Самое сложное сооружение в мире. Самые грандиозные сооружения мира

Вы думаете это только у нас строят грандиозно и задорого, а потом не знают под что приспособить?
Куда там!
Есть еще Северная Корея, Канада, Кот-д’Ивуар, Испания, Греция, Румыния с их примерами многомиллиардов, закопанных в землю и залитых в бетон.
Вот лишь несколько дорогих и во многом уникальных строительных проектов, чье содержание влетает владельцам в копеечку, но при этом они не нужны ни создателям, ни посетителям.

Аэропорт «Мирабель»
Монреаль, Канада

Планы создания нового аэропорта для второго по величине города Канады Монреаля были впервые обнародованы в 1967 году. И они поражали воображение: самая большая площадь в мире (40 000 га), пассажиропоток до 50 миллионов человек в год (это приблизительный суммарный пассажиропоток Шереметьево и Домодедово, вместе взятых за 2016-й), собственная линия скоростной железной дороги, монорельс, шоссе, гостиничный комплекс, шесть терминалов, шесть взлётно-посадочных полос, включая полосы для приема сверхзвуковых лайнеров, и так далее.
Первую очередь аэропорта ввели в строй в 1975-м, но планам его создателей не суждено было сбыться. Ошибочное планирование транспортных потоков, снижение привлекательности Монреаля как экономического центра, изменение политики правительства Квебека и другие факторы привели к тому, что через Мирабель за все время его существования в год не проходило и 3 миллионов пассажиров.
В 2004 году из-за нерентабельности аэропорт перестал обслуживать регулярные коммерческие рейсы, превратившись в грузовую воздушную гавань. На обширных ВПП стали проводить гонки, в здании терминала — снимать кино. А в 2014 году здание терминала решили снести, потому что оно слишком дорого обходилось в эксплуатации и никому решительно не было нужно. Строительство аэропорта Мирабель признали ошибкой, а почетное звание «белого слона» ему присвоили еще в первое десятилетие существования. С аэропортами это вообще нередко случается. Так, новую главную берлинскую воздушная гавань — аэропорт Берлин-Бранденбург имени Вилли Брандта — планировали открыть еще в 2011 году, но он по-прежнему не принимает ни самолеты, ни пассажиров из-за ошибок в проекте.

Базилика Нотр-Дам-де-ла-Пэ
Ямусукро, Кот-д’Ивуар

В 1983 году бессменный президент Кот-д’Ивуара Феликс Уфуэ-Буаньи, к тому моменту управлявший этой небольшой африканской страной на протяжении уже почти четверти века, решил перенести столицу из крупного развитого приморского города Абиджана вглубь страны, а именно в село Ямусукро — туда, где политик родился и вырос.
Два года спустя Уфуэ-Буаньи заложил первый камень в основание самой большой церкви в мире — Нотр-Дам-де-ла-Пэ, или Пресвятой Девы Марии Мира. Строительство велось четыре года и обошлось бюджету страны, по разным оценкам, в сумму от 175 до 600 миллионов долларов. И это неудивительно: мрамор сотнями тонн везли из Италии, витражи — из Франции, здание получилось площадью 30 тысяч кв. м и в высоту 158 метров (выше собора Св. Петра в Риме, хотя вмещает Нотр-Дам-де-ла-Пэ около 18 тысяч человек, что втрое меньше, чем тот же собор Св. Петра). На вымощенной гранитом и мрамором площади перед базиликой могут уместиться еще 200 тысяч человек, то есть примерно все население Ямусукро, из которого католиков от силы 19%.
Кстати, о населении: около 42% населения Кот-д’Ивуара живет за чертой бедности, то есть менее чем на 1,25 доллара в день. Службы в базилике собирают сегодня в лучшем случае сотни человек.

Гостиница «Рюгён»
Пхеньян, КНДР

В 1987 году правительство Северной Кореи под предводительством президента Ким Ир Сена объявило о начале строительства самого высокого здания в стране — 105-этажного 330-метрового отеля «Рюгён» на 3000 (по другим данным — на 7700) номеров и с вращающимися ресторанами на вершине.
Возведение гостиницы планировали завершить к Всемирному фестивалю молодежи и студентов 1989 года, однако из-за проблем с материалами основные конструкции закончили только к 1992 году, после чего работы и вовсе прекратились почти на полтора десятилетия из-за экономического кризиса, а скелет «Рюгёна» стал символом Пхеньяна.
Строительство возобновилось в 2008-м, и за три следующих года бетонную конструкцию успели облицевать стеклом, новой датой открытия был указан 2013 год, а в Сети появились первые фотографии интерьеров будущего отеля. Открытие, впрочем, не состоялось и по сей день, а эксперты по всему миру сомневаются, что Северная Корея вообще способна завершить строительство и что здание пригодно для использования. Примечательно, что самый высокий лондонский небоскреб «Осколок» (The Shard), имеющий сходную форму, также стоит полупустым — покупатели не спешат приобретать апартаменты стоимостью 30-50 миллионов фунтов стерлингов.

Торговый комплекс «Новый торговый центр Южного Китая»
Дунгуань, КНР

В 2005 году в небогатом пригороде 6-миллионномго Дунгуаня открыли пятиэтажный торговый комплекс «Новый торговый центр Южного Китая» (New South China Mall) — самый большой в мире. Стоимость строительства превысила 1,3 миллиарда долларов. Размах грандиозный даже по китайским меркам: до 2350 торговых точек общей площадью 660 тысяч кв. м (плюс еще 232 тысячи кв. м прочих помещений), 25-метровая модель парижской Триумфальной арки, каналы с гондолами, американские горки и прочие развлечения — и никаких посетителей.
В первые годы после открытия арендаторы заняли лишь 1% площадей центра. Десятью годами позже этот показатель увеличился в десять раз, но и сегодня комплекс в основном пустует. Причина в том, что местное население недостаточно много зарабатывает, чтобы сделать комплекс привлекательным для продавцов, а надежды девелоперов на то, что жители Дунгуаня разбогатеют, не оправдались.

Город Галисийской культуры
Сантьяго-де-Компостела, Испания

В начале 1999 года парламент Галисии, объявил, что в конкурсе проектов Города культуры Галисии (Cidade da Cultura de Galicia) победила работа архитектора Питера Айзенмана: здания на холме Монте-Гайас, как будто выдавленные из земли и напоминающие одновременно булыжники и раковины моллюсков, должны были приютить концертные залы, галереи, музеи, библиотеку и архив.
Строительство длилось более десяти лет, обошлось как минимум вдвое дороже, чем планировалось (в проекте Айзенман указывал цифру 400 миллионов евро) и в конце концов остановлено решением правительства региона. Два здания из шести так и остались незавершенными, а главное — обширный комплекс так и не привлек ожидаемого числа туристов и местных жителей, при этом его содержание весьма дорого обходится местному бюджету.

