован колхоз им. Мичурина. В 1959 в колхозе насчитывалось 120 коров.

Во время войны село было полностью разрушено. Освобождено от фашистов 24-25 июля 1943 г. в ходе Орловско-Курской битвы.

В организованном в 1969 совхозе «Паликовский» была Устовская бригада, существовавшая до середины 1990-х.

В 1985 г. в Устах проживало 15 семей.


Перед войной на территории нынешнего СП "Деревня Буда" было 3 сельсовета: Будский, Усадебский и Паликский. Населённых пунктов было около 15 (в скобках указано число крестьянских дворов): село Усты (122), деревни Буда (134), Усадьба (141), Палики (170), Кремичное (65), Халелевка (26), Марьинка (46), поселки Ольховица (10), Долина (6), Дальние Поля (4), Тумановский (3), Макаровка (2), Средний Поселок (5), Бородулин (4), Давыдовка (8). Несколько домов было возле Паликских угольных шахт.Также в состав Паликского с/с входил ж/д разъезд Солоновка, позже переданный Жиздринскому району.После войны все мелкие поселки исчезли. Были образованы новые населенные пункты: пос. Паликского кирпичного завода и ст.Палики - в 1947 г., п.Новый - в 1954 г.

В настоящее время в состав территории сельского поселения «Деревня Буда» входят 9 населенных пунктов с населением 1223 человека. Д.Буда - 178 человек, село Паликского Кирпичного Завода - 469 человек, поселок Новый - 334 человек, железнодорожная станция Палики - 193 человека, д.Марьинка - 2 человека, д.Палики - 23 человека, д. Усадьба - 5 человек, с. Усты - 20 человек, д. Кремичное - 0.

Деревня Буда образовалась во второй половине XIV века на холме. В XVIII-XIX вв. называлась Брюсова Буда и Буда Мальцевская, по имени владельцев.

В 1859 насчитывала 96 дворов, 337 душ мужского пола и 332 женского.

С 1861 — центр Будской волости Жиздринского уезда.

До 1929 года Буда входила в Маклаковскую волость.

В декабре 1929 образован колхоз "Красный строитель" (позднее назывался имени Калинина) В 1958 колхоз им.Калинина присоединился к колхозу имени 1 Мая (д. Усадьба) (с 1969 - совхоз «Паликовский», существовал до 2000 г.).

Территория населённого пункта стала в годы войны местом активных боевых сражений. Немцы оккупировали деревню в начале октября 1941 года. Всех жителей согнали на станцию Палики и отправили сначала в Брянский концлагерь, затем в Эстонию, Германию. Освободили деревню советские солдаты только в июле 1943 года. Жители вернулись домой в сентябре 1944 года.

У дорог ведущей из д.Буда в п.Новый возникла в 1943 году братская могила . В 1955-1956 г.г. в нее были перенесены останки советских воинов из одиночных и небольших братских могил из других населенных пунктов. В 1956 году на могиле был возведен памятник.

«Отгремели давно залпы главных орудий,
И в воронках от бомбы трава -мурава…
Но войну не забыли русские люди,
И смеются сквозь слезы
Ведь память жива!
»

Согласно мудрому изречению, война заканчивается тогда, когда будет погребен последний погибший солдат.

26 июня 2013 года на братской могиле в д.Буда перезахоронили останки солдат , которые сложили свои головы защищая наши населенные пункты от фашистских захватчиков.

Село Усты

Село находится в 120 километрах от Калуги, если ехать в сторону Брянска. Интересна история этого красивого уголка.

В 1782 году хозяином имения был военный и государственный деятель граф Яков Александрович Брюс, сын известного генерал-поручика Александра Романовича Брюса. Относилось к Жиздринскому уезду и располагалось на левой стороне Сухиничского торгового тракта при реке Жиздре.
Во владении имелось более полутора тысяч крестьян в девяти сёлах и деревнях того же уезда.

