Закон РФ «Об охране окружающей среды» (2002г.) подразделяет органы экологического управления на два: общей и специальной компетенции. К государственным органам первой категории относятся Президент, Федеральное Правительство, представительные и исполнительные органы власти субъектов РФ, муниципальные органы (рис. 8.1). Государственные органы второй категории специально уполномочены Правительством РФ на выполнение определенных функций по экологическому управлению. Их функции зарегистрированы либо в положениях об этих органах, либо в отдельных принятых актах. Органы специальной компетенции подразделяются:
o комплексные, выполняющие все задачи или какой-либо блок задач в области управления охраной окружающей природной среды;
o отраслевые, действия, которых по управлению ограничены отдельными природными объектами;
o функциональные,- обеспечивающие управление при выполнении одной или нескольких родственных природоохранительных задач.
Среди комплексных органовнаибольшее число функций по управлению в области экологии возложено на Министерство природных ресурсов РФ. Оно осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использовании, воспроизводства, охраны природных ресурсов. Для деятельности в области охраны окружающей среды в федеральных округах и субъектах Федерации организованы территориальные органы Министерства природных ресурсов.
Вторым министерством, участвующим в охране окружающей среды, как комплексный орган, является Министерство РФ по де лам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Его функции управления в области экологии связаны с прогнозированием и ликвидацией экологических катастроф естественного и технического происхождения.
Важная роль в системе контроля и управления состоянием окружающей среды принадлежит Министерству здравоохранения и социального развития РФ и его подразделению - Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, на который возложено выполнение эколого-санитарных функций:
Координация деятельности министерств, ведомств, предприятий и организаций в области санитарной охраны природы;
Разработка и утверждение санитарных нормативов вредных веществ в окружающей среде и санитарных норм и правил (СНИП), обязательных для всех хозяйствующих субъектов и граждан.
Эта служба имеет по всей территории страны свои подразделения, которые непосредственно следят за состоянием атмосферного воздуха, поверхностных водных источников, почвы используя для этого сведения о концентрациях вредных веществ, представляющих угрозу здоровью населения. На основе этих данные выполняется анализ и прогноз качества среды обитания людей.
Непосредственно к указанным министерствам примыкает федеральные службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), на которые возложены обязанности по организации и проведению наблюдений, по оценке и прогнозу состояния окружающей среды и её изменений, связанных, в том числе и с процессами хозяйственной деятельности.
В число органов управления, осуществляющих комплексныефункции, следует отнести и Генеральную прокуратуру РФ, которая через свои учреждения на местах осуществляет надзор за единообразным и обязательным исполнением природоохранительных законов органами представительной и исполнительной власти, государственного управления и экологического контроля, юридическими лицами, общественными объединениями и всеми должностными лицами. Прокуратура также проверяет законность и полноту принимаемых мер по устранению выявленных нарушений и принятия по ним мер прокурорского реагирования в виде представления протестов и привлечения к административной и уголовной ответственности. Важным видом деятельности прокуратуры является защита прав граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение ущерба, причиненного здоровью граждан экологическими правонарушениями.
Ко второму блоку специально уполномоченных органов, т.е. к отраслевым, относятся министерства (см.рис.8.1), действия которых в области экологического управления сосредоточены на отдельных природных объектах. Среди них - Министерство энергетики РФ, которое с помощью своих экологических подразделений и служб топливно-энергетического комплекса (ТЭК), организует создание единых для ТЭК нормативно-технических актов, осуществляет контроль за выполнением природоохранительного законодательст- ва и нормативной документации, проводит ведомственную экологическую оценку и обоснование развития ТЭК и особо крупных его объектов, сертификацию и лицензирование новых технологий и т.п.
Большие задачи в области рационального природопользования и охраны окружающей среды решаются Министерством сельского хозяйства РФ. Оно призвано обеспечить комплекс мер по охране почв, водоемов, лесной и иной растительности от воздействия стихийных сил природы, побочных последствий применения сложной сельскохозяйственной техники, химических веществ- минеральных удобрений, пестицидов и др., мелиоративных работ, а также по защите среды обитания от отходов животноводческих ферм и предприятий по переработке сельскохозяйственной продукции. Оно же организует контроль остаточных концентраций пестицидов, нитратов, тяжелых металлов в растительной продукции.
