Обучение грамоте «Знакомство с буквой ы.» (урок – путешествия). Тема: Знакомство с буквой «ы Конспект знакомство с буквой ы

Урок Обучения грамоте 1 класс

Тема: Буква ы, обозначающая гласный звук [ ы] (Слайд 1)

Цели:

1. Образовательные:

    Познакомить с буквой, обозначающей гласный звук [ ы], учить наблюдать за

позиционной сменой согласных звуков: твёрдые мягкие согласные; повторить понятия гласных и согласных звуков;

    Работать над развитием фонематического слуха

    Отработка техники чтения; закрепить понятия кто ? что ?;

    Работать над понятием множественного и единственного числа;

    Работать над лексическим значением слов; над составлением предложений; попутное повторение.

2. Развивающие:

    Пополнение словарного запаса;

    Развитие речи учащихся; связанной правильной речи, внимания;

    Развитие мышления, логики; памяти,

    Развитие мелких мышц руки;

3. Воспитательные:

    Привитие бережного отношения к учебным материалам.

    Приобщение детей к русской литературе;

    Воспитание культуры общения

    Познакомить с понятием «противоречие», прививать терпимость к чужому мнению (при работе со сказкой «Лиса и Журавль»)

Оборудование:

    учебник “Азбука” (1–4) по программе “Школа 2100”; «Мой друг Букварь» по системе О.Поповой

    тетрадь по печатанию;

    слоговая таблица;

    иллюстрирование загадок;

    для выделения нового звука;

    для характеристики изученных звуков;

    Средства обучения: компьютер, мультимедиа проектор, экран.

    Ход урока

      Организационный момент

      Повторение изученного материала

      Прослушивание в грамзаписи сказки «Лиса и журавль»

      Пересказ сказки «Лиса и журавль», знакомство с понятием «противоречие» (Слайды 2-5)

      Анализ предложения «Так закончилась дружба лисы и журавля»

    Что вы можете сказать по схеме предложения?

    Почему лиса и журавль перестали ходить друг к другу в гости?

    Как им нужно было поступить, чтобы остаться друзьями?

    А может, пусть будет так: чтобы им дружить, пусть журавль научится есть из тарелки, а лиса из кувшина?

    Значит, если хочешь кому-то сделать приятное, нужно выбирать не то, что любишь сам, а то, что любит этот человек. Не нужно переделывать другого, чтобы он стал таким, как ты, а нужно принимать его таким, какой он есть.

      Актуализация опорных знаний

    1. Повторение изученного материала.

    Что нам помогает общаться? (Речь.)

    Из чего состоит наша речь? (Из предложений.)

    Из чего состоят предложения? (Из слов.)

    Из чего состоят слова? (Из звуков.)

    2.Работа по таблице «Звуки речи» (Лента букв)

    Расскажите по опорной схеме о звуках речи.

    Чем отличаются согласные от гласных?

    Чем отличаются ударные гласные от безударных?

    При помощи чего на письме обозначаются звуки? (При помощи букв)

    3. Повторение по ленте букв изученных букв.(Слайд 6)

    Представьте, что это имена инопланетян. Как их нужно написать? (с большой буквы)

    4.Развитие памяти и наблюдательности
    - Продолжим урок упражнением на развитие памяти и наблюдательности. Посмотрите на экран и постарайтесь запомнить все, что увидите.
    (Учитель в течение 5-7 секунд показывает детям слайд)
    5 . Логические упражнения (понимание значения предлогов места)
    Учитель : Посмотрите на ряд иллюстраций. Как можно назвать одним словом эти предметы? (Животные)

    Слайд 7.
    -Знаете ли вы, что слово «животное» заимствовано из старославянского языка (языка наших предков). Животное – от слова живот, что значит жизнь. На какие группы можно разделить этих животных? (Дикие и домашние. Дикие – заяц, волк, медведь; домашние – корова, собака.)
    - Кто нарисован перед волком? (Перед волком нарисован заяц.)
    - А после коровы? (После коровы медведь.)
    - Кто находится между зайцем и коровой? (Между зайцем и коровой находится волк.)
    Игра «Внимание!»

    Запомните расположение животных, закройте глаза.
    Слайд 8.

    Что изменилось?(Медведь и собака поменялись местами. Нет зайца. Волк оказался первым.)

    6 . Звуковой анализ слов
    - Отгадайте загадку.
    За деревьями, кустами

    Промелькнуло быстро пламя.

