Честь и бесчестие в «Капитанской дочке. Сочинение на тему: Честь и бесчестие в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" Понятие чести в повести капитанская дочка

Одно из таких произведений – роман А.С. Пушкина «Капитанская дочка», в котором поднимается вопрос о честной жизни Петра Андреевича Гринёва и бесчестной Алексея Ивановича Швабрина. Но давайте разберёмся, что же обозначают эти два термина. Честь – это внутреннее, данное самому себе право оценивать себя и своё существование в категориях самоуважения. Бесчестие – поругание чести, оскорбление, позор. Сейчас мы подробнее разберём смысл этих слов, описав жизнь Гринёва и Швабрина.

Детские-юношеские годы Петра Андреевича Гринёва были для него само удовольствие. Он не учился, гонял голубей по крышам, а один раз даже сделал из географической карты воздушного змея. Словом, эти годы он провёл недорослем, веселясь и играя. Будучи юношей, Гринёв мечтал о службе в армии, о самостоятельной жизни. Он надеялся, что его отправят в полк, где у его семьи был родственник, сделают офицером, и жизнь для него будет вновь беззаботной, весёлой, но уже самостоятельной. То есть для Петра Андреевича ещё не было чёткого формирования чести, но отец учил его, как надо поступать по совести. Перейдём к тому времени, когда Гринёв впервые начал понимать, что же такое честь. Это произошло, когда Пётр Андреевич проиграл болшое количество денег в трактире, по пути в Оренбург на службу. Гринёв не мог не вернуть эти деньги, хотя его надсмотрщик Савельич настоятельно рекомендовал этого не делать. Это и был первый поступок Петра Андреевича по чести, то есть он не мог не сдержать слово. После этого поступка Гринёв щедро отблагодарил вожатого, который проводил его в деревню сквозь метель. Пётр Андреевич вновь поступил по чести, то есть он был не жадным и помог человеку, который в свою очередь помог ему. Далее в Белогорской крепости, куда Гринёва отправили служить, он отстоял честь девушки Маши, которую нагло оскорбил Швабрин. Спустя некоторое время начались грозные исторические события – восстание Емельяна Пугачёва. Но даже в такое опасное время Пётр Андреевич не боялся поступать по чести. Он отказал Пугачёву присоединиться к его армии, хотя знал, что это грозит ему смертью, а поступил Гринёв так потому, что уже дал присягу другой армии и не мог её нарушить. Все эти поступки доказывают, что Пётр Андреевич Гринёв – человек чести.

Полная противоположность Гринёву – Швабрин Алексей Иванович. Он был так же на слежбе в Белогорской крепости. Это человек без совести, обманщик, трус и предатель. В данном произведении первый его лживый поступок начинается с того, как он оклеветал девушку Машу только потому, что она отказала ему в замужестве. Далее он бесчестно ранил Гринёва на дуэле, когда тот отвернулся от Швабрина. Но главный его низкий поступок – это предательство и переход на сторону Пугачёва, чтобы спасти свою жизнь. Но даже на этом его подлость не заканчивается. После разгрома армии восставших Швабрин обвинил Гринёва, что тот якобы был шпионом на службе у Пугачёва и доносил свою господину, что происходило в Оренбурге во время войны. Но к счастью Петра Андреевича оправдали, а Швабрина посадили в тюрьму. Словом, он заботился лишь о своей шкуре, совершенно наплевав на свою честь и на честь других, по поступкам Швабрина можно сказать, что он человек бесчестия.

Теперь мы полностью разобрались что же такое честь и бесчестие, и на основе этого можем сделать вывод: жить нужно честно и это обязательно приведёт вас к чему-нибудь хорошему, хотя бы к тому, что за ваши поступки вам не будет стыдно, а ваши дети и внуки смогут смотреть на вас с гордостью.

Сочинение на тему “Честь и бесчестие в романе Пушкина “Капитанская дочь” обновлено: 16 июля, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

"Береги честь смолоду" - так звучит эпиграф к роману А. С. Пушкина "Капитанская дочка", рассказывающему о народном восстании Емельяна Пугачева, которое потрясло Российскую империю в восемнадцатом веке. Слова эпиграфа являются основной мыслью данного произведения.

С такими понятиями, как честь и бесчестие, читатель сталкивается на протяжении всего повествования. Одни герои романа - воплощение достоинства и мужества, другие - трусости и подлости.

Безусловно, особое восхищение вызывают Андрей Гринёв, капитан Миронов и его жена Василиса Егоровна. Эти люди - отважные и благородные воины, патриоты и защитники своей Родины, для которых бесчестие было страшнее смерти.