Федеральное агентство по атомной энергии обеспечивает ядерную, радиационную и пожарную безопасность в ядерном комплексе и проведение природоохранительных мероприятий, связанных с его деятельностью. Оно является разработчиком системы обращения с радиоактивными отходами, организатором работ по их реализации, а также выполняет функции государственного органа ядерной и радиационной безопасности при перевозках ядерных материалов, радиоактивных веществ и изделий из них.
Основные задачи управления в области экологии Федерального агентства по рыболовству сводятся к регулированию использования живых ресурсов во внутренних водоемах, территориальных водах и на побережье РФ, а также в открытых водах мирового океана. Не менее важными являются работы по мониторингу, охране и воспроизводству запасов рыбы, водных животных и растений, работы по ведению государственного кадастра и учета рыб, других водных животных и растений.
К органам исполнительной власти, осуществляющим государственноеуправление в области охраны окружающей среды функциональногоназначения, относится Федеральный служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, главными задачами в работе которой являются: разработка и утверждение правил и норм в области ядерной и радиационной безопасности и надзор за их выполнением. Этот государственный орган осуществляет также надзор за обеспечением гарантии физической защиты ядерных технологий, материалов и их нераспространения, контролирует вместе с МИД РФ выполнение международных соглашений в этой области, проводит экспертизу безопасности объектов, производств, технологий, изделий, информирует правительственные органы и население об изменениях состояния ядерной и радиационной безопасности на поднадзорных объектах.
В эту же группу органов входит Федеральные службы гидрометеорология и мониторингу окружающей среды, по надзору в сфере природопользования Этим службам поручено обеспечение и контроль безопасности при проектировании и эксплуатации экологически наиболее опасных производств и видов деятельности в горнодобывающей, металлургической и химической отраслях, при эксплуатации магистральных газо-, нефте- и продуктопроводов, а также при перевозках железнодорожным транспортом опасных грузов. Эти и другие задачи они реализует через систему своих региональных органов. С ними сотрудничают:
· Федеральная таможенная служба, осуществляющий борьбу с незаконным ввозом экологически опасных для людей и природы товаров, борьбу с контрабандным вывозом природного наследия, животных и растений, занесенных в Красную книгу;
· Министерство внутренних дел РФ, которое обеспечивает охрану воздушного бассейна от вредного воздействия транспортных средств, охрану природных объектов, содействует работе государственных органов по охране окружающей среды и соблюдению санитарных правил.
· Министерство юстиции РФ, регистрирующее нормативные документы других министерств и ведомств РФ - положения, рекомендации, инструктивно методические указания и т.п., относящиеся к экологической политике страны и путям её реализации, после их соответствующего анализа с точки зрения соблюдения экологического законодательства Российской Федерации.
Особую роль в создании нормативно-правовых актов экологической направленности играет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, которое устанавливает нормы, нормативы, правила и требования, направленные на охрану окружающей среды; обеспечивает единство и достоверность измерений параметров выбросов, сбросов загрязняющих веществ и иных вредных воздействий на окружающую среду, а также осуществляет государственный надзор за соблюдением обязательных требований Госстандарта, за правильностью учета экологических требований, предъявляемых к технологическим процессам, производимой продукции, товарам и услугам.
Значительное внимание вопросам охраны окружающей среды уделяют и другие министерства и ведомства Российской Федерации, внедряя эколого-правовые требования в содержательную часть нормативно-правовых актов, регулирующих экономическую деятельность хозяйствующих субъектов. Подобные процессы экологизации нормативно-правовых актов постоянно развиваются в Министерствах промышленности и торговли РФ, экономического развития РФ, транспорта РФ; а также в учреждениях, ведающих оборонными отраслями промышленности – Федеральных службах по военно-техническому сотрудничеству и оборонному заказу и в Федеральном космическом агентстве.
