Цели урока:
План:
Актуализация
Учитель напоминает, что среди 500 полисов Древней Греции два являлись центрами страны:
Афины и Спарта. Они были прямыми противоположностями(антиподами). Они резко различались по управлению, образу жизни, что ценилось в Афинах, то запрещалось в Спарте и наоборот. Вы наверняка слышали и еще не раз в своей жизни услышите такие слова: спартанское воспитание, лаконичная речь. Знаете ли вы, что стоит за этими словами? После выяснения учитель дальше перечисляет то, с чем ребята познакомятся на уроке. «Каждый день узнавать что-то новое»-это девиз Солона. Фронтально проводится повторение реформ Солона, актуализируется термин народное собрание и его роль в жизни Афин.
Обращаемся к слайду: вспомни то, что знаешь.
- Составь логическую цепочку по принципу матрешки: в крупный объект входит мелкий.
Афины - Балканский п-ов - Аттика
- Соедини пары:
Местоположение Спарты
На экран выводится слайд с картой: Пелопоннес- Лаконика- Спарта
Учитель сообщает, что Спарта является древнейшим городом Греции, возникшим еще в IX в. до н.э. во время последней волны переселения дорийских племен. Коренные жители Лаконики ахейцы были завоеваны дорийцами, которые и создали свой город-государство Спарту. В VII в. до н.э. спартанцы после ожесточенной войны присоединили еще одну область Мессению, которая также вошла в Спартанское государство.
Закрепляем. Итак, Спарта находилась в Южной Греции, на каком полуострове, в какой области?
Население Спарты
На экран выводится соответствующий слайд.
Продавать их было нельзя, а вот убивать можно. Раз в году юношам выдавали мечи и отправляли бродить по окрестностям. Днем они прятались, а ночью убивали самых сильных, крепких илотов. Такие тайные убийства илотов назывались криптии. Криптия – тайная война против илотов.
Как вы думаете, почему так поступали спартанцы? Как это связано с численностью этих групп населения?
Совершенно верно, спартанцы боялись сговоров и восстаний поэтому и устраивали облавы на безоружных людей.
Закрепляя этот материал, ребята перечисляют основные группы населения Спарты.
Спарта как военный лагерь
Как вы думаете, чем собственно занимались спартанцы?
Показывается слайд с воином.
Спарта напоминала военный лагерь, где никому не разрешалось жить так, как ему хочется. Разрешалось только одно занятие- военное дело. Занятия торговлей, ремеслом, наукой, искусством были запрещены. Крепостных стен вокруг Спарты не было. Ее жители утверждали, что единственной надежной защитой города являются не камни, а храбрые воины. Война была для спартанцев как праздник, они шли в бой с песнями под звуки флейт.
Затем учитель рассматривает изоляцию Спарты от внешнего мира. Чужеземцы не приезжали в Спарту. Торговать с ними было запрещено, да и кому были нужны тяжелые железные деньги спартанцев(золотые и серебряные монеты были запрещены). Жители Спарты не имели права покидать пределы государства из боязни, как бы они не стали подражать чужой жизни.
А чему подражать?
Здесь учитель раскрывает такую сторону жизни спартанцев как изгнание роскоши из обихода.
В других городах было много красивых украшений, богато убранные дома, вкусная пища. В Спарте все это считалось роскошью и изгонялось. Весь обиход, т.е. окружающая обстановка в быту должна быть грубой и простой. Спартанцы ели пищу, которую другие греки считали отвратительной(напр., похлебка из бычьей крови, чечевицы и чеснока).Даже обедать дома запрещалось, чтобы не привыкать к вкусной пище.
Спартанское воспитание
Спартанцев с детства воспитывали как будущих воинов. Новорожденных детей осматривали старейшины, после чего хилых и больных детей бросали в пропасть. Семилетних мальчиков забирали у родителей, распределяли по отрядам, в которых они вместе жили, обучались воинскому искусству, занимались гимнастикой. Спали мальчики на подстилке из тростника, круглый год ходили босыми, мылись холодной водой(горячая вода полагалась лишь несколько раз в году).Их кормили так, что часто хотелось есть и они вынуждены были добывать себе пищу, воруя ее. Дети и юноши должны были беспрекословно повиноваться старшим. Греки шутили, что чаще услышишь голос каменных статуй, чем голос спартанских мальчиков. Говорить мальчики могли только тогда, когда получали разрешение; при этом они должны были говорить кратко и точно. Краткую и ясную речь мы называем лаконичной.
Почему такое название дано ясной и краткой речи? Вспомните как называлась область где жили спартанцы.
