Способы управления конфликтами. Что такое эскалация конфликта

1) Предконфликтная стадия, на которой происходит зарождение конфликта. Эта стадия характеризует ситуацию накануне конфликта. Конфликт еще латентен, объективные противоречия не осознаются сторонами, но в отношениях между ними нарастают напряженность и отчуждение, причины которых часто связываются с какими-то случайными обстоятельствами.

На предконфликтной стадии симптомами назревающего конфликта являются:

- «избегание» конфликта, проявляющееся в уходе от общения, становящегося фрустрирующим фактором. Иногда такой уход осуществляется буквально, выражается в разрыве или предельном ограничении контактов с потенциальными оппонентами. Но поскольку общения зачастую избежать нельзя (например, в рамках семьи или организации) оно переводится в формальное русло, приобретает ритуальный характер.

Исчезновение доверия, эмоциональной открытости, появляется так называемое «скрывающее поведение», связанное с опасениями, что оппонент неправильно поймет слова или действия, проявит неадекватную реакцию. Часто такое поведение проявляется в феномене «поддакивания». В «нормальных», бесконфликтных условиях мы часто вступаем в полемику с окружающими, отстаиваем свою позицию, рассчитывая на понимание, и также допускаем подобные действия со стороны другого. В предконфликтной ситуации, когда в отношениях возникает отчуждение, легче, кажется, дать формальное согласие, сказав «Да», нежели вступать в дискуссию и продолжать неприятное общение;

Напряженность в отношениях сторон, чувство тревоги порождает взаимные подозрения, слухи, которые подготовлены негативными ожиданиями.

Постепенно начинается процесс «конфликтной атрибуции», при котором все слова, действия оппонентов наделяются определенными смыслами, подтверждающими их неискренность, коварство, злые замыслы по отношению к нам. Это, в свою очередь, ведет к обвинениям и микроконфликтам, которые возникают, казалось бы, спонтанно и носят случайный характер.

2) Стадия осознания конфликта. На этой стадии оппонентам становится очевидным несовпадение их целей и интересов. Как отмечалось выше, осознание может быть адекватным или неадекватным, но вне зависимости от этого, оно задает мотивацию конфликтного действия. Стороны уже морально готовы к началу борьбы, возникает представление о том, что с оппонентами можно разговаривать только на языке силы. Это определяет возможные модели конфликтного взаимодействия, сценарии развертывания конфликта.

Осознание неизбежности противостояния ведет, по выражению Р. Дарендорфа, к «агрегации групп интересов», то есть к формированию коалиций, привлечению союзников на основании реальной или предполагаемой общности интересов и целей, мобилизации ресурсов. Чаще всего процесс агрегации, объединения основан на принципе «негативной кооперации», в соответствии с которым мы действуем по принципу: «враг моего врага - мой друг».

Конфликтное поведение, как, впрочем, и любое целенаправленное действие, предполагает некоторую когнитивную основу, картину мира. Осознание конфликта различными сторонами ведет к формированию полярных образов реальности. Причины, объект конфликта, побудительные мотивы, цели и интересы свои и противной стороны получают у оппонентов прямо противоположную интерпретацию: «мы отстаиваем истину, добро и справедливость, а «они» - …». Таким образом, начинается процесс формирования «образа врага», который выступает дополнительным, и достаточно сильным конфликтогенным фактором (см. лекцию 8). Образ врага может возникать стихийно в процессе конфликтного взаимодействия, но может конструироваться сознательно, для усиления конфликтной мотивации самими оппонентами или третьими силами, провокаторами. Яркий образ врага снимает ограничения в действиях, направленных на оппонента.

3) Стадия открытого конфликта.

А. Начальное конфликтное поведение. Собственно конфликт начинается с инцидента - события или действия, открывающего переход конфликтного противостояния в стадию открытого противоборства, прямого противостояния сторон. Накапливающееся в отношениях между оппонентами напряжение достигает критической массы и приводит к взрыву.

Поэтому инцидентом может служить практически любое событие.

Прямая конфронтация начинается, как правило, с использования вербальной агрессии. Первоначально она выражается в дебатах, предъявлении взаимных претензий, но очень быстро происходит переход к стратегии угроз. Угрозы преследуют цель принудить оппонента действовать в соответствии с предъявляемыми ему требованиями, в противном случае его ожидают жесткие негативные санкции. Если угрозы не возымели действия, происходит переход от вербальной к прямой агрессии, к действиям, направленным на нанесение ущерба противнику. Первоначально эти действия происходят на периферии конфликта, столкновения носят разведывательный характер, являются своеобразной пробой сил. Но постепенно спираль конфликта раскручивается, и вступает в действие закон эскалации конфликтогенов. Суть его заключается в том, что на действие (конфликтоген), направленное в адрес одной стороны, следует контрдействие этой стороны (ответный конфликтоген), превосходящее по силе и масштабам первое действие; второе действие первой стороны в свою очередь так же делается «с усилением» и так далее по возрастающей. В этих условиях рациональный контроль над ситуацией ослабевает, доминирующей мотивацией становится стремление нанести максимальный ущерб оппоненту, пусть даже в ущерб основным целям и интересам.

Если в конфликт вовлекаются не просто отдельные индивиды, а достаточно большие социальные группы, организации, институциональные системы, то по мере развития противостояния происходит конфликтная трансформация системы, меняется ее структура и характер взаимодействия между членами. Вступление в борьбу ведет к появлению принципиально новых функций: «лидеры», «стратеги», «идеологи», «бойцы» и т.д. Изменение структуры группы, перестройка ее на «военный лад» становится дополнительным конфликтогенным фактором, усиливает направленность на борьбу с противником. При этом первоначальные цели и функции группы или организации отходят на второй план, или вообще утрачиваются. (Примером может служить ситуация, описанная Ильфом и Петровым в романе «Золотой теленок»: после того, как концерн «Геркулес» вступает в конфликт с горкоммунхозом по поводу занимаемого им помещения гостиницы, основные функции организации - заготовка и переработка древесины - оказываются преданы забвению, главным содержанием деятельности становится борьба за гостиницу. В борьбу постепенно включается весь коллектив, выделяется инициативная группа, возглавляемая товарищем Полыхаевым, т.е. происходит описанный выше процесс трансформации системы).

Б. Эскалация конфликта . Эта стадия характеризуется резким усилением насильственности, интенсивности и масштабности конфликта. Оппоненты включают в действие весь конфликтный потенциал, всевозможные ресурсы, свои и сторонников. Ограничения на использование тех или иных средств борьбы снимаются, допустимыми становятся практически любые действия по отношению к противнику.

Степень взаимного ожесточения настолько велика, что оппонентов не останавливают даже понесенные потери. Борьба превращается в самоцель, значимость ее возрастает, а поскольку цена поражения представляется огромной, стороны стремятся к победе любой ценой.

Конфликтное противостояние распространяется практически на все сферы реального и потенциального взаимодействия, нейтральные зоны, в которых возможно согласие, отсутствуют. В конфликт включаются все новые участники, иногда помимо своей воли.

В. Деэскалация и завершение конфликта . Борьба с использованием всех ресурсов, достигающая крайней степени ожесточения не может продолжаться бесконечно. Рано или поздно ресурсы одной или всех сторон - участников конфликта, истощаются и начинается деэскалация конфликта.

Этот процесс может быть связан не только с исчезновением ресурсов, но и с вмешательством каких-то «третьих сил», направленным на прекращение конфликта и примирение сторон. Завершение конфликта возможно в следующих вариантах:

1. Полное взаимное разрушение и исчезновение конфликтующих систем. Разумеется, речь идет не обязательно о физическом уничтожении, это может быть распад семьи, крах конкурирующих фирм и т.п. Этот вариант завершения является полностью деструктивным.

2. Насилие или подавление. Суть заключается в том, что более сильная сторона принуждает более слабую к безоговорочному подчинению и принятию своих требований. Этот вариант может казаться эффективным прежде всего потому, что дает возможность быстро завершить конфликт. Но его нельзя признать полностью конструктивным, поскольку побежденный будет стремиться к реваншу в той или иной форме, что чревато возобновлением конфликтного противостояние.

3. Разъединение . Означает прекращение взаимодействия, разрыв отношений между конфликтующими сторонами. Разъединение может осуществляться путем добровольного выхода сторон из зоны конфликта (например, когда конфликтующие между собой сотрудники увольняются из организации), путем «бегства» одного из участников конфликта либо разъединение происходит благодаря вмешательству некоей третьей стороны, которая используя силу или убеждение «разнимает» участников. Разъединение может быть реальным (пространственным), когда стороны прекращают непосредственные контакты (например, развод супругов, которые после этого перестают встречаться); символическим, когда оппоненты, оставаясь в одном физическом и социальном пространстве, прекращают общение, «не замечают» друг друга; структурным, когда оппоненты оказываются в разных сегментах социального пространства (например, конфликтующие сотрудники «разводятся» по разным отделам.

Разъединение прекращает конфликт, но проблема заключается в том, что полное разъединение не всегда возможно, особенно затруднительным оно представляется при групповом конфликте или конфликте между большими общностями: этническими, конфессиональными, социальными классами, государствами. Поэтому часто разъединение сторон носит временный характер и конфликт может возобновиться с новой силой.