    Промелькнуло, пробежало,

    Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса)

    - Это лиса

    Слайд 9.

    По каким признакам догадались, что речь идет о лисе? (Ответы детей )

    - Назовите второй звук. [и].
    - Какой это звук и почему? (Гласный, потому что он поется, тянется, и во рту нет преграды)
    - Какие еще гласные звуки вы уже знаете? ([о], [у], [и].)

    7. Речевая разминка

    1) Гимнастика для губ и языка «Жил – был язычок…»

    Жил – был язычок. Однажды утром он встал и выглянул в окошко. Посмотрел: есть ли на небе солнышко, а на земле лужи. Язычок попил чай с вкусным вареньем и побежал на улицу гулять. Язычок покатался на качелях. А когда наступил вечер, он зашёл домой и лёг спать.

    2) Упражнение на дыхание (вдох-выдох с задержкой дыхания)

    3) Работа над скороговоркой (слайд 10)

    Мама мыла Милу мылом.

    Произнести скороговорку, выделяя звуки [м],[м,].

    Произнести скороговорку тихо, а затем громко.

    Произнести скороговорку с разной интонацией:

    Спокойно;

    Сердито;

    Весело, бодро

    Выделите Слово, которое является ответом на вопрос:

    Что делала мама?

    Кого мыла мама?

    Чем мама мыла Милу?

    - Для чего мы учимся произносить скороговорки?

    (Учимся чётко, внятно произносить слова при общении с другими людьми.)

    4. Слого-звуковой анализ слов: «Мила» и «мыла»

    Чем отличаются схемы? Чем отличаются слова «Мила» и «мыла»?

    - Какой звук указал нам на мягкость согласного звука[м,]?

    Какой звук указал нам на твёрдость согласного звука [м ]? Произнесите его.

    Что можете сказать о звуке [ы]?(Поётся, тянется, произносится голосом без прегра

      Работа над новым материалом. Знакомство со звуком [ы] и буквой ы

    1. Постановка темы урока

    - Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одной буквой и звуком, который она обозначает. Вы научитесь писать новые буквы.

    2. Фонетическая зарядка

    Как пыхтит тесто? (Пых-пых)

    5.Игра «Найди одинаковый звук в словах»

    - Какой одинаковый звук есть в словах-отгадках на загадки?

    1) Загадки(Приложение 2)

    2) Работа над выделением звука

    – Рассмотрите внимательно рисунки. Давайте их озвучим. Что объединяет их?

    (Звук [ы], когда мы говорим, мы произносим звуки.)

    3) Работа с рисунками

    – Рассмотрите рисунок.

    – Что это?

    – Сколько гласных звуков?

    – Сколько слогов?

    – Почему?

    – Обозначим этот гласный звук на схеме.

    – Дайте характеристику.

    – Рассмотрите рисунок.

    – Что это?

    – Сколько гласных звуков?

    – Сколько слогов?

    – Почему?

    – Обозначим эти гласные звуки на схеме.

    – Характеристика.

    – Характеристика других звуков.

    – Ударение.

    4) Итог

    ы – дает [ы] – он гласный, может быть ударным или безударным.

    5) Показ буквы ы печатной и прописной, её анализ (Образец написания буквы)

    6) Работа в парах (на партах у детей листочки со стихами)

    - Найдите и обведите букву ы в словах стихотворений (3 уровня сложности: 1, 2, 3) - по выбору учащихся:

      Физкультминутка

      Закрепление изученного материала

      1. Отработка техники чтения (Слайд 11)

    - Прочитайте слоги.

    ыа аыи ыр рыр ры тры

    аы ыао ыг гыг ты пры

    оы ыои ыт тыт пы рпы

    ыо оаы ып пып ты пты

    – Как произносятся согласные звуки перед звуком [ы]?

    – А какой гласный звук дает мягкость согласного?

      Работа в тетради по печатанию

    – Звук [ы] обозначается буквой ы .

    – Давайте напечатаем эту букву:

    ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы ы

    – Вспомните и назовите слово с буквой ы .

      Работа в «Прописи» № 1, с. 24

    1. Коллективный анализ слов «осы» и «совы», составление схем у доски и в тетради

    2. Самостоятельное раскрашивание рисунков к словам

    3. Самостоятельная работа в «Прописях» № 1, с. 34

    Раскрасьте рисунок, в котором есть буква ы. Сделайте модель понравившегося рисунка.