Например, спартанская женщина говорила сыну, уходившему на войну: «Со щитом или на щите». В Спарте считалось позором потерять щит, а тело воина доблестно павшего в бою, приносили на щите. Чтобы воспитать у мальчиков невосприимчивость к боли, их порой секли так, что некоторые умирали, но не смели закричать. Чтобы воспитать жестокость, их заставляли участвовать в криптиях; также старшие специально ссорили детей, чтобы в драках выявить, кто из них сильней и жестче.
Так что же такое спартанское воспитание, давайте кратко повторим. На экран выводится слайд «Спартанское воспитание».
Управление в Спарте
Учитель объясняет этот пункт плана, используя слайд с таким названием. Слайд также учит ребят схематизации материала.
Учитель предлагает ученикам подумать, как называлась форма правления в Спарте: аристократия, демократия или олигархия. Ученикам дается задание прочитать учебник на стр.145 (2 абз. сверху). После чего задается вопрос: можно ли считать управление в Спарте аристократией? Пятиклассники отвечают, что нет, т.к. спартанцы считали себя равными друг другу. Далее ученики читают учебник на стр.145 (2 абз. снизу) и выясняют, что в Спарте не было и демократии, потому что народное собрание не играло большой роли в управлении. Таким образом приходим к новому для учеников понятию олигархия- власть немногих и закрепляем этот термин соответствующим слайдом и записью в тетради.
Закрепление пройденного на уроке
Учитель предлагает ученикам разобраться как они поняли что представляет собой образ жизни спартанцев . Он объясняет, что образ жизни человека или народа раскрывает основные занятия, организацию жизни, быта, ценности. Далее организуется беседа, в которой уч-ся с помощью логически вытекающих друг из друга вопросов обозначают черты образа жизни спартанцев; по ходу беседы эти черты выводятся на экран.
1. Жизнь в Спарте - это жизнь в военном лагере
2. Жизнь подчинена войне и подготовке к ней
3. Спартанцам было запрещено заниматься ремеслом, торговлей, искусством, наукой
4. Суровое спартанское воспитание должно было подготавливать жителей Спарты к их основному занятию; этому же служили и криптии
5. Дети не принадлежали родителям
6. Роскошь была под запретом
7. Лаконичная речь
8. Изоляция от внешнего мира.
Аксиологическая цель урока формирует у пятиклассников ценностное отношение к спартанскому воспитанию, выясняем его плюсы и минусы и что означает это понятие в современных условиях. И далее выполняется упражнение, позволяющее запомнить месторасположение Спарты: составьте логическую цепочку:
Лаконика - Спарта - Пелопоннес - Балканский полуостров
Выполняются несложные упражнения, которые могут выполнить и самые слабые ученики.
1. Почему Спарту называли открытым городом?
За ее гостеприимство
За ее доброжелательное отношение к иноземцам
Из-за отсутствия в городе крепостных стен.
2. Почему все спартанцы были воинами?
Из-за устаревших законов
Из-за угрозы со стороны Афин
Из-за необходимости удерживать власть над илотами
В сильном классе может остаться время на разбор следующего задания: сравнить образ жизни Афинского полиса со спартанским образом жизни. При этом можно обратится к слайду «Образ жизни спартанцев».
Спарта была главным государством дорийского племени. Её имя уже играет роль в сказании о троянской войне , так как Менелай, муж Елены , из-за которой возгорелась война греков с троянцами, был спартанский царь. Историю позднейшей Спарты начинали с завоевания Пелопоннеса дорянами под предводительством Гераклидов. Из трех братьев один (Темен) получил Аргос, другой (Кресфонт) – Мессению, сыновья третьего (Аристодема) Прокл и Эврисфен – Лаконию. В Спарте было два царских рода, ведших свой род от этих героев через их сыновей Агиса и Эврипонта (Агиды и Эврипонтиды).
Род Гераклидов. Схема. Две династии спартанских царей - в правом нижнем углу
Но все это были лишь народные сказания или догадки греческих историков, не имеющие полной исторической достоверности. К числу таких сказаний следует отнести и большую часть бывшего весьма популярным в древности предания о законодателе Ликурге время жизни которого относили к IX в. и которому прямо приписывали все спартанское устройство. Ликург, по преданию, был младшим сыном одного из царей и опекуном своего малолетнего племянника Харилая. Когда последний сам начал править, Ликург поехал странствовать, при чем посетил Египет, Малую Азию и Крит, но должен был вернуться на родину по желанию спартанцев, которые были недовольны внутренними раздорами и самим царем своим Харилаем. Ликургу поручено было составить для государства новые законы, и он принялся за это дело, испросив совет у дельфийского оракула . Пифия сказала Ликургу, что не знает, назвать ли его богом или человеком, и что его постановления будут самыми лучшими. Окончив свое дело, Ликург взял со спартанцев клятву, что они до тех пор будут исполнять его законы, пока он не возвратится из нового путешествия в Дельфы. Пифия подтвердила ему свое прежнее решение, и Ликург, послав этот ответ в Спарту, лишил себя жизни, дабы уже не возвращаться на родину. Спартанцы чтили Ликурга, как бога, и выстроили в честь его храм, но в сущности Ликург и был первоначально божеством, которое превратилось позднее в народной фантазии в смертного законодателя Спарты. Так называемое законодательство Ликурга хранилось в памяти в виде кратких изречений (ретры).