4. Примирение . Этот способ разрешения конфликта предполагает обоюдное согласие сторон на прекращение конфликтных действий. Примирение может быть вызвано изменением ситуации (например, исчезновением объекта конфликта), истощением конфликтных ресурсов сторон либо добровольным и осознанным выходом из конфликта («худой мир лучше доброй ссоры»). Существует несколько способов примирения. Наиболее простым и распространенным является компромисс - выход из конфликтной ситуации, основанный на взаимных уступках сторон. При этом способе примирения важно, чтобы каждый из участников чего-то добивался. Действует рациональная стратегия: лучше получить что-то, чем потерять все. Но проблема заключается в том, что чаще всего делится какая-то конечная величина и потребности сторон не могут быть удовлетворены в полной мере. Поэтому, как правило, компромисс носит временный характер, окончательное решение проблемы откладывается на более поздний срок. Другим способом примирения является консенсус. В отличие от компромисса консенсус предполагает окончательное разрешение проблемы путем коллективного решения всех участников.

Консенсус позволяет не только минимизировать потери, но и увеличить приобретения сторон. Этот способ применяется в тех случаях, когда:

Предмет спора сложен, а интересы сторон слишком значимы для принятия простого решения;

Обе стороны готовы заняться поиском и анализом скрытых потребностей и интересов;

Достаточно времени и ресурсов для поиска альтернатив, удовлетворяющих притязания обеих сторон;

Стороны заинтересованы в долгосрочном решении проблемы.

От того, каким образом разрешается конфликт, каковы результаты этого процесса, зависят его последствия. На это обращается внимание в циклической теории конфликта Л. Кригсберга. Суть ее заключается в том, что результаты и последствия одного конфликта становится базой для возникновения нового конфликта. Это можно проиллюстрировать следующим примером. Первая мировая война закончилась полным поражением Германской империи и ее союзников (завершение по модели «победитель - побежденный»). Последствием этого стало радикальное изменение геополитической ситуации в мире и униженное положение Германии, понесшей серьезные территориальные потери и оказавшейся в очень сложной экономической ситуации из-за больших репараций. Эти последствия, сложная экономическая ситуация и чувство униженности породили на массовом уровне стремления к реваншу, что стало базой для распространения нацизма и возникновению новой конфликтной ситуации, приведшей ко Второй мировой войне.

Способы разрешения конфликтов: арбитраж, посредничество и переговоры.

Очень часто конфликты не могут быть разрешены самими его участниками. В этом случае необходима помощь третьей стороны, занимающей нейтральную, объективную по отношению ко всем участникам конфликта позицию. Одной из самых распространенных технологий разрешения конфликта является арбитраж. Суть его заключается в том, что конфликтующие стороны выбирают одно или несколько нейтральных лиц, решению которых они обязаны подчиниться. А.В. Дмитриев выделяет следующие варианты арбитража:

Обязывающий арбитраж, при котором окончательное решение арбитров имеет обязательную силу;

Ограниченный арбитраж - стороны ограничивают риск поражения, устанавливая пределы уступок до начала арбитражного разбирательства;

Посреднический арбитраж - смешанное урегулирование конфликта, когда стороны договариваются о том, что вопросы, не решенные путем посредничества, будут решены путем арбитража;

Рекомендательный арбитраж отличается от обязывающего тем, что решение арбитра носит рекомендательный характер, стороны могут принять его, либо отвергнуть Посредничество отличается от арбитража тем, что стороны сами участвуют в процессе переговоров и с помощью посредника находят взаимоприемлемое решение. Посредник организует переговорный процесс, поддерживает его конструктивный характер и способствует выработке взаимоприемлемого решения. О.В. Аллахвердова выделяет следующие принципы посредничества:

Добровольность - вступление в процесс переговоров является строго добровольным, все решения принимаются только по взаимному согласию сторон и каждая из сторон в любой момент может отказаться от посредничества и прекратить переговоры;

Равноправие сторон, ни одна из которых не имеет процедурных преимуществ;

Нейтральность медиатора, который должен сохранять беспристрастное отношение к каждой стороне;

Конфиденциальность - вся информация должна оставаться внутри переговорного процесса.

В процессе переговоров посредник выполняет следующие функции.

1. Аналитическая функция, связанная с тем, что посредник побуждает конфликтантов анализировать конфликтную ситуацию, обсуждать все возможные варианты решения проблемы.

2. Функция организации процесса переговоров. Посредник помогает сторонам договориться о процедуре ведения переговоров, управляет переговорным процессом, поддерживает корректные отношения между участниками.

3. Посредник выступает как генератор идей, помогает сторонам найти принципиально новое решение проблемы.

4. Посредник расширяет ресурсы участников переговоров, предоставляя им необходимую информацию, при этом нужно избегать ее искажения.

5. Посредник корректирует реалистичность высказываемых идей и выполнимость принятых решений.

6. Посредник обучает стороны процессу ведения переговоров, учит стороны формировать установку на сотрудничество.

Эскалация конфликта – это нарастание противоборства между сторонами. Модели, типы, фазы и тактика поведения при этом может различаться.

Избежать конфликтных ситуаций невозможно. Проблема их развития не раз была затронута профессиональными психологами и специалистами в этой области. Ими зачастую используется понятие «эскалация». Что это, тип и модели, как развивается и к чему приводит – об этом можно узнать, внимательно изучив статью.

Что это такое

Эскалация конфликта – это развитие конфликтной ситуации, прогрессирующей с течением времени. Понятие используется для определения нарастающего противоборства сторон, результатом которого может стать их негативное воздействие друг на друга.

Под эскалацией конфликтной ситуации понимается её часть, начинающаяся с момента столкновения интересов и завершающееся ослаблением борьбы, её окончанием.

Модели и типы эскалации конфликта

Спиральная эскалация характеризуется такими признаками:

  • значительно сокращается когнитивная сфера в поведении или работе, в процессе наблюдается переход к примитивной форме отображения;
  • вытесняется адекватное восприятие вследствие насаждения «вражеского» образа;
  • признаки включают переход от аргументации к выпадам;
  • использование насилия;
  • потеря изначального предмета конфликта. Он замещается стремлением победить в конфликтной ситуации, «опустить» врага.

Образ врага представляет собой представление о противоборствующей стороне. Он искажает черты о нем, начинает складываться во время латентного этапа конфликтной ситуации. Образ снабжается исключительно отрицательными оценками.

В случае, если угроза с его стороны отсутствует, то образ может иметь опосредованный характер. Некоторые специалисты сравнивают его с нечеткой и размытой фотографией, на которой присутствует бледное изображение.

Модели эскалации конфликта:

  1. «Нападение – защита» — одна из сторон начинает предъявлять требования, вторая от них отказывается и выступает за сохранение своих интересов, как принципа. Невыполнение одной из сторон выдвинутых требований настраивает на выдвижение повторных запросов, более жестких по характеру. Ужесточение начинает сопровождаться нерациональным поведением, что способствует проявлению гнева, отчаяния и злости.
  2. «Нападение – нападение» — типичная конфликтная ситуация, проявляющаяся в поочередном усилении агрессивного поведения сторон. Пример: в ответ на определенное требование выдвигается более жесткий запрос. Обе стороны попадают «в пленение» негативным эмоциям, от которых не могут избавиться. При этом даже безобидные предложения другой стороны отвергаются, как недопустимые, неприемлемые. Обоими участниками руководит желание «наказать» врага за его мысли и поступки.

Этапы и фазы развития

Эскалация конфликта проходит следующие фазы развития:

  1. «Усиление» — интересы сторон начинают сталкиваться все чаще и заметно сильнее, становится заметным напряжение между оппонентами, которое можно снять беседой. Этап характеризуется отсутствием партий или отдельных лагерей, стороны готовы сотрудничать, и это стремление превышает желание конкуренции.
  2. «Полемика» . Существенные характеристики: противоречия начинают выражаться в дебатах, к столкновению взглядов приводят разные точки зрения. Обе стороны полагают, что используют рациональные подтверждения, однако начинает наблюдаться словесное насилие. Вокруг сторон образуются группы, состав которых зачастую изменяется.
  3. Третий этап конфликта наступает, если во время периода полемики проблема не была решена. Его признаки: переход к доказательству своей правоты на практике, через дело, боязнь ошибиться, преобладание пессимистических ожиданий.
  4. «Имидж» — в конфликт включаются стереотипы, распространяются неверные слухи, создание образа врага, вербование сторонников, раздражение сторон.
  5. «Потеря лица» . Особенности этапа: утрачивается целостность в плане морального мышления, переживания, не только образ врага, но и образ «Я» становится искаженным, не соответствует действительности. Другие черты пятого этапа: к отвергнутому человеку развивается чувство отвращения, отвергнутые, в свою очередь, теряют восприимчивость, стараются самоизолироваться, «потеряться».
  6. «Стратегия угроз» — характеризуется тем, что сторонники принимают различные действия, направленные на показание решительности, создание действий вынужденного характера, теряется инициатива, время, необходимое для принятия решения, значительно сокращается, постепенно нарастает паническое состояние, стороны руководствуются чужими советами, все меньше действуют самостоятельно. На данном этапе конфликт становится прямым столкновением, он уже несет в себе угрозу.
  7. «Ограниченные удары» — в психологии считается, что на этом этапе при принятии решений не воспринимаются моральные качества человека, нанесенный вред воспринимается в качестве некоторого «выигрыша» для своей стороны.
  8. «Разгром» — наименование восьмой фазы. Она обладает такими чертами: стремление разрушить систему врага, тотальное уничтожение другой стороны в физическом, материальном, социальном, духовном планах.
  9. «Вместе в пропасть» — стороны не видят обратной дороги, начинается тотальная конфронтация, главное для стороны – уничтожение врага. На этом этапе наблюдается характерный признак – готовность ценой собственного падения причинять вред врагу.