А их дети, Петр Гринёв и Мария Миронова - персонажи, нравственное совершенство которых видно каждому. Маша и Пётр проходят многие испытания: захват Белогорской крепости и казнь родителей Маши, заточение Марии в плен Швабриным и освобождение Пугачёвым, путь к родителям Гринёва и арест Петра. Но несмотря на многочисленные трудности, выпавшие на долю этих героев, и Петр, и Маша остались верны долгу, взятым обязательствам, а главное - самим себе и своим чувствам. Гринёва и Миронову ничто не сломило, а случившиеся невзгоды сделали их только сильнее.

Судьбы Маши и Петра переплетаются с судьбой Емельяна Пугачёва. Пугачёв - человек чести или бесчестия?

Емельян Пугачев проявляет такие качества, как человечность и великодушие. Пугачев умеет быть благодарным - он сохранил Петру жизнь за то, что Гринёв по доброте душевной отдал замёрзшему на постоялом дворе Пугачёву свой заячий тулуп. Также Пугачёв ценит искренность: он отпускает Петра Гринёва в Оренбург, несмотря на решение Пётра служить только государыне Екатерине Великой. Пугачёв "дарует волю" Марии, попавшей в плен к Швабрину, и не причиняет девушке никакого зла, даже когда узнает, что Маша - дочь капитана Миронова.

Таким образом, Емельян отвечает добром на добро и поэтому, несмотря на его неоднозначный образ, можно сказать, что он человек чести. Петр Гринёв испытывает к Пугачёву жалость, в то время как Швабрина он может лишь презирать.

Швабрин проявляет самые низменные человеческие черты характера. Он - олицетворение бесчестия во всех его проявлениях - по отношению к женщине, соратнику, Родине.

Честь легко потерять и, пожалуй, трудно сохранить в сложных ситуациях. Но многие герои Пушкина, такие как Маша и Петр, находят в себе внутренние силы. На примере исторических и вымышленных героев Пушкин показывает, что в конечном итоге счастлив будет того, кто дорожит своей честью, а бесчестные люди обречены на презрение, неудачи и страдания.

Русские писатели всегда обращались в своих произведениях к проблеме чести и морали. Мне кажется, что это проблема была и есть одна из центральных в русской литературе. Честь занимает первое место в ряду нравственных символов. Можно пережить многие беды и невзгоды, но, наверно, ни один народ на земле не смирится с разложением нравственности. Потеря чести- это падение моральных устоев, за которыми всегда следует наказание. Понятие чести воспитывается в человеке с детства. Так, на примере повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка» хорошо видно, как это происходит в жизни и к каким приводит результатам.

Главный герой повести Пётр Андреевич Гринёв с детства воспитывается в обстановке высокой житейской нравственности. В Гринёве как бы соединились доброе, любящее сердце его матери с честностью, прямотой, смелостью- качествами, которые присущи отцу. Андрей Петрович Гринёв отрицательно относится к лёгким, но бесчестным способам делать карьеру при дворе. Потому-то он не захотел посылать на службу в Петербург, в гвардию, своего сына Петрушу: «Чему научиться он, служа в Петербурге? Мотать да повесничать? – говорит Андрей Петрович своей жене. – Нет, пускай послужит в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон». В напутствиях сыну Гринёв особенно подчёркивает необходимость соблюдения чести: « Служи верно, кому присягаешь, слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Это напутствие отца остаётся с Гринёвым на всю жизнь и помогает Петруши не сбиться с правильного пути.

Большое влияние на Гринёва с самого детства оказывает его верный слуга, но в то же время и друг- Савельич. Савельич считает своим долгом служить Петруше и быть ему преданным от начала до конца. Его преданность своим господам далека от рабской принадлежности. В детские годы Петруши Савельич не только учит его писать и судить о достоинствах борзого кобеля, но он также дает Гринёву важные советы, которые помогли Петру Гринёву в будущем. Такими словами, например, воспитывает старый слуга своего подопечного Петра Гринёва, который впервые напился и вёл себя неприглядно: « Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали; о матушке и говорить нечего…». Так, отец Гринёва и его верный слуга Савельич, воспитали в Петре с самого детства дворянина, не считающего для себя возможным изменить присяге и перейти на сторону врагов, ради своего блага.

Первый раз Пётр Гринёв поступил по чести, вернув карточный долг, хотя в той ситуации Савельич пытался его уговорить уклониться от расчёта. Но благородство взяло верх. Казалось бы, такая мелочь, но именно с таких мелочей всё и начинается.

