Новинки зарубежной литературы. Лучшая современная проза

На нашем сайте легко разобраться в том разнообразии, что предлагает современная проза . Лучшие книги конкурируют и стремятся войти в топ коллекции избирательного читателя. В высшие места рейтингов портала часто попадает современная российская проза.

Современная проза, лучшие книги – как выбрать?

Чтобы быстро сориентироваться на страницах портала и успешно выбрать хорошее произведение, которое будет легко читаться и одновременно быть сытной пищей для ума, обратите внимание на самые высокие в рейтинге, а также самые новые книги. Современная проза характеризуется тем, что она близка к читателю. В ней вы найдёте персонажей, что похожи на вас, ваших детей, друзей и родственников.

Обратите внимание на наш топ книг, современная проза из данного списка наиболее отвечает реалиям современности и позволяет пережить эмоции людей близких духу нашей эпохи.

Современная российская проза и чем она цепляет читателя

Такова основная задача книги - притягивать к себе читателя, помещая персонажей его в наиболее возможные жизненные ситуации. Особенности, которыми обладает современная русская проза – перенести сознание наблюдателя в привычные для него ситуации и даже места, где он не раз бывал в реальности.

Если автор совершает такой перенос сознания безболезненно - читатель оказывается в родном окружении, но уже на страницах книги. В таком случае, читающий будет сильнее сопереживать герою произведения и сможет сильнее поверить в происходящее на страницах книги.

Легко ли поверить в персонажей, что сходят со страниц книги? Современная проза без купюр отражает жизнь людей современности, поэтому ответ на этот вопрос – Да, поверите.

Современная зарубежная проза

Под редакцией А. В. Татаринова

Для студентов, аспирантов и преподавателей филологических факультетов вузов.

2-е издание, стереотипное


© Издательство «ФЛИНТА», 2015

* * *

«Современная зарубежная проза» как единый текст

А. В. Татаринов

Не самая простая задача - в мире художественной словесности следить за текущим и незавершенным , фиксировать становление новых идейно-эстетических моделей и делать выводы о сегодняшнем состоянии литературного процесса, о его перспективах.

Два года назад такая задача была поставлена на кафедре зарубежной литературы и сравнительного культуроведения Кубанского государственного университета. Не первый год читались курсы «Современная зарубежная литература» и «Современный литературный процесс». Регулярно проходили заседания клуба «XXI век», посвященные обсуждению новейшей прозы. Предметы, требующие внимания к литературе наших дней, появлялись в учебных планах специалитета, бакалавриата, магистратуры. Учебных пособий не было никаких.

Разумеется, дело не в толстых учебниках, снимающих в сознании студента все исторические и экзистенциальные вопросы. Мы далеки от переоценки трудов, превращающих литературу в систему классифицирующих формул. Здесь важен не итог, не однозначный результат, а волевое решение представить новейшую зарубежную прозу как сложное пространство, в котором есть возможность выделить господствующие имена, идеи и образы. Важно не забывать, что каждая историческая эпоха (а рубеж тысячелетий - всегда Время!) имеет свою литературную вселенную. И в ней выстраиваются мотивы, имеющие прямое отношение к философии и религии, психологии и политике. Именно поэтому данная книга завершается статьей «Наше время как литературная эпоха».

Мы отказались от стандартно-элитарного подхода к созданию учебных пособий, которые пишутся многоопытными профессорами, способными к любым концептуализациям. Современное требует молодости, точнее - сочетания опыта, зрелого взгляда на движение литературной материи и здоровой юношеской наглости, оправданной дерзости в истолковании неканонических фактов словесности. Авторы «Современной зарубежной прозы» - доктора наук и магистранты, кандидаты и аспиранты. Были и студенты, которые к моменту издания книги успели получить другой филологический статус. Талант и желание высказаться были критерием отбора авторов статей. Интерес молодых герменевтов предопределил присутствие в учебном пособии М. Каннингема и А. Нотомб, У. Ф. Гибсона, Дж. Литтелла и А. Барикко.

Это не значит, что отсутствовала единая стратегия. Она проявляется в сюжетно-композиционной организации нашего проекта - научно-исследовательского и учебного одновременно. Британское, американское, французское - отдельные разделы. В них каждый писатель представлен целостно: от краткой биографии - до доминантных признаков поэтики. С обязательным описанием творческого пути, основных художественных достижений и, как правило, с подробным анализом романа, который автор статьи считает в творчестве писателя ключевым. Несколько сложнее - с немецким : не получилось у нас с работами о К. Вольф, Г. Мюллер, Г. Грассе. Частично это значимое отсутствие компенсировано обзорной статьей «Современная немецкая проза».