Лакония занимала юго-восточную часть Пелопоннеса и состояла из долины реки Эврота и ограничивавших ее с запада и востока горных хребтов, из которых западный назывался Тайгетом. В этой стране были и пахотные земли, и пастбища, и леса, в которых водилась масса дичи, а в горах Тайгета было много железа; из него местные жители выделывали оружие. Городов в Лаконии было мало. В центре страны у берега Эврота лежала Спарта, иначе называвшаяся Лакедемоном. Это было соединение пяти слобод, которые оставались неукрепленными, тогда как в других греческих городах обыкновенно существовала крепость. В сущности, однако, Спарта была настоящим военным лагерем, державшим в повиновении всю Лаконию.
Лакония и Спарта на карте древнего Пелопоннеса
Население страны состояло из потомков дорийских завоевателей и покоренных ими ахеян. Первые, спартиаты, были одни полноправными гражданами государства, вторые делились на два класса: одни назывались илотами и были крепостными крестьянами, подчиненными, впрочем, не отдельным гражданам, а всему государству, другие же носили название периэков и представляли собою лично свободных людей, но стоявших к Спарте в отношении подданных без каких бы то ни было политических прав. Большая часть земли считалась общею собственностью государства, из которой последнее давало спартиатам для пропитания отдельные участки (клеры), первоначально бывшие приблизительно одинаковой величины. Обрабатывались эти участки илотами за известный оброк, платившийся ими натурою в виде большей части сбора. Периэкам была оставлена часть их земли; жили они в городах, занимаясь промышленностью и торговлею, но вообще в Лаконии эти занятия были мало развиты: уже в то время, когда у других греков была монета, в этой стране, как орудие мены, употреблялись железные прутья. Периэки обязаны были платить налог в государственную казну.
Руины театра в древней Спарте
Спарта была военным государством, и её граждане были прежде всего воинами; к войне привлекали также периэков и илотов. Спартиатов, делившихся на три филы с подразделением на фратрии, в эпоху процветания было только тысяч девять на 370 тысяч периэков и илотов, которых они силою удерживали под своею властью; главные занятия спартиатов составляли гимнастика, военные упражнения, охота и война. Воспитание и весь образ жизни в Спарте были направлены к тому, чтобы быть всегда наготове против возможности восстания илотов, каковые вспыхивали на самом деле время от времени в стране. За настроением илотов следили отряды молодежи, и все подозрительные безжалостно умерщвлялись (криптии). Спартанец не принадлежал сам себе: гражданин был прежде всего воин, всю жизнь (собственно до шестидесятилетнего возраста) обязанный службою государству. Когда в семье спартанца рождался ребенок, его осматривали, годен ли он будет впоследствии к несению военной службы, и хилых младенцев не оставляли жить. От семи до восемнадцати лет все мальчики воспитывались вместе в государственных «гимназиях», где их учили гимнастике и упражняли в воинском деле, а также обучали пению и игре на флейте. Воспитание спартанской молодежи отличалось суровостью: мальчики и юноши всегда были одеты в легкую одежду, ходили босыми и с непокрытой головой, питались очень скудно и подвергались жестоким телесным наказаниям, который должны были переносить без крика и стонов. (Их секли для этого нарочно перед алтарем Артемиды).