В то время в село Усты имелись деревянный господский дом и деревянная церковь в честь Обновления Храма Воскресения Господня. При состоятельном помещике в Устах функционировали два крупных винокуренных завода, устроенных на реке Жиздре, откуда вино отправлялось в Москву. Окружал усадебные земли березовый, осиновый и липовый лес. Крестьяне старинного села были на оброке и помимо пашни непременно трудились на заводах.

Следующими хозяевами имения были действительный статский советник Павел Гаврилович Дивов, владелец 409 душ крепостных крестьян, с середины 1820-х годов — секунд-майор Иван Акимович Мальцов и до конца XIX века — его сыновья. По фабричным ведомостям в 1820 году за Мальцовыми числились два чугуноплавильных завода — Людиновский и Сукремльский, каждый из которых имел две домны и 16 горнов и выпускал изделий на 299381 пуд. Обслуживали заводы 1600 мастеровых, не только вольные, но и крепостные.

В названном имении прошли детские годы известного писателя Бориса Константиновича Зайцева, отец которого, будучи горным инженером, занимал в 1880-х годах должность управляющего Мальцовским рудным заводом в селе Усты.

В цепкую память Бориса Зайцева «навсегда врезался двухэтажный белый дом на взгорье, почти среди села; дорога к церкви, усаженная ракитами; бело-розовая церковь с раздольным погостом, откуда видны луга. Наискось через улицу большой сад. Здесь уже слегка таинственно, и некоторое очарование представляли его дальние липовые аллеи, выходившие за село, в поле. А далеко вокруг дома, церкви, сада, села, расположенного на полухолме, — синели кольцом леса. Что было в них, какие жили звери или разбойники, этого детский ум не знал. Но их названия были внушительны, иногда жутки: Брынский лес, Козий бор, Чертолом…»

Так выглядело помещичье имение, запечатленное во многих рассказах писателя, вплоть до нагрянувшей революции.

Как свидетельствуют документы, последними владельцами усадебных земель числились жиздринский купец В. Терехов и до 1917 года — помещик И. О. Реут.

В 1822 году на средства состоятельного помещика И. А. Мальцова, купца Е. Соловьёва, крестьян М. Иванова, К. Власова, А. Прокофьева старый храм в селе Усты во имя Воскресения Господня с приделами во имя Казанской Божией Матери и во имя Великомученика Пантелеймона решено было выстроить в камне. Возводилась церковь всем миром, и в 1834 году строительство было закончено. В 1892 году расширили трапезную, в которой находились Казанский и Пантелеймоновский приделы…

Приход состоял из 9 деревень: Усты, Кремичное, Усадьба, Марьино, Палики, Ясенок, Высокое, Пузановка, Хомлевка. Всего 395 дворов — 4313 человек.

Полы были чугунные, подогреваемые от печи, располагавшейся в подвале.

Предполагают, что при энергичной деятельности сына И. А. Мальцова Сергее Ивановиче, сделавшего блестящую военную карьеру, вскоре началась и перепланировка всей усадьбы.

В 1937 году церковь Воскресения Господня была закрыта, в здании располагалась ремонтная мастерская, затем заброшена, быстро разрушалась.

Сегодня в бывшем дворянском имении, как и прежде, сохраняются довольно скромной архитектуры главный двухэтажный каменный дом в пять окон с небольшой пристройкой второй половины позапрошлого века и от прежнего усадебного парка - всего несколько старых липовых деревьев.

Православный приземистый сельский храм-боровичок в честь Воскресения Христова, огороженный каменной оградой. Передан Калужской епархии в 1992 году.

Церковь в стиле классицизма с трапезной и колокольней, завершённая массивным барабаном с куполом, огороженная заборчиком из кирпича, приобрела своё второе рождение.

И снова, как это водилось на Руси всегда, святая обитель была восстановлена всем миром. Но особую активность проявили Белокопытова Пелагея, Петраков Анатолий Иванович, Бомбов Анатолий Алексеевич.