Туннель «Клем-Джонс»
Брисбен, Австралия

В начале этого века правительство австралийского Брисбена задумало построить ряд туннелей, чтобы облегчить движение в городе и сократить время поездки из одного его конца в другой. Одним из этих туннелей стал 4,8-километровый «Клем-Джонс», проходящий под дном реки Брисбен.
В 2005 году, когда началось строительство, туннель должен был стать самым длинным в Австралии. Его строительство обошлось в 3,2 млрд австралийских долларов (примерно 2,5 млрд долларов США) и было непростым делом: строителям приходилось пробиваться через очень твердую породу — брисбенский туф, для чего использовались самые большие на тот момент в мире проходческие комбайны стоимость 50 миллионов австралийских долларов каждый.
В конце концов туннель и подъездные пути были открыты 28 февраля 2010 года при большом стечении народа. Но вскоре выяснилось, что горожане пользуются туннелем гораздо реже, чем планировал городской совет: так, чиновники рассчитывали, что через туннель ежедневно будут проезжать 60 тысяч автомобилей, а на деле им каждый день пользуются примерно 20 тысяч водителей, к тому же он экономит всего восемь минут в пути и разгружает другие магистрали города всего на 5-10%. Проезд по туннелю платный, но даже скидки и радикальное снижение цены (в ущерб окупаемости проекта) не помогают увеличить привлекательность сооружения у жителей города. Убытки компании-оператора в 2010 году составили 1,6 миллиарда австралийских долларов.

Объекты Олимпиады-2004
Афины и окрестности, Греция

Греческая столица боролась за право проведения летней Олимпиады с начала 1990-х и, проиграв юбилейные Игры 1996 года американской Атланте, получила-таки право провести Олимпиаду-2004. Подготовка к проведению Игр — строительство спортивных и транспортных объектов, Олимпийской деревни — обошлось правительству страны в 9 миллиардов евро. И хотя чиновники признали Игры прибыльными, расходы только усугубили начавшийся спустя три года после их завершения тяжелейший долговой кризис.
При этом расходы на поддержание спортивных объектов в надлежащем состоянии оценивались в 500 миллионов евро ежегодно, а сами эти объекты оказались никому не нужны. Так, центр для соревнований по гребле превратился в зловонное болото и место комфортного проживания полчищ комаров, стадион для стрельбы зарос, а Олимпийская деревня постепенно разрушается. Интересно, что примерно то же происходит и с олимпийскими объектами в Рио-де-Жанейро и Пекине, а также со спортивными сооружениями, построенными к чемпионату мира по футболу 2010 года в ЮАР.

Дворец Парламента
Бухарест, Румыния

Это самое тяжелое и самое большое по площади административное здание в мире приказал построить президент Румынии Николае Чаушеску в 1984 году. Для возведения Дворца Парламента строители снесли пятую часть Старого Бухареста, срыли вершину холма Спирий, использовали 1 миллион тонн мрамора, 3,5 тысячи тонн хрусталя, 700 тысяч тонн стали и бронзы, 900 тысяч кубометров дерева и 200 тысяч кв. метров ковров. К моменту казни Чаушеску в 1989 году 12-этажное здание высотой 86 метров (не считая подземных помещений глубиной 92 метра) было в большей степени закончено, хотя с падением коммунизма в Румынии работы прекратились. Некоторые части здания не завершены до сих пор.
Сейчас в помещениях дворца общей площадью 365 тысяч кв. метров (это примерно полторы Красные площади в Москве) размещены обе палаты румынского парламента, три музея и конференц-центр. Все вместе они занимают около 30% дворца. Стоимость сооружения оценивается в 3 миллиарда евро, при этом его освещение и обогрев обходятся примерно в 6 миллионов евро ежегодно — примерно столько тратит в год на те же нужды румынский город средних размеров.


По материалам:

В мире масса поразительных чудес природы, таких как гора Эверест, Большой барьерный риф, водопад Виктория и многие другие. Но на ряду с ними человек научился создавать свои, искусственные, чудеса инженерной мысли, которые также поражают своими масштабами и сложностью.
Учитывая темп развития мы не беремся утверждать, что в нашей подборке ТОП 10 Грандиозные стройки современности представлены все наиболее значимые проекты современности, но мы постарались выделить те которые по нашему мнению заслуживают особого внимания.

Виадук Мийо


Фото: http://krasivijmir.ru
Фото: http://krasivijmir.ru

Виадук Мийо — мостовое сооружение вантовой системы, проходящее через долину реки Тарн в южной Франции. Авторами проекта моста были французский инженер Мишель Вирложо и английский Норман Фостер. На момент строительства Виадук Мийо́ был самым высоким транспортным мостом в мире, одна из его опор имеет высоту 341 метр - немного выше, чем Эйфелева башня, и всего на 40 метров ниже, чем Эмпайр-стейт-билдинг в Нью-Йорке.
Мост состоит из восьмипролетного стального дорожного полотна, поддерживаемого семью стальными колоннами. Дорожное полотно весит 36 000 тонн, имеет длину 2460 метров, ширину 32 метра и глубину 4,2 метра. Каждый из шести центральных пролётов имеет длину 342 метра, два крайних - по 204 метра длиной.
Исследование и проектирование Виадука заняло 14 лет (1987 — 2001), а само строительство было начато в октябре 2001 года. Завершить проект получилось в декабре 2004 года.