Воин армии спартанцев
Взрослые тоже не могли жить, как хотели. И в мирное время спартанцы разделялись на боевые товарищества, даже обедавшие вместе, для чего участники общих столов (сисситии) вносили известное количество разных продуктов, да и пища их была обязательно самая грубая и простая (знаменитая спартанская похлебка). Государство наблюдало, чтобы никто не уклонялся от исполнения общих правил и не отступал от предписанного законом образа жизни. У каждой семьи был свой надел из общей государственной земли, и этот участок нельзя было ни разделить, ни продать, ни оставить по духовному завещанию. Между спартиатами должно было господствовать равенство; они так прямо и называли себя «равными» (ομοιοί). Роскошь в частной жизни преследовалась. Например, строя дом, можно было пользоваться лишь топором и пилою, которыми трудно было сделать что-либо красивое. На спартанские железные деньги нельзя было ничего купить из произведений промышленности в других государствах Греции. Притом спартиаты не имели права покидать свою страну, а чужеземцам запрещалось жить в Лаконии (ксенеласия). Об умственном развитии спартанцы не заботились. Красноречие, которое так ценилось в других частях Греции, было в Спарте не в ходу, и лаконское немногословие (лаконизм ) вошло у греков даже в поговорку. Спартанцы сделались лучшими воинами в Греции – выносливыми, стойкими, дисциплинированными. Их войско состояло из тяжеловооруженной пехоты (гоплиты) с легковооруженными вспомогательными отрядами (из илотов и частью периэков); конницей они не пользовались в своих войнах.
Древний спартанский шлем
Это военное государство очень рано выступило на путь завоеваний. Возрастание числа жителей заставляло спартанцев искать новых земель, из которых можно было бы делать новые наделы для граждан. Овладев постепенно всей Лаконией, Спарта в третьей четверти VIII века завоевала Мессению [Первая Мессенская война ] и её жителей тоже обратила в илотов и периэков. Часть мессенцев выселилась, но и оставшиеся не хотели мириться с чужим господством. В середине VII в. они восстали против Спарты [Вторая Мессенская война ], но были снова покорены. Спартанцы сделали попытку распространить свою власть и в сторону Арголиды, но были сначала отбиты Аргосом и лишь позднее овладели частью берега Арголиды. Больше удачи имели они в Аркадии, но уже сделав первое завоевание в этой области (город Тегея), они не присоединили его к своим владениям, а вступили с жителями в военный союз под своим предводительством. Этим было положено начало большому Пелопоннескому союзу (симмахии) под спартанским главенством (гегемонией). К этой симмахии мало-помалу пристали все части Аркадии, а также и Элида. Таким образом к концу VI в. Спарта стояла во главе почти всего Пелопоннеса. Симмахия имела союзный совет, в котором под председательством Спарты решались вопросы войны и мира, и Спарте же принадлежало самое предводительство на войне (гегемония). Когда персидский шах предпринял завоевание Греции , Спарта была самым сильным греческим государством и потому могла стать во главе остальных греков в борьбе с Персией. Но уже во время этой борьбы ей пришлось уступить первенство Афинам .
Во II тыс. до н. э. на юг Балканского полуострова вторгаются греческие племена. В тесных рамках, очерченных природой страны (небольшие долины, огороженные высокими горами), развивалась особая греческая цивилизация в виде городов-государств (полис ). В историческое время греки никогда не были единым государством: их взаимоотношения между собою строились как отношения международные. Однако в определенный момент среди многочисленных полисов важную роль стали играть Спарта и Афины. Поэтому в дисциплине «История государства и права зарубежных стран» изучается Спарта как пример греческой монархии и Афины как пример демократии.
Возникновение государства в Спарте
На Пелопонесском полуострове самым ранним полисным государством стала Спарта. По сравнению с другими греческими полисами, становление здесь государства имело значительные особенности.В IХв. до н. э. дорийские племена вторгаются в Лаконию и вытесняют или порабощают местное население – ахейцев, что приводит впоследствии к объединению родоплеменной верхушки завоевателей и покоренных.
Завоеватели разделялись на три клановых племени, каждое из которых подразделялось на девять фратрий («братств»), представляющих религиозно-правовые объединения с внутренним самоуправлением.
Дорийцы селились в независимых деревнях (их насчитывалось около ста), организованных в шесть царств. Они делились на три родовые филы , дополнительно разделяясь на пять групп (деревень), получивших топографические названия. Затем происходит объединение пяти деревень в Спартанское государство. Территория Лаконии распределялась по округам (обам ), число которых и их организация неизвестны. Пять «царей» составили Совет полиса. В период 800-730 г. до н. э. спартиаты покорили все остальные деревни, и их жители стали вассалами – периэками (бук. «живущие вокруг»).
Потом последовало завоевание Мессении (740-720 г. до н. э.) и аннексия страны, которая была распределена на доли для спартиатов, а в горную местность были оттеснены периэки. Благодаря этим завоеваниям Спарта превратилась в потенциально богатейшее и самое могущественное государство в Греции VIII в. до н. э.
В условиях завоевательных войн государственное устройство Спарты подверглось некоторым изменениям. Общественное развитие Спарты приняло застойный характер: долго сохранялись элементы общинного строя, городская жизнь и ремесло развивались слабо. Жители в основном занимались сельским хозяйством.
