В русской народной сказке Баба-Яга, которой помогают гуси-лебеди, отмечает собой сакральное пространство между жизнью и смертью и обладает двойственной природой – она может помочь герою, а может и съесть его. И это естественно, ведь на санскрите Яга – значит жертва, яг – жертвующий, пожертвователь. Баба-Яга держит нить человеческой жизни на грани бытия, и жертва может уйти навеки в «мир предков», а может вернуться в мир людей, получив новый облик, новые знания, т. е. в новом качестве. Но для подобного возвращения надо пройти определенные испытания, совершить необходимые обрядовые действия. Именно о таком пути туда и обратно и рассказывает сказка «Гуси-лебеди».
Гуси уносят мальчика почти с порога родительского дома в мир Бабы-Яги. Его сестра отправляется вслед за ним, и первое, что встречается ей на пути, – печка – символ человеческого социального бытия. Ведь, действительно, мы – единственные живые существа, поддерживающие и получающие огонь искусственно, единственные в живой природе, термически обрабатывающие свою пищу.
В печи лежит ржаной пирог – древнейшая форма искусственно полученного продукта питания. Печь и хлеб – два символа человеческой общины, семьи. Но героине сказки надо выйти за пределы человеческого социума и она не ест ритуальный хлеб.
Далее на ее пути встречается яблоня. И снова символ, на сей раз здоровья, жизненной силы, красоты, мудрости (вспомним живильные, молодильные яблоки сказок, яблоки Гесперид и т. д.). И вновь героиня отказывается от того, что может задержать ее в мире живых.
И в конце своего пути она встречает молочную реку с кисельными берегами – страшное пограничье двух миров. Вспомним, именно овсяный кисель с молоком – ритуальное блюдо, причем последнее, поминального и похоронного стола на Русском Севере. Именно овсяным киселем и молоком поминают родителей в так называемые «родительские» дни.
До недавнего времени в восточных районах Вологодской области такой кисель творили обязательно на вечерней заре, варили на утренней, используя для этого деревянную посуду, в которую опускали раскаленные камни и помешивали кисель лодочным веслом (лодка, как мы знаем, считалась средством переправы на тот свет, не случайно еще в раннем средневековье скандинавы и руссы хоронили своих знатных покойников в ладьях).
Не свершив поминального обряда и не вкусив ритуальной пищи, героиня сказки «Гуси-Лебеди» вступила в пространство межмирья, во владения Бабы-Яги.
Поведение и мальчика, и девочки при возвращении в мир людей иное. Они пьют молоко и едят овсяный кисель, принося жертву предкам. Они едят яблоки, возвращая себе жизненную силу. Они съедают по ржаному пирогу, символу человеческой общины, и, кроме того, забираются в печь. Именно после этого гуси-лебеди прекращают погоню за братом и сестрой. Почему? Дело в том, что, забираясь в печь, мальчик и девочка совершают древний обряд перепечения, который сохранился на Русском Севере вплоть до наших дней. Считается, что если грудной ребенок перепутает день с ночью, постоянно плачет, болеет, то его как бы подменили и необходимо это дитя перепечь.
Обряд перепечения должны проводить два человека – самая старая женщина в доме и самый маленький, способный стоять на ногах, ребенок. Собственно, ребенок ничего не делает, он просто присутствует при обряде. Бабка же, привязав младенца к хлебной лопате, трижды засовывает его в теплую русскую печку, приговаривая при этом: «Перепекаем подмена, выпекаем русака». После этого ребенок считается доведенным до необходимого состояния и как бы заново родившимся.
Интересно, что в санскрите слово «paripakva» значит: готовый, пропеченный, спелый, зрелый (умом), a «paripacya»: быть сваренным, поджаренным, созревать. Кстати, именно это и стремится сделать со своими жертвами Баба-Яга – сварить их, поджарить, т. е. перепечь для «того света», довести их до зрелости для существования в ином мире.
В сказке «Гуси-лебеди» брат и сестра перепекаются для этого мира – мира живых людей, они обретают зрелость и выходят из печки уже качественно новыми людьми: не мальчиком и девочкой, а юношей и девушкой. Таким образом, перед нами в сказке фактически предстает описание обряда перехода в новую возрастную категорию, изменения социального статуса подростков, так называемый обряд инициации.
Из книги «Золотая нить» С.В.Жарниковой.
