Древняя спарта. Курсовая работа частная жизнь в спарте Какие были основные занятия спарты

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с местоположением Спарты, составом населения, управлением, образом жизни.
  • Продолжать формирование умений делать выводы, простраивать причинно-следственные связи, сравнивать.
  • С помощью ИКТ-технологий создать яркие, запоминающиеся образы, связанные с историей Древней Спарты (см. Приложение 1)

План:

  1. Актуализация
  2. Местоположение Спарты
  3. Состав населения
  4. Спарта как военный лагерь. Спартанское воспитание
  5. Управление
  6. Закрепление

Актуализация

Учитель напоминает, что среди 500 полисов Древней Греции два являлись центрами страны:

Афины и Спарта. Они были прямыми противоположностями(антиподами). Они резко различались по управлению, образу жизни, что ценилось в Афинах, то запрещалось в Спарте и наоборот. Вы наверняка слышали и еще не раз в своей жизни услышите такие слова: спартанское воспитание, лаконичная речь. Знаете ли вы, что стоит за этими словами? После выяснения учитель дальше перечисляет то, с чем ребята познакомятся на уроке. «Каждый день узнавать что-то новое»-это девиз Солона. Фронтально проводится повторение реформ Солона, актуализируется термин народное собрание и его роль в жизни Афин.

Обращаемся к слайду: вспомни то, что знаешь.

- Составь логическую цепочку по принципу матрешки: в крупный объект входит мелкий.

Афины - Балканский п-ов - Аттика

- Соедини пары:

Местоположение Спарты

На экран выводится слайд с картой: Пелопоннес- Лаконика- Спарта

Учитель сообщает, что Спарта является древнейшим городом Греции, возникшим еще в IX в. до н.э. во время последней волны переселения дорийских племен. Коренные жители Лаконики ахейцы были завоеваны дорийцами, которые и создали свой город-государство Спарту. В VII в. до н.э. спартанцы после ожесточенной войны присоединили еще одну область Мессению, которая также вошла в Спартанское государство.

Закрепляем. Итак, Спарта находилась в Южной Греции, на каком полуострове, в какой области?

Население Спарты

На экран выводится соответствующий слайд.

  1. Собственно спартанцы или спартиаты составляли около 9-10 тыс. человек. Это самые полноправные жители этого государства, собственно его граждане. Только они имели право на участие в управлении государством.
  2. Периэки - свободное население, потомки коренных жителей Лаконики. Когда-то они добровольно подчинились дорийцам. Они занимались торговлей и ремеслом и только, чем-то другим им заниматься было запрещено. В управлении государством они не принимали участия и должны были платить дань спартанцам.
  3. Илоты - закабаленное население, коллективная собственность спартанцев. В чем же прявлялась закабаленность илотов? Они должны были заниматься только земледелием, обрабатывать землю спартанцев(земля была поделена между спартанскими семьями и илоты, предки которых жили на этой земле, обрабатывали участки спартанцев).Некоторые историки называют илотов рабами в Спарте. Но они отличались от рабов из других полисов.
  • Они были греки(в других полисах Греции спартанцев осуждали за то, что они закабаляли греков)
  • Жили на земле своих предков
  • Жили семьями
  • Продавать их было нельзя
  • Они принадлежали не отдельно взятому спартанцу, а всему государству.

Продавать их было нельзя, а вот убивать можно. Раз в году юношам выдавали мечи и отправляли бродить по окрестностям. Днем они прятались, а ночью убивали самых сильных, крепких илотов. Такие тайные убийства илотов назывались криптии. Криптия – тайная война против илотов.

Как вы думаете, почему так поступали спартанцы? Как это связано с численностью этих групп населения?

Совершенно верно, спартанцы боялись сговоров и восстаний поэтому и устраивали облавы на безоружных людей.

Закрепляя этот материал, ребята перечисляют основные группы населения Спарты.

Спарта как военный лагерь

Как вы думаете, чем собственно занимались спартанцы?

Показывается слайд с воином.

Спарта напоминала военный лагерь, где никому не разрешалось жить так, как ему хочется. Разрешалось только одно занятие- военное дело. Занятия торговлей, ремеслом, наукой, искусством были запрещены. Крепостных стен вокруг Спарты не было. Ее жители утверждали, что единственной надежной защитой города являются не камни, а храбрые воины. Война была для спартанцев как праздник, они шли в бой с песнями под звуки флейт.

Затем учитель рассматривает изоляцию Спарты от внешнего мира. Чужеземцы не приезжали в Спарту. Торговать с ними было запрещено, да и кому были нужны тяжелые железные деньги спартанцев(золотые и серебряные монеты были запрещены). Жители Спарты не имели права покидать пределы государства из боязни, как бы они не стали подражать чужой жизни.

А чему подражать?

Здесь учитель раскрывает такую сторону жизни спартанцев как изгнание роскоши из обихода.

В других городах было много красивых украшений, богато убранные дома, вкусная пища. В Спарте все это считалось роскошью и изгонялось. Весь обиход, т.е. окружающая обстановка в быту должна быть грубой и простой. Спартанцы ели пищу, которую другие греки считали отвратительной(напр., похлебка из бычьей крови, чечевицы и чеснока).Даже обедать дома запрещалось, чтобы не привыкать к вкусной пище.

Спартанское воспитание

Спартанцев с детства воспитывали как будущих воинов. Новорожденных детей осматривали старейшины, после чего хилых и больных детей бросали в пропасть. Семилетних мальчиков забирали у родителей, распределяли по отрядам, в которых они вместе жили, обучались воинскому искусству, занимались гимнастикой. Спали мальчики на подстилке из тростника, круглый год ходили босыми, мылись холодной водой(горячая вода полагалась лишь несколько раз в году).Их кормили так, что часто хотелось есть и они вынуждены были добывать себе пищу, воруя ее. Дети и юноши должны были беспрекословно повиноваться старшим. Греки шутили, что чаще услышишь голос каменных статуй, чем голос спартанских мальчиков. Говорить мальчики могли только тогда, когда получали разрешение; при этом они должны были говорить кратко и точно. Краткую и ясную речь мы называем лаконичной.

Почему такое название дано ясной и краткой речи? Вспомните как называлась область где жили спартанцы.

Например, спартанская женщина говорила сыну, уходившему на войну: «Со щитом или на щите». В Спарте считалось позором потерять щит, а тело воина доблестно павшего в бою, приносили на щите. Чтобы воспитать у мальчиков невосприимчивость к боли, их порой секли так, что некоторые умирали, но не смели закричать. Чтобы воспитать жестокость, их заставляли участвовать в криптиях; также старшие специально ссорили детей, чтобы в драках выявить, кто из них сильней и жестче.

Так что же такое спартанское воспитание, давайте кратко повторим. На экран выводится слайд «Спартанское воспитание».

Управление в Спарте

Учитель объясняет этот пункт плана, используя слайд с таким названием. Слайд также учит ребят схематизации материала.

Учитель предлагает ученикам подумать, как называлась форма правления в Спарте: аристократия, демократия или олигархия. Ученикам дается задание прочитать учебник на стр.145 (2 абз. сверху). После чего задается вопрос: можно ли считать управление в Спарте аристократией? Пятиклассники отвечают, что нет, т.к. спартанцы считали себя равными друг другу. Далее ученики читают учебник на стр.145 (2 абз. снизу) и выясняют, что в Спарте не было и демократии, потому что народное собрание не играло большой роли в управлении. Таким образом приходим к новому для учеников понятию олигархия- власть немногих и закрепляем этот термин соответствующим слайдом и записью в тетради.