Поддержание порядка и господства над порабощенным населением обусловило военный строй всей жизни спартиатов. Законодателю Ликургу (VIII в. до н. э.) приписывают установление общественного порядка и государственного строя посредством издания договора (Ретры ). Он создает Совет старейшин – Герусию («старее», «старейшина»). Затем он взялся за передел земли , что имело социально-политическое значение, и, по словам древнегреческого писателя Плутарха (вторая половина I в. до н. э.), реформатор это сделал, «дабы изгнать наглость, зависть, злобу, роскошь и еще более старые, еще более грозные недуги государства – богатство и бедность». С этой целью он уговорил спартанцев объединить все земли, а затем разделить их заново. Земли, относящиеся к городу Спарте, он разделил на 9 тысяч участков по числу спартанцев, а лаконские земли – на 30 тыс. участков между периэками. Каждый надел должен был приносить по 70 медимнов (один медимн – около 52 литров сыпучих тел) ячменя.
Третьей его реформой стало разделение движимого имущества, чтобы уничтожить всяческое неравенство. С этой целью он выводит из употребления золотые и серебряные монеты, заменив их на железные (огромного размера и веса). По свидетельству Плутарха, «для хранения суммы, равной десяти минам (одна мина – в среднем от 440 до 600 грамм), требовался большой склад, а для перевозки – парная запряжка». К тому же, это железо нельзя было использовать для других целей, т. к. оно было закалено посредством окунания в уксусе, и это лишило метал крепости, он становился хрупким. У спартиатов пропала охота к воровству и брать взятки, ибо нечисто нажитое нельзя было спрятать, поэтому в Лаконии исчезли многие виды преступлений. Ликург изгнал из страны бесполезные и лишние ремесла, что также было направлено против роскоши, и потому дома были сделаны только при помощи топора и пилы. И постепенно, по словам Плутарха, роскошь «увяла и исчезла».
С целью уничтожить у спартиатов страсть к богатству, реформатор учреждает общие трапезы (сисситии ), на которых совершеннолетние граждане по 15 человек собирались вместе и вкушали одинаковую простую пищу. Каждый сотрапезник вносил ежемесячные взносы продовольствием и деньгами. Запрещалось обедать дома. Во время трапезы спартиаты зорко следили друг за другом, и если видели, что человек не ест и не пьет, порицали его, называя «разнузданным и изнеженным». Трапезы не только боролись с богатством, но и способствовали сплочению воинов, т. к. сотрапезники не разъединялись друг с другом и на поле битвы, входя в одно воинское подразделение.
В быту спартанцы сохранили много обычаев, восходивших к глубокой древности. Например, союзы по возрастным группам, представлявшие, видимо, своего рода дружины, имевшие места постоянных собраний (лесхи ), где проходили не только общие трапезы, но устраивались и развлечения, на которых молодежь и зрелые воины проводили большую часть времени не только днем, но и ночью.
Для борьбы с богатством и установлением равенства предписывалось богатым жениться на бедных, а состоятельным женщинам – выходить замуж за бедных.
Ликург учреждает обязательное единообразное воспитание и обучение спартанцев. Это распространялось и на девушек. Реформатор отрегулировал и брачно-семейную сферу, и женщины во многом были уравнены с мужчинами, занимаясь спортом и военным делом.
Общественный строй
Господствующим классом были спартанцы, пользующиеся всеми политическими правами. Они обеспечивались земельными наделами, передаваемыми им вместе с рабами (илотами ), которые обрабатывали их и фактически содержали спартанцев. Последние жили в городе Спарте, представляющем из себя военный лагерь. Плутарх писал, что «никому не разрешалось жить так, как он хочет, точно в военном лагере; все в городе подчинялись строго установленным правилам и делали то из полезных для государства дел, которое им было назначено».
Государство брало заботу о воспитании детей: с 7 лет мальчиков отрывали от семьи и они проходили выучку под руководством особых лиц (педономов ) и в особых школах – агелах (бук. «скот»). При этом особое внимание обращалось на физическое воспитание, на выработку качеств стойкого и выносливого воина, на дисциплину, привычку повиноваться старшим и властям. Даже говорить они должны были кратко, лаконично. «Грамоте они учились лишь в той мере, в какой без этого нельзя обойтись», – замечал Плутарх.
С возрастом требования становились жестче: дети ходили босиком, с 12 и до 16 лет их приучали ходить нагими (в том числе и девушек), получая на год всего лишь по одному плащу. Их кожа была загорелой и грубой. Спали они вместе на постелях из тростника. С 16 лет юноша (эфеб) вносился в списки полноправных граждан. Обучение заканчивалось в 20 лет, и до 60 лет спартанцы оставались военнообязанными. Жениться им разрешалось только с 30 лет, когда спартанец считался совершеннолетним и приобретал политические права. Число спартанцев было невелико, к V в. до н. э. их насчитывалось не более 8 тысяч, а позднее – значительно меньше – около 1 000 человек.