Волшебная сказка "Гуси-Лебеди" - одно из самых распространенных, любимых и часто печатаемых произведений устного народного творчества. Эта история о том, как сестра искала своего украденного брата. А кто ей в этом помог и чем все закончилось, малыши узнают, прослушав аудио версию истории. Аудиосказка "Гуси-Лебеди" в выразительном исполнении захватывает уже с первых строчек и очень нравится и детям, и взрослым.
В варианте А. Афанасьева в числе персонажей-помощников есть еще мудрый Ежик. В переработке А. Толстого этот герой отсутствует, а героиня находит брата самостоятельно. У Афанасьева она просто попадает в дом Бабы Яги и уводит брата. У Толстого девочка разговаривает с ведьмой, садится выполнять ее поручение, но, улучив удобный момент, убегает вместе с братом. Согласно этой версии сказки, Баба Яга хотела погубить именно сестру, а не брата. Из этой же версии становится понятно, что Баба Яга крадет детей, не имея конкретной цели. На это указывает тот факт, что, когда девочка пришла к избушке, она увидела, как братец сидит и, как ни в чем не бывало, играет серебряными яблочками.
Героиню сказки часто именуют Аленушкой, а братца – Иванушкой, хотя это неверно. Это имена героев похожей по сюжету, но совсем другой сказки – "Сестрица Аленушка и братец Иванушка".
Существует две трактовки морали этой волшебной истории – бытовая и сакральная:
Аудиосказка "Гуси-Лебеди" для iPhone/iPad простым языком объяснит малышу, как нужно осознавать свои ошибки и брать на себя ответственные решения. Сестрица забыла наказ родителей, заигралась – в результате ее беспечности Гуси-Лебеди похитили братца. Ей пришлось отправиться в долгий и крайне опасный путь, полный тяжких испытаний. Сначала девочка поступает безответственно и заносчиво – отказывает печке, а затем и яблоне, и речке. Но потом она осознает, как плохо поступила, исправляется, проходит все испытания и спасает брата. Аудиосказка "Гуси-Лебеди" для ребенка полезна тем, что дает осознать социальную ответственность старших перед младшими. Сказку особенно полезно слушать, если в семье не один ребенок, а двое или больше.
Сказкой называется один из фольклорных, а позднее и литературных жанров. Это эпическое произведение обычно прозаического характера, имеющее героическую, бытовую или волшебную тематику. Основные черты этого жанра - отсутствие историчности и нескрываемая, бросающаяся в глаза вымышленность сюжета.
«Гуси-лебеди» - сказка, краткое содержание которой мы рассмотрим ниже, относится к народным. То есть у нее нет автора как такового, ее сочинил русский народ.
Фольклорная, или народная, сказка появилась раньше литературной и передавалась долгое время из уст в уста. Отсюда и множество расхождений сюжетов и вариантов таких историй. Так, мы представим здесь наиболее распространенное краткое содержание сказки «Гуси-лебеди». Однако это не означает, что в другой местности и регионах нашей страны это произведение имеет точно таких же героев. Сюжет в целом будет един, но может различаться в нюансах.
Литературная же сказка изначально была придумана автором. Ее сюжет ни при каких обстоятельствах не может быть изменен. Кроме того, изначально такое произведение появилось на бумаге, а не в устной речи.
Давным-давно жили муж с женой. Было у них двое детей: старшая дочь Машенька и младший сын Ваня.
Как-то отправились родители в город и наказали Маше присматривать за своим братом и не уходить со двора. А за хорошее поведение обещали гостинцев.
Но как только родители уехали, Маша посадила Ваню под окошко дома на траву, а сама побежала гулять на улицу с подружками.
Но тут неизвестно откуда возникли гуси-лебеди, птицы подхватили мальчика и утащили в сторону леса.
Возвратилась Маша, смотрит - Вани нигде нет. Кинулась девочка искать брата, но нигде его не видно. Звала она Ваню, но он не отозвался. Села Маша и заплакала, но слезами горю не поможешь, и решила она отправиться на поиски брата.
Побежала девочка со двора, посмотрела вокруг. И вдруг увидела, как вдалеке пролетели гуси-лебеди, а потом скрылись в темном лесу. Поняла Маша, кто похитил ее брата, и бросилась в погоню.
Выбежала девочка на поляну и увидела печку. Попросила ту указать дорогу. Печка ответила, что расскажет, куда полетели лебеди, если Маша подбросит в нее дров. Девочка исполнила просьбу, печка сказала, куда полетели похитители. И побежала наша героиня дальше.