Тактика поведения

Эскалация конфликта предусматривает использование сторонами следующих тактик поведения:

  1. Захват и последующее удержание объекта конфликтной ситуации. Такая тактика используется, когда предмет конфликта материален.
  2. Насилие . При таком поведении используются следующие приемы: телесные повреждение, нанесение вреда имущественным ценностям, причинение боли.
  3. Психологическое насилие : стремление задеть чувства другой стороны (самолюбие, гордость).
  4. Коалиция . Эта тактика предусматривает усиление собственного ранга в ситуации путем присоединения к своей группе большего количества участников: руководителей, друзей и т.д..
  5. Давление . Поведение строится на требованиях и приказах, сопровождающихся угрозами. В эту категорию относится шантаж, предъявление ультиматумов.
  6. Дружелюбие . Такое поведение предусматривает корректное обращение, готовность решить сложившуюся ситуацию, извиниться.
  7. Сделка . Тактика строится на взаимных извинениях и обещаниях. Механизмы такого поведения позволяют разрешить конфликтную ситуацию.

Лестница (эскалация) конфликта может принести как неблагоприятные, так и положительные последствия. Каждое из них будет оказывать воздействие на дальнейшее развитие оппонентов и их «лагерей».

Видео: Эскалация конфликта: что это

Наиболее удачную модель управления конфликтами предложил
К. Томас. В соответствии с такими характеристиками, как степень напористости при защите своих интересов и степень склонности к кооперации,
К. Томас выделяет пять основных способов управления конфликтами:
соревнование (соперничество), уступка (приспособление), компромисс, избегание, сотрудничество.

Однако выявлены следующие возможности способов:

При избегании конфликта ни одна из сторон не достигнет успеха;

При соревновании, уступке или компромиссе либо один из участников выигрывает, а другой проигрывает, либо оба проигрывают, если идут на компромиссные уступки;

Лишь при сотрудничестве оба выигрывают, т.к. пытаются выйти на принципиально новый уровень решения проблемы.

1. Сотрудничество. Стороны, между которыми возникает противоречие, активно приступают к поиску совместного взаимовыгодного решения, полностью устраивающего обе стороны. Такой подход требует длительного времени. Его рекомендуется использовать, если:

Решение проблем очень важно для обеих сторон;

У вас тесные, длительные и взаимозависимые отношения с другой стороной;

Стороны осведомлены в проблеме, они способны изложить суть своих интересов и выслушать друг друга;

Стороны обладают равной властью или игнорируют разницу в положении ради решения проблемы.

2. Компромисс. Находится нужное решение, устраивающее в основном две стороны, но за счет некоторых уступок. Каждый в чем-то уступает, и за счет этого находится нужное решение. Такой подход наиболее эффективен, если:

Обе стороны обладают равной властью, но имеют взаимоисключающие интересы;

Необходимо получить быстрое или временное решение;



Удовлетворение желания имеет для человека не очень большое значение, он может изменить поставленную вначале цель;

3. Избегание. Уход от конфликтной ситуации используется, если:

Напряженность слишком велика, и надо ослабить накал;

Когда вы общаетесь со сложным собеседником;

Исход для вас не очень важен, и вам не хочется тратить силы;

Вы знаете, что не можете решить конфликт в свою пользу;

Вы хотите выиграть время, чтобы получить дополнительную информацию и заручиться чьей-то поддержкой;

вы чувствуете, что у других больше шансов решить эту проблему.

4. Уступка – отказ от борьбы в пользу другого лица. Применяется, если:

Исход дела чрезвычайно важен для другого лица и не очень существенен для вас;

У вас мало власти, правда не на вашей стороне;

Другой может извлечь из этой ситуации хороший урок, даже не соглашаясь с вами и совершив ошибку.

5. Соперничество – прямая конфронтация, ни одна из сторон не желает ни в чем уступать. Человек, использующий этот стиль, не очень заинтересован в сотрудничестве с другими людьми, зато способен на волевые решения. Применяется, если:

Исход очень важен для вас;

Критическая ситуация требует быстрого реагирования;

Нет иного выбора, и вам нечего терять;

Вы не можете дать понять людям, что находитесь в тупике, когда кто-то должен повести их за собой.

Конфликты личностного плана решаются в основном избеганием и уступкой, значительная часть деловых конфликтов может быть решена путем сотрудничества и компромисса.

Модели арбитража и посредничества в управлении конфликтами

Существуют два способа разрешения конфликта с помощью третьего лица. При использовании модели арбитража третье лицо выслушивает обе стороны и принимает решение по спорному вопросу. Когда применяется модель посредничества , третье лицо не принимает решение, но организует процесс разрешения конфликта самими участниками.

Преимущества арбитража :

· есть возможность принять быстрое решение;

· руководитель (арбитр) может принять выгодное для него решение.

Недостатки арбитража:

· чтобы принять правильное решение, необходимо детально разобраться в ситуации, – это сложно;

· принимая решение в пользу одной стороны, руководитель наносит ущерб отношениям с другой;

· решение носит спорный характер;

· ответственность за решение, в том числе и за его исполнение, возлагается на руководителя, участники освобождены от ответственности.

Ситуации, в которых арбитраж необходим:

· принятие решения находится в компетенции лица, к которому обращаются участники конфликта;

· ситуации, когда существует дефицит времени, риск, высокая ответственность;

· переговорный процесс между участниками конфликта невозможен.

Роль посредника заключается в создании условий для проведения переговоров конфликтующих сторон.

Преимущества посредничества:

· посредник не должен принимать решения и выяснять, кто прав, кто виноват, он отвечает только за организацию переговоров. Ответственность за принятое решение возлагается на участников, что способствует изменению их поведения;

· посредничество позволяет решить проблему и сохранить взаимоотношения.

Недостатки посредничества:

· переговорный процесс может отнять много времени;

· поскольку решение принимается участниками, оно может быть не таким, как хочет посредник;

· деятельность посредника сложна, требует особых навыков.

ТЕСТЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. В социальной психологии выделяют следующие основные признаки группы:

а) осознание индивидами своей принадлежности к группе («мы-чувство»);

б) наличие между индивидами определенных отношений;

в) ? … (распределение обязанностей, личностных влияний, статусов), функционирование группового давления, побуждающего индивидов к поведению в соответствии с принятыми общностью нормами;

2. Непосредственно контактирующие индивиды, объединенные общими целями и задачами, – это:

а) большая группа;

б) малая группа;

в) условная группа;

г) лабораторная группа.

3. Группа, к которой человек добровольно себя причисляет либо членом которой он хотел бы стать, называется:

а) первичной;

б) неформальной;

в) референтной;

г) паритетной.

4. Основные признаки коллектива (исключите ошибочный ответ) :

а) объединение людей во имя социально одобряемой цели;

б) «мы-чувство»;

в) целостность;

г) принцип развития личности вместе с развитием коллектива.

5. Группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других групп, называется:

а) ассоциация;

б) корпорация;

в) кооперация;

г) референтная группа.

6. Своеобразное разрешение на отклоняющееся от групповых норм (девиантное) поведение, которое дается высокостатусным членам группы, называется:

а) социальная фасилитация;

б) конформизм;

в) идиосинкразический кредит;

г) социальная ингибиция.

7. Повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа другого человека (или группы людей), выступающего в качестве соперника или наблюдателя за действиями данного индивида, определяется как:

а) социальная фасилитация;

б) конформизм;

в) идиосинкразический кредит;

г) социальная ингибиция.

8. Изменение поведения или убеждений под влиянием реального или воображаемого давления группы – это:

а) социальная фасилитация;

б) конформизм;

в) идиосинкразический кредит;

г) социальная ингибиция.

9. Позицией, противостоящей подлинному конформизму, является:

а) рефлексия;

б) негативизм;

в) борьба;

г) рациональный конформизм.

10. Заполните пропуски в таблице:

Отличительные характеристики лидера и руководителя

Характеристики лидера Характеристики руководителя
Регулирует межличностные (неофициальные) отношения в группе Регулирует … отношения в группе
Лидерство возникает стихийно, это менее стабильное явление, зависит от настроения группы Руководитель …, это более стабильное явление
Система санкций зависит от …. Обладает более определенной системой санкций
Решения, касающиеся деятельности группы, более непосредственны Процедура принятия решения более сложна, оно может не зависеть от …
Лидерство – индивидуально-психологиче­ская характеристика отношений в группе (элемент...). Руководство – социальная характеристика отношений в группе (элемент...).

11. Демократический стиль эффективен в условиях … (продолжите).

12. В случае высокой самоорганизации коллектива при решении творческих задач эффективен стиль:

б) демократический;

в) либеральный.

13. В условиях, близких к экстремальным; в жестко заданных, алгоритмизируемых условиях (в армии), при низком уровне организации группы, для работников с низкой квалификацией эффективен стиль:

б) демократический;

в) либеральный.

14. Дела в группе идут сами собой; лидер не дает указания; разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от нового лидера – это характеристики стиля:

б) демократического;

в) либерального.

15. В общении можно выделить три стороны:

а) коммуникация (? …);

б) ?… (организация взаимодействия);

в) социальная перцепция (восприятие и познание друг друга партнерами) (дополните ).

16. Общая система значений, понимаемых всеми членами группы, – это:

а) тезаурус;

б) словарь;

в) аттракция;

г) каузальная атрибуция.