Человек чести, по-моему, всегда добр и бескорыстен в общении с другими. Например, Пётр Гринёв, несмотря на недовольство Савельича, отблагодарил бродягу за услугу, подарив ему заячий тулупчик. Этот поступок в будущем спас им обоим жизни. Этот эпизод как бы говорит, что человека, живущего по чести, сама судьба хранит. Но, конечно, дело не в судьбе, а просто на земле больше людей, которые помнят добро, нежели зло, - значит, у человека благородного больше шансов на житейское счастье.

Нравственные испытания ожидали Гринёва и в Белгородской крепости, где он служил. Там Пётр познакомился с дочерью начальника Миронова. Из-за Маши Пётр поссорился со своим подлым товарищем Швабриным, который, как позднее выяснилось, сватался к ней, но получил отказ. Не желая, чтобы кто-то безнаказанно порочил доброе имя Маши, Гринёв вызывает обидчика на дуэль. Он поступил как настоящий мужчина.

Швабрин- полная противоположность Гринёву. Он человек корыстный и неблагодарный. Ради своих личных целей Швабрин готов совершить любой бесчестный поступок. Это проявляется во всём. Даже во время поединка он не погнушался воспользоваться для нанесения удара бесчестной ситуацией. Поединок едва ли не закончился гибелью Гринёва из-за подлости Швабрина, если бы не Савельич. Когда Савельич узнал о дуэли Гринёва с Швабриным, он помчался к месту дуэли с намерением защитить своего барина. «Бог видит, бежал я заслонить тебя своей грудью от шпаги Алексея Иваныча». Однако Гринёв не только не поблагодарил старика, но ещё и обвинил его в доносе родителям. Хотя выздоровев, Гринёв узнал, что именно Швабрин- когда-то его лучший друг, написал на него донос Гринёву- отцу. Недаром говорят: «Никогда не говори о себе плохо, друзья расскажут всё сами». Естественно это возбудило в Петре ненависть к своему врагу. Праведный гнёв Гринёва близок и понятен мне. Ведь Швабрин был всегда «камнем» на пути Гринёва. Однако судьба не обделила Швабрина своим вниманием за содеянные грехи. Ему досталось по заслугам. Швабрин примкнёт к Пугачёву, и его осудят как придавшего присягу офицера.

Мне кажется, что Александр Сергеевич Пушкин хотел показать, что внешняя культура мало влияет на становление личности и характера человека. Ведь Швабрин был образованнее Гринёва. Он читал французские романы, стихию Был умным собеседником. Швабрин даже пристрастил Гринёва к чтению. Видимо решающее значение имеет то, в какой семье воспитывается человек.

В жизни каждого человека бывает пересечение двух дорог, и на перепутье лежит камень с надписью: « С честью пойдешь по жизни- умрёшь. Против чести пойдешь-жив будешь». Именно перед этим камнем стояли сейчас обитатели крепости, в том числе Гринёв и Швабрин. Во время Пугачёвского бунта особенно проявились нравственные качества одних героев повести и низость чувств других.

Я узнала, что капитан Миронов и его жена предпочли смерть, но не сдались на милость восставших. Честь и долг в их понимании превыше всего. Понятие чести и долга у Мироновых не выходят за рамки устава, но на таких людей всегда можно положиться. Они по- своему правы. Миронову свойственно чувство верности долгу, слову, присяге. Он не способен на измену и предательство ради собственного благополучия- примет смерть, но не изменит, не отступиться от исполнения службы. Его храбрость, верность долгу и присяге, его нравственная ценность и глубокая человечность есть черты настоящего русского характера. Василиса Егоровна придерживалась того же мнения, что и её муж. Мать Маши были примерной женой, которая хорошо понимала своего мужа и старалась всячески ему помочь. В моей памяти она осталась такой до последнего.

Швабрин был исполнен равнодушия и презрения к простому народу и честному мелко служилому люду, к Миронову, исполняющему свой долг и морально стоящему выше Швабрина. Чувство чести в Швабрине было развито очень слабо. Швабрин, как и следовало ожидать, перешёл на сторону Пугачёва, но сделал это не по идейным убеждениям: он рассчитывал сохранить свою жизнь, надеялся в случае успеха Пугачёва сделать при нём карьеру, а главное, хотел, расправившись со своим врагом, насильно жениться на Маше, которая его не любила. Швабрин не понимал, что такое честь и долг. Может быть, в глубине души он знал, что существуют такие благородные чувства, но они ему были не присущи. В экстремальных ситуациях он прежде всего хотел выжить, пусть даже через унижение.