Закрепление пройденного на уроке

Учитель предлагает ученикам разобраться как они поняли что представляет собой образ жизни спартанцев . Он объясняет, что образ жизни человека или народа раскрывает основные занятия, организацию жизни, быта, ценности. Далее организуется беседа, в которой уч-ся с помощью логически вытекающих друг из друга вопросов обозначают черты образа жизни спартанцев; по ходу беседы эти черты выводятся на экран.

1. Жизнь в Спарте - это жизнь в военном лагере

2. Жизнь подчинена войне и подготовке к ней

3. Спартанцам было запрещено заниматься ремеслом, торговлей, искусством, наукой

4. Суровое спартанское воспитание должно было подготавливать жителей Спарты к их основному занятию; этому же служили и криптии

5. Дети не принадлежали родителям

6. Роскошь была под запретом

7. Лаконичная речь

8. Изоляция от внешнего мира.

Аксиологическая цель урока формирует у пятиклассников ценностное отношение к спартанскому воспитанию, выясняем его плюсы и минусы и что означает это понятие в современных условиях. И далее выполняется упражнение, позволяющее запомнить месторасположение Спарты: составьте логическую цепочку:

Лаконика - Спарта - Пелопоннес - Балканский полуостров

Выполняются несложные упражнения, которые могут выполнить и самые слабые ученики.

1. Почему Спарту называли открытым городом?

За ее гостеприимство

За ее доброжелательное отношение к иноземцам

Из-за отсутствия в городе крепостных стен.

2. Почему все спартанцы были воинами?

Из-за устаревших законов

Из-за угрозы со стороны Афин

Из-за необходимости удерживать власть над илотами

В сильном классе может остаться время на разбор следующего задания: сравнить образ жизни Афинского полиса со спартанским образом жизни. При этом можно обратится к слайду «Образ жизни спартанцев».

Спарта была главным государством дорийского племени. Её имя уже играет роль в сказании о троянской войне , так как Менелай, муж Елены , из-за которой возгорелась война греков с троянцами, был спартанский царь. Историю позднейшей Спарты начинали с завоевания Пелопоннеса дорянами под предводительством Гераклидов. Из трех братьев один (Темен) получил Аргос, другой (Кресфонт) – Мессению, сыновья третьего (Аристодема) Прокл и Эврисфен – Лаконию. В Спарте было два царских рода, ведших свой род от этих героев через их сыновей Агиса и Эврипонта (Агиды и Эврипонтиды).

Род Гераклидов. Схема. Две династии спартанских царей - в правом нижнем углу

Но все это были лишь народные сказания или догадки греческих историков, не имеющие полной исторической достоверности. К числу таких сказаний следует отнести и большую часть бывшего весьма популярным в древности предания о законодателе Ликурге время жизни которого относили к IX в. и которому прямо приписывали все спартанское устройство. Ликург, по преданию, был младшим сыном одного из царей и опекуном своего малолетнего племянника Харилая. Когда последний сам начал править, Ликург поехал странствовать, при чем посетил Египет, Малую Азию и Крит, но должен был вернуться на родину по желанию спартанцев, которые были недовольны внутренними раздорами и самим царем своим Харилаем. Ликургу поручено было составить для государства новые законы, и он принялся за это дело, испросив совет у дельфийского оракула . Пифия сказала Ликургу, что не знает, назвать ли его богом или человеком, и что его постановления будут самыми лучшими. Окончив свое дело, Ликург взял со спартанцев клятву, что они до тех пор будут исполнять его законы, пока он не возвратится из нового путешествия в Дельфы. Пифия подтвердила ему свое прежнее решение, и Ликург, послав этот ответ в Спарту, лишил себя жизни, дабы уже не возвращаться на родину. Спартанцы чтили Ликурга, как бога, и выстроили в честь его храм, но в сущности Ликург и был первоначально божеством, которое превратилось позднее в народной фантазии в смертного законодателя Спарты. Так называемое законодательство Ликурга хранилось в памяти в виде кратких изречений (ретры).

102. Лакония и её население

Лакония занимала юго-восточную часть Пелопоннеса и состояла из долины реки Эврота и ограничивавших ее с запада и востока горных хребтов, из которых западный назывался Тайгетом. В этой стране были и пахотные земли, и пастбища, и леса, в которых водилась масса дичи, а в горах Тайгета было много железа; из него местные жители выделывали оружие. Городов в Лаконии было мало. В центре страны у берега Эврота лежала Спарта, иначе называвшаяся Лакедемоном. Это было соединение пяти слобод, которые оставались неукрепленными, тогда как в других греческих городах обыкновенно существовала крепость. В сущности, однако, Спарта была настоящим военным лагерем, державшим в повиновении всю Лаконию.

Лакония и Спарта на карте древнего Пелопоннеса

Население страны состояло из потомков дорийских завоевателей и покоренных ими ахеян. Первые, спартиаты, были одни полноправными гражданами государства, вторые делились на два класса: одни назывались илотами и были крепостными крестьянами, подчиненными, впрочем, не отдельным гражданам, а всему государству, другие же носили название периэков и представляли собою лично свободных людей, но стоявших к Спарте в отношении подданных без каких бы то ни было политических прав. Большая часть земли считалась общею собственностью государства, из которой последнее давало спартиатам для пропитания отдельные участки (клеры), первоначально бывшие приблизительно одинаковой величины. Обрабатывались эти участки илотами за известный оброк, платившийся ими натурою в виде большей части сбора. Периэкам была оставлена часть их земли; жили они в городах, занимаясь промышленностью и торговлею, но вообще в Лаконии эти занятия были мало развиты: уже в то время, когда у других греков была монета, в этой стране, как орудие мены, употреблялись железные прутья. Периэки обязаны были платить налог в государственную казну.

Руины театра в древней Спарте

103. Военная организация Спарты

Спарта была военным государством, и её граждане были прежде всего воинами; к войне привлекали также периэков и илотов. Спартиатов, делившихся на три филы с подразделением на фратрии, в эпоху процветания было только тысяч девять на 370 тысяч периэков и илотов, которых они силою удерживали под своею властью; главные занятия спартиатов составляли гимнастика, военные упражнения, охота и война. Воспитание и весь образ жизни в Спарте были направлены к тому, чтобы быть всегда наготове против возможности восстания илотов, каковые вспыхивали на самом деле время от времени в стране. За настроением илотов следили отряды молодежи, и все подозрительные безжалостно умерщвлялись (криптии). Спартанец не принадлежал сам себе: гражданин был прежде всего воин, всю жизнь (собственно до шестидесятилетнего возраста) обязанный службою государству. Когда в семье спартанца рождался ребенок, его осматривали, годен ли он будет впоследствии к несению военной службы, и хилых младенцев не оставляли жить. От семи до восемнадцати лет все мальчики воспитывались вместе в государственных «гимназиях», где их учили гимнастике и упражняли в воинском деле, а также обучали пению и игре на флейте. Воспитание спартанской молодежи отличалось суровостью: мальчики и юноши всегда были одеты в легкую одежду, ходили босыми и с непокрытой головой, питались очень скудно и подвергались жестоким телесным наказаниям, который должны были переносить без крика и стонов. (Их секли для этого нарочно перед алтарем Артемиды).