    тыква груша сливы

    Слайды 12-14 (Один- много)Чиж, лещ, сова, сом, щука, дятел. ?

    Игра «Один-много или «Найди пару»

    Лиса, карандаши, жирафы, этаж, мама, мячи,.

    Х II . Работа в тетради по печатанию (слайд 15)

    Головоломка.

    Трапортортопотопорота

    XIII . Итог урока:

    - Чему учились на уроке? С какой буквой познакомились?

    Что обозначает буква Ы? Назовите все изученные гласные звуки.В чём отличие гласных от согласных?

    – Какие гласные могут быть на конце слов во множественном числе?

    – Приведите примеры.

    XIV . Рефлексия:

    Покажите своё настроение с помощь солнышек и тучек.

    - Наклейте на «Листы настроения» ту картинку, которая соответствует вашему настроению и работе на уроке.

    Как живёт ёжик?

    Летом ёжик много ест. Пауки, жуки, мухи – вот его еда. Потом он всю зиму будет спать.

    И только весной вылезет из норы.

    Гласный звук Ы, буква Ы.
    Цель:
    Знакомство со звуком и буквой Ы.
    Задачи:
    Формировать навык чтения прямых и обратных слогов.
    Совершенствовать умение работать со схемами слов.
    Формировать навык определять место звука в слове.
    Корректировать общую моторику, зрительное и слуховое внимание, фонематический слух, слоговой анализ, буквенный синтез.
    Оборудование:
    Карточка с плюсом и минусом на каждого ребенка;
    Буквы А, О, У, Ы из разрезных азбук;
    Фигурки корабликов с написанными согласными на бортах;
    Стилизованная буква Ы, печатная буква Ы;
    Модели слов.
    Возраст: 6-7 лет.
    Тип занятия: формирование умений и навыков.
    Наглядно-дидактический материал:
    Картинка лодки с детьми; картинка теплохода;
    Карточка «Путь солдата»;
    Настольная маршрутная дорожка «Карта побережья»;
    Карточки – лото, среди которых встречается звук Ы: бык, стол, шары, крыша, труба, дым, часы, кони и т.д.

    Формы работы с обучающимися: игра, кроссворд.
    Формы организации занятия: фронтальная.
    Вид занятия: занятие-игра.

    Структура занятия:
    1. Представление звука.
    2. Знакомство с артикуляционным укладом при его произношении.
    3. Характеристика звука: гласный или согласный, звонкий или глухой, твердый или мягкий.
    4. Физкультминутка.
    5. Выделение звука на слух из ряда звуков, из слов, из предложений.
    6. Знакомство с буквой. Закрепление образа буквы.
    7. Чтение слогов и слов с этой буквой.
    8. Применение разных способов чтения (по ступенькам, по веревочке, по горкам).
    9. Выводы.

    Ход занятия
    1. Рассказ с присутствием движений и голосовых упражнений.
    Показываются картинки лодки с детьми и плывущего теплохода.
    Педагог: мы сейчас отправимся в путешествие на лодке. Слушайте меня внимательно и повторяйте за мной движения.
    «Наступило лето. Дети поехали кататься на лодке (Имитация гребли веслами). Тихо качались волны. Навстречу детям плыл теплоход, (Руки вытянуты вперед, ладони сложены вместе) он загудел: Ы-Ы-Ы-Ы (Вместе с детьми). Дети продолжали плыть. Теплоход опять загудел: Ы-Ы-Ы-Ы, проплывая мимо лодки. Дети весело замахали пассажирам теплохода (Дети машут). Они на лодочке ловили рыбу и ныряли в воду и плавали (Показать движения)».
    Педагог: кто помнит из рассказа, как гудел теплоход? (Ы-Ы-Ы-Ы)
    2. Акустический и артикуляционный анализ звука Ы.
    Педагог: О каком звуке мы сегодня будем говорить? (О звуке Ы). Какой это звук? (Гласный). Мешает ли что-нибудь при его произношении? (Преграды нет). Какие гласные звуки мы уже изучили? (А, О, У) Чем гласные отличаются от согласных? (Гласные поются, а согласные – нет).
    Звук Ы – гласный, при его произнесении во рту ничего не мешает, нет преграды для прохождения воздушной струи, его можно петь. Губы при этом – в улыбке.
    3. Постановка игровой задачи.
    Рассматривается маршрутная дорожка «Карта побережья».
    Педагог: на своей лодке мы доплыли до чудесного побережья и будем его сейчас обследовать.