Система управления в области охраны окружающей среды предусматривает увеличение общественных экологических объединений и неправительственных организаций того же профиля, в частности, в рамках Законов «Об охране окружающей среды», «Об экологической экспертизе» и другими представлены права участия в деятельности по охране окружающей среды, в экологической экспертизе. Они вправе рекомендовать своих представителей для участия в экологической экспертизе по вопросам размещения и проектирования промышленных объектов, проводить общественную экологическую экспертизу, разрабатывать, утверждать и пропагандировать свои экологические программы в средствах массовой информации и т.п. Естественно, что указанная деятельность должна проводиться в рамках федерального закона «Об экологической экспертизе».
Все звенья государственной системы управления в области экологии создают необходимые условия и возможности для осуществления деятельности по оздоровлению и улучшению окружающей среды в интересах настоящего и будущего поколений.
ОТДЕЛ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
I. Общие положения
1. Отдел охраны окружающей среды является самостоятельным структурным подразделением предприятия.
2. Отдел создается и ликвидируется приказом директора предприятия.
3. Отдел подчиняется непосредственно директору предприятия.
4. Отдел возглавляет начальник, назначаемый на должность приказом директора предприятия.
5. Начальник отдела охраны окружающей среды имеет _______ заместителя(ей).
начальником отдела охраны окружающей среды.
7. Заместитель(и) и начальники структурных подразделений (бюро, секторов, пр.) в составе отдела охраны окружающей среды, другие работники отдела назначаются на должности и освобождаются от должностей приказом директора предприятия по представлению начальника отдела охраны окружающей среды.
8. В своей деятельности отдел руководствуется:
8.1. Уставом предприятия.
8.2. Настоящим положением.
II. Структура
1. Структуру и штатную численность отдела утверждает директор предприятия исходя из условий и особенностей деятельности предприятия по представлению начальника отдела охраны окружающей среды и по согласованию с ____________________ (отделом кадров; отделом организации и оплаты труда)
2. Отдел охраны окружающей среды имеет в своем составе структурные подразделения (группы, секторы, бюро, пр.) согласно нижеприведенной схеме.
ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ | |||||||||
Бюро (сектор, группа) планирования |
Бюро (сектор, группа) экологического контроля | ||||||||
Бюро (сектор, группа) экологической экспертизы |
Бюро (сектор, группа) экологического мониторинга | ||||||||
Контрольные пункты и лаборатории | |||||||||
3. Положения о подразделениях отдела охраны окружающей среды (бюро, секторах, группах, пр.) утверждаются начальником отдела, а распределение обязанностей между сотрудниками подразделений производится
III. Задачи
1. Обеспечение соблюдения на предприятии экологических норм и правил.
2. Обеспечение соблюдения нормативов качества окружающей среды на основе соблюдения утвержденных технологий, внедрения экологически безопасных технологий и производств.
3. Первичный учет природных ресурсов и учет вредных веществ, выбрасываемых предприятием.
4. Предотвращение вредного воздействия производства на окружающую среду.
IV. Функции
1. Разработка и внедрение мероприятий, направленных на выполнение требований законодательства по соблюдению стандартов и нормативов в области:
Охраны окружающей среды;
Рационального использования природных ресурсов;
Расширения и реконструкции действующих производств;
2. Составление перспективных и текущих планов по охране окружающей среды на всех стадиях хозяйственного процесса:
Доэксплуатационной (размещение объектов, подготовка проектов, строительство, приемка и эксплуатация объектов);
Эксплуатационной (паспортизация, установление нормативов выбросов, получение разрешений на выброс, проведение контрольных мероприятий);
Послеэксплуатационной (выход продукции, размещение отходов).
3. Участие в разработке мер по обеспечению экологической чистоты выпускаемой продукции, ее безопасности для потребителей, в создании новых товаров и технологических процессов с улучшенными экологическими характеристиками.
4. Обеспечение проведения экологической экспертизы технико-экономических обоснований, проектов, а также создаваемых новых технологий и оборудования, внедрение систем экологической маркировки продукции предприятия.
5. Получение государственных разрешений на выброс и сброс вредных веществ, захоронение отходов.
6. Разработка экологических стандартов и нормативов предприятия в соответствии с действующими государственными, международными (региональными) и отраслевыми стандартами, контроль за их выполнением и своевременный пересмотр.