17.Паралингвистическая система включает:

б) движения глаз;

в) систему вокализации;

г) включение в речь пауз, плача, смеха, покашливания, сам темп речи.

18. Человек, использующий … (стиль общения ) стремится контролировать других людей или использовать их в качестве «вещей».

19. Общение при … (стиль общения ) предполагает честность, терпимость, доверие, осознание себя и окружающих.

20. Отождествление себя с другим, уподобление себя другому – это:

а) рефлексия;

б) идентификация;

в) проекция;

г) аттракция.

21. Приписывание другому человеку причин поведения, намерений, чувств, качеств личности – это:

а) стереотипизация;

б) идентификация;

в) каузальная атрибуция;

г) аттракция.

22. Информация, получаемая о каком-либо человеке, накладывается на тот образ, который был создан заранее. Этот ранее сложившийся образ играет роль ореола, мешающего видеть действительные черты объекта восприятия (эффект восприятия ).

23. Некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным штампом («сокращением») при взаимодействии с этим явлением:

а) стереотип;

б) предубеждение;

в) каузальная атрибуция;

г) аттракция.

24. Недоверие к коммуникатору, распространяемое на передаваемую им информацию, служит причиной барьеров:

а) понимания;

б) социально-культурного различия;

в) отношения.

25. Осознание действующим индивидом, как он воспринимается партнером по общению, называется:

а) идентификацией;

б) эмпатией;

в) рефлексией.

26. В ситуации восприятия знакомого человека срабатывает эффект:

а) ореола;

б) первичности;

в) новизны.

27. Экстралингвистическая система включает:

а) жесты, мимику, пантомимику;

в) паузы, плач, смех, покашливание, темп речи.

28. При помощи какого типа каузальной атрибуции склонны объяснять событие наблюдатели:

а) личностная;

б) объектная;

в) обстоятельственная.

29. Барьер, вызываемый различием тезаурусов собеседников, называется:

а) фонетическим;

б) логическим;

в) семантическим;

г) стилистическим.

30. Некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным штампом при взаимодействии с ним, называется:

а) тезаурусом;

б) стереотипом;

в) предубеждением;

31. Накопившееся противоречие, содержащее первопричину конфликта:

а) инцидент;

б) конфликтная ситуация;

в) позиция;

г) конфликтоген.

32. Экспансия и эскалация характерны для конфликтов:

а) деструктивных;

б) продуктивных;

в) горизонтальных;

г) вертикальных.

33. Если вы максимально уверены в своей правоте и экстремальная ситуация требует быстрого реагирования, какой способ управления конфликтом вы изберете:

а) сотрудничество;

б) компромисс;

в) уступка;

г) избегание;

д) соперничество.

34. Если вы уверены в своей правоте, но хотите, чтобы ваш партнер учился на собственных ошибках, вы прибегнете к следующему способу управления конфликтом:

а) сотрудничество;

б) компромисс;

в) уступка;

г) избегание;

д) соперничество.

35. Если ваш партнер вот-вот готов «взорваться», вы прибегнете к следующим способам управления конфликтом:

а) сотрудничество;

б) компромисс;

в) уступка;

г) избегание;

д) соперничество.

36. На вопрос «Чего я хочу?» отвечает:

а) интерес;

б) позиция;

в) инцидент;

г) объект.

37. Нарушение отношений с одним из участников является недостатком модели:

а) арбитража;

б) посредничества;

в) сотрудничества;

г) избегания.

38. Признаками деструктивного конфликта являются «экспансия» и …. (дополните ).

39. Конфликтогены играют основную роль в возникновении (случайного ? неслучайного ?) конфликта.

40. В том случае, когда другой может извлечь из этой ситуации хороший урок, даже не соглашаясь с вами и совершив ошибку, используется метод (…………).

РЕЗЮМЕ МОДУЛЯ 2

Группа – ограниченная в размерах общность, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков. К характеристикам группы относят размер, композицию, структуру, групповую динамику, групповые нормы и групповые санкции. Важным параметром характеристики группы является статус индивида в ней.

Группы подразделяются на условные и реальные. Реальные группы могут быть лабораторными или естественными, естественные – большими или малыми.Малые группыобразуют непосредственно контактирующие индивиды, объединенные общими целями и задачами. Классификация малых групп включает первичные и вторичные, формальные и неформальные группы, а также референтные и группы членства. В зависимости от прав, предоставленных членам, выделяют паритетные и непаритетные группы. По уровню развития различают слабо-, средне- и высокоразвитые группы (коллективы).

В социальной психологии известно несколько моделей группообразования (в частности, стратометрическая концепция А.В. Петровского), каждая из которых различным образом описывает динамику группового развития. К механизмам групповой динамики относят разрешение внутригрупповых противоречий, идиосинкразический кредит и психологический обмен.

Лидерство – естественный социально-психологический процесс в группе, построенный на влиянии личного авторитета человека на поведение членов группы. Группа оказывает влияние на ее членов, которое проявляется в феноменах групповой жизнедеятельности, таких как конформизм, социальная фасилитация и ингибиция, социальная леность, феномены деиндивидуализации, огруппления мышления и групповой поляризации.

Теории лидерства объясняют происхождение данного феномена. Выделяют несколько подобных теорий: теория черт (харизматическая), ситуационная, системная, концепция ценностного обмена, в каждой из которых различным образом объясняется происхождение данного явления.

Понятия «руководство» и «лидерство» подразумевают ряд отличий, которые касаются регуляции отношений в группе, возникновения, системы санкций, принятия решений, взаимосвязей с социумом. Наряду с явными различиями, данные феномены имеют и общие характеристики. Так, и руководитель, и лидер организуют и координируют деятельность группы, осуществляют в ней социальное влияние и используют отношения субординации.

Руководство, как и лидерство, характеризуется его стилем – комплексом систематически используемых руководителем методов принятия решений, воздействия на подчиненных и общения с ними. Традиционно выделяются три подобных стиля: авторитарный, демократический и либеральный. Искусство управления состоит в рациональном выборе того или иного стиля в зависимости от ситуации, подчиненных, индивидуальных особенностей руководителя и типа задачи. Руководить – значит менять стиль.

Каждый руководитель обладает определенным объемом власти, под которой понимается возможность влиять на поведение и деятельность других людей. Выделяют несколько типов власти: вознаграждающая, принуждающая, легитимная, референтная, эталонная. Власть руководителя связана с его авторитетом, т. е. влиянием руководителя на подчиненных. Наиболее эффективен тот руководитель, который обладает не только функциональным, но моральным и функциональным авторитетом.

К составляющим личности эффективного руководителя относят его опыт, способности, совокупность личных и деловых качеств и биографические характеристики. Среди биографических характеристик на эффективность руководства в наибольшей мере влияет уровень образования.
К способностям руководителя можно отнести в первую очередь практический интеллект, предпринимательские способности и способности
к управленческой деятельности. Для эффективного руководства также необходим ряд личностных качеств.

Общение – сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией (коммуникативная сторона), выработку единой стратегии взаимодействия (интерактивная сторона) и восприятие, понимание другого человека (перцептивная сторона). Выделяют такие виды общения, как непосредственное и опосредованное, прямое и косвенное, межперсональное и ролевое, вербальное и невербальное. Обмену информацией способствуют одинаковый тезаурус участников, препятствует наличие коммуникативных барьеров. Ситуация взаимодействия диктует выбор определенного типа взаимодействия (кооперация или конкуренция) и стиля взаимодействия (ритуальный, манипулятивный, гуманистический). Познанию партнера по общению способствуют механизмы идентификации и рефлексии, искажают восприятие каузальная атрибуция и эффекты восприятия (ореола, первичности, новизны и другие), которые могут рассматриваться как проявление стереотипизации.


МОДУЛЬ 3. ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ


Введение в модуль

Педагогические проблемы имеют большое жизненное и общекультурное значение. Современному человеку необходимо владеть информацией о стилях поведения, формах обучения и воспитания, разных типах образования как в своей стране, так и за рубежом, а также о приемах эффективного воспитательного воздействия, способах взаимодействия, обусловливающих сотрудничество и взаимопонимание. В условиях выбора типа образования родителям важно иметь целостное представление о формах обучения и видах специализированных или общеобразовательных школ. В эпоху информационного общества современному поколению, стремящемуся к постоянному самосовершенствованию, необходимо овладеть основными способами передачи и обмена информацией, способами коммуникации.

Смятение о медиации и арбитраже? Два процесса посредничества и арбитража часто путаются. Это два разных процесса, альтернативные способы разрешения конфликтов между отдельными лицами, семьями, группами и предприятиями. Мы рассмотрим как посредничество, так и арбитраж, как каждый работает, и как они отличаются.

Смятение о медиации и арбитраже?

Два процесса посредничества и арбитража часто путаются. Это два разных процесса, альтернативные способы разрешения конфликтов между отдельными лицами, семьями, группами и предприятиями. Мы рассмотрим как посредничество, так и арбитраж, как каждый работает, и как они отличаются.

В современном деловом мире все больше и больше контрактов включают арбитраж и посредничество в качестве альтернативы судебному разбирательству (урегулирование споров в судах).

Некоторые деловые контракты и трудовые соглашения требуют даже обязательного арбитража.

Прежде чем подписывать контракт, который включает в себя один или несколько из этих двух видов разрешения споров, или вы соглашаетесь разрешать бизнес-споры с использованием одного из этих процессов, вы должны знать больше о них и о сходствах и различиях между ними.