Сначала у храма был восстановлен купол, затем была покрыта кровля трапезной, восстановлена колокольня и вставлены окна. Освящён храм был 28 сентября 2008 года.

А рядом с храмом в честь Воскресения Христова , сбегающий мощным ручьём в реку Жиздру.

После службы прихожане очищают себя в холодных, святых родниковых водах. Вода из колодца использовалась и используется для крещения. Считается она святой.

Перед гостями открывается бескрайняя территория лесной зоны, сочетающаяся с массивами лугов и болот. Идеальное место для лесных походов, прогулок и поездок.

Приехав в «Кремичное», Вы ощутите слияние с природой, насладитесь тишиной, пением птиц, запахом леса. Вы почувствуете наслаждение от чистоты воздуха, блеска воды, шума деревьев и отсутствия городской суеты. Вечернее пение лягушек на водоемах заменит любую колыбельную перед сном. Вы можете увидеть, как под этот хоровой концерт танцует рыба, выскакивая из воды и с шумным всплеском уходя на дно водоема. Вы почувствуете, как душа и тело набираются сил и энергии для предстоящих успехов.

Железнодорожная станция Палики

В 1899 году на пересечении железной дороги Москва — Брянск и оживленного почтового тракта Козельск — Жиздра был устроен ж/д разъезд (назывался разъезд № 24). Место для него было выбрано между большими деревнями Буда, Палики, Усадьба и Марьинка

В 1903 г. по ходатайству Жиздринского уездного земства разъезд преобразован в нагрузочную станцию (она работала только на отгрузку грузов, в основном леса и дров). С 1909 полнофункциональная станция стала называться Палики , получившая свое название от расположенной неподалёку деревни Палики

Также в 1920—1930-х гг. ст.Палики была конечным пунктом узкоколейки (бывшей Мальцовской железной дороги) Людиново-Палики.

Во время войны станция Палики была освобождена 18 июля 1943, и уже через 3 дня была восстановлена железная дорога на участке Дубровка-Палики.

После освобождения от немецкой оккупации, начиная с 1944, возле ст.Палики начали строиться жилые дома , и образовался большой населенный пункт (до войны на станции были только производственные здания и двухэтажный барак для рабочих).

Паликский кирпичный завод основан в 1930 г. Возле него вырос небольшой поселок из бараков. (В настоящее время населенный пункт называется - село Паликского Кирпичного Завода). Во время войны завод был полностью разрушен. Восстановлен в 1944-1947. Рабочие, жители окрестных деревень Палики, Усадьба, Буда, Пузановка, Марьинка, села Усты, стали строить дома рядом с заводом и поселок быстро разрастался. Кирпич обжигали только летом, с начала мая до конца октября. За сезон делали до 18 млн. штук. В 1972-1977 завод был отстроен заново и стал работать круглогодично. Для рабочих возвели двухэтажные многоквартирные дома с водопроводом, канализацией, центральным отоплением.

В 2001 году завод был реконструирован, произошла модернизация промышленной линии, приведшая к росту производительности, повышению качества выпускаемого кирпича..

В 1950 между станцией Палики и пос. Паликского кирпичного завода построена школа-семилетка (с 1993 Паликская средняя школа № 2).
На территории населенного пункта с.Паликского Кирпичного Завода имеется детский сад «Василек»,отделение почты, Паликовский СДК., ФАП, 4 магазина.

Деревня Палики

Деревня Палики образовалось в 1617-1618 году после польского нашествия, когда после ухода польских войск в их времянках стали селиться местные жители. Отсюда и название Поляки и Палики. Деревня Палики находится на холме высотой 212 метров над уровнем моря. Палики расположены около реки Жиздры, недалеко от железнодорожной линии Сухиничи-Брянск.

Через Палики проходила дорога Думиничи-Ясенок. До войны село относилось к Усадебскому сельсовету. В октябре 1941 года в Думиничский район пришли фашистские захватчики.В бою за Палики 18-19 июля 1943 года погиб Герой Советского союза Хирков Степан Игнатьевич. Палики и другие села как Усадьба, Марьинка были освобождены в июле 1943 года.