    Пункт №1. Водопад.
    Выделение звука Ы из ряда других звуков, выделение слога с Ы.

    Цель упражнения: развитие слогового анализа.
    Для упражнения потребуются карточки с плюсом и минусом на каждого ребенка.
    Педагог: чтобы нам перебраться через водопад и двигаться дальше, надо поднять карточку с минусом, если не услышите звука Ы в ряду других звуков, и карточку с плюсом, когда услышите Ы в ряду других звуков: А, О, У, Ы, И, Ы, Э, Ы и т.д.
    А теперь задание посложнее: поднимите карточку с плюсом, когда услышите в словах звук Ы, и карточку с минусом, когда этого звука в слове нет.


    Слова: горы, пенал, рыба, диван, коты, боты, розы, книга, козы, роты, стол, пузырь, мел, мыло, ветер, голы, стол.

    Пункт №2. Холм.
    Выделение звука Ы из названия предметных картинок.
    Цель упражнения: развитие звукового анализа.
    Для упражнения потребуются карточки-лото, в названии которых встречается звук Ы: бык, стол, шары, столы, крыша, труба, дым, цветы и т.д.
    Педагог: только мы собрались продолжить свой путь, как дорога внезапно оборвалась, и нам пришлось прыгать с холма. Все встали, подпрыгнули, перешагнули через камни и тихонько сели. Пока мы прыгали, все карточки-лото рассыпались. И теперь нам надо выбрать только те, в названии которых есть звук Ы.

    Пункт №3. Таинственная пещера.
    Представление буквы Ы.


    Цель упражнения: развитие зрительного восприятия.
    Для упражнения потребуются печатная буква Ы, стилизованная буква Ы.
    Педагог: вот мы обнаружили таинственную пещеру, только собрались туда заглянуть, но не смогли. Знаете, почему? Потому, что с нами в путь отправилась буква, которую мы с вами изучаем. Какая это буква? (Буква Ы). Показываю вам букву. Посмотрите, какая она толстенькая. Вот она и не смогла пройти внутрь пещеры, просто застряла.
    «Ы – какя ты толстушка!
    Твой животик, как подушка!
    Чтобы легче было жить,
    Палочку пришлось добыть!»
    И. Лопухина
    Показывается печатная и стилизованная буква Ы.

    Динамическая разминка
    «Ы » - сказала буква Ы, Показывается буква Ы.
    Озорная буква Ы. Хлопки над головой и сзади туловища.
    Я не просто буква «Ы» - Хлопки вверху руки и в стороны.
    Я несчастная, увы…
    Я в начале не бываю: Руки на поясе, лопатки свести и расправить.
    Слов своих не начинаю –
    Все в конце, увы, увы, Ходьба на месте.
    Ставят чаще Ы-Ы-Ы.
    Вот какая буква Ы - Поднять руки вверх и развести в стороны,
    Невезучая, увы! Опустить вниз и расслабить руки.

    Пункт №4. Болото.
    Цель упражнения: развитие умения выделять гласный звук из слова.
    Для занятия потребуется доска и мел.
    Педагог: чтобы перейти через болото, надо прыгать с кочки на кочку. Такими кочками для нас будут буквы, которые мы будем записывать на доске. Я называю слова, вы – находите только гласный звук и записываете его на доске. Я вас буду по очереди вызывать к доске. А потом мы проверим, правильно ли мы выполнили задание.
    Слова: вол, бак, сын, дом, рысь, раз, лук, дым. Дорожка – О, А, Ы, О, Ы, А, У, Ы.

    Пункт № 5. Чтение слогов прямых и обратных.
    Цель упражнения: развитие навыка чтения в занимательной форме.
    Занятие проводится у доски.
    Дети выбирают себе корабли с буквами.
    Педагог: играем в капитанов. Я буду вызывать вас по одному к доске и вы будете капитанами, которые управляют кораблями с буквами. Ваша задача -подплыть к одной из букв и прочитать полученный слог.