Как работает посредничество?

Посредничество - это метод разрешения недоразумений. В споре принимается сторонний посредник, чтобы помочь сторонам в достижении урегулирования. Во многих случаях посредник не имеет полномочий принимать обязательное решение. Некоторые преимущества посредничества в судебном процессе:

  • конфиденциальный и конфиденциальный в отличие от судебных процессов, которые являются очень публичными.
  • Посредник объективен, а помогает сторонам исследовать альтернативы.
  • Процесс посредничества иногда используется вместо судебных разбирательств, но чаще он используется для разрешения споров , прежде чем они доберутся до того, что требуется судебный процесс или арбитраж.
  • Процесс дешевле , чем долгий и дорогостоящий процесс. Обе стороны разделяют расходы посредника.
  • Возможность продолжения деловых или личных отношений позже намного больше, поскольку спор разрешен с учетом обеих сторон.
  • Посредник может предлагать креативные решения или номера.

По данным Американской арбитражной ассоциации (AAA), около 85% посредников приводят к урегулированию. Если стороны не могут согласиться на посредничество, они могут перейти к арбитражу или судебному разбирательству.

Как работает арбитраж?

Арбитраж - это процесс подачи спора беспристрастному лицу для окончательного и обязательного определения. В арбитражном процессе юридические правила доказывания не применяются и формального процесса обнаружения не существует.

Арбитр может запросить соответствующие документы, и арбитр представляет заключение после рассмотрения дела. Как и при посредничестве, процесс может быть запланирован и разрешен быстро, и он гораздо менее состязателен, чем судебный процесс.

Арбитраж против посредничества - как они отличаются

  • Арбитраж - это процесс слушания, в котором стороны приносят свой спор кому-то для принятия решения.Посредничество - это процесс облегчения переговоров, в ходе которого обученный посредник работает, чтобы довести стороны до соглашения.
  • Посредничество неформально; арбитраж является формальным.
  • Цель посредничества - разрешить недоразумения, в то время как цель арбитража - принять решение в споре.
  • Посредник не имеет полномочий заставить стороны прийти к решению; арбитр принимает обязательное и (обычно) обязательное решение.
  • В посредничестве любая из сторон может в любое время отказаться; в арбитраже, как только он начинается, обычно нет возможности выхода.

Сравнительная таблица для арбитража и посредничества

Как вы можете видеть, есть место для обоих этих процессов в разрешении бизнес-споров.

Практика «арбитража», когда третья сторона выступает в роли судьи, принимающего решение в спорных ситуациях, имеет давнюю историю и реализуется в разных формах. Арбитраж – это не только государственная или официальная практика, но и возможный алгоритм действий при разрешении отдельных видов интерперсональных конфликтов.

Модель арбитража, наиболее часто используемая в практике управления:

1) беседа с одним из участников конфликта либо по его обращению к руководителю, либо по инициативе самого руководителя, считающего необходимым вмешаться в ситуацию;

2) беседа со вторым участником конфликта (ей может предшествовать сбор дополнительной информации);

3) анализ ситуации руководителем, направленный на установление «истины» и выработку собственной позиции (решения);

4) встреча с обеими конфликтующими сторонами, в ходе которой ситуация обсуждается. Руководитель оказывает на участников конфликта влияние с точки зрения своей позиции, или просто сообщает им свое решение по спорному для них вопросу. Его решение может быть принято в пользу одной из сторон, иметь компромиссный характер или оказаться некоторым новым вариантом.

Частым вариантом этого общего алгоритма является то,что руководитель уже в ходе беседы со второй стороной конфликта приходит к какому-то варианту решения; он сам сообщает первому принятое им решение; или поручает это своему собеседнику и уже не встречается с обоими участниками конфликта; или во время беседы со вторым приглашается первый участник, и ему сообщают о достигнутых договоренностях. Важные элементы действий руководителя: их направленность на установление «истины», выяснение, кто прав, а кто не прав, принятие собственных решений и принятие ответственности за последствия этого решения.

Эмпирическое изучение разрешения конфликтов в организациях с помощью привлечения третьей стороны – руководителя, анализ конкретных случаев и опросы руководителей позволили прийти к следующим выводам:

«Модель арбитража» отвечает распространенному в обыденном сознании представлению, что разрешение конфликта предполагает выяснение «кто прав, а кто виноват». Эта модель разрешения конфликтов поддерживается возможностью для руководителя принять нужное ему решение, а также экономичностью данного способа (наиболее быстрым принятием решений).

Вместе с тем анализ различных случаев применения «модели арбитража» выявил следующие недостатки:

1) поиск «истины» является неадекватным подходом к проблемам человеческих отношений;

2) принятие решения «в пользу» одной из сторон означает для другой присоединение к позиции оппонента, что вызывает негативные реакции в адрес «арбитра»;

3) ответственность руководителя за реализацию и последствия принятого им решения;

4) решение конфликта руководителем затрагивает лишь предметный слой, но не взаимоотношения участников ситуации; т.е. полного разрешения конфликта, достижения соглашения между его участниками не происходит.

Л. Гринхелг, анализируя разрешение конфликтов в организационной среде,отмечает, что менеджеры будучи вовлеченными в конфликт, скорее становятся арбитрами, чем посредниками.Арбитраж, по его мнению,имеет тенденцию быть более судейским процессом, в котором стороны делают все возможное для поддержания своей позиции, что ведет в большей степени к дальнейшей поляризации различий, чем к их сглаживанию.

Организация специальной помощи слепоглухим в Польше
Проблеме обучения и воспитания слепоглухих в польской специальной педагогике начали уделять внимание в 1938 г. В специальной школе-интернате дм слепых в Лясках тогда обучались двеслепоглухие девочки, 10 и 17 лет. Одна из них стала терять.

Кризис семи лет
Школьный возраст, как и все возрасты, открывается критическим, или переломным, периодом, который был описан в литературе раньше остальных как кризис семи лет. Давно замечено, что ребенок при переходе от дошкольного к школьному возрасту оч.

Средства коммуникации
Для передачи любая информация должна быть соответствующим образом закодирована, т.е. она возможна лишь посредством использования знаковых систем. Самое простое деление коммуникации – на вербальную и невербальную, использующие разные знако.

Арбитраж в конфликте пример

Итак, поговорим о способах разрешения конфликтов. Такой вопрос есть в курсе ОГЭ по обществознанию. Мы уже говорили о том, что есть разные стратегии ведения конфликтных ситуаций. Например, уклонение от конфликта, стремление разрешить конфликт односторонними уступками, компромисс, или соперничество, стремление во что бы то не стало настоять на своём и самая мудрая стратегия – это поиск согласия, консенсуса. То есть найти такое решение в ходе переговоров, которое устраивает всех участников конфликта.

Если речь идёт о социальном конфликте, какие обычно способы разрешения выделяют? Во-первых, это компромисс – взаимные уступки друг другу без ущерба коренным интересам. Нельзя сказать, что компромисс полностью разрешает конфликт. Это некое согласие, которое не ликвидирует противоречие. Но, тем не менее, это очень хороший способ, дающий возможность перевести конфликт из острой стадии в более спокойную, когда можно найти устраивающее всех решение.

Во-вторых, это переговоры . К ним можно перейти, например, после достижения компромисса. Переговоры – это мирное обсуждение проблемы, поиск взаимоприемлемого решения, которое устроит обе стороны.

В-третьих, это посредничество . Когда противоречия настолько остры, что любая попытка вступить в переговоры приводит к ещё большему обострению отношений, к возобновлению и продолжению конфликта, тогда бывает полезно привлечь третью сторону, посредника, который выслушает одного оппонента, затем спокойно объяснит второму оппоненту, второму участнику конфликта, что думает первая сторона, выслушает его ответ, донесёт до первого участника и так далее. То есть, при таком посредничестве исключается эмоциональная сторона. Если бы оппоненты разговаривали друг с другом напрямую, то их личная неприязнь, вызванная наличием противоречия, могла бы привести к тому, что стороны не слышали бы друг друга. Посредник тут – посторонний человек, к которому они оба не испытывают никакой неприязни, поэтому они, по крайней мере, его выслушают.

В-четвёртых, это арбитраж – тоже, по сути, посредничество, но здесь посредник не просто выслушивает участников конфликта и доносит до них видение ситуации друг другом. Арбитр – это судья. Он наделён определёнными полномочиями, которые признаются участниками конфликта, они оба договариваются об обращении к арбитру, и оба заявляют, что готовы принять то решение, которое он вынесет. Например, в различных экономических спорах разрешение конфликта очень часто происходит с помощью арбитража.

В-пятых, это применение силы (власти). Вспомним наш конфликт из-за просмотра телевизора. Когда тот, у кого больше силы и влияния, чтобы удержать в руках пульт, будет решать, какую программу все будут смотреть. Или только он один, если остальные не хотят.

Но, разумеется, в конфликтах не только бытовых, но и более масштабных применение силы и власти может быть использована для того, чтобы подавить оппонента, заставить его принять точку зрения того, кто сильнее, или, если не принять, то по крайней мере внешне подчиниться.

Так же хотелось бы обратить ваше внимание на то, что конфликт – явление постоянное. Какие условия необходимы для того, чтобы конфликт был разрешён успешно, то есть в ходе мирных переговоров –– так, чтобы стороны были удовлетворены исходом конфликта. Потому что если одна из сторон не удовлетворена исходом конфликта и вынуждена подчиниться, то конфликт может возникнуть вновь.

