В последнее время наблюдается увеличение количества детей с различными нарушениями развития – это и речевые патологии, нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, интеллекта. Применение специализированных компьютерных технологий при работе с ними позволяет активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций.
Возможность индивидуального подхода к каждому ученику, уровневость и разнообразие стимульного материала обеспечивается с помощью системы базовых и пользовательских словарей . Помимо 63 словарей, входящих в комплект тренажера (более 4500 словарных единиц), учитель может создавать собственные словари, архивировать их и восстанавливать в случае поломки компьютера даже при самых минимальных навыках работы с компьютером.
Программная часть (программное обеспечение) комплекса - это пакет программ, включающий в себя специально подготовленный набор обучающих, развивающих и коррекционных программ, предназначенных для формирования, коррекции устной речи детей и взрослых, имеющих нарушения звукопроизношения, голоса, слуха, а также для восстановления речевой функции (устранение фальцета, лечение логоневрозов др.).
СПЕЦАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА" . многоцелевой инструмент наработки собственных развивающих материалов для специалистов разного профиля от дефектологов до учителей надомного бучения. Предназначен для манипулирования графическими, текстовыми и звуковыми объектами на компьютере без ограничений по теме, цели, объему и содержанию. Позволяет быстро организовать развивающие задания из уже скомплектованного и пополняемого по желанию графического и текстового материала.
для методического обеспечения могут быть использованы компьютерные программы позволяющие производить повтор, преобразование речевых или неречевых сигналов, а также условий их предъявления. Эти возможности позволяют включить в систему тренинга слуха новые направления, связанные с формированием помехоустойчивости и инвариантности (способности узнавать речевой материал на слух разных дикторов) слухоречевого восприятия, а также простейших навыков пространственной ориентации.
Очень важный и оригинальный по исполнению раздел системы представлен блоком занятий по развитию навыков пространственной ориентации. В этой части тренинга объединены занятия по различению речевых сигналов в условиях изменения положения диктора и по определению направления на источник (локализация источника звука или речи) для фронтальной (впередисзади) и латеральной (справа-слева) схемы размещения излучателей звука.
Еще одним важным положительным моментом выступает возможность системы обеспечить объективный контроль за ходом обучения. Основой для этого служит сравнение показателей (число правильных ответов, повторов и пропуска сигналов, время реакции), зафиксированных во время занятий на разных этапах обучения обучающегося. Такой анализ помогает выявить и оценить динамику и эффективность всего процесса реабилитации, а также скорректировать дальнейшую программу занятий.
Разделы: Работа с дошкольниками
Информационные технологии расширяют арсенал средств педагога, помогая «достраивать» те условия обучения, которые необходимы для решения развивающих и коррекционных задач, но не могут быть созданы при помощи традиционно применяемых средств. Использование в коррекционной работе новых информационных технологий, основанных на применении компьютера, имеет ряд преимуществ. Это и возможность создания игровой среды с учетом коррекционных задач, и разнообразие в подаче учебного материала, и постоянный контроль над действиями обучаемого, и регулирование оптимального темпа прохождения каждым ребенком заданий, их сложности.
Как показала практика, использование компьютерных технологий на занятиях позволяет добиться наибольшего эффекта при организации тренировочных упражнений, так как даже при многократном выполнении упражнений на компьютере с целью формирования определенного навыка у детей сохраняется устойчивый интерес к процессу их выполнения. Основополагающий принцип действия тренажера «Дэльфа 130»– зрительный контроль формирования произносительных навыков. Идея опоры на зрение в работе над устной речью не нова для современной логопедии, однако, компьютерная техника позволила реализовать эту идею на качественно новом уровне. Звучащая речь, то есть все звуки, которые произносятся в микрофон, появляются на экране компьютера в виде тех или иных изображений. Ориентируясь на привлекательные, движущиеся картинки-мультипликации, ребенок ищет приемы самоконтроля, которые помогают удержать на экране желанную картинку, благодаря чему фиксируется правильное произношение. Целенаправленное системное логопедическое воздействие, основанное на использовании компьютерной технологии, позволяет значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса. Это достигается в результате системного и деятельностного подходов к коррекции нарушений развития, полисенсорного воздействия, использования интерактивной формы обучения, а также создания психолого-педагогических условий развития положительной мотивации.