В разделе «От Италии и Португалии до Аргентины и Японии» мы также придерживаемся монографического принципа, предусматривающего биографичность, портретность и аналитизм в отношении состоявшегося на данный момент творческого пути писателя. Есть статьи о недавно ушедших классиках, без которых трудно представить литпроцесс нашего времени (Г. Г. Маркес, Ж. Сарамаго), и о ныне здравствующих мастерах слова, не слишком известных русскому читателю (Р. Галанаки, например).

Сомнение может вызвать присутствие Х. Л. Борхеса. Имеет ли отношение к современной литературе аргентинский писатель, скончавшийся в 1986 г.? Для Борхеса мы решили сделать исключение: этот классик XX столетия смыслами своей художественной системы и нравственной философии остается одним из влиятельных участников литературной современности, апологетом версий, интертекстуальных игр и гипотез, столь важных для риторики, обретающей свои основания на границе модернизма и постмодернизма.

Последний раздел - «Авторский мир в избранных произведениях». Будем откровенны: о М. Павиче, О. Памуке или К. Маккарти редактор хотел бы видеть целостные работы, удовлетворяющие требованиям первого и второго разделов. Но получилось то, что мы видим перед собой. Возможен и такой подход в представлении художественных миров. Указанные писатели, а также Д. Ковеларт, Д. Коу, Д. Ффорде, М. Шалев и Х. Лунтиала присутствуют отдельными текстами - вполне уместными для решения проблемы авторской индивидуальности.

И последнее. Часто слышны голоса профессиональных и простых читателей, отрицающих качество современной литературы. Нет, мол, былого величия, есть лишь персональные игры не слишком талантливых фантазеров, озабоченных собственными комплексами и сенсационными сюжетами, позволяющими завоевать потенциального потребителя. Наша книга показывает, что это не так. Литературный процесс есть! Достижений в нем не меньше, чем падений и потерь.

Британская проза

Джулиан Барнс

В. В. Богдан

В одном из своих интервью Джулиан Барнс упомянул высказывание Фолкнера о том, что лучший некролог для писателя: «Он писал книги и он умер» , а потом заметил, что именно к такой анонимности следует стремиться, хотя в наше время это почти невозможно. Но все же Джулиан Барнс почти достиг цели, и с непреложной уверенностью о нем можно сказать лишь то, что он написал о себе на своем официальном сайте в Интернете. А именно: родился 19 января 1946 г. в городе Лестер в центральной Англии, получил хорошее образование - с 11 до 18 лет учился в городской лондонской школе (City of London School), затем поступил в колледж «Магдалена» Оксфордского университета. В 1987 г. окончил университет с отличием. После окончания университета Джулиан Барнс три года работал лексикографом-составителем «Оксфордского английского словаря», в 1977 г. начал работать обозревателем и литературным редактором в журналах «Нью стейтсмен» и «Нью Ревью», а с 1979 по 1986 г. трудился телевизионным критиком. Далее следует длинный список литературных наград и премий, среди которых: Букеровская премия за роман «Предчувствие конца» (2011), премия Сомерсета Моэма за дебютный роман «Метроленд» (1981), премия Медичи за роман «Попугай Флобера» (1986), а также Орден Искусств и литературы (1995, 2004). Джулиан Барнс написал множество рассказов, романов и эссе, а также перевел с французского дневник Альфонса Доде. Заключительная фраза краткой автобиографии Джулиана Барнса такая: Барнс живет в Лондоне. Другими словами, если отбросить многочисленные даты (которых Джулиан Барнс, кстати, и сам не любит) и несколько обезличенное перечисление мест работы, то получится как раз, как учил Фолкнер: Джулиан Барнс живет и пишет книги. По мнению Барнса, такого знания читателям вполне достаточно: «Я бы предпочел, чтобы люди читали мои книги, а не пытались понять, что я за человек».