Для того, чтобы конфликт был успешно разрешён, надо, во-первых, чётко определить причину конфликта: из-за чего мы конфликтуем. Потому что реальная причина и внешнее проявление могут сильно отличаться.

Во-вторых, нужно чётко проговорить, что каждая из сторон конфликта хочет получить, потому что иногда люди долго конфликтуют, долго спорт, а потом оказывается, что их позиции расходятся не сильно. Просто они не слышат друг друга и поэтому неправильно определяют цели противника.

В-третьих, для разрешения конфликта к взаимному удовлетворению нужно, чтобы обе стороны конфликта хотели его разрешить и достичь соглашения.

Когда эти три условия соблюдены – причина конфликта ясна; каждый из участников конфликта хорошо представляет, что хочет он сам, что хочет противоположная сторона; когда все противники выразили желание разрешить конфликт – тогда остаётся четвёртый пункт: определить пути его преодоления. Если выполнены первые три условия, то оппоненты в самом деле готовы договариваться. И если они готовы договариваться — они смогут найти эти пути решения.

Как мы ранее говорили. многие социологи считают, что избегать и подавлять конфликты – не нужно. Конфликт скрывает реально существующее противоречие. В отношениях между людьми, в обществе, если конфликт подавляется, если его нет, то противоречия никуда не исчезают. Они будут протекать скрыто, подобно торфяным пожарам: торф тлеет изнутри, в любой момент пламя может вырваться наружу, и потушить его будет очень сложно. Горение торфяников — это довольно тяжёлый случай, и бороться с пожарами очень сложно.

Давайте рассмотрим положительные и отрицательные стороны конфликта. Возможно, вам предложат – если не в 9-м, то в 11-м классе – рассмотреть ситуацию как с одной, так и с другой стороны. Что же м ы можем отнести к положительным последствиям социального конфликта для развития общественных отношений.

Первое: конфликт даёт нам информацию о существующих проблемах и противоречиях. Их нужно решать, иначе напряжение в отношениях будет повторяться вновь и вновь.

Второе: конфликт подталкивает к определённым изменениям, направленным на преодоление противоречия.

Третье: конфликт снимает психологическую напряжённость путём высказывания своей позиции. После открытого объявления своих требований человек обычно чувствует себя более спокойным.

Каковы негативные последствия? Конфликт, может быть, и снимет напряжённость, однако часто он протекает настолько остро, что может привести к стрессовой ситуации для всех его участников. Особенно для того, чьи интересы не были удовлетворены.

Кроме того, конфликт может протекать в такой форме, которая вызовет нарушение общественного порядка и стабильности в развитии общества.

Не смотря на существующие противоречия, в обществе может сложиться некоторое равновесие сил, которое так или иначе обеспечивает стабильное развитие общества. Конфликт может нарушить это равновесие, и последствия могут быть непредсказуемы. В сферу конфликта могут быть втянуты многие люди: так иногда межличностные конфликты перерастают в групповые. В спор между детьми вступают их родственники, целые семьи, привлекаются знакомые и так далее.

Разрешение конфликтов

Разрешение конфликтов, возникающими в организации, может быть составной частью общего процесса управления в коллективе, и тогда оно входит в круг забот ее руководителя. Разумеется, руководитель имеет возможность применить свою власть и полномочия для разрешения конфликтов, что позволяет ему самым существенным образом повлиять на конфликтантов и принять действенные меры для урегулирования их отношений. Однако при этом есть опасность, что он не сможет быть достаточно объективным. Нередко руководитель судит о своих подчиненных односторонне - только с точки зрения того, как они выполняют его указания, и это мешает ему достаточно полно понять мотивы конфликтантов и динамику конфликта. К тому же руководитель зачастую сам является лицом, чьи интересы этот конфликт так или иначе затрагивает. Обычно руководители заинтересованы, главным образом, в том, чтобы разрешить конфликт поскорее, и с этой целью, бывает, наказывают, и правых, и виноватых. В результате конфликт между ними, как правило, не разрешается, но его дальнейшее развитие от руководства скрывается. К этому еще добавляется недовольство обоих наказанных своим начальником, что тоже не улучшает общую атмосферу в коллективе.

Для менеджера власть чаще всего - это использование его полномочий при исполнении функциональных обязанностей. Однако, как видим, здесь не все бывает гладко. В личных же отношениях руководителя с подчиненными - еще сложнее. Власть при этом может использоваться не как средство урегулирования и погашения конфликта, а как способ достижения желаемого.

Пример разрешение конфликта
В одной из организаций руководителем был назначен бывший заместитель директора. В процессе предыдущей деятельности у него сложились неприязненные отношения с некоторыми сотрудниками. При этом он искренне был убежден в том, что они являются плохими работниками. Став руководителем, он решил от них избавиться и уволил без должного соблюдения законодательства нескольких сотрудников. Однако те обратились в суд, и начались судебные разбирательства. Сотрудников восстановили на работе, а в коллективе возросла напряженность. Характерно, что руководитель, обратившись за помощью к конфликтологу, считал, что лучшим выходом из создавшейся в организации конфликтной обстановки является изгнание из коллектива недобросовестных работников, и думал, что конфликтолог поможет ему довести дело увольнения их до логического конца.

Только после работы с конфликтологом он осознал, что его личная неприязнь к этим работникам мешает ему объективно оценивать их служебную деятельность и не дает возможности найти эффективные способы управления конфликтной ситуацией. В результате он стал задавать конфликтологу совсем другие вопросы: «Что бы Вы посоветовали сделать, чтобы урегулировать отношения?», «Как перестроить организацию работы?» и т. д.

Существуют вообще два подхода к применению власти: манипулирование и влияние. X. Корнелиус и Ш. Фэйр указывают следующие различия между ними.

  • В большинстве случаев исход желателен для влияющего
  • Часто исход не желателен для объекта влияния
  • Информация, расходящаяся с желанием влияющей стороны, утаивается
  • Объекту влияния не предоставляется возможность свободного и самостоятельного выбора
  • Исход может не затрагивать интересы влияющего
  • Учитывается согласие или его отсутствие у другого
  • Объекту влияния предоставляется вся информация
  • Объекту влияния дается свобода выбора

Не следует пытаться прибегать к манипулированию людьми. Для эффективного управления конфликтами необходимо использовать лишь влияние. Управление конфликтом должно быть нацелено не только на то, чтобы регулировать его протекание, не допуская, чтобы он превратился в склоку со всеми ее деструктивными последствиями, но и на то, чтобы найти наиболее подходящие меры для разрешения конфликта, выбрать время и способ применения этих мер.

В практике управленческой деятельности используются чрезвычайно разнообразные способы, с помощью которых руководитель разрешает конфликты между своими подчиненными. Вот некоторые из таких способов:

начальник выслушивает обоих конфликтантов и выносит решение по вопросу, вызвавшему спор между ними;

  • приглашает их обоих к себе, предлагает им спорить в своем присутствии и заставляет прийти к мирному соглашению;
  • предлагает конфликтантам выступить на общем собрании коллектива, которое, выслушав их, принимает решение о том, как закончить конфликт;
  • разделяет враждебно настроенных участников конфликта, переводя одного или обоих в другие подразделения.

Конечно, далеко не все конфликты в организации решаются обязательно с помощью начальства. Всюду есть свои традиции - в одних случаях поощряющие обращение к руководителю за помощью в урегулировании конфликта, в других - осуждающие это и требующие, чтобы работники сами улаживали свои разногласия.

Как продолжение, так и разрешение конфликта имеет свою цену. Как правило, «дешевле» всего - предотвратить конфликт. Но если он уже возник, то следует искать способ погасить его с наименьшими издержками. Цена выхода из конфликта обычно меньше, если он разрешается собственными силами конфликтующих. Она увеличивается, когда к разрешению конфликта привлекаются другие люди, и возрастает тем больше, чем больше сотрудников организации и чем выше ранг руководителей, вынужденных заниматься этим. Если конфликт выносится за пределы организации - в вышестоящие инстанции, в суд, в арбитраж, то цена разрешения его может оказаться очень высокой. Однако цена продолжения конфликта может быть еще выше, а потому рано или поздно приходится идти на любые издержки, чтобы его как-то завершить. Поэтому самое лучшее - разрешать конфликт вовремя, пока он не разросся. Помощь специалиста-конфликтолога здесь может оказаться весьма полезной. Обращение к нему позволяет существенно снизить цену выхода из конфликта.

Как разрешались конфликты: исторические казусы (окончание)

Начало исторического исследования читайте здесь

***
Предложить решение спора, удовлетворяющее всех

По преданию, спор при строительстве Каабы ─ религиозной святыни арабских племен ─ помог урегулировать сам пророк Мухаммад.
«Когда Мухаммаду исполнилось тридцать пять лет, случилось так, что стены Каабы сильно пострадали от селя, а до этого в храме произошел пожар, и пришлось строить здание заново.

Когда дело дошло до возвращения на свое место черного камня ─ главного предмета поклонения в Каабе, символа могущества Аллаха, все старейшины племен выразили желание взять на себя осуществление этой почетной обязанности, из-за чего между ними разгорелись ожесточенные споры. Препирательства не прекращались в течение четырех или пяти дней и грозили обернуться кровопролитием.

Но тут старейшему пришло на ум мудрое решение, и он предложил, чтобы их спор рассудил первый из тех, кто войдет в храм через его ворота. Выслушав его, все согласились с ним, и решение было принято.