Пальма Джумейра

Фото: http://goinway.ru
Фото: http://goinway.ru

Фото: https://dubai-life.info
Фото: https://dubai-life.info

Пальма Джумейра - искусственный остров, чудо света, созданное руками человека. Остров, повторяет очертания пальмы с шестнадцатью симметричными «листьями».
Рукотворный остров Пальма Джумейра довольно мал по сравнению с двумя сёстрами - Пальмой Джебель Али и Пальмой Дейра - но первый в своём роде, и является знаменитым символом ОАЭ наряду с отелем Парус и Бурдж-Халифой.
В 2001-м году шейх Мохаммед бин Раши аль Мактума решил расширить береговую линию и создать райский курортный уголок в водах Персидского залива, при этом не используя бетон и металлические конструкции.
Интерестно, что песок арабских пустынь не подходил для строительства - он слишком мелкий и легко вымывается. Поэтому тонны песка колоссальными усилиями приходилось доставать со дна Персидского залива и доставлять на побережье. Этого самого песка и камней, использованных при строительстве, хватило бы, чтобы построить 2,5 метровую стену вокруг земного шара. Спустя 5 лет пальмовый остров был готов принимать жителей. На «листьях» свое место заняли роскошные виллы и отели. Спустя три месяца к этому великолепию добавили удивительный коралловый риф с двумя затопленными самолетами F-100, чтобы привлечь сюда дайверов и укрепить защиту острова барьерным рифом.
Интересные факты:

  • Волнорез Пальмы Джумейры достигает трёх метров в высоту и одиннадцать с половиной метров в длину.
  • Размер Пальмы Джумейры достигает 5,72 км².
  • Дома и виллы были раскуплены за рекордные три дня (покупателями стали знаменитости, желающие уединиться на райском острове).
  • Строительство Пальмового острова обошлось в семь миллиардов долларов.
  • Пальма Джумейра различима с космоса невооруженным глазом.

Существенной проблемой для острова и его акватории остался застой воды в бухтах архипелага. Волнорез жизненно необходим для защиты, однако бесспорно мешает обновлению воды. Несмотря на попытки справиться с этой проблемой, видимый результат ещё не достигнут.

Электростанция Три ущелья


Фото: http://grandstroy.blogspot.com
Фото: http://grandstroy.blogspot.com
Фото: http://grandstroy.blogspot.com
Фото: http://grandstroy.blogspot.com
Фото: http://grandstroy.blogspot.com
Фото: http://grandstroy.blogspot.com
Фото: http://grandstroy.blogspot.com

Три ущелья - плотина, а также первая по мощности и одна из двух крупнейших по выработке в мире гидроэлектростанция, действующая в Китае на реке Янцзы, третьей по длине реке в мире. В список грандиозные стройки современности этот объект попал так как он одно из крупнейших гидротехнических и любых других сооружений мира. Гравитационная бетонная плотина этого водохранилища является одной из крупнейших в мире. При заполнении водохранилища было переселено 1,3 млн человек, что стало самым масштабным переселением в истории для возведения искусственных сооружений.
Строительство ГЭС началось в 1992 году, полное завершение строительства и ввод в официальную эксплуатацию состоялся 4 июля 2012 года.

Характеристики сооружений ГЭС:

  • гравитационная бетонная плотина длиной 2309 м и высотой 185 м;
  • левобережное приплотинное здание ГЭС с 14 гидроагрегатами;
  • правобережное приплотинное здание ГЭС с 12 гидроагрегатами;
  • правобережное подземное здание ГЭС с 6 гидроагрегатами;
  • двухниточный пятиступенчатый судоходный шлюз (в основном предназначен для грузовых судов, время прохода шлюзов около 4 часов, размеры камер 280 x 35 x 5 м);
  • судоподъёмник (в основном предназначен для пассажирских судов, грузоподъёмность 3 000 т, время подъёма/спуска 10 мин, прохода - 30 мин)

Проектная мощность ГЭС - 22,5 ГВт. Уровень проектной годовой выработки в 100 млрд кВт·ч был впервые практически достигнут в 2012 году, в течение которого было произведено 98,1 млрд кВт·ч.

Евротоннель


Фото: https://realt.onliner.by
Фото: https://realt.onliner.by
Фото: https://realt.onliner.by
Фото: https://realt.onliner.by
Фото: https://realt.onliner.by
Фото: https://realt.onliner.by
Фото: https://realt.onliner.by
Фото: https://realt.onliner.by
Фото: https://realt.onliner.by
Фото: https://realt.onliner.by
Фото: https://realt.onliner.by

Евротоннель, тоннель под Ла-Маншем - железнодорожный двухпутный тоннель длиной около 51 км, из которых 39 км проходят под проливом Ла-Манш. Соединяет континентальную Европу с Великобританией железнодорожным сообщением. Благодаря тоннелю стало возможно посетить Лондон, отправившись из Парижа, всего за 2 часа 15 минут; в самом тоннеле поезда находятся от 20 до 35 минут. Был торжественно открыт 6 мая 1994 года.
Евротоннель является третьим по протяжённости железнодорожным тоннелем в мире.
Американское общество инженеров-строителей объявило Евротоннель одним из семи чудес света современности, что и позволило ему войти в наш список Грандиозные стройки современности.
Первые идеи строительства тоннеля в 1802 году высказал французский инженер Альбер Матье-Фавье.
В 1957 году была сформирована исследовательская группа, которая в 1960 году в своём отчёте порекомендовала прорыть два главных тоннеля и один служебный между ними.
По проекту тоннель должен был соединять два города: Кале с французской стороны и Фолкстон с английской. Рыть предполагалось в легко податливом меловом геологическом слое, поэтому тоннель должен был пролегать глубже, чем планировалось, примерно на 50 метров ниже дна пролива, причём южная часть должна пролегать глубже, чем северная.
15 декабря 1987 года заработал первый проходческий щит для горизонтальных выработок, а годом позднее, 28 февраля 1988 года, его французский двойник.
Чтобы направлять машины, оператор смотрел в экраны компьютеров и видеомониторы.

Даньян-Куньшаньский виадук

Фото: http://travelask.ru
Фото: http://travelask.ru
Фото: http://travelask.ru
Фото: http://travelask.ru
Фото: http://travelask.ru
Фото: http://travelask.ru
Фото: http://travelask.ru

Даньян-Куньшаньский виадук — самый длинный мост в мире и занесён в качестве такового в Книгу рекордов Гиннеса. Возведён как часть Пекин-Шанхайской высокоскоростной железной дороги. началось в 2008 году и по завершении в 2010 году его длина составила 164,8 км, открытие моста состоялось 30 июня 2011 года. Расположен в Восточном Китае в провинции Цзянсу, между городами Шанхай и Нанкин. Примерно 9 км моста проложено над водой, наиболее крупный водоём, который пересекает Даньян-Куньшаньский виадук, - озеро Янчэн. Стоимость проекта по разным оценкам составила от 8,5 до более чем 10 млрд долларов.