    Пункт № 6. Игра «Измени в словах звук О на звук Ы».
    Цель упражнения: развитие фонематического слуха.
    Педагог читает стихотворение, выделяя голосом звук О. Дети его меняют на звук Ы.
    Педагог: С тобою «Ы» играет в прятки.
    Найди скорее отпечатки.
    В словах ошибки все исправь,
    На место букву Ы поставь!
    Увидел я в клетке рысь,
    Ей, как кошке, крикнул: «БрОсь!»
    На столе - большая пышка,
    В норку ее тащит мОшка.
    Стоит избушка у воды,
    А из избы струится дОм.
    В загоне около избы
    Стоит рогатый сильный бОк.
    Приоткрыв у миски крОшку,
    СОр из брОнзы видит мОшка.
    Любит мОшка брОнзы, сОр,
    Хоть и много в сОре дОр!
    И. Лопухина

    Пункт №7. Поищем соседей для буквы «Ы». Подбор слов к моделям.
    Цель упражнения: коррекция звукового анализа и синтеза.
    Педагог: давайте поищем «соседей» для буквы Ы так, чтобы когда все буквы встанут рядом, получилось слово.
    Ы
    (Сыр, бык, дым)

    Ы
    (Дыня, быки, лыко)

    Пункт №8. Высокие горы.
    Цель упражнения: развитие буквенного синтеза.
    Читаются слова, написанные по цепочке, по карточке «Путь солдата».

    Педагог: Встречаем мы солдата по дороге:
    Шел солдат с задания,
    Шел издалека.
    Он отстал немного
    От своего полка.
    По горам карабкался,
    Через реки плыл,
    Да слова пароля своего забыл.
    Мы с вами за ним
    Устремляемся в путь.
    Ты слова его пароля
    Прочитать не забудь!

    Каждая буква написана в своем кружочке. Читаем по цепочке, называем слова (сомы, муха, мыло, ломы, шумы, осы).
    А сейчас давайте придумаем солдату пароль, чтобы в нем было не меньше двух прочитанных слов.
    Дети придумывают предложение - пароль.

    10. Итоги занятия.
    Педагог: какой звук мы сегодня изучали? Дайте его характеристику.

    Урок литературного чтения

    (обучение грамоте)

    1 класс

    Программа «Начальная школа XXI века»

    Учитель: Костерина Ирина Николаевна

    Тема: Знакомство с буквой ы.Цели : создать условия для знакомства учащихся с гласным звуком [ ы] ; учить акцентированному произнесению гласных звуков в звуковых моделях слов; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения; формировать умение воспринимать на слух и образно представлять стихотворный текст; воспитывать культуру учебного труда.Планируемые результаты: Личностные УУД: осознание роли речи в общении людей; понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи.Регулятивные УУД: адекватно воспринимать оценку учителя; осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном; находить и исправлять ошибки, допущенные в словах.Коммуникативные УУД: умеет обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя; обсуждать индивидуальные результаты конструирования печатных букв.Познавательные УУД: использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач; выделять существенную информацию из небольших иллюстраций, текстов.Предметные УУД: узнавать и выделять на слух из ряда звучащих и произносимых слов только те, в которых есть определенный гласный звук; подбирать слова с заданным гласным звуком; различать звук [ы] и букву ы.
    Оборудование : рисунки, фишки –звуки, карточки для групповой работы.
      Организационный момент.
    Звенит звонок всё громче, всё сильней. Какая трель над миром разливается! Ты думаешь, распелся соловей? Не соловей-урок наш начинается. - Улыбнемся, друг другу, возьмем соседа за руки и пожелаем удачи в поиске на уроке.
      Актуализация знаний.
    - Назовите первый звук в данных словах, дайте ему характеристику.



    Обозначим буквами эти звуки. А, У, Э, О.- Что общего у этих букв? (Они все гласные и показывают твердость впереди стоящего согласного)2 .Игра " Живые звуки"(Учитель раздаёт карточки: двое учеников получают синюю и зелёную карточки, другие дети получают карточки с представленными буквами -а, я, о, ё, у, ю.)- Была хорошая погода, все гласные вышли погулять. Дети" буквы " выходят из-за парт и гуляют по классу.-Вдруг небо потемнело, солнышко спряталось за тучи, начался проливной дождь."Буквы" увидели домики и устремились к ним, но "хозяин" мог пустить в них только своих.Распределитесь, "буквы" , каждый в свой домик.(В синий -а, о, у; в зелёный -я, ю, ё.)-Вот опять выглянуло солнышко, буква А постучала в зелёный домик.Учитель обращается к "букве" А.-Какую букву пригласишь на прогулку? Почему? (Буква Я, так как буквы А и Я обозначают звук {а}после согласных.) Аналогичная работа проводится с остальными буквами.3. Сообщение темы урока. Р
    ассмотрите рисунки. Что объединяет данные картинки?