Образовательные :
Развивающие:
Воспитательные:
Оборудование: логопедический тренажер «Дэльфа-130», разрезные картинки, игра «Собери цветок», цветные магниты, магнитофон, кассета с записью шума моря, ручья.
Логопед. Артем, у меня есть знакомый мальчик и у него случилась беда – он забыл свое имя. Поможем ему вспомнить, как его зовут?
Артем. Да.
«Улыбка»
«Окошечко»
Рот прикрою я немножко,
Губы сделаю «окошком»,
Зубки рядышком стоят
И в окошечко глядят.
«Чашечка»
Ш – чтоб звук красивым вышел,
шире язычок и выше.
Ребенок делает язычок «Чашечкой», подняв бока языка.
К верхним мы прижмем зубам,
чтобы ветерок бежал.
Ребенок выполняет
«Вкусное варенье»
Как будто варенье лежит на губе –
Слижу его «чашечкой» в ротик к себе.
«Фокус»
Я «чашку» выведу вперед,
С нее подую вверх.
И теплый воздух обдает
Мой носик, например.
«Не разбей чашечку»
Широко открыт мой рот,
Ходит «чашка» взад-вперед.
Логопед. Артем, наше путешествие будет долгим, давай подкрепимся чашечкой горячего чая? Чтобы его остудить, надо сильно и длительно подуть.
Логопед. В наше путешествие мы отправимся на пароходе, а чтобы он быстрее нас довез, нам нужно правильно и красиво произнести звук [Ш]. Возьми, пожалуйста, микрофон. Произносим звук [Ш] громко и долго, так, чтобы облачко долетело до птички.
Музыка «Шум моря»
Логопед. Пока мы плывем, давай дадим характеристику звуку [Ш]. Артем, какой это звук? Гласный или согласный? Звонкий или глухой? Твердый или мягкий?
Артем. Этот звук согласный, глухой, твердый, шипящий.
Логопед. Молодец, Артем!
Логопед. А сейчас я предлагаю сделать небольшую разминку. Ну как, ты согласен?
Артем. Согласен!
Импровизация движений:
«Умеют все ребятки
С носочка встать на пятки,
Вдохнуть и потянуться
Присесть и разогнуться»
Логопед. А вот и остров ШАО-БАО. Посмотри, Артем, нас кто-то встречает. Кто это?
Артем. Это бегемот!
Логопед. ШО-ШУ-ША
Бегемот приветствует нас на своем языке. Давай и мы поговорим так, как разговаривает бегемотик. Если ты будешь произносить слоги правильно, то бегемотик будет широко открывать свой рот. Послушай, как я скажу, и повтори так же:
Логопед. ШО-ШУ-ША
Артем. ШО-ШУ-ША
Логопед. ШО-ШО-ШО
Артем. ШО-ШО-ШО
Логопед. ШУ-ШУ-ШУ
Артем. ШУ-ШУ-ШУ
Логопед. ША-ША-ША
Артем. ША-ША-ША
Логопед. Молодец, Артем!
Артем. У этого цветка нет лепестков…
Ребенок собирает цветок Логопед. Посмотри, на лепестках какие-то картинки. Артем, назови их.
Ребенок называет (ребенок определяет место звука в слове)
Логопед. Молодец, Артем! Ты правильно и красиво произнес звук [Ш]!
Логопед. Артем, бегемот оставил нам подсказку – разрезные картинки, для того, чтобы отгадать имя мальчика. Если мы сложим первые звуки названия этих картинок, то тогда мы узнаем имя нашего друга.
Логопед. Артем, что же у нас получилось? Назови картинки.
Артем. Ш, О, Н
Логопед. ШОН – да это же имя мальчика!