Воин армии спартанцев

Взрослые тоже не могли жить, как хотели. И в мирное время спартанцы разделялись на боевые товарищества, даже обедавшие вместе, для чего участники общих столов (сисситии) вносили известное количество разных продуктов, да и пища их была обязательно самая грубая и простая (знаменитая спартанская похлебка). Государство наблюдало, чтобы никто не уклонялся от исполнения общих правил и не отступал от предписанного законом образа жизни. У каждой семьи был свой надел из общей государственной земли, и этот участок нельзя было ни разделить, ни продать, ни оставить по духовному завещанию. Между спартиатами должно было господствовать равенство; они так прямо и называли себя «равными» (ομοιοί). Роскошь в частной жизни преследовалась. Например, строя дом, можно было пользоваться лишь топором и пилою, которыми трудно было сделать что-либо красивое. На спартанские железные деньги нельзя было ничего купить из произведений промышленности в других государствах Греции. Притом спартиаты не имели права покидать свою страну, а чужеземцам запрещалось жить в Лаконии (ксенеласия). Об умственном развитии спартанцы не заботились. Красноречие, которое так ценилось в других частях Греции, было в Спарте не в ходу, и лаконское немногословие (лаконизм ) вошло у греков даже в поговорку. Спартанцы сделались лучшими воинами в Греции – выносливыми, стойкими, дисциплинированными. Их войско состояло из тяжеловооруженной пехоты (гоплиты) с легковооруженными вспомогательными отрядами (из илотов и частью периэков); конницей они не пользовались в своих войнах.

Древний спартанский шлем

104. Устройство спартанского государства

105. Спартанские завоевания

Это военное государство очень рано выступило на путь завоеваний. Возрастание числа жителей заставляло спартанцев искать новых земель, из которых можно было бы делать новые наделы для граждан. Овладев постепенно всей Лаконией, Спарта в третьей четверти VIII века завоевала Мессению [Первая Мессенская война ] и её жителей тоже обратила в илотов и периэков. Часть мессенцев выселилась, но и оставшиеся не хотели мириться с чужим господством. В середине VII в. они восстали против Спарты [Вторая Мессенская война ], но были снова покорены. Спартанцы сделали попытку распространить свою власть и в сторону Арголиды, но были сначала отбиты Аргосом и лишь позднее овладели частью берега Арголиды. Больше удачи имели они в Аркадии, но уже сделав первое завоевание в этой области (город Тегея), они не присоединили его к своим владениям, а вступили с жителями в военный союз под своим предводительством. Этим было положено начало большому Пелопоннескому союзу (симмахии) под спартанским главенством (гегемонией). К этой симмахии мало-помалу пристали все части Аркадии, а также и Элида. Таким образом к концу VI в. Спарта стояла во главе почти всего Пелопоннеса. Симмахия имела союзный совет, в котором под председательством Спарты решались вопросы войны и мира, и Спарте же принадлежало самое предводительство на войне (гегемония). Когда персидский шах предпринял завоевание Греции , Спарта была самым сильным греческим государством и потому могла стать во главе остальных греков в борьбе с Персией. Но уже во время этой борьбы ей пришлось уступить первенство Афинам .

Во II тыс. до н. э. на юг Балканского полуострова вторгаются греческие племена. В тесных рамках, очерченных природой страны (небольшие долины, огороженные высокими горами), развивалась особая греческая цивилизация в виде городов-государств (полис ). В историческое время греки никогда не были единым государством: их взаимоотношения между собою строились как отношения международные. Однако в определенный момент среди многочисленных полисов важную роль стали играть Спарта и Афины. Поэтому в дисциплине «История государства и права зарубежных стран» изучается Спарта как пример греческой монархии и Афины как пример демократии.

Государство Спарта

Возникновение государства в Спарте

На Пелопонесском полуострове самым ранним полисным государством стала Спарта. По сравнению с другими греческими полисами, становление здесь государства имело значительные особенности.В IХв. до н. э. дорийские племена вторгаются в Лаконию и вытесняют или порабощают местное население – ахейцев, что приводит впоследствии к объединению родоплеменной верхушки завоевателей и покоренных.

Завоеватели разделялись на три клановых племени, каждое из которых подразделялось на девять фратрий («братств»), представляющих религиозно-правовые объединения с внутренним самоуправлением.

Дорийцы селились в независимых деревнях (их насчитывалось около ста), организованных в шесть царств. Они делились на три родовые филы , дополнительно разделяясь на пять групп (деревень), получивших топографические названия. Затем происходит объединение пяти деревень в Спартанское государство. Территория Лаконии распределялась по округам (обам ), число которых и их организация неизвестны. Пять «царей» составили Совет полиса. В период 800-730 г. до н. э. спартиаты покорили все остальные деревни, и их жители стали вассалами – периэками (бук. «живущие вокруг»).

Потом последовало завоевание Мессении (740-720 г. до н. э.) и аннексия страны, которая была распределена на доли для спартиатов, а в горную местность были оттеснены периэки. Благодаря этим завоеваниям Спарта превратилась в потенциально богатейшее и самое могущественное государство в Греции VIII в. до н. э.

В условиях завоевательных войн государственное устройство Спарты подверглось некоторым изменениям. Общественное развитие Спарты приняло застойный характер: долго сохранялись элементы общинного строя, городская жизнь и ремесло развивались слабо. Жители в основном занимались сельским хозяйством.

Поддержание порядка и господства над порабощенным населением обусловило военный строй всей жизни спартиатов. Законодателю Ликургу (VIII в. до н. э.) приписывают установление общественного порядка и государственного строя посредством издания договора (Ретры ). Он создает Совет старейшин Герусию («старее», «старейшина»). Затем он взялся за передел земли , что имело социально-политическое значение, и, по словам древнегреческого писателя Плутарха (вторая половина I в. до н. э.), реформатор это сделал, «дабы изгнать наглость, зависть, злобу, роскошь и еще более старые, еще более грозные недуги государства – богатство и бедность». С этой целью он уговорил спартанцев объединить все земли, а затем разделить их заново. Земли, относящиеся к городу Спарте, он разделил на 9 тысяч участков по числу спартанцев, а лаконские земли – на 30 тыс. участков между периэками. Каждый надел должен был приносить по 70 медимнов (один медимн – около 52 литров сыпучих тел) ячменя.

Третьей его реформой стало разделение движимого имущества, чтобы уничтожить всяческое неравенство. С этой целью он выводит из употребления золотые и серебряные монеты, заменив их на железные (огромного размера и веса). По свидетельству Плутарха, «для хранения суммы, равной десяти минам (одна мина – в среднем от 440 до 600 грамм), требовался большой склад, а для перевозки – парная запряжка». К тому же, это железо нельзя было использовать для других целей, т. к. оно было закалено посредством окунания в уксусе, и это лишило метал крепости, он становился хрупким. У спартиатов пропала охота к воровству и брать взятки, ибо нечисто нажитое нельзя было спрятать, поэтому в Лаконии исчезли многие виды преступлений. Ликург изгнал из страны бесполезные и лишние ремесла, что также было направлено против роскоши, и потому дома были сделаны только при помощи топора и пилы. И постепенно, по словам Плутарха, роскошь «увяла и исчезла».

С целью уничтожить у спартиатов страсть к богатству, реформатор учреждает общие трапезы (сисситии ), на которых совершеннолетние граждане по 15 человек собирались вместе и вкушали одинаковую простую пищу. Каждый сотрапезник вносил ежемесячные взносы продовольствием и деньгами. Запрещалось обедать дома. Во время трапезы спартиаты зорко следили друг за другом, и если видели, что человек не ест и не пьет, порицали его, называя «разнузданным и изнеженным». Трапезы не только боролись с богатством, но и способствовали сплочению воинов, т. к. сотрапезники не разъединялись друг с другом и на поле битвы, входя в одно воинское подразделение.

В быту спартанцы сохранили много обычаев, восходивших к глубокой древности. Например, союзы по возрастным группам, представлявшие, видимо, своего рода дружины, имевшие места постоянных собраний (лесхи ), где проходили не только общие трапезы, но устраивались и развлечения, на которых молодежь и зрелые воины проводили большую часть времени не только днем, но и ночью.

Для борьбы с богатством и установлением равенства предписывалось богатым жениться на бедных, а состоятельным женщинам – выходить замуж за бедных.