Что касается Гринёва, то вполне понятно, что он предпочёл смерть. Ведь присягнув Пугачёву- убийце Машиных родителей, Петруша становился соучастником преступления. Поцеловать руку Пугачёва- значило предать все жизненные идеалы, предать честь. Гринёв не мог преступить морального кодекса и жить подлой жизнью предателя. Лучше было умереть, но умереть героем. Пётр всё-таки не поцеловал руку Пугачёва. Если бы не вмешательство Савельича в момент суда и присяги, Гринёв был бы повешен. Вот как Гринёв сам рассказывал об этой сцене: « Вдруг услышал я крик: «Постойте, окаянные! Погодите!» Палачи остановились. Гляжу: Савельич лежит в ногах у Пугачёва. « Отец родной! - говорил бедный дядька- Что тебе в смерти барского дитяти? Отпусти его; за него тебе выкуп дадут; а для примера и страха ради вели повесить хоть меня старика!». Пугачёв дал знак, и меня тотчас развязали и оставили». Я думаю, что в этом эпизоде Савельич совершил настоящий подвиг. Он всегда хлопотал и заботился о своем «господине», а Гринёв не принимал этого во внимание, как будто так всё и должно быть, а между тем Савельич спас ему жизнь уже во второй раз. Вот, что значило для Савельича быть по-настоящему преданным и соблюдать свой долг.

Мне кажется, что Пугачёв проявил великодушие в отношении молодого офицера не только из чувства благодарности за старую услугу. Хотя Пугачёв и Гринёв были уже давно квиты: Пугачёв подвёз Гринёва до дому, а тот в благодарность подарил ему заячий тулупчик. Пугачёв в равной степени, как мне показалось, оценил в Гринёве человека чести. Сам предводитель народного восстания ставил перед собой благородные цели- освобождение крепостных крестьян и борьба за их личную независимость, поэтому Пугачёв не был чужд понятиям чести.

На пире между Пугачёвом и Гринёвым возникает словесный дуэль. Но неожиданно для них обоих в Гринёве -ребёнке просыпается воин. Он с достоинством стоит за свои идеалы, свою честь перед Россией и готов принять смерть. Но одновременно в Пугачёве- разбойнике просыпается человек. Он начинает понимать Петрушу: « А ведь он прав! Он человек чести. Не важно, что он ещё молод, а главное, он не по детски оценивает жизнь!». Именно на этом этапе Пугачёв с Гринёвым находят общий язык. Их души как бы слились в единое целое и взаимно обогатились.

Нравственность Гринёва оказала влияние даже на самого Пугачёва. Атаман рассказал офицеру сказку, услышанную от старой калмычки, в которой речь шла о том, что лучше один раз кровью напиться, чем триста лет падалью питаться. Конечно, сказочный орёл и ворон спорили в данный момент, решая в данный момент чисто человеческую проблему. Обсуждая эту сказку, Пугачёв и Гринёв высказывают свою жизненную позицию. У Пугачёва нет выбора, он не может жить иначе, для него бунт- смысл жизни, для Гринёва же- «жить убийством и разбоем значит по мне, клевать мертвечину». Герои не сходятся в определении основы жизни и тем не менее доброжелательны друг другу. После их разговора Пугачёв после погружается в глубокие размышления. Стало быть, в глубине души Пугачёв имел благородные корни.

Когда Пугачёв освободил Машу Миронову, он предложил Гринёву тут же обвенчаться, а сам хотел быть его посажённым отцом. Однако Гринёв вежливо отказал, а Пугачёв сумел его понять и отпустить. Этот эпизод открывает удивительную человечность морали Пугачёва. Узнав, что двое молодых людей любят друг друга, он стремился содействовать их счастью. Любите? Тогда соединяйтесь, женитесь, будьте счастливы: « Возьми себе свою красавицу; вези её, куда хочешь, и дай вам бог любовь да совет!».

Швабрин и здесь оказался бессилен в осуществлении своих коварных и корыстных планов. Пугачёв не только не поддержал Швабрина, но и явно дал ему понять, что тот бесчестен и поэтому Гринёву не конкурент.