Деревня Усадьба

Деревня Усадьба впервые упоминается в Экономических примечаниях к Атласу Калужского наместничества 1782 г. как населенный пункт Жиздринского уезда - владение графа Якова Александровича Брюса.

Список населенных мест Калужской губернии (1859 г.): д.Усадьба, владельческая, при речке Раце, дворов 68, жителей 550.

Список нас. мест Калужской губернии (1914): 610 жителей, школа земская (в настоящее время остались стены от этой земской школы)
В 1920-1954 была центром Усадебского сельского совета. В 1930-е в деревне числился 141 крестьянский двор. Колхоз в Усадьбе назывался им. 1 Мая.
Во время войны Усадьба была освобождена от фашистов 26 июля 1943 г. Незадолго до этого всё мирное население было угнано фашистами на запад. После возвращения осенью 1944 многие начали отстраивать дома не в деревне, а ближе к станции Палики, где восстанавливался кирпичный завод. Поэтому от большого когда-то населенного пункта в начале 1950-х осталось всего несколько десятков домов.

В конце 1990-х деревня Усадьба была ликвидирована. Восстановлена Постановлением Законодательного собрания Калужской области от 22 ноября 2001г. №249 "О присвоении вновь возникшему населенному пункту на территории Думиничского района наименования деревня Усадьба".

В 2007 в деревне был 1 житель. По переписи 2010 г. - 13 жителей, 4 дома.

Деревня Марьинка

Деревня образовалась в начале 19 в. Располагалась на перекрестке дорог Буда-Полюдово. Первоначально называлась Марьино (Дворики). В 1859 насчитывалось 14 дворов и 124 жителя обоего пола. С 1861 входила в Будскую волость Жиздринского уезда.

В январе 1930 организован колхоз им. Калинина.

Перед войной деревня Марьинка насчитывала 48 дворов.

Во время войны находилась в фашистской оккупации с 5 октября 1941 по 24 июля 1943 (с коротким перерывом 6-18 января 1942).

В д.Марьинка родился Тихон Борисович Митрохин (1902—1980), первый и единственный нарком (министр) резиновой промышленности СССР (в 1942—1948 гг.).

Поселок Новый

В 1950 году приехала большая экспедиция, геологи, геодезисты, топографы, строители в чистое поле.Экспедиция изучала местность, выбирала более удобные места для строительства жилой зоны. Началась вырубка леса. Большая часть деревьев шла на отопление окрестных деревень.В 1955 году под новый год приехали десять грузовых машин ЗИЛ и привезли строительный материал для постройки бараков казарменного типа. Вскоре привезли солдат, которые размещались в казарме, а некоторые жили в теплых палатках. Строительство стало расти быстрыми темпами. Строители работали не покладая рук. Люди обосновывались на новом месте надолго. Стали привозить семьи, детей. В первую очередь стали строить пожарное депо, котельные, магазин, детский сад. Все эти социальные объекты располагались в зданиях барачного типа. В 1957 году стали строить 4 двухэтажных дома из красного кирпича и водонапорную башню. Строительство этих домов длилось до 1960 года. Люди жившие в бараках переселялись в эти новые двухэтажные дома. Три барака были освобождены под здание школы. До этого дети ходили учиться в школу которая была в д.Буда. Вскоре придумали для поселка название «Новый» так как в нем действительно все было новое и люди и дома и построен он на новом месте, где не было не одного рядом домика. Время шло, численность населенного пункта росла и в 1973 году построили еще два двухэтажных дома. А в 1974году приступили к строительству новой кирпичной двухэтажной школы. В 1977году первого сентября школьники пришли в новую школу, а бараки где размещалась школа снесли.

Школа в п.Новый

В настоящее время в поселке располагается воинская часть, детский сад, школа, СДК, 2 магазина, Фап. Численность населения составляет 334 человека.

Ждем всех в гости. У нас есть что посмотреть и где отдохнуть.