Первым вошедшим в Каабу после заключения между ними этой договоренности оказался Мухаммад. Когда он приблизился к ним и они рассказали ему, в чем суть дела, он взял плащ и положил на него черный камень, после чего велел взяться за края плаща и поднять его.

Когда черный камень принесли обратно, Мухаммад собственноручно установил его на место, что и стало тем самым разумным решением, с которым согласились все» . 18

***
Учредить постоянные третейские суды с механизмом приведения в исполнение решений на случай неподчинения им

На Руси в период феодальной раздробленности «наличие большого числа слабо между собой связанных или совершенно независимых княжеств вызывало между ними частые конфликты. Это привело к созданию особой формы третейских судов для мирного разрешения таких конфликтов.

Впервые, как считается, закреплять в договорах урегулирование споров третейским судом стал великий князь Дмитрий Донской. Так, положения о третейском суде были предусмотрены в Договорной грамоте Дмитрия Донского с князем серпуховским Владимиром Храбрым, датируемой 1362 г. 19

Договор Дмитрия Донского с великим князем Тверским Михаилом Александровичем в 1368 г. предусматривал: „А что учинится между нами, князьями, каково дело, ино съедутся на рубеж, да меж нас поговорят, а не уговорятся, ино едут на третьего на великого князя Олега [Рязанского]: на кого помолвит ─ виноватый перед правым поклонится, а взятое отдаст. А чьи судьи на третьего не поедут… то правый может отнять, а то ему не в измену“ . Иногда третейским судьей выступал митрополит. Стороны иногда предусматривали, что третейского судью изберут после возникновения спора. Договор между великим князем Василием Дмитриевичем и Федором Олеговичем Рязанским гласил: „А рати не замышлять, а третий меж нас ─ кто хочет, тот называет трех князей христианских, а на кого идут, тот себе изберет из трех одного“ . В том же договоре великий князь берет на себя функции приведения в исполнение постановления третейского судьи по спорам между рязанскими князьями». 20

***
Установить в договорах разнообразные механизмы урегулирования споров

Порядок разрешения споров с участием иноземцев стал особо оговариваться в международных договорах. «Договоры Новгорода 1195, 1257 и 1270 гг. и Смоленска 1229 г. с немецкими городами Прибалтики еще сохраняют черты, характерные для X в. Купец, находясь в чужой стране, должен был дипломатическим путем устанавливать свои взаимоотношения с местным населением как в области гражданской, так и уголовной, и политической. Поэтому и здесь уделяется много места порядку разрешения возможных столкновений и исков. И тут в основу полагается русское право, к этому времени уже кодифицирован¬ное в „Русской Правде“. По Смоленскому договору 1229 г. дела должны были решаться согласно „Смоленской Правде“, которая являлась сколком с общерусской „Правды“. Впрочем, ввиду трудности полного подчинения иностранцев действию русского права, новгородские договоры допускали применение жребия - своеобразного „суда божия“, - порядок, который сохранялся в Северо-Восточной Руси в отношении иностранцев еще в XVI и XVII вв. Особо оговаривалось обоюдное обязательство: купцов „в дыбу не сажать и в погреб“ (тюрьму); оно гарантировало личную безопасность тор¬говцев в чужом государстве» . 21

***
Демонизировать «чужих», чтобы оправдать нападение на них

Король Франции Людовик IX (XV в.), прозванный Святым, живший в XIII в., был очень миролюбивым в европейских делах, но воинственным в деле крестовых походов. Он предпочитал улаживать споры и недоразумения между христианами дипломатическими средствами, а не силой оружия. Так, желая положить конец притязаниям арагонских королей на некоторые французские провинции, а главное, чтобы помешать Англии найти в их лице союзников, Людовик путем взаимных уступок урегулировал спорные вопросы между Францией и Арагоном. Затем так же он урегулировал свои взаимоотношения с Кастилией. Уступками он закончил и победоносную войну с английским королем Генрихом III, который пытался вернуть Англии владения во Франции. 22

***
Избегать взаимных обвинений, чтобы не препятствовать достижению согласия

Продолжительная война между Речью Посполитой и Москвой в так называемое «Смутное время» так обессилила обе стороны, что стороны решили провести переговоры о мире. Эти переговоры прошли в 1618 г. в деревне Девулино недалеко от Троице-Сергиева монастыря. Обе делегации обильно обвиняли друг друга в «неправдах», что затрудняло переговоры . Однако стороны смогли заключить соглашение о мире на 14 лет и 6 месяцев, урегулировав территориальные вопросы (обширные территории с этнически однородным населением перешли к Литовскому княжеству) и предусмотрев обмен пленными. Девулинский мир положил конец долгой опустошительной войне. 23

***
Принять жесткое требование, внеся в него принципиальную поправку

Во время Французской революции, в 1793 г. между жирондистами и якобинцами возникли острые разногласия о том, следует ли продолжать революционную войну за пределами Франции. Якобинец Робеспьер потребовал смертной казни для всякого, кто предложит мирные переговоры с неприятелем. Это предложение было принято с поправкой Дантона, сторонника мирных переговоров на основе уступок: «с неприятелем, который откажется признать суверенитет народа» . Пользуясь этой поправкой, Дантон мог начать переговоры о мире, но только в случае, если республика будет признана враждебной ей коалицией. 24

***
Прежде чем делать уступки оппоненту, убедиться в доверии к себе доверителей и их согласии на эти уступки

Англия и другие страны коалиции через своих агентов сообщали о желании завязать переговоры с революционной Францией о мире и выдвигали жесткие условия. Попытки Дантона вступить в переговоры с агентами коалиции в переговоры на основе уступок со стороны Франции лишили Дантона популярности и доверия. 25 Поэтому эффективные переговоры жирондистам наладить не удалось.

Левые якобинцы в принципе отвергали всякую возможность дипломатии и переговоров. Они вели пропаганду террора и беспощадной войны. Робеспьер же выступал как против пропаганды революционной войны во что бы то ни стало, так и против попыток заключить капитулянтский мир. Он считал, что союз государств может быть достигнут только путем свободного волеизъявления народа, а не путем принуждения и завоеваний.

Вынести спор на разрешение независимого арбитража

В принятой в результате Великой французской революции Конституции Франции 1791 г., закреплявшей в качестве «естественных» ранее не признававшиеся государством права и свободы личности, было установлено, что закон не может лишить граждан права выносить свои споры на разрешение третейского суда:

«5. Право граждан разрешать в окончательном порядке свои споры путем третейского разбирательства не может быть стеснено актами законодательной власти» . 26

***
Во время гражданской войны в США Англия поддерживала южан, в том числе содействовала в постройке военных кораблей. В 1862 г. с ведома английского правительства для Конфедерации (Юга) на верфи в Ливерпуле был построен и, несмотря на протесты посла США, выпущен из Англии крейсер «Алабама», который каперствовал на морях и в океанах до июня 1864 г. Он потопил 65 кораблей США и уничтожил имущества на 5 млн. долларов, пока его не уничтожил американский крейсер в результате упорного боя. В 1871 г. в Вашингтоне был заключен договор между США и Англией, который предусматривали вынесение споров о возмещении ущерба на решение арбитража. По решению арбитража Англия была вынуждена выплатить США в возмещение убытков, причиненных Алабамой и другими каперами, 15,5 млн. долларов США. 27

Решения Женевского суда открыли новый этап в развитии международных отношений, в том числе в части порядка разрешения международных споров.

***
Учитывать национальные традиции ведения переговоров

Английская дипломатия на протяжении веков широко применяла компромисс. Между тем, Германия традиционно стремилась к победе на переговорах силой.

Японская дипломатия также традиционно ориентировалась на силу. Это иллюстрируется следующим примером. В 1876 г. китайский дипломат Ли Хун-чжан беседовал с японским дипломатом Мори Аринори. Мори сказал: «Мне кажется, что на трактаты 28 нельзя полагаться» . Ли возразил: «Мир народов зависит от трактатов. Как вы можете утверждать, что полагаться на них нельзя?» Мори ответил: «Трактаты подходят для обычных торговых отношений. Но великие национальные решения определяются соотношением сил народов, а не трактатами». Ли воскликнул: «Это ересь! Полагаться на силу и нарушать трактаты несовместимо с международным правом» . «Международное право также бесполезно» , ─ ответил Мори. 29

***
Заморозить нерешенный вопрос, договорившись о сохранении текущего положения

Предметом спора между великими державами многие годы, в том числе, в XIX в. был статус Константинополя и черноморских проливов, имеющих огромное стратегическое значение. От решения этого вопроса зависела возможность осложнений на Балканах и вообще на всем Ближнем Востоке. В дружественном соглашении между Россией и Австрией содержалось обязательство поддерживать status quo на Балканах, а если это не удастся ─ договориться о взаимном учете интересов в случае предстоящих территориальных изменений на Балканах. Вопрос о статусе Константинополя и черноморских проливов, который составлял основу почти всех ближневосточных осложнений, остался не решенным. Правило сохранения status quo , однако, помогло на какое-то время «заморозить» восточный вопрос. В этом были заинтересованы три державы: Россия ─ чтобы иметь свободные силы на Дальнем Востоке; Австрия ─ чтобы иметь силы для разрешения внутреннего кризиса; Германия ─ чтобы разжечь дальневосточный конфликт, получить выгоду за счет Китая и ослабить влияние России на Балканах. 30