Казалось бы, связь с мятежным атаманом станет для Гринёва роковой. Его действительно арестовывают по доносу. Ему грозит смертельная казнь, но Гринёв решает из соображений чести не называть имени своей возлюбленной. Если бы он рассказал всю правду о такой ситуации, то его бы наверняка оправдали. Но в самый последний момент справедливость восторжествовала. Маша сама обращается с просьбой о помиловании Гринёва к даме, приближённой к императрице. В беде Маша открыла такие душевные глубины, которых я в начале повести и предположить не могла в молоденькой девушке, красневшей каждый раз при одном упоминании её имени. Казалось бы, Маша такая слабая. Но, решив, что никогда в жизни не выйдет замуж за подлого Швабрина, она набирается мужества и ради своего возлюбленного доходит аж до самой императрицы, чтобы отстаивать свою любовь. Это её принципы, которыми она не поступится. Дама верит бедной девушке на слово. Этот факт говорит о том, что в обществе, где большинство людей живут по чести, справедливости всегда легче восторжествовать. Дама оказывается самой императрицей, и судьба возлюбленного Маши решается в лучшую сторону.

Гринёв до конца остаётся человеком чести. Он присутствовал на казни Пугачёва, которому был обязан своим счастьем. Пугачёв узнал его и кивнул с эшафота. Пётр Гринёв проявил себя с самого начала во всех выпавших на его долю испытаниях с самой лучшей стороны. Во всех своих поступках он руководствовался своими убеждениями, не изменив присяге и понятии о чести и морали.

Итак, пословица «береги честь смолоду» имеет значение жизненного талисмана, помогающего преодолевать суровые жизненные испытания.

Сочинение на тему: Честь и бесчестие в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"


В повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" основной принято считать тему чести. Интерес писателя к восстанию Пугачева и яркой личности его предводителя, привел к созданию этой повести.

В "Капитанской дочке" Пушкин рассматривает важные вопросы, волнующие каждого человека: вопросы чести и бесчестия, благородства и низости. Только чувство собственного достоинства и чести позволяет человеку оставаться человеком. Знаменитые слова отца Петруши, заимствованные им из фольклора - береги честь смолоду - стали для Гринева жизненным кредо.

Присяга отечеству и императрице обязывали его хранить верность им, даже в самых трудных обстоятельствах. Заставить его отречься от всего того, во что он верил не может даже смертная казнь. Достоинство и простота вызывают удивление и симпатию даже у лидера восстания, который впоследствии отпускает Гринева "на все четыре стороны".

Но в повести есть и антигерой, променявший свою верность на предательство. Этим героем является Алексей Иванович Швабрин. Именно он становится "проводником" Петруши в Белогорской крепости. Швабрин с первых строк своего появления ведет себя бесчестно, в частности это выражается в наговорах и клевете на Машу Миронову, которая отвергла его ухаживания.

После взятия крепости казаками Швабрин предпочитает не вспоминать о своей присяге и переходит на сторону восстания. Спустя некоторое время после отъезда "гостей" из Белогорской крепости Швабрин подло мстит Маше. Он запирает ее в комнате без еды и воды с требованием выйти за него замуж. Согласиться на это героиня не может. Сильной и развитой оказывается эта хрупкая на вид девушка. Какая сила духа заключена в капитанской дочке. Смотря на нее, на ее характер и несокрушимые принципы, мы понимаем, что Пушкин правильно выбрал героя для названия своей повести.

Несмотря на беспардонный напор Швабрина Маша лучше умрет, чем выйдет за предателя родины без чести и совести. Маше остается только одно - идти на поклон к императрице.

В итоге герои воссоединяются. Честь, простота и достоинство являются наилучшими проводниками во всех жизненных ситуациях - вот главная мысль, которую хочет донести до нас писатель. Многие считают, что нельзя бороться с судьбой. Что все предопределено. Я считаю, что у каждого из нас, на любом отрезке пути, есть выбор. Между честью и бесчестием. Между любовью и ненавистью. Между прощением и злопамятностью. От каждого нашего выбора зависит вся наша дальнейшая жизнь. Главное это вовремя сделать правильный выбор.

Честь и бесчестие

Цитаты и эпиграфы

Честь есть краеугольный камень человеческой мудрости.

В. Г. Белинский

Честь - это желание снискать почести; соблюдать свою честь - это значит не совершать ничего такого, что было бы недостойно почестей.

Ф. Вольтер

Кто не готов умереть ради собственной чести, тот обретет бесчестье.

Б. Паскаль

Честь нельзя отнять, ее можно потерять.

А. П. Чехов

Честь - это внешняя совесть, а совесть - это внутренняя честь.

А. Шопенгауэр

Понятие чести в наше время

В наш жестокий век кажется, что понятия чести и бесчестия умерли. Нет никакой особой необходимости хранить честь девушкам – стриптиз и порочность дорого оплачиваются, а деньги гораздо привлекательней какой-то эфемерной чести. Вспоминается Кнуров из «Бесприданницы» А.Н.Островского:

Есть границы, за которые осуждение не переходит: я могу предложить вам такое громадное содержание, что самые злые критики чужой нравственности должны будут замолчать и разинуть рты от удивления.