Ликург учреждает обязательное единообразное воспитание и обучение спартанцев. Это распространялось и на девушек. Реформатор отрегулировал и брачно-семейную сферу, и женщины во многом были уравнены с мужчинами, занимаясь спортом и военным делом.

Общественный строй

Господствующим классом были спартанцы, пользующиеся всеми политическими правами. Они обеспечивались земельными наделами, передаваемыми им вместе с рабами (илотами ), которые обрабатывали их и фактически содержали спартанцев. Последние жили в городе Спарте, представляющем из себя военный лагерь. Плутарх писал, что «никому не разрешалось жить так, как он хочет, точно в военном лагере; все в городе подчинялись строго установленным правилам и делали то из полезных для государства дел, которое им было назначено».

Государство брало заботу о воспитании детей: с 7 лет мальчиков отрывали от семьи и они проходили выучку под руководством особых лиц (педономов ) и в особых школах – агелах (бук. «скот»). При этом особое внимание обращалось на физическое воспитание, на выработку качеств стойкого и выносливого воина, на дисциплину, привычку повиноваться старшим и властям. Даже говорить они должны были кратко, лаконично. «Грамоте они учились лишь в той мере, в какой без этого нельзя обойтись», – замечал Плутарх.

С возрастом требования становились жестче: дети ходили босиком, с 12 и до 16 лет их приучали ходить нагими (в том числе и девушек), получая на год всего лишь по одному плащу. Их кожа была загорелой и грубой. Спали они вместе на постелях из тростника. С 16 лет юноша (эфеб) вносился в списки полноправных граждан. Обучение заканчивалось в 20 лет, и до 60 лет спартанцы оставались военнообязанными. Жениться им разрешалось только с 30 лет, когда спартанец считался совершеннолетним и приобретал политические права. Число спартанцев было невелико, к V в. до н. э. их насчитывалось не более 8 тысяч, а позднее – значительно меньше – около 1 000 человек.

В процессе завоевания часть покоренного населения была превращена в рабов (илотов ). Они были прикреплены к клерам, на территории которых им надлежало под контролем специально уполномоченных государством лиц вести хозяйство. Они считались государственной собственностью и передавались в распоряжение спартанцев, которые могли их убить, передать другому согражданину или продать за границу. С разрешения властей господин мог отпустить илота на волю и в этом случае отпущенный именовался неодамодом. Своей земли илоты не имели, а обрабатывали земельные участки спартанцев, платя им половину урожая. Илотов призывали в войско в качестве легковооруженных воинов.

Свое господство над илотами спартанцы поддерживали террором: ежегодно им объявлялась война (криптии ), во время которой сильных и смелых илотов убивали. Господин, укрывший сильного илота, наказывался. Кроме этого, илоты ежегодно получали определенное количество ударов без всякой вины для того, чтобы они не разучились чувствовать себя рабами. Древнегреческий историк Ксенофонт писал, что они готовы были съесть своих господ с кожей и волосами. Поэтому спартанские воины всегда ходили вооруженными. Число илотов в несколько раз превышало число спартанцев.

Покоренные жители горных районов Спарты – периэки также не пользовались политическими правами, но были свободными, занимая промежуточное положение между илотами и спартиатами. Они могли приобретать собственность и совершать сделки. Главными их занятиями являлись торговля и ремесло. Они несли воинскую повинность в качестве тяжеловооруженных воинов. Периэки находились под надзором гармостов . Высшим должностным лицам Спарты – эфорам – предоставлялось право предавать периэков смертной казни без суда.

Государственный строй

Он был монархическим и являлся образцом рабовладельческой аристократии. Народное собрание (апелла) не играло большой роли и собиралось один раз в месяц. В нем участвовали граждане, достигшие 30 лет и сохранившие свои земельные наделы и связанные с их обладанием политические права. Созывалось собрание царями, а потом эфорами, которые и председательствовали. Помимо очередных собраний созывались и чрезвычайные, в которых принимали участие лишь граждане, находившиеся в данный момент в городе. Такие собрания назывались малыми собраниями (микра апелл). Выступать в собрании с речами и предложениями могли лишь должностные лица и послы иностранных держав.

К компетенции народного собрания относилось законотворчество; избрание должностных лиц и послов; вопросы союза с другими государствами; вопросы войны и мира (во время войны оно решало, кому из двух царей идти в поход); вопросы Пелопонесского союза; производило прием новых граждан или лишало отдельных спартанцев прав гражданства. Собрание также выступало и судебным органом, когда дело шло о низложении должностного лица за его преступления. В случае возникновения спора о наследовании престола оно выносило свое решение. Голосование производилось криком или расхождением участников собрания по сторонам. Аристотель называл такой способ ведения народного собрания «детским».

Царская власть осуществлялась двумя царями (архагетами или базилевсами ) и была наследственной. Двойная царская власть, по всей видимости, возникла в результате объединения верхушки племен дорийцев и ахейцев. Однако царская власть была в основном реальной только в военное время, когда базилевсы могли издавать все распоряжения, и им докладывали обо всех делах; они приобретали право жизни и смерти над воинами. Каждые восемь лет коллегия высших должностных лиц в Спарте (эфоры ) проводила гадание по звездам, в результате которого цари могли быть преданы суду или отстранению от должности. Эфоры сопровождали царя в военном походе и наблюдали за ним. Ежемесячно эфоры и цари приносили друг другу клятву: базилевсы клялись, что будут царствовать по законам, а эфоры клялись от имени государства, что при соблюдении царями своей клятвы государство будет незыблемо блюсти их власть.

Кроме военной власти, цари обладали жреческой и судебной, входили в состав герусии – совета старейшин. Цари также наблюдали за правильностью распределения и использования земельных наделов. В позднейшее время они распоряжались и выдачей замуж девушек, ставших наследницами родовых клеров. Цари были окружены почетом, в их пользу устанавливались различные сборы, все должны были вставать перед ними.

Герусия (совет старейшин) состояла из 28 членов и двух царей. Свое начало она ведет от родоплеменной организации, от совета старейшин. Члены герусии (геронты ) были, как правило, из представителей знатных родов и с 60-летнего возраста, т. к. уже были освобождены от военной службы. Их избрание происходило в народном собрании криком, и избранным считался тот, которому кричали сильнее, чем другим кандидатам. Они занимали должность пожизненно. Герусия первоначально созывалась царями, а потом – эфорами. Ее компетенция была следующей: предварительное обсуждение дел, которые должны были рассматриваться в народном собрании; переговоры с другими государствами; судебные дела (государственные и уголовные преступления), а также против царей; военные вопросы. Однако совет старейшин не располагал законодательной инициативой. Дела по имущественным спорам были подсудны эфорам. Роль герусии уменьшалась с увеличением роли эфоров.

Эфоры («наблюдатели») – коллегия высших должностных лиц, которая занимала совершенно исключительное положение в государстве. Первоначально они являлись заместителями царей в гражданском суде, впоследствии их власть настолько расширилась, что перед ней склонялись и цари. Эфоры ежегодно избирались народным собранием криком в количестве пяти человек. Во главе коллегии стоял первый эфор, именем которого обозначался год. Полномочия эфоров: созыв герусии и народного собрания, руководство ими; внутреннее управление; контроль за должностными лицами и проверка их отчетов, а также отстранение от должности за проступки и передача суду; надзор за нравами и за соблюдением дисциплины; внешние сношения; гражданская юрисдикция. Во время войны руководили мобилизацией войск, отдавали приказ о выступлении в поход, а двое эфоров сопровождали царя в военном походе. Они также объявляли криптии против илотов и периэков. Эфоры составляли единую коллегию и выносили свои решения по большинству голосов. Отчитывались они перед своими преемниками по истечении годичного срока.