***
Подчиниться арбитражу, если это не ущемляет твои интересы

На панамериканской конференции 1923 г. по инициативе министра иностранных дел Парагвая М. Гондра был заключен договор между американскими государствами («договор Гондра»). Он устанавливал специальную арбитражную процедуру: любые споры, которые не удавалось разрешить путем прямых переговоров заинтересованных сторон, должны были передаваться на рассмотрение комиссии из пяти американских государств, состав которой определялся в каждом конкретном случае. Международный арбитраж не был новым явлением для Латинской Америки. Еще в конце XIX в. с его помощью был урегулирован целый ряд территориальных споров, а в 1915 г. Аргентина, Бразилия и Чили подписали трехсторонний договор, который предусматривал разрешение любых конфликтов между этими странами посредством арбитража. Договор был подписан пятнадцатью странами; впоследствии к нему присоединились еще пять государств. Четыре страны, в том числе Аргентина, впоследствии договор не ратифицировали, усмотрев в нем посягательство на свой суверенитет. Арбитражная процедура, установленная в «договоре Гондра», применялась в 1930-х гг. в ходе мирного урегулирования двух войн: Боливии с Парагваем и Перу с Колумбией. В то же время чилийско-перуанский территориальный спор вокруг про¬винций Такна и Арика хотя и был разрешен с помощью арбит¬ражной процедуры, но в обход «договора Гондра». 31

***
Достигнуть мирного разрешения спора благодаря смене агрессивного лидера

В 1932 г. Перу захватила ранее принадлежавший ей колумбийский порт Летисию, что лишало Колумбию единственного выхода к Амазонке. Это привело к войне между двумя странами. В ходе столкновения глава военного правительства Перу был убит. Новое гражданское правительство взяло курс на мирное урегулирование, согласившись принять посредничество Лиги Наций. В ноябре 1933 г. было заключено перемирие, а Летисия передана под управление Консультативной комиссии Лиги сроком на один год. В Рио-де-Жанейро под эгидой Лиги Наций открылись переговоры, завершившиеся подписанием в мае 1934 г. мирного договора («протокола Рио»). Перу принесла Колумбии извинения и отказалась от притязаний на Летисию. 32

***
Не оказывая прямого давления на оппонента, дать понять о своей готовности, при необходимости, применить силу

Президент США Франклин Делано Рузвельт сформулировал и осуществлял переговорную политику «большой дубинки», принцип которой он почерпнул от одного африканского вождя: «Говори мягко и неси большую дубинку».

***
Использовать в зависимости от ситуации наиболее подходящий к ней способ принятия решений

Известный советский и российский дипломат В. И. Попов так сопоставил преимущества и недостатки принятия решений, в том числе, по конфликтным ситуациям, большинством голосов и путем консенсуса: «Если решать вопросы большинством ─ это означает возможность того, что почти половина участников может не подчиниться и отказаться примкнуть к соглашению, а в ряде случаев (скажем, в вопросах разоружения, неприменения ядерного оружия, вопросах о морских пограничных зонах и т. д.) вообще сделает соглашение невозможным. Остается консенсус, но достичь его на многосторонних конференциях значительно сложнее . […]

Правило консенсуса датируется началом 70-х годов, и впервые решения консенсусом принимались в ООН. Консенсус отличается от единогласия, так как последнее означает отсутствие оппозиции или требует голосования. Консенсус же означает, что поскольку другого, приемлемого для всех решения не удалось добиться, то участники конференции принимают компромиссное решение без голосования. Такой способ широко применялся на Конференции по разоружению, Конференции по морскому праву, а также в ОБСЕ и на совещании Группы 7 (8). […]

Консенсус часто сочетается с другими новациями: „cooling off periods“ ─ перерыв с целью охладить страсти (в ходе закулисных встреч и переговоров за чашкой кофе). Он применялся на конференциях по нераспространению ядерного оружия в 1975 и 1980 гг. и на других встречах. 33 […]

Не следует, правда, преувеличивать значение этого метода. Во-первых, процесс такого соглашения ─ это долгое и утомительное дело, а во-вторых, он может и не привести к положительным результатам, и тогда эти страны возвращаются к старым методам двусторонних переговоров, по которым иногда легче добиться устраивающего обе стороны решения». 34

***
Согласовать механизм разрешения спора, если нельзя прямо договориться о самих условиях его разрешения

Политический конфликт в Никарагуа в 1988 г. был урегулирован заключением соглашения о национальном примирении. Противоборствующие стороны договорились провести в стране выборы, итоги которых все участники конфликта обязались признать. Это соглашение было выполнено, и после выборов было заключено соглашение о прекращении огня. 35

***
Прибегать к силе в тех случаях, когда это не грозит неблагоприятными последствиями

Ослабление международной напряженности в мире в конце 1980-х гг. не означало гармонизацию международных отношений. СССР и США вели себя сдержанно только в тех ситуациях, где не считаться с оппонентом значило серьезно рисковать собственной безопасностью. Обе державы в своей политике по-прежнему полагались на силу, используя ее, когда это было неопасно. 36

***
Добиться целей без применения насилия

При первобытном строе самой суровой санкцией против «асоциального» поведения, было, как известно, изгнание из рода. Изгой оставался без поддержки рода и был практически обречен на гибель.

***
Святой Патрик, проповедник христианства, почитаемый в Ирландии, сумел исключительно мирными средствами установить в Ирландии новую религию.

***
Североамериканские колонисты в 1767 г. в ответ на установление Англией специальных пошлин на чай и некоторые другие колониальные товары, которые они посчитали несправедливыми, отказались покупать британские товары. Это нанесло такой ущерб британской торговле, что через три года Англия была вынуждена пошлины отменить. 37

***
В 1880 г. в ответ на непримиримую жесткость к работникам управляющего ирландским поместьем англичанина Чарльза Бойкотта его самого и его семью подвергли тотальному остракизму: отказывались обслуживать в лавках, им перестали приносить почту, соседи не разговаривали с ними… Все местные жители отказались у него работать. Не помогли даже специально привлеченные им штрейкбрехеры, работавшие под охраной тысячи оплачиваемых государством полицейских. Своими методами пассивного сопротивления (получившими название «бойкот») ирландцы вынудили Бойкотта отказаться от борьбы и уехать из Ирландии. 38

Бойкот (игнорирование кого-либо, отказ от всякого взаимодействия с ним в знак протеста против его поведения) оказывается эффективным средством в тех случаях, когда бойкотирующие сплоченны, а бойкотируемые зависят от них. В современном мире массовые бойкоты используются широко, например, экологическими организациями против компаний, причиняющих вред окружающей среде; антиглобалистами – против транснациональных корпораций.

***
Махатма («Великая душа») Ганди (1869─1948 гг.), признанный в 2000 г. по данным опроса BBC, человеком тысячелетия 39 , в политической практике применял исповедуемые Львом Толстым и индуистским учением «ахимса» и философски-эпическим трактатом «Бхагавадгита» принципы любви ко всему живому и «непротивления злу насилием». Избегая силового противостояния Англии и призывая к тому же своих сторонников, он добился от нее уступок и, в конечном итоге, независимости Индии. Для этого Ганди и его сторонники практиковали различные методы пассивного сопротивления, т. е. сопротивления без насилия или активного причинения вреда. В особенности часто они применяли бойкот: действовали так, как будто не замечаешь противника; причиняли агрессору убытки своим отказом участвовать в деловых отношениях с ним (прекратили работать на английских предприятиях; отказались от покупки английских промышленных товаров и стали кустарно делать все необходимое сами), тем самым вынуждая его к отступлению; препятствовать противнику в совершении им действий (преграждали британским чиновникам путь на работу, тем самым, парализуя ее). Ганди сформулировал и реализовывал стратегию: «откажись поступать неправедно; не допускай компромиссов с совестью; не участвуй в несправедливости; не подчиняйся ей» . 40

***
В 1983 г. лидер антикоммунистической оппозиции Польши Лех Валенса был удостоен Нобелевской премии мира за разрешение конфликта в Польше мирным путем. 41

***
Распад СССР, с которым окончился раскол мира на два лагеря, произошел с конфликтами, ни один из которых не вылился в крупную войну. Впервые в истории радикальное изменение конфигурации международной системы произошло без масштабного вооруженного столкновения . 42

***
Разделить спорящих

Когда соседи враждуют, и их не удается примирить, насилию пытаются препятствовать, создавая между ними физические барьеры для предотвращения агрессии. Конфликт при этом, конечно, не разрешается, а, напротив, углубляется: у сторон исключается или ограничивается возможность общаться, шанс договориться, а искаженное представление друг о друге не может быть скорректировано и только усугубляется. Возведение соседом стены вызывает к нему неприязнь, обиду и даже ненависть. К тому же укрепление барьеров, как правило, требует вовлечения немалых ресурсов. Но многие жертвы этим способом предотвратить обычно удается.

Например, на границе между государствами создаются стены: в 122 г. до н. э. римляне создали на территории Британии «Адрианов вал», чтобы предупредить нападения кельтов; в XIV в. была построена Великая китайская стена; после Первой мировой войны французы на случай нового нападения Германии построили систему оборонительных укреплений, известную как «линия Мажино». «Международная» стена была также создана в 1990-е гг. на границе между США и Мексикой для ограничения потока нелегальных (т. е. лишенных возможности заработка на родине, оттого отчаянных и, как следствие, нежеланных) мигрантов.

Будучи ни чем иным как «полицейским» решением экономических, психологических или культурных проблем, рано или поздно всякая стена оказывается бесполезна. Ни одна из упомянутых выше стен не смогла сдержать натиск нападавших. 43