Порой кажется, что мужчины давно не мечтают служить на благо Отечества, беречь свою честь и достоинство, защищать Родину. Наверное, литература остаётся единственным свидетельством существования этих понятий.

Самое заветное произведение А.С.Пушкина начинается с эпиграфа: «Береги честь смолоду», - который является частью русской пословицы. Весь роман «Капитанская дочка» даёт нам самое лучшее представление о чести и бесчестьи. Главный герой Петруша Гринёв – человек молодой, практически юноша (в момент отъезда его на службу ему исполнилось «осьмнадцать» лет по свидетельству его матушки), но он преисполнен такой решительности, что готов умереть на виселице, но не запятнать своей чести. И это не только потому, что отец завещал ему так служить. Жизнь без чести для дворянина всё равно, что смерть. Но совсем по-другому поступает его оппонент и завистник Швабрин. Его решение перейти на сторону Пугачёва определяется страхом за свою жизнь. Он, в отличие от Гринёва, умирать не хочет. Закономерен итог жизни каждого из героев. Гринёв проживает достойную, хотя и небогатую жизнь помещика и умирает в кругу своих детей и внуков. А судьба Алексея Швабрина понятна, хотя Пушкин ничего и не говорит об этом, но скорее всего смерть или каторга оборвут эту недостойную жизнь предателя, человека, не сохранившего свою честь.

Война является катализатором самых главных человеческих качеств, она проявляет либо отвагу и мужество, либо подлость и трусость. Доказательство этому мы можем найти в повести В.Быкова «Сотников». Два героя – нравственные полюса повествования. Рыбак – энергичный, сильный, физически крепкий, но вот мужественный ли? Попав в плен, он под страхом смерти предаёт свой партизанский отряд, выдаёт его дислокацию, вооружение, численный состав – словом всё, для того чтобы ликвидировать этот очаг сопротивления фашистам. А вот хилый, болезненный, тщедушный Сотников оказывается мужественным, терпит пытку, и решительно восходит на эшафот, ни секунды не сомневаясь в правильности своего поступка. Он знает, что смерть не так страшна, как угрызения совести от предательства. В конце повести спасшийся от смерти Рыбак пытается повеситься в сортире, но не может, так как не находит подходящего орудия (ремень у него забрали при аресте). Его смерть – вопрос времени, он не окончательно падший грешник, а жить с таким грузом невыносимо.

Годы проходят, в исторической памяти человечества ещё хранятся образцы поступков по чести и совести. Станут ли они примером для моих современников? Думаю, да. Герои, погибшие в Сирии, спасающие людей на пожарах, в катастрофах – доказывают, что есть честь, достоинство, есть и носители этих благородных качеств.

Всего: 441 слово

Честь и бесчестие

Что на сегодняшний день означает понятие «честь»? Каждый это понятие будет трактовать по-своему. Для одних – это совокупность высших моральных принципов, уважение, почет, признание других побед. Для других – это «земля, скот, овцы, хлеб, коммерция, барыш – эта жизнь!» Для меня честь и достоинство не пустой звук. Еще рано говорить, что я живу по чести. Но надеюсь, что эти понятия будут всегда служить жизненным ориентиром для меня.

В наше время кажется уже, что понятия "честь и достоинства" устарели, утратив свои первоначальные, истинные значения. А ведь раньше, во времена доблестных рыцарей и прекрасных дам, предпочитали расстаться с жизнью, нежели потерять честь. А своё достоинство, достоинство своих близких и просто дорогих сердцу людей принято было защищать на поединках. Вспомним хотя бы, как защищая честь своей семьи, погиб на дуэли А.С. Пушкин. " Мне нужно, чтобы моё имя и честь были неприкосновенны во всех уголках России", - говорил он. Любимые герои русской литературы были людьми чести. Вспомним, какое наставление получает от отца герой повести "Капитанская дочка": "Береги честь смолоду". Отец не хотел, чтобы его сын стал светским кутилой и поэтому отправил его служить в дальний гарнизон. Встреча с людьми, преданными долгу, Родине, любви, для которых честь мундира была превыше всего, сыграла в жизни Гринёва решающую положительную роль. Он с честью прошёл все испытания, выпавшие на его долю, и ни разу не уронил достоинства, не поступился своей совестью, хотя поводов было предостаточно.

«Честь походит на драгоценный камень: малейшее пятнышко лишает ее блеска и отнимает у нее всю ее цену», - как-то сказал Бошен Эдмон Пьер. Да, это действительно так и есть. И каждому рано или поздно придется решать, как жить – по чести или без нее.