Дамба Гувера


Фото: https://bigpicture.ru
Фото: https://bigpicture.ru
Фото: https://bigpicture.ru
Фото: https://bigpicture.ru
Фото: https://bigpicture.ru
Фото: https://bigpicture.ru
Фото: https://bigpicture.ru
Фото: https://bigpicture.ru
Фото: https://bigpicture.ru
Фото: https://bigpicture.ru
Фото: https://bigpicture.ru
Фото: https://bigpicture.ru
Фото: https://bigpicture.ru
Фото: https://bigpicture.ru

Дамба Гувера - уникальное гидротехническое сооружение в США, сооружённая в нижнем течении реки Колорадо. Расположена в Чёрном каньоне, на границе штатов Аризона и Невада, в 48 км к юго-востоку от Лас-Вегаса, в нескольких километрах от городка Боулдер-Сити; образует озеро Мид. Названа в честь Герберта Гувера, 31-го президента США. плотины началось в 1931 году и закончилось в 1936 году, на два года раньше запланированного срока.
Первоначальный проект предусматривал достаточно простое архитектурное решение дамбы и здания гидроэлектростанции. Предполагалось, что внешняя сторона дамбы будет представлять собой обычную стену, сверху обрамлённую балюстрадой, выполненной в неоготическом стиле. Здание же электростанции и вовсе не сильно должно было отличаться от обычного фабричного цеха.

  • Стоимость строительства - $49 млн ($729 млн в масштабе цен на начало 2012 года).
  • Высота плотины - 221,4 м (вторая по высоте в США).
  • Длина плотины - 379,2 м.
  • Ширина плотины - 200 м у основания, 15 м в верхней части.
  • На строительство плотины было израсходовано 3,33 млн м³ бетона.
  • Максимальная электрическая мощность электростанции - 2074 МВт.
  • Автомобильным транспортом через плотину ежедневно перевозится от 13 до 16 тыс. человек (по данным Federal Highway Administration).
  • Площадь водохранилища - 639 км², объём воды - 35,2 км³.

Стадион «Птичье гнездо»


Фото: https://incomartour.com.ua
Фото: https://incomartour.com.ua
Фото: https://incomartour.com.ua
Фото: https://incomartour.com.ua
Фото: https://incomartour.com.ua
Фото: https://incomartour.com.ua
Фото: https://incomartour.com.ua
Фото: https://incomartour.com.ua
Фото: https://incomartour.com.ua
Фото: https://incomartour.com.ua

Пекинский национальный стадион «Птичье гнездо» - многофункциональный спортивный комплекс, созданный для проведения летних Олимпийских игр 2008. На этом стадионе, помимо проведения спортивных состязаний, состоялись церемонии открытия и закрытия Олимпийских игр 2008 года. Строительство стадиона начато в декабре 2003 года по проекту бюро Херцог и де Мёрон. Открытие стадиона состоялось в марте 2008 года. На стадионе будут также проходить церемонии открытия и закрытия Зимних Олимпийских игр 2022.
Стоимость строительства стадиона оценена в 3,5 миллиарда юаней, что составляет приблизительно 325 миллионов евро.
Стадион имеет необычный внешний вид. Трибуны стадиона находятся на бетонной «чаше». Вокруг этой «чаши» расположены 24 ферменные колонны, поверх которых находятся переплетения кривых металлических балок. В верхней части этой структуры между переплетением натянуты пленки из этилентетрафторэтилена, это формирует верхнюю часть покрытия. В нижней же части покрытия использовался политетрафторэтилен. Эти два материала прозрачные, что дает возможность проникать солнечному свету на трибуны, а также они очень легкие. Для строительства стадиона в Китае была разработана новая марка стали, которая отличается почти полным отсутствием сторонних примесей, что в некоторой степени усложняло сварку стальных элементов. Изначально было запланировано возвести стадион с раздвижным покрытием, которое бы полностью закрывало площадь поля.

Проект «Новая Долина»

Фото: http://wiki-org.ru
Фото: http://wiki-org.ru
Фото: http://wiki-org.ru

Проект «Новая Долина» - проект постройки в Египте сети дорог и системы каналов для передачи вод из бассейна водохранилища Насер на орошение пустынного юго-запада страны. В 1997 году египетское правительство решило развить «новую» долину для поддержания сельскохозяйственных и индустриальных сообществ. Не смотр на то что проект еще не завершен он попал в наш список Грандиозные стройки современности так как является самым глобальным проектом с орошения пустынных регионов. Если проект потерпит неудачу, то это усилит проблемы распределения недостаточных вод Нила.
Строительство канала Тошка начато от участка, лежащего в 8 км к северу от Асуанского водохранилища до озёр Тошка. Канал продолжается на запад, до трассы Darb el-Arbe’ien, затем перемещается к северу от Darb el-Arbe’ien до оазиса Барис, покрывая расстояние в 310 км. Перекачивающая станция Мубарак в районе озера Тошка - главная, центральная часть проекта, была запущена в марте 2005 года. Она качает воду из озера Насера, которая транспортируется посредством канала через долину, превращая 2340 км² пустыни в пахотную землю. Долина спроектирована так, что, когда канал будет закончен (в 2020 году), она должна стать домом для более чем трёх миллионов жителей и увеличить пахотную землю Египта на 10 %.
Озёра Тошка - результат чрезмерных паводковых разливов водохранилища Насер, оказалось в общей области проекта Новой Долины.

Международный аэропорт Кансай


Фото: http://divo-ra.blogspot.com
Фото: http://divo-ra.blogspot.com
Фото: http://divo-ra.blogspot.com
Фото: http://divo-ra.blogspot.com
Фото: http://divo-ra.blogspot.com
Фото: http://divo-ra.blogspot.com
Фото: http://divo-ra.blogspot.com
Фото: http://divo-ra.blogspot.com
Фото: http://divo-ra.blogspot.com
Фото: http://divo-ra.blogspot.com

Международный аэропорт Кансай - аэропорт, представляющий собой крупный комплекс сооружений, построенный по проекту Ренцо Пиано на искусственном острове, насыпанном посреди Осакского залива близ города Осака, Япония что позволяет ему быть в списке грандиозные стройки современности.
Открытый 4 сентября 1994 года, аэропорт служит базой для нескольких авиакомпаний: All Nippon Airways, Japan Airlines, Nippon Cargo Airlines. Аэропорт является воздушными воротами региона Кинки, в котором расположены крупные города Кобе, Осака, Киото.
Общая стоимость аэропорта Кансай - 15 миллиардов долларов, что составляет 40 % от бюджета. Главной статьёй расходов явилась борьба с оседанием острова. После строительства понижение уровня острова шло с такой скоростью, что аэропорт считали структурным техническим бедствием. Однако в настоящее время затопление острова замедлилось, и теперь можно сказать, что жизнеспособности аэропорта ничего не грозит, поскольку существовали и более пессимистичные прогнозы. Аэропорт всё ещё имеет долги и теряет 560 миллионов долларов каждый год. Поэтому цены на приземление в аэропорту очень велики (например, с каждого Боинга-747 аэропорт берёт по 7500 долларов США).
Инженеры боялись, что если они расширят первый остров и построят вторую полосу там, равновесие острова может быть нарушено, и поэтому было решено насыпать второй остров рядом с первым, соединив их узким перешейком.