7. Контроль за соблюдением в подразделениях предприятия действующего экологического законодательства, инструкций, стандартов и нормативов по охране окружающей среды.
8. Контроль за эксплуатацией очистных и защитных сооружений.
9. Участие:
9.1. В разработке планов внедрения новой техники.
9.2. В проведении научно-исследовательских и опытных работ по созданию на предприятии экономии замкнутого цикла, основанной на:
Экологически рациональной циркуляции материалов;
Сбережении и замещении невозобновляемых ресурсов;
Минимизации;
Повторном использовании;
Переработке и утилизации отходов;
Внедрении малоотходной, безотходной и экологически чистой технологии производства.
9.3. В проведении научно-исследовательских и опытных работ по очистке промышленных сточных вод, предотвращению загрязнения окружающей среды , выбросов вредных веществ в атмосферу, рациональному использованию земельных и водных ресурсов.
9.4. В разработке планов капитального строительства.
10. Подготовка документов и материалов, необходимых для оформления налоговых, кредитных и иных льгот, предусмотренных Законом РФ "Об охране окружающей среды", при внедрении малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды на предприятии.
11. Проведение обоснованных расчетов рисков для состояния окружающей среды при реализации программ по очистке и другим природоохранным мероприятиям.
12. Организация расследования причин и последствий выбросов вредных веществ в окружающую среду и подготовка предложений по их предупреждению.
13. Учет показателей, характеризующих состояние окружающей среды.
14. Создание системы хранения сведений о несчастных случаях , данных экологического мониторинга, документации по ликвидации отходов и прочей информации экологического характера.
15. Составление технологических регламентов, графиков аналитического контроля, паспортов, инструкций и иной технической документации.
16. Работа по созданию на предприятии эффективной системы экологической информации, распространяемой на всех уровнях управления, а также проведение мероприятий по ознакомлению работников предприятия с требованиями экологического законодательства.
17. Составление отчетности о проведении на предприятии мероприятий по охране окружающей среды.
18. Участие в работе комиссий по проверке деятельности предприятия.
V. Права
1. Отдел по охране окружающей среды имеет право:
1.1. Требовать от технических и производственных подразделений предприятия представления материалов, отчетов и информации, необходимых для работы отдела.
1.2. Давать техническим и производственным подразделениям предприятия обязательные для исполнения указания по соблюдению экологического законодательства и проверять их исполнение в любое время.
1.3. Требовать прекращения работ, производимых в нарушение экологических правил , норм и стандартов, вплоть до остановки деятельности предприятия.
1.4. Самостоятельно вести переписку по экологическим вопросам, а также по другим вопросам, входящим в компетенцию отдела и не требующим согласования с руководителем предприятия.
1.5. Представительствовать в установленном порядке от имени предприятия по вопросам, относящимся к компетенции отдела во взаимоотношениях с государственными и муниципальными органами, а также другими предприятиями, организациями, учреждениями.
1.6. По согласованию с директором предприятия или главным инженером привлекать экспертов и специалистов в области экологии для консультаций, подготовки заключений, рекомендаций и предложений.
1.8. Вносить предложения руководству предприятия о привлечении к материальной и дисциплинарной ответственности должностных лиц предприятия по результатам проверок.
2. Начальник отдела охраны окружающей среды подписывает документы, связанные с экологической экспертизой, паспортизацией и экологическим контролем.
3. Начальник отдела охраны окружающей среды также вправе:
3.1. Вносить предложения в отдел кадров и руководству предприятия о перемещении работников отдела, их поощрении за успешную работу, а также предложения о наложении дисциплинарных взысканий на работников, нарушающих трудовую дисциплину.