    Получается, что объединить их не можем никак? По смыслу они разные, по первому звуку тоже.Но что-то общее все же у них есть. Произнесем и послушаем, какой звук в этих словах одинаковый?- Значит, с каким звуком мы сегодня будем знакомиться?3. Упражнение в звуковом воспроизведении слов Определим, в каком месте слова вы услышите звук [ы ].Крыша, блины, дырка, пыль, козы. Парная работа: придумайте еще слова, в которых встречается звук [ ы ]
    - Назовите слова, в которых буква ы в начале слова. -Есть слова на букву ы? – Мы спросили у совы. Призадумалась сова И переспросила «а»?
    Слух хороший у совы, Но не знает слов на ы. Ы нужна нам или нет – Дайте, дети, мне ответ? Е.Благинина.
    4. Работа со схемами слов.



    Что же за звук такой ы?- Нужен ли он нам для чтения слов? Вывод.
    Физминутка.

    5. Знакомство с буквой Ы печатной (таблица) Работа по странице учебника -Рассмотрите образцы буквы Ы. На что она похожа?А бедняжка буква ЫБродит с палочкой, увы.А.Шибаев
    Вот топор, полено рядом-Получилось то, что надо.Получилась буква Ы,Все мы знать её должны. В.Степанов.

    6. Работа с ребусами. (парная работа)


    Как сделать из слова мышка – мушка –мошка – мишка?- Что же можно за вывод сделать, глядя на схемы составленных слов? (обозначает твердость согласного)
    7.Дифференцированная работа с коллективной проверкой.
    Чтение хорошо читающими детьми стихотворения С.Маршака.- Что же за вывод сделали маляры?Для нечитающих детей:-Выполните работу по индивидуальным карточкам.Мыла Мила мишку мылом,Мила мыло уронила.Уронила Мила мыло,Мишку мылом не домыла.-Подчеркните в словах букву Ы.
    8.Игра " Будь внимателен" Учитель читает стихотворение М.Пляцковского "У кого растут усы?".У кого растут усы? Есть усы у мотыльков,У моржа и у лисы, У тюлений, у жуков. У бобра и у крота, Есть у зайца и сверчка,У кота и у кита. У сома и хомячка. Есть у тигров и мышей, Есть у львов и у ежей.... Даже папа для красы Отрастил себе усы!-Кто слушал внимательно? У кого растут усы?-Кого ещё вы знаете с усами? (Белка, рысь......)7. Итог урока. - Какую цель ставили? Достигли цели?- Какая тема урока была?-С какой буквой -труженицей познакомились?-Чем она отличается от всех остальных?-Какой звук обозначает буква Ы? Ы живёт в семействе гласных- Звуков чистых, чётких, ясных, И, как гласная любая- Мы теперь о том уж знаем,- Любит Ы к согласным встать, Чтобы слог образовать: Выход, мыло, тыква, пыль, Мыши, мысли, сыр и быль. В алфавите Ы важна, Словно в пище соль нужна. Т.Синицына Рефлексия - Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый.

    -Спасибо за работу!

    Используемая литература:1. Л.Е. Журова,А.О. Евдокимова «Букварь», «Вентана –Граф» , 2012г2.Поурочные планы по учебнику Л.Е.Журовой, А.О. Евдокимовой "Букварь", Волгоград, 2010г.3.Занимательная грамматика.4.Игры со словами.

    Фото с урока.







    Логопедическое занятие по обучению детей грамоте в старшей группе.

    Подготовила Шематонова Л.В.

    Тема: Звук [Ы]

    Цели: 1. Обучение различению и четкому произношению звука [Ы] в слогах, словах, предложениях;

    2. Упражнять детей в образовании существительных множественного числа; познакомить с буквой Ы.

    3. Развитие зрительного и слухового внимания, общей, тонкой и артикуляционной моторики, памяти;

    4. Формирование положительной установки на участие в занятии, доброжелательных отношений, навыков сотрудничества.

    Ход занятия:

    1. Под тихую музыку дети проходят на ковер.

    Ребята, хотите поиграть? Игра называется «Один – много». Я называю один предмет, а вы много.