Честь женщины

Каждому новорождённому даётся имя. Вместе с именем человек получает историю своего рода, память поколений и представление о чести. Иногда имя обязывает быть достойным своего происхождения. Иногда своими поступками приходится смывать, исправлять негативную память рода. Как не потерять достоинство? Как защитить себя перед лицом возникшей опасности? Очень трудно быть готовым к такому испытанию. В русской литературе можно найти много подобных примеров.

В рассказе Виктора Петровича Астафьева «Людочка» идёт повествование о судьбе юной девушки, вчерашней школьницы, приехавшей в город на поиски лучшей жизни. Выросшая в семье потомственного алкоголика, как примороженная трава, она всю свою жизнь пытается хранить честь, какое-никакое женское достоинство, пытается честно работать, строить отношения с окружающими её людьми, никого не оскорбляя, всем угождая, но держа на расстоянии. И люди её уважают. Уважает за безотказность и трудолюбие её квартирная хозяйка Гавриловна, уважает за строгость и нравственность убогий Артёмка, уважает по-своему, но почему-то молчит об этом, отчим. Все видят в ней человека. Однако на её пути встречается омерзительный тип, уголовник и подонок – Стрекач. Ему не важен человек, его похоть превыше всего. Предательство «друга-ухажёра» Артёмки оборачивается для Людочки страшным финалом. И остаётся девушка со своим горем одна-одинёшенька. Для Гавриловны в этом особой проблемы нет:

Ну сорвали плонбу, подумашь, экая беда. Нонче это не изъян, нонче замуж какую попало берут, тьфу нонче на эти дела…

Мать вообще отстраняется и делает вид, что ничего не случилось: взрослая, мол, сама пусть выкручивается. Артёмка и «друзья» зовут провести время вместе. А Людочка не хочет жить так, с замаранной, растоптанной честью. Не видя выхода из такого положения, она решает не жить вообще. В своей последней записке она просит прощения:

Гавриловна! Мама! Отчим! Как тебя и зовут-то, не спросила. Люди добрые, простите!

Уже то, что Гавриловна, а не мать стоит здесь на первом месте, свидетельствует о многом. А самое страшное, что никому дела нет до этой несчастной души. В целом мире – никому…

В романе-эпопее «Тихий Дон» Шолохова каждая героиня имеет своё представление о чести. Дарья Мелехова живет только плотью, о её душе мало говорит автор, да и герои в романе вообще не воспринимают Дарью без этого низменного начала. Её похождения и при жизни мужа, и после его смерти показывают, что честь для неё вообще не существует, она готова совратить собственного свёкра, лишь бы удовлетворить желание. Её жалко, ведь человек так бездарно и пошло проживший свою жизнь, не оставивший о себе никакой доброй памяти – ничтожен. Дарья так и осталась воплощением низменного, похотливого, бесчестного женского нутра.

Честь важна для каждого человека в нашем мире. Но особенно честь женская, девичья остаётся визитной карточкой и всегда привлекает особое внимание. И пусть говорят, что в наше время нравственность – пустой звук, что «замуж какую попало возьмут» (по словам Гавриловны), важно – кто ты таков для себя, а не для окружающих. Поэтому мнения незрелых и недалёких людей в расчет не берутся. Для каждого честь была и будет на первом месте.

Всего: 463 слова

Что такое честь

(нет литературного примера)

Что такое честь и почему она так ценилась во все времена? О ней говорит народная мудрость – «Береги честь смолоду», ее воспевают поэты, о ней размышляют философы. За нее умирали на дуэлях, а, потеряв ее, считали жизнь конченной. В любом случае, в понятии честь заложено стремление к нравственному идеалу. Этот идеал может создать человек сам для себя, а может и принять от общества.

В первом случае, на мой взгляд, это некая внутренняя честь, куда входят такие индивидуальные качества человека как смелость, благородство, справедливость, честность. Это убеждения и принципы, которые составляют основу самоуважения человека. Это то, что он сам воспитывает и ценит в себе. Честь человека очерчивает рамки того, что человек может позволить самому себе, и какое отношение может допустить со стороны других. Человек становится судьей себе самому. Это то, что составляет человеческое достоинство, поэтому человеку самому важно не предать никакой из своих принципов.

Другое понимание чести я бы соотнес с более современным понятием репутации – это то, каким человек показывает себя другим людям в общении и делах. В данном случае важно «не уронить достоинства» именно в глазах других людей, ведь мало кто захочет общаться с грубияном, вести дела с ненадежным человеком или помочь в нужде бессердечному скряге. Однако человек может при этом обладать плохими чертами характера и просто пытаться скрывать их от других.