В процессе завоевания часть покоренного населения была превращена в рабов (илотов ). Они были прикреплены к клерам, на территории которых им надлежало под контролем специально уполномоченных государством лиц вести хозяйство. Они считались государственной собственностью и передавались в распоряжение спартанцев, которые могли их убить, передать другому согражданину или продать за границу. С разрешения властей господин мог отпустить илота на волю и в этом случае отпущенный именовался неодамодом. Своей земли илоты не имели, а обрабатывали земельные участки спартанцев, платя им половину урожая. Илотов призывали в войско в качестве легковооруженных воинов.
Свое господство над илотами спартанцы поддерживали террором: ежегодно им объявлялась война (криптии ), во время которой сильных и смелых илотов убивали. Господин, укрывший сильного илота, наказывался. Кроме этого, илоты ежегодно получали определенное количество ударов без всякой вины для того, чтобы они не разучились чувствовать себя рабами. Древнегреческий историк Ксенофонт писал, что они готовы были съесть своих господ с кожей и волосами. Поэтому спартанские воины всегда ходили вооруженными. Число илотов в несколько раз превышало число спартанцев.
Покоренные жители горных районов Спарты – периэки также не пользовались политическими правами, но были свободными, занимая промежуточное положение между илотами и спартиатами. Они могли приобретать собственность и совершать сделки. Главными их занятиями являлись торговля и ремесло. Они несли воинскую повинность в качестве тяжеловооруженных воинов. Периэки находились под надзором гармостов . Высшим должностным лицам Спарты – эфорам – предоставлялось право предавать периэков смертной казни без суда.
Государственный строй
Он был монархическим и являлся образцом рабовладельческой аристократии. Народное собрание (апелла) не играло большой роли и собиралось один раз в месяц. В нем участвовали граждане, достигшие 30 лет и сохранившие свои земельные наделы и связанные с их обладанием политические права. Созывалось собрание царями, а потом эфорами, которые и председательствовали. Помимо очередных собраний созывались и чрезвычайные, в которых принимали участие лишь граждане, находившиеся в данный момент в городе. Такие собрания назывались малыми собраниями (микра апелл). Выступать в собрании с речами и предложениями могли лишь должностные лица и послы иностранных держав.
К компетенции народного собрания относилось законотворчество; избрание должностных лиц и послов; вопросы союза с другими государствами; вопросы войны и мира (во время войны оно решало, кому из двух царей идти в поход); вопросы Пелопонесского союза; производило прием новых граждан или лишало отдельных спартанцев прав гражданства. Собрание также выступало и судебным органом, когда дело шло о низложении должностного лица за его преступления. В случае возникновения спора о наследовании престола оно выносило свое решение. Голосование производилось криком или расхождением участников собрания по сторонам. Аристотель называл такой способ ведения народного собрания «детским».
Царская власть осуществлялась двумя царями (архагетами или базилевсами ) и была наследственной. Двойная царская власть, по всей видимости, возникла в результате объединения верхушки племен дорийцев и ахейцев. Однако царская власть была в основном реальной только в военное время, когда базилевсы могли издавать все распоряжения, и им докладывали обо всех делах; они приобретали право жизни и смерти над воинами. Каждые восемь лет коллегия высших должностных лиц в Спарте (эфоры ) проводила гадание по звездам, в результате которого цари могли быть преданы суду или отстранению от должности. Эфоры сопровождали царя в военном походе и наблюдали за ним. Ежемесячно эфоры и цари приносили друг другу клятву: базилевсы клялись, что будут царствовать по законам, а эфоры клялись от имени государства, что при соблюдении царями своей клятвы государство будет незыблемо блюсти их власть.
Кроме военной власти, цари обладали жреческой и судебной, входили в состав герусии – совета старейшин. Цари также наблюдали за правильностью распределения и использования земельных наделов. В позднейшее время они распоряжались и выдачей замуж девушек, ставших наследницами родовых клеров. Цари были окружены почетом, в их пользу устанавливались различные сборы, все должны были вставать перед ними.