Такой государственно-политический строй у спартанцев оставался почти неизменным в течение многих веков. Спартанцы осуществляли военное лидерство среди греческих полисов, с этой целью в VI в. до н. э. они возглавили Пелопонесский союз для борьбы за главенство в Элладе. После победы в Пелопонесской войне над Афинами и ее союзниками, другими греческими полисами, спартанское общество, разбогатев, стало расслаиваться. В результате этого сокращается число полноправных граждан, которых в конце IV в. до н. э. стало насчитываться около 1 000 человек. В следующем веке в результате очередного политического кризиса в Спарте почти ликвидируются старые институты власти, и цари становятся диктаторами. Во II в. до н. э. восставшие илоты захватывают власть, а в середине этого века государство Спарта становится частью провинции Римской империи.


МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ)
МИД РОССИИ

Кафедра всемирной и отечественной истории

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ

ТЕМА:
ЧАСТНАЯ ЖИЗНЬ
В СПАРТЕ.

Ф.И.О.: Верейко Сергей Сергеевич
Студента I курса МО Гр.1

Научный руководитель: Гребенюк А.В.

Москва
2011

I. Введение. 3
II. Спартанская семья. 5
III. Обучение и воспитание в Спарте. 8
IV. Внешний вид спартанцев. 10
V. Занятия жителей Спарты. 12
VI. Питание спартанцев. 15
VII. Досуг спартанцев 17
VIII. Верования спартанцев 19
IX. Заключение 21
X. Библиография. 22

    Введение.

Спарта - одно из самых известных и могущественных государств Древней Греции, славное своей армией, никогда не отступавшей перед врагом. Спарта была государством, которое не знало смут и гражданских распрей. Во многом так было именно благодаря абсолютно оригинальному строю и порядкам.
В этой удивительной стране не было ни богатых, ни бедных, поэтому спартанцы называли себя "общиной равных". Сами спартанцы не оставили описания своих законов и государственного строя, многие древнегреческие мыслители пытались разгадать причину прочности гражданского согласия и военной мощи Спарты. Но поскольку античные писатели наблюдали жизнь Спарты со стороны, то многие современные учёные с недоверием относятся к их сообщениям.
Поэтому некоторые проблемы истории Спарты до сих пор вызывают споры у историков. Создателем Спартанского государства древние греки считали законодателя Ликурга. Писатель и историк Плутарх, автор жизнеописаний выдающихся греков и римлян, начиная рассказ о жизни и реформах Ликурга, предупреждает читателей, что ничего строго достоверного сообщить о них невозможно.
Спартанцы сознательно проводили политику изоляции своей общины от внешнего мира. Она была направлена на то, чтобы чужие нравы и обычаи не могли проникнуть в "общину равных". В итоге жажда господства над всей Грецией привела Спарту к войне с богатыми и процветающими Афинами. Спарта вышла победительницей из войны, но ценой предательства интересов Эллады: получив помощь от Персии, она превратилась в персидского надсмотрщика для эллинов. Война вывела Спарту из состояния искусственной изоляции, победа принесла богатство и деньги, и "община равных" вступила в полосу смут, как и все другие греческие государства.
Итак, как только пала изоляция Спарты, разрушилось и ее могущество. Поэтому в данной работе я хотел бы рассмотреть аутентичное спартанское общество именно в период расцвета Спарты, когда она жила по своим, ни с чем несравнимым принципам. Свою работу я разделил на несколько смысловых частей, в каждой из которых говорится о таких аспектах жизни спартанцев как семья, воспитание, занятия и досуг, питание, внешний вид, верования.
При написании данной работы я активно пользовался не только трудами таких древнегреческих авторов как Плутарх, Ксенофонт, Алкман, Платон, Лукиан, но также большую помощь мне оказали книги современных авторов Лидии Винничук и А.В.Гребенюка. Полезными для написания работы оказались и материалы, написанные Полем Гиро.

    Спартанская семья.

В Спарте жизнь человека считалась разделенной на три периода: отрочество, семейная жизнь и жизнь государственного деятеля. Данный раздел моей курсовой работы будет посвящен второй стадии – семье.
Создание семьи преследовало две основные цели: общегосударственную и частно-семейную, при этом приоритет отдавался первой. Спарта была окружена весьма недружелюбными народами, поэтому постоянное воспроизводство спартиатов было необходимым для решения военных задач. Неудивительно, что в Спарте холостая жизнь влекла за собой утрату личной и гражданской чести - атимию. Правда, атимия была лишь частичной и не лишала гражданских прав полностью, но она влекла за собой различного рода унижения как со стороны остальных граждан, так и со стороны государства. К примеру, по распоряжению властей, спартанских холостяков в зимнюю пору заставляли голыми обходить рынок и распевать песню, в которой они признавали свою вину.
Интересно то, что в Спарте, в отличие от многих других полисов, браки заключались без приданого, ведь взятие приданого могло бы привести к «дерзости у женщин и низкому, неблагородному порабощению ими мужей» 1 . По закону, который приписывают Ликургу, молодые люди в Спарте обязаны были выбирать себе жен из бедных семей. Возможно, таким образом делалась попытка избежать концентрации богатства у одной семьи, ведь в основе мышления всех спартанцев лежала идея об общественном равенстве свободных спартиатов. Предпочтение отдавалось девушкам, выросшим и воспитанным в Спарте, однако браки с иностранками не были запрещены.
Характерно для Спарты и особое отношение к женщинам. Спартанцы считали, что свободнорожденные спартанки должны рожать крепких, здоровых детей. Поэтому девушки занимались физическими упражнениями, участвовали в играх наравне с юношами. В Спарте женщины пользовались большим уважением, чем во всей остальной Греции; они чувствовали себя гражданами и принимали общественные интересы близко к сердцу.
Это не означало, что спартанская женщина освобождалась от домашних дел, просто она по большей части руководила работами по домашнему хозяйству. Кроме того, во время затяжных войн, когда почти все мужчины покидали родину, спартанки самостоятельно и весьма успешно защищались от разбойников.
В отношениях с незнакомыми мужчинами замужние женщины были более стеснены, чем девушки. Замужние выходили из дому только под покрывалами, девушки же ходили с открытыми лицами.
Несмотря на большую свободу спартанских жен, было и то, чего им не прощалось: бездетность. Браки без детей почти всегда расторгались. Когда же муж был намного старше своей жены и у них не было детей, то старый муж обязан был ввести к своей жене юношу, а родившегося у них ребенка признать своим. Возможна была и такая ситуация, при которой по договоренности с мужем плодовитой женщины другой мужчина мог войти к ней и «жить с ней, как со своей» 2 .
Сразу же после рождения все дети представлялись старейшинам. Те решали, достаточно ли ребенок здоров и крепок, чтобы его можно было воспитывать и готовить к гражданской жизни. Если нет, ребенок умерщвлялся. Однако часто избавлялись и от здоровых детей, особенно девочек.
После обряда амфидромии (принятия отцом ребенка) ребенок получал имя. Зачастую родители придумывали ребенку некое оригинальное имя. Кроме того, ребенка часто называли в часть бабушки или дедушки.
Дети находились под опекой матери либо няни. Мальчики после исполнения семи лет объединялись в агелы (переводится как «стадо»), где они учились выживать.
Кстати, чем больше было сыновей, тем больше льгот получал отец. Так, те спартиаты, у которых было три сына, освобождались от несения сторожевой службы, а отец пятерых считался свободным от любых повинностей.
Взрослые дети должны были исполнять долг повиновения и почтения к своим родителям, что означало материальную помощь (если родители впали в нужду) и исполнение необходимых ритуалов после их смерти.
Итак, как мы видим, семья в Спарте, ее иерархия и система отношений во многом были обусловлены строем полиса, его политикой и традициями.

    Обучение и воспитание в Спарте.