Но есть у Джулиана Барнса и оборотная сторона - захватывающая биография для тех читателей, которым скупой правды мало. В начале своей литературной деятельности он написал несколько детективов под псевдонимом Дэн Кавана, которые были положительно приняты критиками как добротные образцы жанра. На обороте этих книг Барнс представил совсем другую биографию - вымышленную, но очень «горячую»: Дэн Кавана родился в графстве Слайго в 1946 г. Посвятив юные годы праздному шатанию, беспорядочным половым связям и мелким кражам, ушел из дома в семнадцать лет и записался палубным матросом на либерийский танкер. Дезертировав с корабля в Монтевидео, пересек Америку, подрабатывая ковбоем, официантом на роликах в забегаловке, обслуживающей клиентов непосредственно в автомобиле, вышибалой в гей-баре в Сан-Франциско. В настоящее время работает в Лондоне, но кем - предпочел бы не уточнять, а живет в Северном Ислингтоне. Причем от книги к книге биография Каваны менялась очень существенно, не теряя, впрочем, своей вопиющей нелепости. Конечно же, эти описания шутка. Читая их, мы почти слышим, как Джулиан Барнс смеется над нами. В третьей главе «Попугая Флобера» он пишет: «Каковы шансы даже у самого опытного из биографов, что объект его внимания, взглянув на автора будущей биографии, не вздумает разыграть его?» Эти авторские фабуляции и есть пример такого розыгрыша.

Неразговорчивость в отношении личной жизни Джулиан Барнс парадоксально полно компенсирует своей манерой повествования, вовлекая читателя в диалог, заставляя следить за нитью его рассуждений и видеть и представлять то, что видит и представляет он сам. Джулиан Барнс, кажущийся замкнутым человеком, оказывается откровенным писателем. Он хочет, чтобы читатель был настолько близок к автору, насколько возможно: «Мне нравится представлять как писатель и читатель сидят вместе не лицом к лицу, а бок о бок и смотрят в одном направлении, например, через витрину кафе. И по моему сценарию писатель спрашивает читателя: «Что ты о ней думаешь? Он выглядит чудаковатым, не так ли? Интересно, а почему они ссорятся?» Взор читателя устремлен параллельно писательскому взору, писатель просто замечает все первым» .

Мы стали меньше читать. Причин этому множество: от обилия разнообразных гаджетов, отнимающих время до большого количества никчемной литературной шелухи, наполняющей полки книжных магазинов. Мы составили топ-10 лучших книг современной прозы, которые обязательно понравятся читателю и заставят посмотреть на литературу другими глазами. Рейтинг составлен с учетом мнения читателей крупных литературных порталов и критиков.

10. Бернард Вербер «Третье человечество. Голос Земли»

Книга на 10 месте в рейтинге лучших произведений современной прозы. Это третий роман цикла «Третье человечество». В нем писатель рассуждает на тему экологического будущего планеты. Книги Вербера – это всегда увлекательное чтение. В Европе жанр, в котором он работает, называют фантастикой, а в Южной Корее многие романы писателя считают поэтическими произведениями. Известность Верберу принес его роман «Муравьи», который он создавал 12 лет. Интересный факт – читатели полюбили романы писателя задолго до того, как о нем заговорили критики, много лет словно намеренно игнорировавшие автора.

9.

– очередная книга известного блоггера на 9 строчке топ-10 лучших книг в жанре современной прозы. Под псевдонимом Славы Сэ скрывается латвийский писатель Вячеслав Солдатенко. Когда его небольшие рассказы и заметки из личного блога стали пользоваться популярностью, крупное издательство предложило автору выпустить на их основе книгу. Тираж разошелся в считанные дни. «Твое мое колено» – очередной сборник заметок писателя, написанных с юмором. Книги Славы Сэ – отличный способ борьбы с грустью и плохим настроением.

Мало кто знает, что Слава Сэ проработал сантехником около 10 лет, хотя по профессии он психолог.

8.

Донна Тартт с романом «Щегол» на 8 месте в нашем топ-10 лучших произведений современной прозы. Книга была удостоена самой высокой награды в литературном мире – Пулитцеровской премии в 2014 году. Восхищение им выразил Стивен Кинг, который сказал, что такие книги появляются крайне редко.

Роман расскажет читателю историю тринадцатилетнего Тео Декера, который после взрыва в музее получил от умирающего незнакомца ценное полотно и кольцо. Старинная картина голландского живописца становится единственным утешением сироты, скитающегося по приемным семьям.

7.