В любом случае, потеря чести ведет к негативным последствиям – либо человек разочаровывается сам в себе, либо становится изгоем в обществе. Честь, которую я определил как репутацию, всегда считалась визиткой человека – и мужчины, и женщины. И иногда это вредило людям. Например, когда их считали недостойными, хоть были виноваты не они, а сплетни и интриги. Или жесткие социальные рамки. Мне всегда было удивительно принятое в викторианскую эпоху осуждение молодой женщины, которая снимала траур по мужу и хотела начать новую жизнь.

Главное, что я понял, это что слово «честь» родственно слову «честность». Нужно быть честным с собой и людьми, быть, а не казаться достойным человеком, и тогда тебе не грозит ни осуждение, ни самоедство.

Тема чести в повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина

Прочитав повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», понимаешь, что одной из тем этого произведения является тема чести и бесчестия. В повести противопоставлены два героя: Гринев и Швабрин – и их представления о чести. Эти герои молоды, оба они дворяне. ДА и попадают в это захолустье (Белогорская крепость) не по собственной воле. Гринев – по настоянию отца, который решил, что его сыну необходимо «потянуть лямку, да понюхать пороху…» А Швабрин попал в Белогорскую крепость, возможно, из-за громкой истории, связанной с дуэлью. Мы знаем, что для дворянина дуэль – это способ отстоять честь. И Швабрин, в начале повести, кажется, человеком чести. Хотя с точки зрения простого человека, Василисы Егоровны, дуэль – это «смертоубийство». Такая оценка позволяет читателю, который симпатизирует этой героине, усомнится в благородстве Швабрина.

Судить о человеке можно по его поступкам в трудную минуту. Для героев испытаниями стал захват Белогорской крепости Пугачевым. Швабрин спасает свою жизнь. Мы видим его «подстриженным в кружок, в казацком кафтане, среди мятежников». А во время казни он что-то шепчет Пугачеву на ухо. Гринев же готов разделить судьбу капитана Миронова. Он отказывается целовать руку самозванцу, потому что готов «предпочесть лютую казнь такому унижению…».

По-разному они относятся и к Маше. Гринев восхищается, уважает Машу, даже пишет стихи в ее честь. Швабрин, наоборот, смешивает имя любимой девушки с грязью, говоря «ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег». Швабрин клевещет не только на эту девушку, но и на ее родных. Например, когда говорит «будто бы Иван Игнатьич был в непозволительной связи с Василисой Егоровной..» Становится понятным, что Швабрин, на самом деле не любит Машу. Когда Гринев примчался освободить Марью Ивановну, он увидел ее «бледную, худую, с растрепанными волосами, в крестьянском платье» Вид девушки красноречиво говорит о том, что ей пришлось пережить по вине Швабрина, который мучил ее, держал в заточении и все время угрожал выдать ее мятежникам.

Если сравнить главных героев, безусловно, большее уважение вызовет Гринев, потому что, несмотря на молодость, он сумел вести себя достойно, остался верен себе, не опозорил честное имя отца, защитил любимую.

Наверное, все это и позволяет назвать его человеком чести. Чувство собственного достоинства помогает нашему герою на суде в конце повести спокойно глядеть в глаза Швабрину, который, потеряв все, продолжает суетится, пытается оклеветать своего врага. Давно, еще в крепости, он преступил границы, определенные честью, написал письмо – донос отцу Гринева, пытаясь разрушить только зародившуюся любовь. Поступив бесчестно один раз, он не может остановиться, становится предателем. И потому Пушкин прав, говоря «береги честь смолоду».

О чести

(нет литературного примера)

Такие понятия, как «честь» и «совесть» как-то растеряли свою актуальность в современном мире равнодушия и циничного отношения к жизни.

Если раньше было стыдно слыть бессовестным человеком, то сегодня к такому «комплименту» относятся легко и, даже, с бравадой. Муки совести – сегодня это что-то из области мелодрам и воспринимается, как киношный сюжет, то есть зрители возмущаются, а в конце фильма идут и, например, воруют яблоки в чужом саду.

В наше время стало стыдно проявлять милосердие, сострадание, сочувствие. Сейчас «прикольно», под одобряющие улюлюканья толпы, ударить слабого, пнуть собаку, оскорбить пожилого человека, нахамить прохожему и так далее. Любая гадость, сотворенная одним подонком, воспринимается чуть ли не подвигом неокрепшими умами подростков.