    Кукла – куклы, гриб – грибы, машина – машины, лимон – лимоны, шкаф – шкафы, стол – столы, шар – шары, тыква – тыквы, кот – коты, зонт – зонты, ягода – ягоды, дуб – дубы, зуб – зубы, банан – бананы.

    Молодцы, хорошо поиграли. А сейчас пройдите на свои места.

    2. Ребята, давайте вспомним, какие гласные звуки мы уже знаем: [а, о, у, и]. Правильно, молодцы.

    3. Ой, опять в нашем телевизоре сломался звук. Посмотрите внимательно и догадайтесь, какой это звук. И поднимите карточку с этим звуком. Денис, какой сейчас был звук? Саша? Инна?

    Ребята, а звуки [а, о, у, и] какие? Да, гласные. Мы произносим их свободно, во рту нет препятствий.

    – Сегодня мы познакомимся еще с одним гласным звуком. Послушайте, какие песенки я вам пропою: аы – оы – уы.

    Какой новый звук вы услышали?

    Да, верно. Прозвучал звук Ы . Он у нас тоже гласный звук. И обозначается он вот таким символом. А буква Ы будет жить у нас в этой квартире нашего многоэтажного дома.

    – Давайте вместе пропоем звук Ы

    – Громко, тихо, кратко, длинно.

    – А сейчас хотите поиграть? Выходите на ковер, встаньте все в круг. Посмотрите, у нас на ковре лежат карточки. Каждый берет одну карточку. Девочки берут карточку с одним предметом, а мальчики – где много предметов (играет музыка). Все нашли? Давайте проверим. Девочки ставят карточки Нюше, а мальчики – Крошу. Проверим. Посмотрите, все ли правильно? Девочки назовите свои предметы, а сейчас мальчики называют громко свои предметы. Какой звук повторился много раз? Да, звук Ы.

    Проходите за столы. Сядьте ровно, выпрямите спины. Давайте вспомним слова со звуком Ы, которые называли мальчики.

    Звук Ы у нас особенный. Он никогда не бывает первым, всегда находится в середине, или в конце слова.

    – Ы – буква сытая, несет брюшко набитое. Очень любит поесть. Варит суп и солит его, картошку варит, солит, салат делает – солит. Что еще можно приготовить и посолить?

    Ребята, что сегодня делали на занятии? Познакомились со звуком и буквой Ы, учились ее произносить. Молодцы, хорошо поработали!

    Можете отдыхать.

    Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"
    Нравится

    Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в

    подготовительной группе

    Тема: Звук [ы] и буква ы

    Цели:

    Уточнить артикуляцию звука [ы];

    Упражнять детей в образовании существительных множественного числа;

    Познакомить детей с образом буквы ы;

    Упражнять в умении находить местоположение звука в слове.

    Оборудование: набор картинок, панно букв, звуковые домики, буква ы на каждого ребенка, ножницы, тетради, зеркала, фломастеры.

    Ход занятия:

    I . 1) Дети стоят в кругу с воспитателем.

    Ребята, а вы знаете какое сейчас время года?

    Какой месяц?

    Какое сегодня число?

    А день недели?

    А какие занятия у нас в четверг?

    Чем мы занимаемся на занятиях по развитию речи? (Учимся красиво говорить, правильно согласовывать слова, составляем предложения, учимся правильно произносить звуки, чтобы не получилось как в рассказе В. Драгунского «Заколдованная буква»).

    А для чего мы учим буквы? (для того, чтобы научиться читать).

    Чтобы наша речь была красивой и грамотной, нужно научиться слышать звуки, правильно их произносить.

    Мы сегодня с вами познакомимся с одним очень интересным звуком и его образом – буквой. Поучимся находить этот звук в словах. А чем этот звук так интересен, хотите узнать?

    Я вам сейчас прочитаю стихотворение, а вы внимательно послушаете, и попробуйте догадаться, с каким звуком мы будем знакомиться:

    Звук – невидимка спрятался в час ы ,

    А его братишка – дедушке в ус ы .

    Дети называют звук [ы].

    2) Артикуляция звука

    Молодцы, правильно назвали – это звук [ы]. чтобы научиться произносить этот звук правильно, возьмите зеркала и давайте поупражняемся в его произнесении: губы и зубы приоткрыты, не напряжены, воздух проходит спокойно, не встречая на своем пути преград, голосовые связки вибрируют. После занятия, кто хочет, может поупражняться еще, а сейчас уберите зеркала и вставайте в круг.

    3) Характеристика звука.

    Звук [ы] – гласный.