VI. Взаимоотношения (служебные связи)
Для выполнения функций и реализации прав, предусмотренных настоящим положением, отдел охраны окружающей среды взаимодействует:
1. Со всеми производственными и техническими подразделениями по вопросам:
1.1. Получения:
Планов внедрения средств автоматизации и механизации производства;
Заявок на заключения по технологии обслуживания и ремонта энергооборудования на предмет соблюдения экологических правил и норм;
Документов и материалов, необходимых для проведения государственной экспертизы техники и технологии, сырья и материалов, проектов строительства и проектов размещения объектов предприятия, продукции;
Характеристик условий использования, хранения, транспортировки и ликвидации материалов, сырья, отходов производства ;
Сведений о способах утилизации, переработки и уничтожения по истечении срока пользования (эксплуатации) или хранения материально-технических ресурсов;
Данных о месте размещения объектов, расположении земельных участков , отводимых в постоянное и временное пользование для строительства объектов;
Сведений о планируемом использовании территории (в соответствии со схемами и программами развития), в том числе пользовании природными ресурсами при реализации намечаемой деятельности;
1.2. Предоставления:
Заключений по техническим проектам на соответствие экологическим стандартам и нормам;
Оперативных распоряжений по координации производства;
Новых разработок и технологий по рациональному расходованию природных, материальных и топливно-энергетических ресурсов;
Утвержденных требований по выпуску экологически безопасной продукции;
Перечня оказываемых воздействий на окружающую среду (состав, свойства) и номенклатуру показателей вредного воздействия, методов их контроля;
Информации по источникам воздействия - нарушениях проведения планировочных и других строительных работ , сбросах, выбросах, отходах производства (с указанием токсичности привносимых в окружающую среду загрязняющих веществ), физических и иных воздействиях на окружающую среду;
Согласованных в государственных и муниципальных органах ограничений по природопользованию ;
Перечня природоохранных мероприятий, формируемого на основе оптимальных (оптимизированных) значений предельно допустимых выбросов и сбросов;
Перечня необходимых мер по обеспечению экологической безопасности;
Предварительной оценки воздействия намечаемой деятельности на окружающую природную среду;
Предварительной оценки экологического риска размещения объектов;
2. С финансовым отделом и планово-экономическим отделом по вопросам:
2.1. Получения:
Необходимых материалов для расчетов платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;
Расчетов платы за проведение экологической экспертизы;
Данных о перечислении платежей за проведение государственной экспертизы;
Материалов и документов, необходимых для составления технико-экономических обоснований строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения объектов хозяйственной деятельности;
Расчетов расходов на оформление "Экологического паспорта", проведение экологической сертификации и на выполнение иных функций отдела;
2.2. Предоставления:
Документов, подтверждающих оплату государственной экспертизы, экологические платежи за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и другие экологические мероприятия;
Отчетов о деятельности отдела;
Данных о выводах и заключениях государственной экологической экспертизы для передачи в банковские организации для открытия финансирования реализации объекта государственной экологической экспертизы (строительства, реконструкции, производства, пр.);
3.1. Получения:
3.2. Предоставления:
VII. Ответственность
1. Ответственность за надлежащее и своевременное выполнение отделом функций, предусмотренных настоящим положением, несет начальник отдела.
2. На начальника отдела охраны окружающей среды возлагается персональная ответственность за:
2.1. Организацию деятельности отдела по выполнению задач и функций, возложенных на отдел.
2.2. Организацию в отделе оперативной и качественной подготовки и исполнения документов, ведение делопроизводства в соответствии с действующими правилами и инструкциями.
2.3. Соблюдение сотрудниками отдела трудовой и производственной дисциплины.
2.4. Подбор, расстановку и деятельность сотрудников отдела.
2.5. Соответствие действующему законодательству визируемых (подписываемых) им проектов приказов, инструкций, положений, постановлений и других документов.
3. Ответственность сотрудников отдела охраны окружающей среды устанавливается должностными инструкциями .
(руководитель структурного | ||||||
(подпись) |
(фамилия, инициалы) |
|||||
подразделения) | ||||||
СОГЛАСОВАНО | ||||||
(должностное лицо, с которым | ||||||
согласовывается Положение) | ||||||
(подпись) |
(фамилия, инициалы) | |||||
Начальник юридического отдела | ||||||
(подпись) |
(фамилия, инициалы) | |||||
Раздел документа: Образцы документов , Положение
УТВЕРЖДАЮ ____________________________________ (наименование должности руководителя предприятия)
____________________________________ (Ф.И.О., подпись)
"____"___________________ _____ г.
ПОЛОЖЕНИЕ
об отделе охраны окружающей среды предприятия
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.2. Отдел создан на основании приказа руководителя предприятия N _____ от "__"___________ _____ г.