Давай мы с тобой выложим эти звуки фишками на магнитной доске.
Звуковой анализ слова «ШОН»
Логопед. Артем, почему ты выбрал для звука [Ш] синюю фишку?
Артем. Потому что, звук [Ш] – согласный, твердый, глухой.
Логопед. Артем, почему ты выбрал для звука [О] красную фишку?
Артем. Потому что, звук [О] – гласный.
Логопед. Артем, почему ты выбрал для звука [Н] синюю фишку?
Артем. Потому что, звук [Н] – согласный, твердый, глухой.
Логопед. Артем, сколько гласных звуков в этом слове? Сколько согласных? А сколько всего звуков в этом слове?
Артем. Один гласный, два согласных. Всего три звука.
Логопед. Артем, ты молодец, помог Шону вспомнить его имя! Он в благодарность просил передать для тебя подарок – воздушный шарик. А теперь нам пора возвращаться домой.
Музыка «Шум моря»
Логопед. Тебе понравилось наше путешествие?
А что тебе больше всего понравилось больше всего?
ТЕМА: «Автоматизация звука [Ш] в слогах и словах»
ЦЕЛЬ: Обучение правильному произношению звука [Ш] в слогах и словах.
Оборудование: логопедический тренажер «Дэльфа - 130», разрезные картинки, игра «Собери цветок», цветные магниты, магнитофон, кассета с записью шума моря.
Логопед. Ариша, у меня есть знакомый мальчик и у него случилась беда – он забыл свое имя. Поможем ему вспомнить, как его зовут?
Ариша. Да.
Логопед. Только этот мальчик живет на далеком острове ШАО-БАО. Этот остров необычный – имена всех его жителей начинаются на звук [Ш]. Давай мы потренируем язычок и губы и вспомним этот звук.
Логопед. Ариша, наше путешествие будет долгим, давай подкрепимся чашечкой горячего чая? Чтобы его остудить, надо сильно и долго подуть.
Выполнение упражнения «Чашка чая» на логотренажере.
Логопед. Путешествовать мы будем на пароходе, а чтобы он быстрее нас довез, нам нужно правильно и красиво произнести звук [Ш]. Возьми, пожалуйста, микрофон.
Выполнение упражнения «Пароход» на логотренажере.
Музыка «Шум моря»
Логопед. Пока мы плывем, давай дадим характеристику звуку [Ш]. Какой это звук? Гласный или согласный? Звонкий или глухой? Твердый или мягкий?
Ариша. Этот звук согласный, глухой, твердый, шипящий.
Логопед. Молодец, Ариша!
Импровизация движений:
Логопед.
«Умеют все ребятки
С носочка встать на пятки,
Вдохнуть и потянуться
Присесть и разогнуться»
Логопед. А вот и остров ШАО-БАО. Посмотри, Ариша, нас кто-то встречает. Кто это?
Ариша. Это бегемот!
Выполнение упражнения «Бегемот» на логотренажере.
Логопед. Бегемот любит гулять на полянке, где растет очень много красивых цветов. Посмотри на цветы, ты что-нибудь замечаешь?
Ариша. У этого цветка нет лепестков…
Логопед. Ветер разбросал лепестки у этого цветка, давай его соберем.
Ребенок собирает цветок
Логопед. Посмотри, на лепестках какие-то картинки. Ариша, назови их.
Ребенок называет
Логопед. Молодец, Ариша! Ты правильно и красиво произнесла звук [Ш]!
Логопед. Ариша, бегемот оставил нам подсказку – разрезные картинки, для того, чтобы отгадать имя мальчика. Если мы сложим первые звуки названия этих картинок, то тогда мы узнаем имя нашего друга.
Ребенок собирает картинки: шар, облако, носорог
Логопед. Ариша, что же у нас получилось? Назови картинки.
Какой первый звук в слове «ш-ш-шар»? (Ш)
Какой первый звук в слове «о-о-облако»? (О)
Какой первый звук в слове «н-н-носорог»? (Н)
Произнеси еще раз эти звуки по порядку.