Лифт Байлун

Фото: https://zumok.ru
Фото: https://zumok.ru
Фото: https://zumok.ru
Фото: https://zumok.ru

Лифт Байлун - это самый высокий внешний лифт в мире. Он поднимает туристов на высоту 330 метров, на смотровую площадку на вершине горы в национальном парке Чжанцзяцзе в провинции Хунань.
Сам лифт состоит из трех двухэтажных кабин, чья грузоподъемность составляет 3750 килограмм. Одна кабина может поднять или спустить за один раз 48-50 пассажиров. На лифте также установлены сейсмические датчики, при срабатывании которых лифты должны в короткие сроки эвакуировать всех людей вниз. Очередь на лифт может достигать четырёх часов.
«Лифт Ста Драконов» становился не один раз участником Книги рекордов Гиннеса. Так, он является самым большим по грузоподъемности и самым быстрым пассажирским лифтом, самым высоким современным подъемником,самым высоким открытым экспозиционным лифтом.
Строительство лифта началось в октябре 1999 года, а в 2002 году он был открыт для посещения. Влияние лифта на экологию являлось предметом широкого обсуждения, так как в 2002 году Улинъюань получил статус объекта всемирного наследия.

В этой статье собраны 20 инженерных чудес света.

Большой адронный коллайдер , сокращённо БАК (англ. Large Hadron Collider , сокращённо LHC ) — ускоритель заряженных частиц на встречных пучках, предназначенный для разгона протонов и тяжёлых ионов (ионов свинца) и изучения продуктов их соударений. Коллайдер построен в ЦЕРН е (Европейский совет ядерных исследований), находящемся около Женевы, на границе Швейцарии и Франции. БАК является самой крупной экспериментальной установкой в мире. В строительстве и исследованиях участвовали и участвуют более 10 тыс. учёных и инженеров из более чем 100 стран.

Большим назван из-за своих размеров: длина основного кольца ускорителя составляет 26 659 м; адронным — из-за того, что он ускоряет адроны, то есть тяжёлые частицы, состоящие из кварков; коллайдером (англ. collider — сталкиватель) — из-за того, что пучки частиц ускоряются в противоположных направлениях и сталкиваются в специальных точках столкновения.

Сокр. МКС (англ. International Space Station , сокр. ISS ) — пилотируемая орбитальная станция, используемая как многоцелевой космический исследовательский комплекс. МКС — совместный международный проект, в котором участвуют 15 стран (в алфавитном порядке): Бельгия, Бразилия, Германия, Дания, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Франция, Швейцария, Швеция, Япония.

Управление МКС осуществляется: российским сегментом — из Центра управления космическими полётами в Королёве, американским сегментом — из Центра управления полётами в Хьюстоне. Между Центрами идёт ежедневный обмен информацией.

Три ущелья — крупнейшая в мире действующая гидроэлектростанция, построена в Китае на реке Янцзы, третьей по длине реке в мире. Расположена близ города Саньдоупин в городском округе Ичан провинции Хубэй. Крупнейшая в мире электростанция по показателям установленной мощности. Гравитационная бетонная плотина этого водохранилища является одной из крупнейших в мире. При заполнении водохранилища было переселено 1,3 млн человек.

Петронас — 88-этажный небоскрёб. Высота — 451,9 метров. Находится в столице Малайзии Куала-Лумпуре. В проектировании небоскрёба участвовал премьер-министр Малайзии Махатхир Мохамад , который предложил построить здания в «исламском» стиле. Поэтому в плане комплекс представляет собой две восьмиконечные звезды, а архитектор добавил полукруглые выступы для устойчивости.

Для строительства отводилось 6 лет (1992-1998 гг.). Башни возводились двумя разными компаниями для создания конкуренции и повышения производительности. В ходе геологических изысканий выяснилось, что предполагаемая площадка для строительства находится одной частью на краю скальной породы, а другой — на мягком известняке. После постройки на данном месте таких тяжёлых башен, одна из них неминуемо просела бы. В итоге здания полностью перенесли на мягкий грунт, сдвинув на 60 метров, и вбили сваи на глубину более чем 100 метров. На данный момент это самый большой бетонный фундамент в мире.

Отличается не только колоссальными размерами, но и сложностью конструкции. Площадь всех помещений здания — 213 750 м 2 , что соответствует площади 48 футбольных полей. Сами башни занимают в городе 40 гектаров. В Башнях Петронас расположены офисы, выставочные и конференц-залы, художественная галерея.

Космическая рентгеновская обсерватория «Чандра» (космический телескоп «Чандра» , англ. Chandra ) — космическая обсерватория, запущенная NASA 23 июля 1999 года (при помощи шаттла «Колумбия» ) для исследования космоса в рентгеновском диапазоне. Названа в честь американского физика и астрофизика индийского происхождения Чандрасекара , который преподавал в университете города Чикаго с 1937 года до своей смерти в 1995 году и был известен, в основном, своими работами о белых карликах.

Chandra — третья обсерватория из четырёх запущенных NASA в конце 20 начале 21 века. Первым был телескоп Хаббл , вторым Комптон и четвёртым Спитцер .

Обсерватория была задумана и предложена NASA в 1976 году Риккардо Джаккони и Харви Тананбаумом как развитие запускаемой в то время обсерватории HEAO-2 (Эйнштейн). В 1992 году, ввиду уменьшения финансирования, дизайн обсерватории был значительно изменен — были убраны 4 из 12 запланированных рентгеновских зеркала и 2 из 6 запланированных фокальных приборов.

Взлётная масса AXAF/Чандра составлял 22 753 кг, что является абсолютным рекордом массы, когда-либо выведенной в космос космическими челноками шаттлами. Основную массу комплекса «Чандра» составляла ракета, позволившая вывести спутник на орбиту, апогей которой составляет приблизительно треть расстояния до Луны.