1.3. Начальник отдела назначается и освобождается от должности приказом руководителя предприятия.
Работники отдела назначаются и освобождаются от должности приказом руководителя предприятия по представлению начальника отдела.
1.4. Отдел в своей работе руководствуется:
Федеральными законами Российской Федерации;
Указами и распоряжениями Президента Российской Федерации;
Постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации;
Законами субъектов Российской Федерации;
Действующими нормативными и методическими материалами по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов;
Настоящим Положением.
1.5. В отделе должны быть документы и материалы по следующим вопросам:
Методические материалы по вопросам охраны окружающей среды;
Структура предприятия, его профиль, специализация и перспективы развития; состояние и перспективы развития отечественной и зарубежной науки и техники в соответствующих областях знаний и отраслях производства; основные технологические процессы производства продукции предприятия;
Методы организации и планирования мероприятий по охране окружающей среды;
Наилучшие существующие технологии производства, удовлетворяющие мировым экологическим стандартам;
Единая государственная система делопроизводства;
Методы эффективного применения оргтехники и других технических средств управленческого труда;
Правила внутреннего трудового распорядка; правила и нормы охраны труда.
2. СТРУКТУРА ОТДЕЛА
2.1. Структуру и штаты отдела утверждает руководитель предприятия.
2.2. Руководство отделом осуществляет начальник отдела.
2.3. В состав отдела входят (указать должности):
- __________________________________________;
- __________________________________________;
- __________________________________________;
- __________________________________________.
3. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ОТДЕЛА
3.1. Основными задачами отдела являются:
Разработка и внедрение мероприятий, направленных на выполнение требований экологического законодательства по соблюдению стандартов и нормативов в области охраны окружающей среды;
Разработка экологических стандартов и нормативов предприятия;
Участие в разработке мер по обеспечению экологической чистоты выпускаемой продукции;
Создание на предприятии эффективной системы экологической информации, распространяемой на всех уровнях управления.
4. ФУНКЦИИ ОТДЕЛА
В соответствии с возложенными на него задачами отдел осуществляет следующие функции:
4.1. Разработку и внедрение мероприятий, направленных на выполнение требований экологического законодательства по соблюдению стандартов и нормативов в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, создания экономики замкнутого цикла при проектировании, строительстве и эксплуатации новых объектов предприятия, а также расширении и реконструкции действующих производств.
4.2. Составление перспективных и текущих планов по охране окружающей среды, контроль за их выполнением.
4.3. Участие в разработке мер по обеспечению экологической чистоты выпускаемой продукции, ее безопасности для потребителей, создании новых товаров и технологических процессов с улучшенными экологическими характеристиками.
4.4. Проведение экологической экспертизы технико-экономических обоснований, проектов, а также создаваемых новых технологий и оборудования.
4.5. Внедрение систем экологической маркировки продукции предприятия.
4.6. Разработку экологических стандартов и нормативов предприятия в соответствии с действующими государственными, международными (региональными) и отраслевыми стандартами, обеспечение контроля за их выполнением и своевременным пересмотром.
4.7. Контроль правильности эксплуатации очистных и защитных сооружений.
4.8. Разработку мер по предотвращению загрязнения окружающей среды, соблюдению экологических норм, обеспечивающих благоприятные условия труда, а также по предупреждению возможности аварий и катастроф.
4.9. Разработку планов внедрения новой техники.
4.10. Проведение научно-исследовательских и опытных работ по созданию на предприятии экономики замкнутого цикла, основанной на экологически рациональной циркуляции материалов, сбережении и замещении невозобновляемых ресурсов, минимизации, повторном использовании, переработке и утилизации отходов, внедрении малоотходной, безотходной и экологически чистой технологии производства, рациональному использованию природных ресурсов.
4.11. Разработку планов капитального строительства по природоохранным объектам.
4.12. Расчет рисков для состояния окружающей среды при реализации предприятием программ по очистке и другим природоохранным мероприятиям.
4.13. Расследование причин и последствий выбросов вредных веществ в окружающую среду, подготовку предложений по их предупреждению.
4.14. Разработку мер по улучшению охраны окружающей среды на основе изучения и обобщения передового опыта отечественных и зарубежных предприятий.