Ариша. Ш, О, Н
Логопед. Давай мы с тобой выложим эти звуки фишками на магнитной доске.
Звуковой анализ слова «ШОН»
Логопед. Ариша, почему ты выбрала для звука [Ш] синюю фишку?
Ариша. Потому что, звук [Ш] – согласный, твердый, глухой.
Логопед. Ариша, почему ты выбрала для звука [О] красную фишку?
Ариша. Потому что, звук [О] – гласный.
Логопед. Ариша, почему ты выбрала для звука [Н] синюю фишку?
Ариша. Потому что, звук [Н] – согласный, твердый, глухой.
Логопед. Ариша, сколько гласных звуков в этом слове? Сколько согласных? А сколько всего звуков в этом слове?
Ариша. Один гласный, два согласных. Всего три звука.
Музыка «Шум моря»
Логопед. Ариша, ты молодец, помогла Шону вспомнить его имя! Он в благодарность просил передать для тебя подарок – воздушный шарик. А теперь нам пора возвращаться домой. Что тебе больше всего понравилось?
Процесс обучения ребенка с нарушениями речи требует длительного времени и отнимает у ребенка много сил. Если занятия с логопедом однообразны, то у ребенка со временем может утратиться интерес к занятиям, мотивация говорить “правильно и красиво”. В настоящее время все большее значение приобретают вопросы,связанные с использованием компьютерной технологии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.
Использование логопедического тренажера «Дельфа -130» при работе над дыханием в коррекционной работе с дошкольниками.
В настоящее время возросло количество детей с нарушениями речи. Организация обучения этих детей требует особого подхода, который предусматривает постоянную эмоциональную поддержку дошкольников на занятиях. Процесс обучения ребенка с нарушениями речи требует длительного времени и отнимает у ребенка много сил. Если занятия с логопедом однообразны, то у ребенка со временем может утратиться интерес к занятиям, мотивация говорить “правильно и красиво”. В настоящее время все большее значение приобретают вопросы,связанные с использованием компьютерной технологии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста. Применение компьютерных технологий является чрезвычайно эффективным, так как они помогают выполнять задачи, решение которых традиционными методами является не достаточно продуктивным, позволяют корригировать функции, работа над которыми до этого была трудновыполнимой, или осуществлять традиционную деятельность по-новому. Внедрение компьютерных технологий на сегодняшний день является неотъемлемой частью образовательного процесса. Применение компьютерных технологий позволяет:
Интенсифицировать процесс коррекции, а именно, повысить темп занятия, увеличить долю самостоятельной работы школьников.
В нашем дошкольном учреждении используется логопедический тренажер «Дельфа-130». Логопедический тренажер "Дэльфа-130" представляет собой комплексную программу по коррекции разных сторон устной и письменной речи детей. Тренажер позволяет работать с любыми речевыми единицами, решать разнообразные логопедические задачи: от коррекции речевого дыхания и голоса до развития лексико-грамматической стороны речи, внести игровые моменты в процесс коррекции речевых нарушений, многократно дублировать необходимый тип упражнений и речевой материал, использовать различный стимульный материал (картинки, буквы, слоги, слова, предложения, звучащую речь), работать на разных уровнях сложности в зависимости от возможностей ученика, одновременно с логопедической работой осуществлять коррекцию восприятия, внимания, памяти.
Научный руководитель проекта и автор методических рекомендаций – профессор, заведующая кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии АПКиПРО О.Е. Грибова.
Прежде чем приступить к работе по исправлению и постановке звуков, проводится работа по формированию правильного речевого дыхания, в том числе и с использованием логопедического тренажера «Дельфа-130» . Она организуется по нескольким направлениям:
Отработка диафрагмального дыхания;
Развитие ротового выдоха;
Дифференциация ротового и носового дыхания;
Развитие плавного фонационного выдоха.