Станция проектировалась на период работы равный 5 годам, однако 4 сентября 2001 года в NASA было принято решение продлить срок службы на 10 лет, благодаря выдающимся результатам работы.

6. Palm Deira - искусственный остров в Дубае

Острова Пальм — архипелаг искусственных островов. Находится в Объединённых Арабских Эмиратах, в эмирате Дубай. В состав архипелага входят три крупных острова, имеющие каждый форму пальмы:

  • Пальма Джумейра,
  • Пальма Джебель Али,
  • Пальма Дейра.

Между островами расположены также искусственные архипелаги «Мир» и «Вселенная» из мелких островов.


Мост через Сыдухэ — висячий мост через долину реки Сыдухэ в провинции Хубэй в Китае. Максимальная высота над уровнем земли составляет 496 метров, что делает его самым высоким мостом в мире. Мост является частью автомагистрали G50, соединяющей Шанхай и Чунцин. На мосту расположены 4 рабочих полосы для движения транспорта и 2 резервных полосы.

Пекинский национальный стадион, также известный как «Птичье гнездо» — многофункциональный спортивный комплекс, созданный для проведения летних Олимпийских игр 2008 года в Пекине (Китай), находящийся рядом с плавательным комплексом. На этом стадионе, помимо проведения спортивных состязаний, состоялись церемонии открытия и закрытия Олимпийских игр 2008 года. Строительство стадиона начато в декабре 2003 года по проекту бюро Херцог и де Мёрон . Открытие стадиона состоялось в марте 2008 года.

Стоимость строительства стадиона оценено в 3,5 миллиарда юаней, что составляет приблизительно 325 миллионов евро.

9. Пятизвездочный отель JW Marriott Marquis в Дубае


JW Marriott Marquis Dubai — это высотный гостиничный комплекс в Дубаи, ОАЭ, на данный момент, по данным Council on Tall Buildings and Urban Habitat , являющийся самой высокой гостиницей в мире. Он состоит из двух зданий высотой 355 метров.

Изначально компания The Emirates Group планировала построить только одну 77-этажную башню высотой 350 метров. Строительство предполагалось завершить в 2008 году. Тем не менее, потом архитектура здания претерпела значительные изменения. Новый проект башен-«близнецов» был утверждён в 2006 году. Сначала планировалось построить башни высотой 395 метров, затем в проект были внесены изменения, и планируемая высота зданий снизилась до 355 метров.

Открытие отеля было приурочено к визиту в Дубай делегации Международного выставочного бюро: ОАЭ подала заявку на проведение в Дубае Всемирной универсальной выставки «Экспо» в 2020 г.

Стоимость проекта составила около 1,8 млрд дирхамов ОАЭ (примерно $432 млн).

Гостиничный комплекс включает в себя 1608 номеров и 15 ресторанов, а также бизнес-центр, конференц-залы, переговорные, спа-центр и торговый комплекс. Кроме того, на 7 этаже одного из зданий находится 32-метрвая чаша-бассейн с сопутствующей инфраструктурой.


Kingda Ka — аттракцион, самые высокие и вторые по скорости американские горки в мире. Расположен в парке «Six Flags» , Нью-Джерси, США.

Вагонетка с помощью гидравлического механизма разгоняется до 206 км/ч за 3,5 секунды. Поезд поднимается на вершину башни, достигая высоты 139 метров, а потом под собственной тяжестью скатывается вниз.

Стадион Первого Мая — стадион, расположенный в Пхеньяне (КНДР). Является самым большим по вместительности стадионом мира, рассчитан на 150 000 зрителей, построен в 1989 году для проведения XIII фестиваля молодёжи и студентов.Особенностью конструкции «Стадиона Первого Мая» являются шестнадцать арок, образующих кольцо, из-за этого стадион по форме напоминает цветок магнолии. Арена используется для проведения домашних матчей сборной КНДР, но основное ее назначение — массовый праздник «Ариран».

12. Akashi Kaikyo - самый длинный подвесной мост

Акаси-Кайкё — висячий мост в Японии, пересекающий пролив Акаси и соединяющий город Кобе на острове Хонсю с городом Авадзи на острове Авадзи. Является частью одной из трёх магистралей, соединяющих Хонсю и Сикоку.

Мост является самым длинным висячим мостом в мире: его полная длина составляет 3911 м, центральный пролёт имеет длину 1991 м, а боковые — по 960 м. Высота пилонов составляет 298 м.

Изначально планировалось, что длина главного пролёта составит 1990 м, но она увеличилась на один метр после землетрясения в Кобе 17 января 1995 года.

В конструкции моста имеется система двухшарнирных балок жёсткости, позволяющая выдерживать скорости ветра до 80 м/с, землетрясения магнитудой до 8,5 и противостоять сильным морским течениям. Для уменьшения действующих на мост нагрузок здесь также имеется система маятников, работающих с резонансной частотой конструкции моста.

13. Мид - крупнейшее водохранилище в США

Мид (англ. Lake Mead) — крупнейшее водохранилище в США. Оно расположено на реке Колорадо в 30 милях (48 км) к юго-востоку от Лас-Вегаса, штат Невада, на границе штатов Невада и Аризона. Образованное при строительстве плотины Гувера, оно простирается на 110 миль (180 км) за плотиной. Общий объём воды составляет 35 км 3 . Вода, которая хранится в водохранилище, посредством акведуков доставляется в населенные пункты в южной Калифорнии и Неваде.

14. Project Genesis - самый большой в мире круизный лайнер

Роскошное судно компании Royal Caribbean под названием «Project Genesis» является самым большим круизным лайнером, который когда либо знал мир, и стоит 1,24 млрд. долларов.

Лайнер составляет 1180 футов в длину (16-палубный) и способен принять на борт 5400 пассажиров в 2700 каютах. На готовом судне размещены Центральный Парк (совсем как один из парков Нью-Йорка), роскошные отели, рестораны «150 Central Park», «Central Park Cafe», «Giovanni’s Table», бары «Canopy Bar», «Rising Tide», винотека Vintages, общественные места, участки для пикников. В Центральном Парке, аналогичном городскому центру, гостям будут предоставлены балконные комнаты - великолепные места для общественных встреч на протяжении, как дня, так и ночи. Лайнер также имеет шесть других секций.

Мост через залив Ханчжоувань, или Большой трансокеанский мост через залив Ханчжоувань — вантовый мост в заливе Ханчжоувань у восточного побережья Китая. Соединяет города Шанхай и Нинбо (провинция Чжэцзян) и является самым длинным трансокеанским мостом в мире.