Герусия (совет старейшин) состояла из 28 членов и двух царей. Свое начало она ведет от родоплеменной организации, от совета старейшин. Члены герусии (геронты ) были, как правило, из представителей знатных родов и с 60-летнего возраста, т. к. уже были освобождены от военной службы. Их избрание происходило в народном собрании криком, и избранным считался тот, которому кричали сильнее, чем другим кандидатам. Они занимали должность пожизненно. Герусия первоначально созывалась царями, а потом – эфорами. Ее компетенция была следующей: предварительное обсуждение дел, которые должны были рассматриваться в народном собрании; переговоры с другими государствами; судебные дела (государственные и уголовные преступления), а также против царей; военные вопросы. Однако совет старейшин не располагал законодательной инициативой. Дела по имущественным спорам были подсудны эфорам. Роль герусии уменьшалась с увеличением роли эфоров.
Эфоры («наблюдатели») – коллегия высших должностных лиц, которая занимала совершенно исключительное положение в государстве. Первоначально они являлись заместителями царей в гражданском суде, впоследствии их власть настолько расширилась, что перед ней склонялись и цари. Эфоры ежегодно избирались народным собранием криком в количестве пяти человек. Во главе коллегии стоял первый эфор, именем которого обозначался год. Полномочия эфоров: созыв герусии и народного собрания, руководство ими; внутреннее управление; контроль за должностными лицами и проверка их отчетов, а также отстранение от должности за проступки и передача суду; надзор за нравами и за соблюдением дисциплины; внешние сношения; гражданская юрисдикция. Во время войны руководили мобилизацией войск, отдавали приказ о выступлении в поход, а двое эфоров сопровождали царя в военном походе. Они также объявляли криптии против илотов и периэков. Эфоры составляли единую коллегию и выносили свои решения по большинству голосов. Отчитывались они перед своими преемниками по истечении годичного срока.
Такой государственно-политический строй у спартанцев оставался почти неизменным в течение многих веков. Спартанцы осуществляли военное лидерство среди греческих полисов, с этой целью в VI в. до н. э. они возглавили Пелопонесский союз для борьбы за главенство в Элладе. После победы в Пелопонесской войне над Афинами и ее союзниками, другими греческими полисами, спартанское общество, разбогатев, стало расслаиваться. В результате этого сокращается число полноправных граждан, которых в конце IV в. до н. э. стало насчитываться около 1 000 человек. В следующем веке в результате очередного политического кризиса в Спарте почти ликвидируются старые институты власти, и цари становятся диктаторами. Во II в. до н. э. восставшие илоты захватывают власть, а в середине этого века государство Спарта становится частью провинции Римской империи.
Кафедра всемирной и отечественной истории
КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ
ТЕМА:
ЧАСТНАЯ ЖИЗНЬ
В СПАРТЕ.
Ф.И.О.: Верейко Сергей Сергеевич
Студента I курса МО Гр.1
Научный руководитель: Гребенюк А.В.
Москва
2011
I. Введение. 3
II. Спартанская семья. 5
III. Обучение и воспитание в Спарте. 8
IV. Внешний вид спартанцев. 10
V. Занятия жителей Спарты. 12
VI. Питание спартанцев. 15
VII. Досуг спартанцев 17
VIII. Верования спартанцев 19
IX. Заключение 21
X. Библиография. 22
Согласно Ксенофонту,
Ликург приказал лакедемонянам носить
на войне одежду кроваво-красного цвета
и бронзовые щиты. Плутарх отмечал, что
кроваво-красная одежда наводила ужас
на неопытного противника и делала менее
заметными ранения.
Основным предметом одежды был
хитон. В архаический период хитон
представлял собой относительно
толстое шерстяное одеяние. Однако
в классический период он стал тоньше,
и вместо шерсти иногда стал использоваться
лен.
В V в. до н.э. широкое распространение
получил новый тип хитона - эксомида.
Первоначально оставлявшая свободной
правую руку эксомида была одеждой ремесленников,
но после того, как панцирь вышел из употребления,
лакедемоняне стали использовать эксомиду
в качестве военной одежды. Эксомида была
с двумя рукавами, но правый рукав можно
было спустить, освобождая правое плечо.
Это позволяло свободно действовать оружием
во время сражения.
Лакедемоняне на протяжении всего
классического периода сохраняли
традиционную форму гиматиона, так
и не заменив его хламидой. В битву плащ
обычно не надевали. Его использовали
только вне службы или в мирное время.
Подобно другим предметам одежды, используемым
лакедемонянами, плащ часто был выкрашен
в кроваво-красный цвет.
Обувь надевалась в особых случаях.
Например, на охоту, где охотнику приходилось
бегать по колючим кустарникам. Воины
также носили обувь зимой, но делали
это ради тепла, а не для защиты
ног. Типичная зимняя обувь состояла
из пила - разновидности войлочного чулка,
который удерживался на ноге ремнями сандалии.