4.15. Ведение учета показателей, характеризующих состояние окружающей среды.
4.16. Создание системы хранения сведений о несчастных случаях, данных экологического мониторинга, документации по ликвидации отходов и прочей информации экологического характера, предоставляемой в распоряжение координатора природоохранной деятельности.
4.17. Ознакомление работников предприятия с требованиями экологического законодательства.
4.18. Разработку программы экологического обучения.
4.19. Методическое руководство деятельностью других структурных подразделений по вопросам охраны окружающей среды.
4.20. Осуществляет в рамках своей компетенции ведение делопроизводства, формирование и отправление/получение корреспонденции и другой информации по электронным каналам связи.
4.21. Организацию ведения нормативно-справочной информации, относящейся к функциям отдела.
4.22. Обеспечение в пределах своей компетенции защиты сведений, составляющих государственную тайну, и иных сведений ограниченного распространения.
4.23. Осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности отдела.
Возложение на отдел функций, не относящихся к охране окружающей среды, не допускается.
5. ПРАВА
Отдел для решения возложенных на него задач имеет право:
5.1. Запрашивать в установленном порядке от структурных подразделений предприятия информацию (материалы) по вопросам, входящим в компетенцию отдела.
5.2. Создавать экспертные и рабочие группы по проблемам экологии и охраны окружающей среды.
5.3. Иметь резерв средств на финансирование научно-исследовательских и опытных работ по созданию на предприятии экономики замкнутого цикла.
5.4. Организовывать проведение при необходимости экспертизы экологических программ и проектов.
5.5. Вносить предложения по вопросам, входящим в компетенцию отдела, в виде проектов.
6. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СО СТРУКТУРНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ ПРЕДПРИЯТИЯ
6.1. В процессе производственной деятельности предприятия отдел взаимодействует со следующими структурными подразделениями:
- ___________________________________________,
- ___________________________________________,
- ___________________________________________.
7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
7.1. Всю полноту ответственности за качество и своевременность выполнения возложенных настоящим Положением на отдел задач и функций несет начальник отдела.
7.2. Ответственность работников отдела устанавливается действующим законодательством и должностными инструкциями.
7.3. Начальник и другие работники отдела несут персональную ответственность за соответствие оформляемых ими документов и операций с корреспонденцией законодательству Российской Федерации.
8. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛА
8.1. Своевременное и качественное выполнение поставленных целей и задач.
8.2. Качественное выполнение функциональных обязанностей.
Начальник отдела охраны окружающей среды:
___________________/_____________________
Сохраните эту страницу.
Настоящее положение о производственном экологическом контроле разработано во исполнение требований Федерального Закона Российской Федерации от 10.01.2002 г. №7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Осуществление производственного экологического контроля является обязательным условием природопользования.
В Положении учтены требования законодательных, правовых документов по экологическому контролю, стандартов по охране природы и иных природоохранных нормативных документов, а также специфики производства.
1.1. Производственный экологический контроль, в соответствии со статьей 67 Федерального Закона Российской Федерации от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды.
1.2. Настоящее Положение определяет порядок организации и осуществления производственного экологического контроля на ______________________.
1.3. Производственный экологический контроль проводится в соответствии с природоохранными нормативными документами, которыми являются:
– федеральные нормативные правовые акты и стандарты в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
– федеральные нормативные и методические документы, утвержденные или согласованные специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей среды, определяющие критерии и величины предельно допустимых нормативов или лимитов воздействия на компоненты окружающей природной среды, лимитов размещения отходов, порядок и методы контроля соблюдения природоохранных норм и нормативов, ответственность за их нарушения;
– отраслевые нормативные и методические документы в области охраны окружающей среды и природных ресурсов;
– региональные нормативные и методические документы, утвержденные или согласованные с территориальными природоохранными органами.