Открыт для движения 1 мая 2008 года, хотя предполагалось, что мост будет завершён лишь к Expo 2010 . Строительство моста началось 8 июня 2003 и продолжалось до 2007 г., после чего несколько месяцев осуществлялось закрытое тестирование моста.

Длина моста составляет около 36 км, движение осуществляется по трём полосам движения в каждую сторону. Это третий по длине мост через водные пространства. Расчётная скорость движения по мосту 100 км/ч, срок службы более 100 лет. Общая стоимость инвестиций в строительство составила 11,8 млрд юаней (около 1,4 млрд долларов США по курсу декабря 2004). 35 % вложений было сделано частными предприятиями в Нинбо, крайне заинтересованными в быстром доступе к финансовому центру и крупнейшему порту страны в Шанхае. Ещё 59 % — это займы, предоставленные центральными и региональными банками Китая.

Евротоннель, тоннель под Ла-Маншем (фр. tunnel sous la Manche, англ. Channel Tunnel, также иногда просто Euro Tunnel) — железнодорожный двухпутный тоннель, длиной около 51 км, из которых 39 км под проливом Ла-Манш. Соединяет континентальную Европу с Великобританией железнодорожным сообщением. Благодаря тоннелю стало возможно посетить Лондон, отправившись из Парижа, всего за 2 часа 15 минут; в самом тоннеле поезда находятся от 20 до 35 минут. Был торжественно открыт 6 мая 1994 года.

Сингапурское колесо обозрения Flyer (англ. Singapore Flyer) — гигантское колесо обозрения, находящееся в Сингапуре, построенное в 2005-2008 годах. Оно достигает высоты 55-этажного дома, имея общую высоту в 165 м (541 футов), что делает его самым высоким колесом обозрения в мире, на 5 м (16 футов) выше, чем «Звезда Наньчана» и на 30 м (98 футов) выше, чем колесо обозрения «Лондонский глаз».

Каждая из 28 оборудованных кондиционером капсул способна вместить 28 пассажиров. Полный оборот колеса занимает около 30 минут. Первоначально колесо вращалось в направлении против часовой стрелки, если смотреть из Морского центра, но его направление вращения было изменено 4 августа 2008 года по совету специалистов в области фэн-шуя.

Pan-STARRS (англ. Panoramic Survey Telescope and Rapid Response System — система телескопов панорамного обзора и быстрого реагирования) — реализуемая автоматическая система из 4 телескопов, которая будет видеть объекты в сто раз менее яркие (до 24-й звёздной величины), чем те, что доступны сегодняшним автоматическим обзорам. Это позволит обнаруживать 99 % пересекающих земную орбиту астероидов, обладающих поперечником свыше 300 м.

Система телескопов Pan-STARRS будет расположена на вершине вулкана Мауна-Кеа на острове Гавайи. Ей будет доступно 3/4 всего неба, или 30 000 квадратных градусов. Вся доступная область неба будет сканироваться три раза в месяц. Одиночный кадр будет иметь выдержку 30 секунд. Одна и та же область неба будет повторно сниматься с интервалом в несколько десятков минут. После каждого сканирования будет получено несколько терабайт данных для анализа: из многообразия астрономических объектов будут выбраны те, которые движутся или меняют свой блеск.

Телескопы Pan-STARRS будут иметь большой угол обзора (большое поле зрения) — 7 квадратных градусов (квадрат со стороной 2,6°), что позволит покрыть небо относительно небольшим количеством снимков.

В проект входят четыре телескопа с зеркалами диаметром по 1,8 м каждый и 1,4-гигапиксельными ПЗС-камерами.

Эта программа — наиболее важный телескопический проект Гавайского университета за последние 30 лет.

19. Tianhe-2 (MilkyWay-2) - самый мощный компьютер в мире

Tianhe-2 (буквально: «Млечный путь-2» ) — суперкомпьютер, спроектированный Оборонным научно-техническим университетом Народно-освободительной армии Китайской Народной Республики и компанией Inspur .

Пока суперкомпьютер находится в Оборонном научно-техническом университете НОАК, но позже его установят в Национальном суперкомпьютерном центре в Гуанчжоу. Сначала планировалось закончить проект в 2015 году, но его удалось запустить досрочно. Ожидается, что Tianhe-2 окончательно будет развёрнут до конца 2013 года.

Tianhe-2 состоит из 16 тысяч узлов, каждый из которых включает в себя 2 процессора Intel Xeon E5-2692 на архитектуре Ivy Bridge с 12 ядрами каждый (частота 2,2 ГГц) и 3 специализированных сопроцессора Intel Xeon Phi 31S1P (на архитектуре Intel MIC , по 57 ядер на ускоритель, частота 1.1 ГГц, пассивное охлаждение). На каждом узле установлено 64 ГБ DDR3 ECC памяти (16 модулей) и дополнительно по 8 ГБ GDDR5 в каждом Xeon Phi (всего 88 ГБ). В общей сложности, общее количество вычислительных ядер достигает 3,12 миллиона (384 тысячи Ivy Bridge и 2736 тыс. Xeon Phi ), что является крупнейшей публичной инсталляцией таких процессоров.

20. Alfonso del Mar - самый большой искусственный водоем в мире

Бассейн частного отеля San Alfonso del Mar в Чили имеет длину 1 км, и покрывает площадь 8 га. Максимальная глубина - 35 м. В нем содержится 250 000 000 литров воды, которая фильтруется и накачивается из Тихого океана.

Публикация подготовлена сотрудниками CompMechLab® по материалам сайтов

В связи со стремительным ростом населения планеты естественно увеличиваются и потребности в более развитой и масштабной инфраструктуре. Ведущие инженеры мира ежегодно реализуют проекты, поражающие своей грандиозностью и размахом.
В этом обзоре представлено 5 масштабных построек, которые можно назвать инженерным чудом.
1. Самый длинный мост в мире

Danyang-Kunshan Grand Bridge - самый длинный мост в мире.

Даньян-Куньшаньский виадук - мотс, протяженность которого составляет 164,8 км.
Настоящим инженерным подвигом можно назвать возведение Даньян-Куньшаньского виадука (Danyang-Kunshan Grand Bridge), соединившим Пекин и Шанхай. Протяженность моста составляет 164,8 километров, что делает его самым длинным подобным проектом в мире. Строительство моста длилось 4 года (открытие состоялось в 2011-м). Для максимальной оптимизации процесса работы производились 10 000 строителей одновременно из противоположных точек. Стоимость проекта составила 10 миллиардов долларов.
2. Архипелаг из искусственных островов

Palm Islands - рукотворные острова, выполненные в виде пальмы.