Роман – на седьмой строчке нашего топ-10 лучших книг в жанре современной прозы. Перед читателями откроется мир, в котором живут бок о бок с людьми волшебники. Они подчиняются высшему органу управления – совету белых ведьм. Он строго следит за чистотой крови магов и охотится на полукровок, таких, как Натан Бирн. Хотя его отцом является один из самых сильных Черных колдунов, это не спасает юношу от преследования.

Книга входит в число самых захватывающих новинок современной литературы 2015 года. Ее сравнивают с другим известным циклом романов о волшебниках – «Гарри Поттере».

6. Энтони Дорр «Весь невидимый нам свет»

На 6 позиции в рейтинге лучших книг в жанре современной прозы – еще один номинант Пулитцеровской премии. Это роман . В центре сюжета – трогательная история немецкого мальчика и слепой французской девочки, которые пытаются выжить в тяжелые годы войны. Автору, который рассказывает читателю историю, происходящую на фоне Второй мировой войны, удалось написать не о ее ужасах, а о мире. Роман развивается сразу в нескольких местах и в разное время.

5.

Роман Мариам Петросян «Дом, в котором…» , занимающий пятую строчку в топ-10 лучших книг, может напугать читателя своим немалым объемом в тысячу страниц. Но стоит открыть ее, и время словно замирает, настолько захватывающая история ждет читателя. В центре сюжета – Дом. Это необычный интернат для детей-инвалидов, многие из которых обладают удивительными способностями. Здесь живут Слепой, Лорд, Сфинкс, Табаки и другие обитатели этого странного Дома, в котором один день может вместить целую жизнь. Каждый новенький должен решить, достоин он чести пребывать здесь, или ему лучше уйти. Дом хранит множество тайн, и внутри его стен действуют свои законы. Интернат – это вселенная детей-сирот и инвалидов, куда нет хода недостойным или слабым духом.

4.

Рик Янси и его первый роман из одноименной трилогии «5-я волна» – на 4 строчке в рейтинге лучших произведений современной прозы. Благодаря многочисленным фантастическим книгам и фильмам у нас давно сформировались представления о том, каким будет план завоевания Земли инопланетными существами. Уничтожение столиц и крупных городов, применение неведомой нам технологии – примерно так это видится. И человечество, забыв про прежние разногласия, объединяется против общего врага. Одна из главных героинь романа, Кэсси, знает, что все не так. Инопланетяне, больше 6 тысячи лет наблюдавшие за развитием земной цивилизации, досконально изучили все модели поведения человека. В «5-й волне» они будут использовать против людей их слабости, лучшие и худшие черты характера. Рик Янси рисует практически безнадежное положение, в котором оказалась человеческая цивилизация. Но даже мудрейшая инопланетная раса может допустить просчеты в оценке возможностей людей.

3.

Пола Хоккинсс с ее потрясающим детективным романом «Девушка в поезде» занимает третье место в топ-10 лучших книг в жанре современной прозы. Более 3 миллионов экземпляров было продано в первые месяцы после выхода , а одна из известных кинокомпаний уже начала работу по ее экранизации. Главная героиня романа день за днем наблюдает за жизнью счастливой семейной пары из окна электрички. А потом Джесс, супруга Джейсона, внезапно исчезает. Перед этим Рэйчел успевает заметить из окна проносящегося поезда во дворе семейной пары что-то необычное и шокирующее. Теперь она должна решить – стоит ли ей обращаться в полицию или попытаться самой разгадать причину исчезновения Джесс.

2.

На втором месте нашего рейтинга – роман , экранизированный в 2009 году. Сюзи Сэлмонд в возрасте 14 лет была жестоко убита. Попав в свой персональный рай, она наблюдает за тем, что происходит с ее семьей после гибели девушки.

1.

Первое место в рейтинге лучших книг в жанре современной прозы – у Дианы Сеттерфилд и ее романа «Тринадцатая сказка». Это произведение, открывшее для читателя давно забытый жанр «неоготики». Самое удивительное, что это первый роман автора, права на который были выкуплены за огромные деньги. По продажам и популярности он обогнал многие бестселлеры и был переведен на другие языки. расскажет читателю о приключениях Маргарет Ли, которая получает приглашение от известной писательницы стать ее личным биографом. Она не в силах отказаться от такой удачи и приезжает в мрачный особняк, в котором и развернутся все последующие события.