Когда в текстах говорится о босых воинах,
речь обычно идет о войске, которое было
застигнуто зимой и не смогло сменить
свою летнюю одежду. Платон сообщает, что
лакедемоняне, служившие в криптии, ходили
босыми даже зимой. Мальчикам вообще запрещалось
надевать обувь, чтобы их ноги не становились
мягкими.
В источниках также упоминается
характерный лакедемонский посох -
бактерион. До нас дошло из Спарты одно
изображение человека с посохом - длинным,
гладким, прямым, с Т-образной верхушкой.
С подобным посохом изображали также философов-лаконофилов.
Хотя спартанский посох не был оружием,
его брали с собой за границу спартанские
представители - военачальники и послы.
Ксенофонт сообщает, что мужчинам, достигшим
совершеннолетия, позволялось носить
длинные волосы 3 . Считалось,
что это делает их более высокими, величественными
и устрашающими. Волосы завивали в тонкие
косички, которые связывались на макушке
в пучок. Такая прическа смягчала удары,
наносимые по шлему. Волосы постоянно
расчесывали и смазывали маслом перед
боем. Когда Клеарх, спартанский военачальник,
командовавший наемниками у Кира Младшего,
был захвачен в плен, его отослали в цепях
к персидскому двору. Там он просил гребень
у придворного врача-грека Ктесия. Он был
так рад возможности расчесать свои волосы,
что подарил Ктесию свое кольцо.
Женские одеяния в Спарте мало чем
отличались от мужских. Женщины носили
дорийский хитон, который делался из куска
ткани прямоугольной формы, длиной 2 и
шириной 1,8 метра. При ходьбе несшитая сторона хитона
распахивалась, позволяя видеть обнажённый
правый бок и ногу.
Девушки и вдовы носили длинные,
распущенные до плеч волосы, которые
сбривались в день свадьбы. У замужней
же женщины волосы были коротко острижены.
Спартанcкие цари считали себя Гераклидами – потомками героя Геракла. Их воинственность стала нарицательной, и совершенно обоснованно: боевой строй спартанцев был прямым предшественником фаланги Александра Македонского.
Спартанцы внимательно относились к знамениям и пророчествам и очень прислушивались к мнению дельфийского оракула. Культурное наследие Спарты не известно так же хорошо, как афинское, во многом из-за настороженности воинственного народа к письму: к примеру, их законы передавались устно, а на не-воинских надгробиях было запрещено писать имена умерших.
Однако если бы не Спарта, культура Греции могла бы быть ассимилирована чужеземцами, беспрестанно вторгавшимися на территорию Эллады. Дело в том, что Спарта была фактически единственным полисом, у которого не просто была боеспособная армия, но вся жизнь которого подчинялась армейскому порядку, проходила по строжайшему расписанию, призванному дисциплинировать воинов. Возникновением такого милитаризированного общества спартанцы были обязаны уникальным историческим обстоятельствам.
Начало X века до н. э. принято считать временем первого масштабного заселения территории Лаконии, то есть будущей Спарты и прилегающих к ней земель. В VIII веке спартанцы предприняли экспансию на близлежащие земли Мессении. В ходе оккупации они решили не уничтожать местных жителей, а сделать их своими рабами, которые известны как илоты – буквально «пленные». Но создание колоссального рабовладельческого комплекса повлекло за собой неизбежные восстания: в VII веке илоты в течение нескольких лет боролись с поработителями, и это стало уроком Спарте.
Законы, установленные по легенде спартанским царем-законодателем по имени Ликург (в переводе – «волк-труженик») еще в IX веке, послужили урегулированию внутриполитической обстановки после завоевания Мессении. Земли илотов спартанцы распределили между всеми гражданами, а все полноправные граждане составляли костяк армии (порядка 9000 человек в VII веке – в 10 раз больше, чем в любом другом греческом полисе) и имели гоплитское вооружение. Укрепление армии, продиктованное, возможно, опасением, что вспыхнет очередное восстание рабов, способствовало чрезвычайному увеличению влияния спартанцев в регионе и формированию особенного строя жизни, характерного только для Спарты.
С целью оптимальной подготовки воинов Спарты их с семилетнего возраста отправляли в централизованные государственные структуры, где они до 18 лет проводили время в интенсивных тренировках. Это было своеобразной ступенью инициации: чтобы стать полноправным гражданином, нужно было не только успешно пройти все испытания 11 лет обучения, но и в качестве доказательства своих умений и бесстрашия в одиночку убить кинжалом илота. Неудивительно, что у илотов постоянно возникал повод для очередных выступлений. Широко распространенная легенда о казни неполноценных спартанских мальчиков или даже младенцев, скорее всего, не имеет под собой реальной исторической основы, так как в полисе даже существовала определенная общественная прослойка гипомейонов - физически или умственно неполноценных «граждан».