1.4. Основные понятия, используемые в настоящем Положении:
окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов;
антропогенный объект - объект, созданный человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающий свойствами природных объектов;
охрана окружающей среды (природоохранная деятельность) - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию её последствий;
благоприятная окружающая среда - окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов;
негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды;
природные ресурсы - компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, которые используются или могут быть использованы при осуществлении хозяйственной или иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеют потребительскую ценность;
использование природных ресурсов - эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот. В том числе все виды воздействия на них в процессе хозяйственной и иной деятельности;
нормативы в области охраны окружающей среды (природоохранные нормативы) - установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на неё, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие;
оценка воздействия на окружающую среду - вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной или иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности её осуществления;
мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) - комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов;
требования в области охраны окружающей среды (природоохранные требования) - обязательные условия, ограничения или их совокупность, предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности, установленные законами, иными правовыми актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды;
вред окружающей среде - негативное изменение окружающей среды в результате её загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.
1.5. Положение дополняется и изменяется по мере изменения законодательства, нормативной и методической документации в области охраны окружающей среды и экологического контроля.
ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ДЕПАРТАМЕНТЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ГОРОДА МОСКВЫ
В целях совершенствования деятельности Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Правительство Москвы постановляет:
1. Утвердить Положение о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы (приложение).
2. Признать утратившими силу:
2.1. Постановление Правительства Москвы от 19 ноября 2002 г. N 939-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы".
2.2. Постановление Правительства Москвы от 24 июня 2003 г. N 474-ПП "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Москвы от 19 ноября 2002 года N 939-ПП".
2.3. Постановление Правительства Москвы от 9 декабря 2003 г. N 1031-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 19 ноября 2002 года N 939-ПП".
2.4. Постановление Правительства Москвы от 27 июня 2006 г. N 428-ПП "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Москвы от 19 ноября 2002 г. N 939-ПП".
2.5. Постановление Правительства Москвы от 19 сентября 2006 г. N 720-ПП "Об уполномоченном органе Правительства Москвы в области экологической экспертизы объектов регионального уровня".
2.6. Постановление Правительства Москвы от 15 мая 2007 г. N 372-ПП "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Москвы от 19 ноября 2002 г. N 939-ПП".
2.7. Постановление Правительства Москвы от 19 июня 2007 г. N 506-ПП "О внесении изменений и дополнений в постановления Правительства Москвы от 23 мая 2006 г. N 333-ПП, от 19 ноября 2002 г. N 939-ПП, от 3 декабря 2002 г. N 981-ПП".
2.8. Постановление Правительства Москвы от 3 июня 2008 г. N 483-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 19 ноября 2002 г. N 939-ПП".
2.9. Постановление Правительства Москвы от 14 сентября 2010 г. N 798-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 19 ноября 2002 г. N 939-ПП".
2.10. Постановление Правительства Москвы от 28 июня 2011 г. N 284-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 19 ноября 2002 г. N 939-ПП".
2.11. Пункт 1 приложения 5 к постановлению Правительства Москвы от 13 ноября 2012 г. N 636-ПП "О размещении и установке на территории города Москвы объектов, не являющихся объектами капитального строительства, и о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством".
3. Внести изменения в постановление Правительства Москвы от 21 августа 2007 г. N 713-ПП "О реализации полномочий города Москвы в области водных отношений в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации":
3.1. В пункте 2.2.6 постановления слова "Готовит на утверждение Правительства Москвы" заменить словом "Утверждает".
3.2. Пункты 8, 9 постановления признать утратившими силу.
3.3. Пункт 12 постановления изложить в следующей редакции:
"12. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Бирюкова П.П. и руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Кульбачевского А.О.".
4. Внести изменения в постановление Правительства Москвы от 14 апреля 2009 г. N 295-ПП "О мерах по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2008 г. N 843":
4.1. Пункт 1 постановления изложить в следующей редакции:
"1. Установить, что должностные лица Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, осуществляющие государственный экологический надзор (государственные инспектора города Москвы в области охраны окружающей среды), являются одновременно должностными лицами, осуществляющими государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания на территории города Москвы.".
4.2. Пункт 3 постановления признать утратившим силу.
4.3. В пункте 4 постановления слова "на министра Правительства Москвы Бочина Л.А." заменить словами "на руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Кульбачевского А.О.".
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Кульбачевского А.О.
Мэр Москвы
С.С. Собянин
Приложение
к постановлению Правительства