Насыпные пальмовые острова в Дубае.
Пальмовые острова в Дубае признаны настоящим инженерным и архитектурным чудом. За последние годы было создано 3 острова - (Пальма Джумейра, Пальма Джебель Али и Пальма Дейра). Для их возведения на морское дно было насыпано 85 000 000 кубов песка. Этот архипелаг виден с Луны даже невооруженным глазом.
3. Самая большая ГЭС в мире

Three Gorges Dam - самая крупная ГЭС в мире.


«Три ущелья» - крупнейшая ГЭС в мире, построенная в Китае.
ГЭС «Три ущелья» (Three Gorges Dam) - это самая крупная гидроэлектростанция в мире. Дина плотины составляет 2309 метров, а высота – 185 метром. При ее строительстве было использовано 27,2 млн кубометров бетона, которого бы хватило, чтоб заполнить 10200 олимпийских бассейнов. Энергия, производимая этой ГЭС, покрывает нужды 11% всей страны. На возведение Three Gorges Dam китайским властям пришлось выложить 50 миллиардов долларов.
4. Самый длинный аэропорт в мире

Kansai Airport - самый длинный аэропорт в мире.


Аэропорт Кансай построен прямо в заливе.
У берегов японского города Осака, прямо в заливе построен огромный международный аэропорт Kansai Airport. Для реализации этого проекта необходимо было построить рукотворный остров, укрепленный многочисленными металлическими конструкциями. Аэропорт строился в заливе с учетом внезапной угрозы затопления, возникновения тайфунов и высокой сейсмичности местности. Стоимость аэропорта Кансай составила 29 миллиардов долларов.
5. Защитный барьер от затопления Венеции

Venice Tide Barrier Project - проект, защищающий Венецию от наводнений.


Барьер, сдерживающий паводковые воды.
Не секрет, что Венеция медленно, но верно уходит под воду. А периодические наводнения только «помогают» ей в этом. Чтобы защитить архитектурную и культурную жемчужину Италии от разрушения, был построен барьер (Venice Tide Barrier). Инженеры разработали уникальный метод использования мобильных ворот, чтобы сдерживать движение паводковых вод в залив.


15 января 1943 года начал работу Пентагон – знаменитая штаб-квартира Министерства обороны США, ставшая самым большим офисным зданием в мире . Сегодня мы расскажем о нескольких объектах из разных стран, каждый из которых считается рекордным по величине в своей отрасли на Земле. Речь пойдет о жилых и заводских зданиях, торговых центрах, аэропортах, стадионах и прочих мировых рекордсменах.




Построенное в 1943 году здание Министерства обороны Соединенных Штатов Америки до сих пор является самым большим офисным центром в мире. Ведь общая его площадь составляет 620 тысяч квадратных метров. Пентагон состоит из пяти концентрических пятиугольников, соединенных между собой десятью коридорами. При этом из одной точки сооружения в другую можно дойти максимум за 7 минут.





Дубаи является одним из крупнейших авиационных узлов в мире. А потому не удивительно, что именно здесь находится самой большой на планете аэровокзал. Один только Терминал 3 в Международном аэропорту Дубаи имеет площадь 1,713,000 квадратных метров, что делает его вторым по величине зданием на Земле.



Пальму первенства среди самых больших отелей в мире уже более тридцати лет держит гостиница «Измайлово» в Москве. Этот комплекс из пяти 30-этажных корпусов имеет 7500 номеров и рассчитан на одновременное проживание в нем 15 тысяч человек. Он был открыт в 1980 к Московской Олимпиаде.





Торговый центр New South China Mall был торжественно открыт в 2005 году, чтобы уже через несколько месяцев закрыться. Огромное здание площадью 659,612 квадратных метров и рассчитанное на 2500 магазинов оказалось не нужно жителям бедного и относительно небольшого по китайским меркам десятимиллионного города Дунгуань. Сейчас оно законсервировано в ожидании роста населения и уровня жизни в мегаполисе.





Самым большим в мире фабричным зданием обладает корпорация Boeing. Ее завод в городе Эверетт неподалеку от Сиэтла имеет площадь 399,480 квадратных метров. Помимо сборочных цехов в здании находится несколько заведений общественного питания, музей авиации, сувенирный магазин и даже собственный театр.





Вряд ли люди, построившие в 1938 году в 60 километрах от Берлина огромный ангар для дирижаблей, подозревали, что они создают основу для самого большого в мире развлекательного центра. Тем не менее, именно здесь, в пустовавшем несколько десятилетий помещении, в 2005 году был открыт аквапарк Tropical Islands Resort. Общая площадь этого сооружения составляет 70 тысяч квадратных метров.





В 2012 году в Дубаи был введен в эксплуатацию самый большой и высокий жилой дом в мире. Высота 101-этажного небоскреба Princess Tower составляет 414 метров, а общая площадь – 171,175 кв.м. Здесь расположено 763 квартиры и 957 парковочных мест для жителей и гостей здания.



Самым большим частным домом, построенным для одной семьи, является 27-этажное 173-метровое здание в индийском городе Мумбаи. Построено оно было в 2010 году по заказу местного миллиардера Мукеша Амбани, самого богатого человека в стране. В этом небоскребе 9 лифтов, небольшой театр на 50 зрителей, парковка на 168 машин, СПА-салон с несколькими бассейнами, висячие сады и множество других чудес. В обслуге здания работает 600 человек.



Долгие годы султан Брунея Хассанал Болкиах считался богатейшим человеком на планете, пока его в середине 90-х не обошел Билл Гейтс. Но и сейчас азиатскому монарху принадлежит несколько мировых рекордов, к примеру, самая большая коллекция автомобилей или крупнейший на Земле дворец. Резиденция Istana Nurul Iman имеет 1788 залов и комнат, в три раза больше, чем у английской королевы. Общая площадь здания – около 200 тысяч квадратных метров.



Стадион первого мая в северокорейской столице Пхеньяне обладает сразу несколькими рекордами. К примеру, это самый большой в мире стадион, ведь на его трибунах может собраться одновременно 150 тысяч зрителей. А еще на этой арене регулярно проходит музыкально-гимнастическое шоу «Ариран», рекордное по количеству участников. Считается, что в этом представлении на патриотическую тему задействовано около 100 тысяч человек.