Правильное речевое дыхание у детей с ОВЗ достигается только путем тренировки и постепенно становится непроизвольным.При речевом дыхании выдох гораздо длиннее вдоха. Выработка целенаправленной воздушной струи в процессе выдоха имеет большое значение при произнесении различных звуков речи, что отражается на качестве звукопроизношения в целом. Кроме того, длинный выдох очень важен для обучения детей навыку письма. Ведь, когда ребенок начинает учиться писать, он делает вдох и на выдохе начинает выводить буквы. Если воздуха для написания всего слова ему не хватает, он вынужден остановиться и снова сделать вдох.В этот момент чаще всего поисходит пропуск букв.
Игры и упражнения по развитию физиологического и речевого дыхания с использованием логопедического тренажера «Дельфа – 130»
Цель: побуждать ребенка к произвольному выдоху, формировать произвольный ротовой выдох, учить продолжительному ротовому выдоху.
Педагог показывает ребенку на экране бабочку и предлагает поиграть с ней
- Смотри, какая красивая разноцветная бабочка! Посмотрим, умеет ли она летать.
Педагог дует в микрофон.
- Смотри, полетела!(на экране бабочка приподнимается над цветком) Теперь ты попробуй подуть. Пусть бабочка улетит дальше и выше
Ребенку предлагается подуть в микрофон длительно так, чтобы бабочка на экране приподнялась над цветком, « полетела» Бабочка порхает при правильном и устойчивом выдохе и садится на цветок, если пауза превышает допустимую.
Игра сопровождается стихотворным текстом:
Бабочка летала, устали не знала
Села, посидела и опять полетела.
2. Упражнение «Горячий чай»
Предлагается игровая ситуация.
Карлсон прилетит к Малышу.Надо угостить его чаем.Чай горячий. Сможет Карлсон его пить? Что делать? Ребенку предлагается подуть на горячий чай, чтобы он быстрее остыл. Показ действия сопровождается словами: наберу много воздуха и подую так, чтобы щечки не надувались. Если упражнение выполняется верно- пар над чашкой приходит в движение. На правильный и устойчивый выдох будут указывать колышущиеся струйки.
На экране компьютера изображён праздничный пирог с горящими свечами. Ребёнку предлагается подуть в микрофон и задуть свечи на пироге. При активном и сильном выдохе свечи будут гаснуть одна за другой.
Оказывается, сегодня у Дюймовочки День рождения. Вот какой праздничный пирог ей подарили. Сколько свечек на праздничном тортике? Какого они цвета? Сколько свечек ставили на торт в твой день рождения? Это больше чем 6 ? Давай поможем Дюймовочке - задуем свечи. Носом делаем короткий вдох, выдох долгий, бесшумный, губы «трубочкой». Постарайся задуть на одном выдохе несколько свечей.
Показывается способ действия, затем ребенок делает то же самое.
На экране компьютера изображён Бегемот. Ребёнку предлагается произносить в микрофон гласные звуки. Чем сильнее будет звук, тем шире Бегемот на экране раскроет рот.
Бегемотик хочет поздравить Слоненка с Днём рождения. Догадайся, какие песенки он хочет ему спеть? (Педагог беззвучно артикулирует гласные звуки, ребёнок угадывает их и громко произносит в микрофон. Педагог предваряет произнесение ребёнком звука кратким стихотворением).
Широко откроем рот,
Песню громко пропоём: А – А – А …
Губки трубочкой сложи,
И дуди – дуди –дуди: У – У – У …
Широко ты улыбнись
Звонко песню протяни: И – И – И …
Губки в колесо сложу
И вот так я пропою: О – О – О
Ребенок на выдохе пропевает гласные звуки: аааааааа, уууууу, оооооо. При правильном выдохе через рот и нормальной силе голоса бегемот на экране открывает рот и удерживает его открытым, пока есть непрерывное звучание. Произношение звуков позволяет контролировать длину выдоха.