Продолжает Маша узнавать, куда полетели гуси-лебеди. Сказка (краткое содержание представлено в этой статье) рассказывает о том, как девочка встречает яблоню, ветви которой усеяны румяными плодами. Маша спрашивает у нее, куда направились гуси-лебеди. Яблонька попросила стрясти с нее яблоки, и тогда она подскажет, куда полетели птицы. Девочка выполнила просьбу и узнала, куда отправились похитители.
Бежит Машенька дальше и видит молочную реку с кисельными берегами. Спрашивает девочка у реки, куда полетели гуси-лебеди. А та в ответ: "Сдвинь камень, который мешает мне течь, тогда скажу". Сдвинула Маша камень, и указала река, куда направились птицы.
Добежала девочка до дремучего леса. И тут ей ежик дорогу подсказал. Свернулся клубочком и докатился до избы на курьих ногах. В той избе Баба-яга сидит, а у крыльца Ваня играет с золотыми яблоками. Подкралась Маша, схватила Ваню и бросилась бежать.
Заметила Баба-яга, что мальчик пропал, и отправила гусей-лебедей в погоню.
"Гуси-лебеди", сказка, краткое содержание которой мы здесь излагаем, подходит к концу. Бежит Маша с братом и видит, что настигают их птицы. Тогда она кинулась к речке и попросила ту укрыть их. Спрятала их речка, и пролетели мимо преследователи, ничего не заметили.
И снова бегут дети, недалеко до дома осталось. Но тут птицы снова заметили беглецов. Норовят вырвать братца из рук. Но тут Маша заметила печку, в которой и укрылась с Ванюшей. Не смогли гуси-лебеди добраться до детей и вернулись обратной к Бабе-яге.
Выбрались брат с сестрой из печки и побежали домой. Здесь Маша умыла и причесала Ваню, посадила на лавку, рядом сама присела. Вскоре вернулись родители и привезли детям гостинцы. Ничего им не рассказала дочка. Так ни с чем остались гуси-лебеди.
Сказка (краткое содержание это подтверждает) относится к так называемым волшебным. Для подобных произведений характерно присутствие магического злодея (Баба-яга в нашем случае) и волшебных помощников (печка, яблонька, речка, ежик).
Тема: В сказке рассказывается о том, как Гуси- лебеди служившие Бабе-Яге украли братца, когда сестрица заигралась с подружками, потом она бросилась его спасать и спасла.
Идея: Ничто не заменит дом родной, родной земли, любви к родным. Восхваляется добро, находчивость, смекалка.
Сказка «Гуси-лебеди» учит детей любви к родным и близким, ответственности, решительности, смелости, умению добиваться целей. Сказка также учит уважительному отношению к просьбам родных людей. Главный смысл сказки «Гуси-лебеди» состоит в том, что дороже всего для человека его семья. Любовь к родным и близким, ответственность за их судьбу - такая тематика красной нитью проходят через всю сказку.
Сказка также учит читателя быть находчивым и решительным, не теряться в трудных ситуациях. Хотя сестрица и допустила ошибку, оставив братца без присмотра, она приложила все усилия чтобы исправить ситуацию и добилась при этом успеха, вернув маленького братца домой. Сестрица поставила перед собой цель - и этой цели добилась, несмотря на чинимые ей преграды.
1.Братец
2.Сестрица
3.Печка, речка и яблонька - чудесные помощники
4.Баба Яга
5.Гуси-Лебеди
Начало сказки традиционное:
Зачин (Жили – были….) Экспозиция (наказ родителей)
Завязка (брата похищаю гуси – лебеди, сестра отправилась на поиски брата)
Кульминация (сестра нашла брата у Бабы-Яги)
Развязка (побег из избушки Бабы-Яги и возвращение в родительский дом)
Сказка очень динамичная, в ней много глаголов движения передающих внезапные и быстрые действия. Например, о Гусях – лебедях говориться: «Налетели, подхватили, унесли, пропали» они передают всю остроту ситуации.
В сказке используется прием олицетворение неодушевленного мира: Печка сказала; Яблонька помогла укрыла веточками; Речка сказала.
Традиционным для русской сказки является и использование числа три – три волшебных персонажа (печь, яблоня и речка), которые испытывают главную героиню и помогают ей добраться до дома.
Жил старичок со старушкой. Были у них дочка да сынок маленький. Собрались старики в город и приказывают дочке:
— Мы пойдём, дочка, в город: принесём тебе булочку, купим платочек, а ты будь умна, братца береги, со двора не ходи.