Суровое спартанское воспитание начиналось сразу же после рождения. Грудных детей в Спарте не пеленали, кормили их весьма грубой пищей. Детей приучали к переменам погоды, мыли их холодной водой и одевали легко даже зимой.
Как уже было сказано выше, семи лет от роду мальчик переходил под опеку государству. Его препровождали к педоному, который руководил воспитанием всей молодежи. Педоном распределял мальчиков по агелам. Во главе отряда он ставил того, кто превосходил прочих сообразительностью и был храбрее всех в драках. Остальные равнялись на него, исполняли его приказы и молча терпели наказания, так что главным следствием такого образа жизни была привычка повиноваться. За играми детей часто присматривали старики и постоянно ссорили их, стараясь вызвать драку, а потом внимательно наблюдали, какие у каждого от природы качества - отважен ли мальчик и упорен ли в схватках.
Включенный в один из агел, мальчик мог после четырехлетней подготовки, т.е. уже в 12 лет, приступать к более серьезным занятием, которые завершал лишь в двадцатилетнем возрасте в качестве ирена («зрелый юноша»). Все ученики подразделялись на две категории: младшие (от 7 до 14 лет) и эфебы (от 14 до 20 лет).
Интеллектуальная подготовка спартанцев значительно уступала афинской и ограничивалась лишь умением читать и писать, знанием нескольких песен (в основном, религиозных и военных) и сведениями о традициях, истории и религии Спарты.
Закалка в Спарте была действительно суровой: в юношах воспитывали упорство, выносливость, умение выносить голод, холод, боль. Обучение включало каждодневные тренировки, посвященные владению оружием. Юноши спали без одеяла на сене, соломе, тростнике или камыше. Пища их отличалась большой простотой и выдавалась им с таким расчетом, что насытиться ею было невозможно, а потому они вынуждены были воровать съестные припасы. При этом если кражи совершали ловко, их только хвалили; если же при воровстве они попадались, то приходилось нести наказание.
Для того чтобы проверить, подготовлен ли молодой человек должным образом, его подвергали двойному испытанию. Сначала его сильно секли перед алтарем Артемиды, при этом юноша должен был вынести это испытание без единого крика либо даже стона. Второе испытание проходило перед самым концом обучения. Это была криптия. Целый год юноша ходил по горам и долам, сам добывал пищу, скрывался, дабы никто не мог его выследить. Если молодой спартанец успешно отбывал криптию, то он мог быть допущен к участию в фидитиях, которые представляли собой совместные трапезы мужчин.
Наконец, в тридцать лет мужчины попадали в разряд взрослых людей и имели право приобрести свое особое хозяйство, хотя часто они женились и значительно раньше.
В Спарте в соответствии с традициями воспитание девочек мало чем отличалось от воспитания мальчиков. На первом месте и здесь стояла физическая сила. Девочки занимались гимнастикой, метали диск и дротики, умели сражаться мечом, упражнялись в беге; кроме того, девочек обучали пению и игре на музыкальных инструментах. При этом костюм спартанских девушек едва прикрывал их; он состоял из туники без рукавов и едва доходил до колен. Неудивительно, что спартанские женщины были самыми здоровыми и энергичными женщинами в Греции.

    Внешний вид спартанцев.

Согласно Ксенофонту, Ликург приказал лакедемонянам носить на войне одежду кроваво-красного цвета и бронзовые щиты. Плутарх отмечал, что кроваво-красная одежда наводила ужас на неопытного противника и делала менее заметными ранения.
Основным предметом одежды был хитон. В архаический период хитон представлял собой относительно толстое шерстяное одеяние. Однако в классический период он стал тоньше, и вместо шерсти иногда стал использоваться лен.
В V в. до н.э. широкое распространение получил новый тип хитона - эксомида. Первоначально оставлявшая свободной правую руку эксомида была одеждой ремесленников, но после того, как панцирь вышел из употребления, лакедемоняне стали использовать эксомиду в качестве военной одежды. Эксомида была с двумя рукавами, но правый рукав можно было спустить, освобождая правое плечо. Это позволяло свободно действовать оружием во время сражения.
Лакедемоняне на протяжении всего классического периода сохраняли традиционную форму гиматиона, так и не заменив его хламидой. В битву плащ обычно не надевали. Его использовали только вне службы или в мирное время. Подобно другим предметам одежды, используемым лакедемонянами, плащ часто был выкрашен в кроваво-красный цвет.
Обувь надевалась в особых случаях. Например, на охоту, где охотнику приходилось бегать по колючим кустарникам. Воины также носили обувь зимой, но делали это ради тепла, а не для защиты ног. Типичная зимняя обувь состояла из пила - разновидности войлочного чулка, который удерживался на ноге ремнями сандалии. Когда в текстах говорится о босых воинах, речь обычно идет о войске, которое было застигнуто зимой и не смогло сменить свою летнюю одежду. Платон сообщает, что лакедемоняне, служившие в криптии, ходили босыми даже зимой. Мальчикам вообще запрещалось надевать обувь, чтобы их ноги не становились мягкими.
В источниках также упоминается характерный лакедемонский посох - бактерион. До нас дошло из Спарты одно изображение человека с посохом - длинным, гладким, прямым, с Т-образной верхушкой. С подобным посохом изображали также философов-лаконофилов. Хотя спартанский посох не был оружием, его брали с собой за границу спартанские представители - военачальники и послы.
Ксенофонт сообщает, что мужчинам, достигшим совершеннолетия, позволялось носить длинные волосы 3 . Считалось, что это делает их более высокими, величественными и устрашающими. Волосы завивали в тонкие косички, которые связывались на макушке в пучок. Такая прическа смягчала удары, наносимые по шлему. Волосы постоянно расчесывали и смазывали маслом перед боем. Когда Клеарх, спартанский военачальник, командовавший наемниками у Кира Младшего, был захвачен в плен, его отослали в цепях к персидскому двору. Там он просил гребень у придворного врача-грека Ктесия. Он был так рад возможности расчесать свои волосы, что подарил Ктесию свое кольцо.
Женские одеяния в Спарте мало чем отличались от мужских. Женщины носили дорийский хитон, который делался из куска ткани прямоугольной формы, длиной 2 и шириной 1,8 метра. При ходьбе несшитая сторона хитона распахивалась, позволяя видеть обнажённый правый бок и ногу.
Девушки и вдовы носили длинные, распущенные до плеч волосы, которые сбривались в день свадьбы. У замужней же женщины волосы были коротко острижены.

    Занятия жителей Спарты.