Во время проведения описанных игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания. Запомните параметры правильного ротового выдоха:
- выдоху предшествует сильный вдох через нос - "набираем полную грудь воздуха";
- выдох происходит плавно, а не толчками;
- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
- выдыхать следует, пока не закончится воздух;
- во время пения или разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.
При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени и обязательно чередовать с другими упражнениями. Перечисленные упражнения помогут научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха и не позволят утратить интерес к занятиям. Использование в работе с дошкольниками логопедического тренажера «Дельфа - 130» в современных условиях является неотъемлемым средством коррекции в структуре комплексной логопедической работы. Применение компьютерных программ позволяет максимально использовать принцип дифференцированного подхода, учитывать индивидуальные особенности ребенка, делает занятие более насыщенным и комфортным.
Таким образом , ПРИМЕНЕНИЕ информационно-компьютерных технологий в работе учителя-логопеда всегда сопряжено с решением узкоспециализированных педагогических задач, в рамках которых компьютерные средства коррекционного обучения весьма эффективны.
В презентации «Использование сурдо-логопедического тренажера «Дельфа-130″ в коррекционной работе с детьми» освещаются основные моменты работы с детьми, имеющими речевые нарушения, с использованием современных компьютерных технологий.
В настоящее время возросло количество детей с нарушениями речи. Организация обучения этих детей требует особого подхода, который предусматривает постоянную эмоциональную поддержку дошкольников на занятиях.
Использование в коррекционной работе новых информационных технологий, основанных на применении компьютера, имеет ряд преимуществ:
Применение компьютерных технологий позволяет:
В 1987 — 89 годах корпорация IBM представила вниманию профессиональных логопедов США настольную систему «Видимая речь» на базе персонального компьютера для формирования и коррекции фонетической стороны речи.
В 1991 году в Институте коррекционной педагогики РАО была русифицирована первая версия этой компьютерной программы. Производитель: ОТОФОН, ЦЕНТР РЕАБИЛИТАЦИИ НЕСЛЫШАЩИХ.
Изначально программа создавалась для работы с пациентами с нарушенным слухом, но может использоваться в работе с пациентами с сохранным физиологическим слухом с первичной и вторичной речевой патологией.
Тренажер «Дельфа-130» состоит из преобразователя речевого сигнала, микрофона и компьютерных программ, работающих практически с любым компьютером.
Программа «Дельфа-130» позволяет решать разнообразные логопедические задачи:
Основополагающий принцип действия тренажера «Дельфа — 130» – зрительный контроль формирования произносительных навыков. Звучащая речь, то есть все звуки, которые произносятся в микрофон, появляются на экране компьютера в виде тех или иных изображений.
Упражнения «Бабочка», «Сказочный замок» помогут отработать правильное речевое дыхание для слитного произнесения слов и фраз.
Упражнение «Задуй свечки» предназначено для постановки правильного речевого дыхания и закрепления навыка длительного устойчивого выдоха. Упражнения также могут быть использованы для коррекции назального оттенка голоса у детей с ринолалией и ринофонией.
«Колобок», «Бегемотик» помогут научить ребенка произносить звуки различной громкости, наблюдая за изменением рисунка на экране.
«Скатерть-самобранка» поможет отработать слитное произношение слогов и слов.
Упражнения «Елочка» и «Репка», помимо формирования правильного речевого дыхания, закрепляет навык экономного выдыхания воздуха во время речи.
«Вертолет» предназначен для отработки правильного произношения гласных звуков на начальных этапах обучения речи, а также для устранения назального оттенка в голосе и коррекции значительного отклонения высоты голоса от нормы.
«Паровоз». Это упражнение предназначено для отработки правильного произношения согласных звуков.
«Космический стрелок» поможет сформировать звуковую реакцию, о есть умение быстро и громко произносить короткие изолированные звуки, а также автоматизировать навык голосообразования (включения голоса).
Таким образом, применение информационно-компьютерных технологий в работе учителя-логопеда всегда сопряжено с решением узкоспециализированных педагогических задач, в рамках которых компьютерные средства коррекционного обучения весьма эффективны.