Ушли старики, девочка посадила братца на травку под окном, а сама побежала на улицу и заигралась. Налетели гуси, подхватили мальчика и унесли на крылышках.
Прибежала девочка, глядь: нет братца! Кинулась туда-сюда — нету! Кликала девочка, кликала братца — не откликается. Выбежала в чистое поле: вдали метнулось гусиное стадо и пропало за тёмным лесом. «Верно, гуси унесли братца!» — подумала девочка и пустилась гусей догонять.
Бежала девочка, бежала, видит: стоит печка.
— Печка, печка, скажи, куда гуси полетели?
— Съешь моего ржаного пирожка — скажу.
А девочка говорит:
— У моего батюшки и пшеничные не едятся!
— Яблоня, яблоня! Куда гуси полетели?
— Съешь моего лесного яблочка, тогда скажу.
— У моего батюшки и садовые не едятся! — сказала девочка и побежала дальше.
Бежит девочка и видит: льётся молочная речка — кисельные берега.
— Молочная речка — кисельные берега! Скажи, куда гуси полетели?
— Съешь моего простого киселька с молочком, тогда скажу.
— У моего батюшки и сливочки не едятся!
Долго бы пришлось бегать девочке, да попался ей навстречу ёж. Хотела девочка ежа толкнуть, побоялась наколоться и спрашивает:
— Ёжик, ёжик, куда гуси полетели?
Ёжик и показал дорогу девочке. Побежала девочка по дороге и видит: стоит избушка на курьих ножках, стоит, поворачивается. В избушке сидит Баба Яга, костяная нога, морда глиняная; сидит и братец на лавочке у окошка, золотыми яблочками играет. Подкралась девочка к окну, схватила братца и побежала домой. А Баба Яга кликнула гусей и послала их за девочкой в погоню.
Бежит девочка, а гуси совсем её нагоняют. Куда деваться? Прибежала девочка к молочной речке с кисельными берегами:
— Реченька, голубушка, укрой меня!
— Съешь моего простого киселька с молочком.
Похлебала девочка киселька с молочком. Тогда речка спрятала девочку под крутой бережок, а гуси мимо и пролетели.
Выбежала девочка из-под бережка и побежала дальше, а гуси её увидали и опять пустились в погоню. Что делать девочке? Прибежала она к яблоньке:
— Яблоня, голубушка, спрячь меня!
— Съешь моего лесного яблочка, тогда спрячу.
Нечего девочке делать — съела она лесного яблочка. Яблонька закрыла девочку ветками — гуси и пролетели мимо.
Вышла девочка из-под яблоньки и пустилась бежать домой. Бежит, а гуси опять её увидали — и ну за ней! Совсем налетают, крыльями над головой машут. Чуть-чуть добежала девочка до печки:
— Печечка, матушка, спрячь меня!
— Съешь моего ржаного пирожка, тогда скажу.
Поскорей съела девочка ржаного пирожка и залезла в печь. Гуси пролетели мимо.
Вылезла девочка из печки и пустилась домой во весь дух. Гуси опять девочку увидали и опять погнались за нею. Вот-вот налетают, крыльями по лицу бьют, того и гляди братца из рук вырвут, да изба-то была уж недалеко. Вбежала девочка в избу, проворно двери захлопнула и окошки закрыла. Покружились гуси над избой, покричали, да так ни с чем и полетели к Бабе Яге.
Пришли домой старичок и старушка, видят: мальчик дома, жив и здоров. Подарили девочке булочку и платочек.
Текст можно обсудить с ребёнком, вовлекая его в беседу. Например, какая-то часть разговора может выглядеть следующим образом:
— Что было, если бы девочка послушалась родителей, не отвлеклась на игру?
— Она бы в беду не попала и Бабу Ягу не увидела, ей бы не надо было никуда бегать.
— Девочка отнеслась безответственно к поручению и брата забрали гуси-лебеди. Она стала исправлять ошибку?
— А ты отправишься сестру выручать?
— Девочка встретила печку, яблоню и речку и от кушаний их отказалась, указывая, что дома еда вкуснее. Она была вежлива?
— А ты хорошо делал, когда ныл, что у бабушки скучно, хотя она тебя кормила, купала и развлекала? Пусть без изысков?
— Но в трудную минуту девочка забыла о своей гордыни и была ласкова. И ей помогли.
Каждый найдёт своё:
Тут также прослеживается поучительный смысл высказывания «Как аукнется, так и откликнется», как в