Основным занятием спартанцев было военное дело. Военная служба была главной и безусловной обязанностью граждан, она же была единственной возможностью выдвинуться и занять более заметное общественное положение. Все другие занятия, кроме связанных с войной, были запрещены или считались неподобающими гражданину.
Гражданин, достигший возраста 60 лет и добившийся уважения в обществе, мог быть избран в герусию - совет старейшин.
Ремеслом и торговлей занимались периэки - лично свободные, но лишенные политических прав жители Спарты. Периэки занимали в правовом отношении промежуточное положение между спартиатами и илотами. На них распространялась военная обязанность: они должны были участвовать в сражениях в качестве тяжеловооруженных воинов. По своему положению периэки были близки к афинским метекам.
Говоря о торговле, следует упомянуть о лаконских железных драхмах. Согласно античной традиции, железный обол был введен законодателем в качестве преграды для обогащения граждан посредством торговли. Причина долгого сохранения в обращении неудобной монеты заключалась в стремлении к сохранению гомогенности «общины равных».
Земледелием занимались илоты – жители покоренных спартанцами земель, превращенные в государственных рабов. Пашенное земледелие явилось основной отраслью хозяйства в Спарте, благодаря чему тенденция к замкнутости, характерная для экономики любого полиса, в Спарте имела более прочную основу для реализации. Автаркия предполагает стабильное развитие и других отраслей сельского хозяйства. В спартанской экономике заметную роль играли виноградарство, садоводство и животноводство. Но благоприятные условия для развития полеводства делали в тех условиях необязательной ориентацию этих отраслей на внешний рынок, поэтому уровень их развития был обусловлен внутренними потребностями.
Примечательно, что в связи с нацеленностью спартанского государства на равенство всех свободных граждан (причем равенство не только в правовом, но и в буквальном – бытовом смысле) в Спарте производство удерживалось в зачаточном состоянии: из ремесел было распространено только изготовление самых необходимых предметов – одежды, посуды и прочей хозяйственной утвари. В связи с военной направленностью Спарты на высоком техническом уровне находилось изготовление оружия и доспехов. Ксенофонт рассказывает, что в войске лакедемонян всегда присутствуют ремесленники, везущие весь необходимый инструмент на повозках или на вьючных животных 4 . Также, по словам Плутарха, предметы, необходимые и обыкновенные - ложа, кресла, столы, - стали изготовляться у них «наилучшим образом» 5 . Плутарх далее говорит, что одна из ретр Ликурга требовала, чтобы кровля дома изготовлялась только с помощью топора, а двери с помощью пилы 6 .
Для передвижения спартанцы использовали лошадей, повозки и колесницы. Согласно законам Ликурга спартанцы не имели право быть моряками и воевать на море. Однако в более поздние периоды спартанцы имели военный флот.
Будучи избавлены от материальных забот и по закону не имея даже права заниматься ремеслами, спартиаты большую часть своего времени проводили на охоте, в гимнасиях, за общественными столами, т.н. сисситиями. Сисситии являлись своеобразными обеденными клубами, участие в которых для всех спартанских граждан было строго обязательным. Они были самым тесным образом связаны с армией: члены одной сисситии на войне жили и сражались вместе. Благодаря общественному воспитанию и общественным обедам Спарте удалось унифицировать всю жизнь своих граждан и добиться если не фактического, то по крайней мере декларативного равенства всего гражданства.
Вот выдержка из труда Ксенофонта, в которой описана сиссития:
«Ликург ввел совместные трапезы. <…> Он установил такое количество продовольствия, чтобы оно не вело к излишествам, но и не было бы недостаточным. К этому часто добавляется охотничья добыча, и богатые иногда заменяют хлеб пшеничным. Таким образом, когда спартанцы совместно обедают в палатках, стол у них никогда не бывает ни лишенным яств, ни роскошным. Что касается напитков, то Ликург, запретив чрезмерные попойки, расслабляющие душу и тело, разрешил спартанцам пить лишь для утоления жажды, считая, что напиток тогда безвреднее и всего приятнее. <…> Питание вне дома приносит еще и такую пользу: люди, возвращающиеся домой, вынуждены совершать прогулку; они должны думать о том, чтобы не напиться пьяными, зная, что не могут остаться там, где обедали. 7 »
Рассмотрим рацион спартанцев немного подробнее.

    Питание спартанцев.

Спарте принадлежали две из немногочисленных плодородных областей материковой Греции: Лакония и Мессения. Почвы там были пригодны для пшеницы и ячменя, оливковых деревьев, виноградников и садовых культур.
Преобладающим среди зерновых был ячмень. Источниками четко зафиксирован тот факт, что ячмень составлял основную часть апофоры с клера 8 , а ячменный хлеб и ячменная похлебка - основную часть рациона спартиатов. Из других злаков возделывали пшеницу, хотя и в небольших по сравнению с ячменем количествах и не повсеместно. Ксенофонт, во всяком случае, говорит о том, что пшеничный хлеб иногда прибавляли богатые к своей норме в сисситию. В одном фрагменте Алкмана упоминается «полбенная каша». Во времена Алкмана полба занимала очень важное место в рационе питания жителей Спарты.
Кроме злаков сеяли лен и кунжут. Спартанцы использовали лен и кунжут как масличные культуры, а льняное волокно, кроме того, для изготовления одежды, нагрудников для воинов, рыболовных сетей, парусов и др.
Спартанская экономика в своем стремлении к автаркии самостоятельно удовлетворяла потребности и в продуктах животноводства. Разводили преимущественно коз и свиней. Мясо и козий сыр являлись постоянными компонентами пищи спартиатов.
«На трапезы собиралось человек по пятнадцать, иной раз немногим менее или более. Каждый сотрапезник приносил ежемесячно медимн ячменной муки, восемь хоев вина, пять мин сыра, две с половиной мины смокв и, наконец, совсем незначительную сумму денег для покупки мяса и рыбы. <…> Из спартанских кушаний самое знаменитое - черная похлебка. Старики даже отказывались от своей доли мяса и уступали ее молодым, а сами вволю наедались похлебкой. 9 »
Примечательно, что в остальных греческих полисах с VI в. до н.э. под влиянием восточной моды и обычаев на столах греков появлялись все новые и новые кушанья, а Спарта так и сохраняла старинную простоту нравов и суровый быт.

    Досуг спартанцев

Как уже ранее было упомянуто в моей работе, основу времяпровождения в Спарте составляло занятие спортом в гимнасиях. Популярными были разнообразные игры в мяч. В Спарте игры в мяч рассматривались как начальный элемент подготовки к военной службе, поэтому эфебов на первом году их обучения называли сферистами. Спартиаты часто играли в командные игры в мяч, которые расценивались как серьезные состязания, а победители удостаивались огромного почета. О важности сферистики в досуге и тренировках спартанцев говорит то, что некий Тимократ из Спарты даже оставил руководство по игре в мяч.
Спартанцы активно участвовали в Олимпийских играх. В Спарте победители Олимпийских игр сражались в первых рядах бок о бок с царем.
Спартанцы обращали большое внимание на музыку и пение. Их собственная музыка возбуждала великодушные чувства, внушающим великие порывы энтузиазма. Слова песен были просты и мужественны. Они восхваляли тех, кто жил благородно и умер за Спарту, или же порицали людей, проявивших трусость. Сообразно с тремя возрастами человека, у спартанцев было три хора. На празднествах эти хоры соединялись. При этом видоизменять старую музыку строго воспрещалось.
В Спарте популярным танцем был гормос. Лукиан так описывал его:
«Это совместная пляска юношей и девушек, чередующихся в хороводе, который напоминает ожерелье: ведет хоровод юноша, выполняющий плясовые движения, - позднее они пригодятся ему на войне; за ним следует девушка, поучающая женский пол, как водить хоровод благопристойно, и таким образом как бы сплетается цепь из скромности и доблести. У них также принято обнажать молодые тела во время танца.» 10
Как видим, в Спарте танцы были лишены шутливости, развлекательности, игривости. И музыка, и хореография призваны были воспитывать мужество, суровый нрав война.
В середине VII в. до н.э. спартанцы заимствовали с Крита особый мимический военный танец, исполнявшийся в полном вооружении, - пирриху. С оружием и в доспехах танцующие представляли различные сценки боев. Платон так описывал пирриху: «Путем уклонений и отступлений, прыжков в высоту и пригибаний она воспроизводит приемы, помогающие избежать ударов и стрел; пытается она воспроизводить и движения противоположного рода, пускаемые в ход при наступательных операциях, то есть при стрельбе из лука, при метании дротика и при нанесении различных ударов.» 11
В Спарте бани пользовались не такой большой популярностью, как в Афинах. У спартанцев конструкция бани представляла собой круглое помещение с каменным открытым очагом в центре, что обеспечивало равномерное распределение тепла.
Часто спартанцы играли и в кости. Сначала кости бросали рукой, впоследствии для этой цели стали пользоваться особым стаканчиком. Игра велась по желанию - одной, двумя или тремя костями. Удар, которым выбрасывались сразу три шестерки, назывался «самым счастливым ударом».
Кроме того, спартанцы активно занимались охотой, признавая за ней воспитательные функции. Чаще всего охотились на зайцев, оленей либо вепрей.