    Игровое упражнение на развитие фонематического слуха:

    Будем хлопать мы в ладоши, если звук услышим [ы],

    На другие звуки – опускаем низко руки и идем по кругу друг за другом.

    Выделение звука [ы] из ряда гласных звуков: у, а, э, ы, о, у, и, ы.

    II. 1) – А кто знает слова, начинающиеся со звука [ы]? (Дети думают, после чего воспитатель делает вывод).

    Знаю я и знаешь ты, что нет слов начинающихся со звука [ы].

    Но в словах этот звук встречается часто. Его можно услышать в середине или в конце слова. Давайте ребята поищем слова с этим звуком.

    На столе разложены картинки со звуком [ы] и без него. Дети отбирают нужные картинки, называют, что на них изображено, выделяя голосом звук [ы], наклеивают картинку на фриз.

    2) Составление фриза.

    3) Звуковой анализ слова (с использованием звукового домика).

    Дети садятся за столы.

    Ребята, вы уже знаете, что у каждого слова есть свой домик. Перед вами лежат звуковые домики. Найдите домик, в котором живет слово «сыр», а остальные уберите на край стола.

    Дети ищут звуковой домик к слову «сыр».

    4) Образование существительных множественного числа.

    Звук [ы] – очень зажиточный звук. Что значит слово «зажиточный»? (Ответы детей).

    Где нам можно узнать значение этого слова? (В словаре).

    Зажиточный значит богатый, обладающий большим имуществом, достатком, деньгами, состоятельный.

    У его соседей сад, у звука [ы] – сады (пример говорит воспитатель далее множественное число образуют дети).

    У соседей выросла ягода, а у звука [ы] – ягоды.

    У соседей перед домом клумба, а у звука [ы] – клумбы.

    На скотном дворе у звука [ы] не корова, а… (коровы), не овца, а…(овцы), не коза, а …(козы).

    И дома у звука [ы] не комната, а …(комнаты), не диван, а …(диваны).

    Интересно, ребята, только появился звук [ы] в конце слова, предметов стало больше.

    Физминутка: игра «Научись показывать».

    Покажите на окно, покажите на дверь,

    Потом вверх на потолок, на пол вниз теперь.

    Покажите на стол, покажите на стул,

    Покажите на друга, кто чуть не уснул.

    Покажите на головку, покажите где ступня,

    Покажите где колени, покажите на меня.

    III. а) Знакомство с буквой

    С каким звуком мы сегодня познакомились? (Звук [ы]).

    Я вам покажу знак, которым обозначается звук – это буква ы (показ буквы).

    Эта буква всегда маленького роста, живет она на шестом этаже, в квартире № 6 (размещение буквы на панно).

    б) Анализ образа буквы

    Воспитатель с детьми рассматривает букву.

    Возьмите все свою букву ы. Из каких элементов состоит буква ы? (Две палочки, полукруг).

    А палочки одинаковые или разные?

    Работа с ножницами.

    Теперь убедитесь, правильно ли вы назвали, из каких частей состоит буква ы.

    Дети разрезают розданные им буквы.

    В) Синтез образа буквы.

    А теперь сложите у себя на строке из полученных элементов букву ы.

    Упражнение «Покатай фломастер».

    А сейчас возьмите фломастер, покатайте его в пальчиках и нарисуйте подружку для буквы ы.

    Дети работают в тетради. Как только дети заканчивают писать:

    А Саша все занятие хранил секретик, и сейчас откроет его вам. Он знает стихотворение про букву ы:

    Ы – буква сытая, несет брюшко набитое.

    IV .

    У буквы ы есть огород. Хотите узнать, что у нее там растет?

    Вырастала репка,

    Желтая и крепкая,

    Перед домом свекла

    Смотрит прямо в окна.

    Корешочком удалась,

    Поедим ее мы всласть.

    И моркови урожай

    Сладкой, сочной собирай.

    2) Упражнение «Посолим суп» для развития щепоти

    Пузатенькая буква ы очень любит покушать. Она варит суп из овощей и солит его (упражнение).

    Варит картошку и солит ее (упражнение).

    А что еще готовит буква ы? (Дети перечисляют разные блюда и соответствующее солят).

    3) Подведение итога занятия.

    Что на занятии вас сегодня заинтересовало, понравилось?

    Где вам это может пригодится?

    На следующем занятии с каким звуком и буквой вы хотели бы познакомиться?