    Верования спартанцев

В целом спартанцы придерживались древнегреческой политеистической религии, с тем отличием, что в Спарте справлялось меньше религиозных праздников, и справлялись они с меньшей помпой. До определенной степени роль религии в Спарте взяла на себя спартанская мораль.
Большинство обрядов и верований были прямо связаны с основным занятием спартиатов – войной. Вот как об этом пишет Плутарх: «Ликург связывал музыку с военными упражнениями, чтобы воинственные сердца спартанцев, возбужденные общей благозвучной мелодией, бились бы в единый лад. Поэтому перед сражениями первую жертву царь приносил Музам, моля, чтобы сражающиеся совершили подвиги, достойные доброй славы. 12 »
Также Плутарх говорит, что если спартанцы побеждали врага в открытом бою, то они жертвовали Аресу петуха. Когда же одолеть врага удавалось хитростью, то в жертву Аресу приносили быка. Таким образом, спартанские установления приучали своих полководцев к воинскому мастерству и полководческому искусству. Ведь всякое жертвоприношение сопровождалось угощением участников, так что жертва петуха не позволяла устроить трапезу, а жертва быка давала спартанцам редкую возможность поесть жареного мяса.
Следует отметить и то, что всех богов и богинь, даже Афродиту, спартанцы изображали с копьем в руке, так как они считали, что всем богам присуща воинская доблесть 13 .
Даже молитвы спартанцев были весьма сдержанными, гордыми и благородными. В своих молитвах спартанцы обычно просили, чтобы боги достойно вознаградили благородных людей, а также чтобы боги даровали им силы переносить несправедливость.
Примечательно, что в Спарте доступ в святилища был одинаков как для юношей, так и для девушек.
Ликург покончил с суеверным отношением спартанцев к покойникам и похоронам. Он разрешил хоронить покойников даже в черте города и близ святилищ богов, постановив, что все связанное с похоронами не является скверной 14 .
Ликург также запретил класть в могилу с покойниками какое-либо имущество. Он велел хоронить всех граждан одинаково, заворачивая тело покойника в сливовые листья и в пурпурное покрывало. Во время похорон были запрещены плач и рыдания, а на могильных памятниках разрешалось делать надписи только погибшим на войне.

    Заключение

Подведем итоги сказанному выше. Среди других греческих государств Спарта, безусловно, занимает совершенно особое, только ей одной принадлежащее положение. В известном смысле она действительно представляет собой исключение из общего правила в истории Греции. Особенность Спарты состоит в том, что военное дело проникло во все сферы жизни, в том числе и в частную жизнь.
В отличие от демократических Афин с их системой литургий, раздач и оплачиваемых должностей, рассчитанной на сглаживание социальных противоречий, разлагавших полис изнутри, за счет либо союзнического фороса, либо обложения имущества полисной верхушки, Спарта выбрала иной, на первый взгляд, более простой и легкий путь к утверждению принципа «совместной частной собственности», установив систему непосредственного контроля над повседневной жизнью граждан, и, прежде всего, над потреблением ими тех продуктов, которые им давал труд илотов.
При отсталой экономике, перед лицом постоянной угрозы восстания порабощенного населении, численность которого во много раз превосходила численность самих спартиатов, такая система была наиболее простым и рациональным способом консолидации гражданского коллектива, хотя она и привела к окостенению всей общественной жизни Спарты и ее почти полной изоляции от внешнего мира.
Сложившееся как военный лагерь завоевателей, оформившее своё государственное устройство в условиях постоянной необходимости воевать, создавшее уникальные отношения внутри общества граждан, такое сильное государство, сдерживающее долгое время имущественное расслоение, все же погибло, не выдержав сопротивления естественному ходу исторического развития.

    Библиография.

    Винничук Л., “Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима”, пер. с польского В.К.Ронина. – М.: Высш. шк., 1988 г.
    Гребенюк А.В., «Курс лекций по истории мировых цивилизаций. Часть 2. Античная цивилизация», - М., Издательский дом "Рубежи XXI". 2006г.
    Гиро П., «Быт и нравы древних греков», Смоленск, изд-во «Русич», 2002 г.
    Плутарх, «Сравнительные жизнеописания», в 2 томах, - изд-во «Наука», 1994 г.
    Платон, «Законы», - изд-во «Мысль»,1999 г.
    Ксенофонт, «История Греции», - изд-во «Астрель», 2010 г.
    «Лукиан. Избранное», - Государственное издательство художественной литературы, 1962 г.
    «Плутарх. Сочинения», - М.: Художественная литература, 1983 г.
1 Платон, «Законы», VI, 774c.
2 Ксенофонт, «Лакедемонская полития», I, 9-10.
3
и т.д.................

Спартанcкие цари считали себя Гераклидами – потомками героя Геракла. Их воинственность стала нарицательной, и совершенно обоснованно: боевой строй спартанцев был прямым предшественником фаланги Александра Македонского.

Спартанцы внимательно относились к знамениям и пророчествам и очень прислушивались к мнению дельфийского оракула. Культурное наследие Спарты не известно так же хорошо, как афинское, во многом из-за настороженности воинственного народа к письму: к примеру, их законы передавались устно, а на не-воинских надгробиях было запрещено писать имена умерших.

Однако если бы не Спарта, культура Греции могла бы быть ассимилирована чужеземцами, беспрестанно вторгавшимися на территорию Эллады. Дело в том, что Спарта была фактически единственным полисом, у которого не просто была боеспособная армия, но вся жизнь которого подчинялась армейскому порядку, проходила по строжайшему расписанию, призванному дисциплинировать воинов. Возникновением такого милитаризированного общества спартанцы были обязаны уникальным историческим обстоятельствам.

Начало X века до н. э. принято считать временем первого масштабного заселения территории Лаконии, то есть будущей Спарты и прилегающих к ней земель. В VIII веке спартанцы предприняли экспансию на близлежащие земли Мессении. В ходе оккупации они решили не уничтожать местных жителей, а сделать их своими рабами, которые известны как илоты – буквально «пленные». Но создание колоссального рабовладельческого комплекса повлекло за собой неизбежные восстания: в VII веке илоты в течение нескольких лет боролись с поработителями, и это стало уроком Спарте.

Законы, установленные по легенде спартанским царем-законодателем по имени Ликург (в переводе – «волк-труженик») еще в IX веке, послужили урегулированию внутриполитической обстановки после завоевания Мессении. Земли илотов спартанцы распределили между всеми гражданами, а все полноправные граждане составляли костяк армии (порядка 9000 человек в VII веке – в 10 раз больше, чем в любом другом греческом полисе) и имели гоплитское вооружение. Укрепление армии, продиктованное, возможно, опасением, что вспыхнет очередное восстание рабов, способствовало чрезвычайному увеличению влияния спартанцев в регионе и формированию особенного строя жизни, характерного только для Спарты.

С целью оптимальной подготовки воинов Спарты их с семилетнего возраста отправляли в централизованные государственные структуры, где они до 18 лет проводили время в интенсивных тренировках. Это было своеобразной ступенью инициации: чтобы стать полноправным гражданином, нужно было не только успешно пройти все испытания 11 лет обучения, но и в качестве доказательства своих умений и бесстрашия в одиночку убить кинжалом илота. Неудивительно, что у илотов постоянно возникал повод для очередных выступлений. Широко распространенная легенда о казни неполноценных спартанских мальчиков или даже младенцев, скорее всего, не имеет под собой реальной исторической основы, так как в полисе даже существовала определенная общественная прослойка гипомейонов - физически или умственно неполноценных «граждан».