Анализ урока у лукоморья дуб зеленый. Конспект урока литературного чтения А.С.Пушкин "У Лукоморья дуб зеленый"

Класс: 3

Презентация к уроку












Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель урока: помочь ребенку стать читателем-исследователем, подвести его к осознанию богатства мира отечественной литературы как искусства художественного слова, познакомить учащихся с новым произведением А.C.Пушкина, новым видом жанра (поэма);

  • Образовательные: проверить знание детей сказок поэта, формировать умение выразительно читать (определять задачу чтения, выбирать нужные тон и темп чтения, указывать паузы и выделять логическое ударение), анализировать текст, ориентироваться в тексте, расширить словарный запас детей.
  • Развивающие: развивать умение чувствовать себя и передавать своё отношение через цвет, эмоции, развивать память, внимание, артистические способности.
  • Воспитательные:
    • прививать любовь к чтению, развивать речь, мышление, воображение, воспитывать любовь к творчеству А.С. Пушкина и русской поэзии.
    • формировать коммуникативные навыки работы в группах;
    • развивать позитивную самооценку учащихся.

Оборудование к уроку:

  • учебник "Литературное чтение. 3 класс" Э.Кац, М., "Астрель", 2011;
  • тетрадь на печатной основе "Литературное чтение.3 класс", М., "Астрель", 2011 г;
  • портрет А.С.Пушкина;
  • выставка книг поэта;
  • компьютерная презентация "Мир Пушкина";
  • выставка проектов учащихся "Мир Пушкина";
  • компьютер, проектор, экран;
  • словари В.И.Даля, Д.Ожегова;
  • карточки с отрывками из произведений для работы в группах;
  • клип к отрывку из поэмы "Руслан и Людмила";
  • разноцветные лепестки для цветка "Настроение"

Современные технологии:

  • игровые технологии;
  • технологии проблемного обучения; исследовательской деятельности;
  • технологии уровневой дифференциации;
  • информационно-компьютерные технологии

Ход урока

1. Оргмомент

Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в сказочное путешествие.

И наших гостей пригласим.

2. Проверка домашнего задания

Вы то знаете, что в путешествие с собой берут самое необходимое. Для нас - это знания.

Что было задано на дом?

(подготовить сведения о Пушкине)

Учащиеся делятся своими открытиями. Подводится итог работы по проекту "Мир Пушкина"

1 лучший проект защищается на уроке (может быть показана презентация)

Микроитог

Итак, что вы узнали об А.С. Пушкине?

Родился А.С.Пушкин в Москве, в дворянской семье. В доме была большая прекрасная библиотека. Мальчик рано пристрастился к чтению.

На его воспитание большое влияние оказали бабушка поэта М.А.Ганнибал и няня Арина Родионовна, которая мастерски рассказывала сказки, знала народные поверья, пословицы и поговорки. За свою короткую жизнь А. С. Пушкин написал много удивительных произведений. Не зря его называют жемчужиной русской поэзии.

3. Выявление читательского опыта по произведениям А.С. Пушкина -Давайте вспомним, какие произведения А.С.Пушкина вы знаете?

А насколько вы хорошо помните, сейчас узнаем из викторины. Названия произведений распределите по группам

(ответы вывешиваются на доске: 1 группа-стихотворение, 2 группа-сказка, 3 группа-поэма- закрыта)

Работа учащихся в группах.

Задания для 1 группы

"Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора:"
"Уж небо осенью дышало" (отрывок из стихотворения)

"Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком
"Кабы я была царица:"

В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идёт,
("Сказка о Царе Салтане")

Задания для 2 группы

"Я ль, скажи мне всех милее,
Всех румяней и белее?"
Что же зеркальце в ответ?"

Но невеста молодая,
До зари в лесу блуждая,
Между тем всё шла да шла
"Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях"

"Гонимы вешними лучами,
с окрестных гор уже снега
сбежали мутными ручьями
на потоплённые луга."
"Гонимы вешними лучами:"(отрывок из стихотворения)

Задания для 3 группы

"Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила".
"Сказка о рыбаке и рыбке"

"Жил был поп
Толоконный лоб.
Пошёл поп по базару:"

Буду служить тебе славно,
Усердно и очень исправно,
В год за три щелка тебе по лбу,
"Сказка о попе и о работнике его Балде"

(Будем изучать произведение)

Задания для 4 группы

1. "Кири-ку-ку. Царствуй, лёжа на боку:"

"Сказка ложь, да в ней намёк!
Добрым молодцам урок"
"Сказка о золотом петушке"

(Будем изучать произведение)

"Лисица видит сыр,- Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз она не сводит".
(Басня И.А.Крылова) - Ловушка

Дети узнают произведения, а также узнали ловушку.

Учитель:

Как распределили произведения по группам?

Ученики:

1 группа-стихи, 2 группа-сказки. А что за закрытым окошком???

Вывод: Молодцы, ребята! Хорошо вы знаете и помните изученные произведения великого русского поэта.

4. Обобщение читательского опыта по жанрам произведений А.С.Пушкина

Учитель:

Ребята, а какие по жанру произведения у А.С.Пушкина

Дети:

Стихотворение, сказка.

ЖАНРЫ произведений А.С.Пушкина: СТИХИ СКАЗКИ ПОЭМА

5. Работа над новым материалом

Учитель:

Дети, как вы думаете, какая у нас тема урока?

Дети:

Будем изучать новое произведение А.С.Пушкина.

Учитель:

Сказочное путешествие продолжается. Сегодня мы познакомимся с новым произведением, которое написано красивым литературным языком "У лукоморья дуб зелёный:"

Кто из вас уже читал? И что вы знаете об этом произведении?

(Высказывания детей, прочитавших самостоятельно)

Учитель:

Как вы думаете, к какому жанру можно отнести это произведение?

(Дети сомневаются, что это сказка или стихотворение?)

Учитель:

Это вступление к поэме "Руслан и Людмила". А что такое поэма? Кто из вас знает?

(Ответы детей)

Учитель :

Более полно и точно значение слова прочитает ученик из толкового словаря Ожегова.

Ученик:

ПОЭМА - большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему.

Учитель:

Ребята, поэма это для вас новый вид жанра произведений А.С.Пушкина

(Учитель открывает третью группу слов на доске - ПОЭМА)

Учитель:

А что такое лукоморье, ребята, кто из вас знает?

(ответы детей)

Опять обращаемся к словарю Ожегова, прочитает ученик:

Ученик:

Лукоморье (поэт. устар.), морская лука - морской залив, бухта, изгиб морского берега.

6. Работа над произведением

Первичное восприятие текста.

Учитель:

Сказочное путешествие продолжается.

Дайте мы отправимся в лукоморье.

Садитесь удобнее, внимательно вслушайтесь в строки великого Пушкина. Подумайте, каким изображает поэт лукоморье?

Чтение подготовленными учениками (чтение сопровождается записью шума моря)

Беседа по первичному восприятию:

Учитель:

Каким изобразил поэт лукоморье?

Ученики:

Сказочным, таинственным, загадочным, волшебным.

Учитель:

Какие чудеса и сказочные герои вас удивили? Чем? Что особенно понравилось и почему?

(Высказывания детей)

Учитель:

Какие вам встретились трудные непонятные слова?

(Дети называют слова)

Учитель:

Это устаревшие слова, в нашей речи не употребляются. Используя слова "дол", "видений", "брег", "чредой", "витязь" и другие, автор окутывает слушателя "седой" стариной, сказочностью, волшебством.

7. Словарная работа

Учебник стр. 86-87, 169,170

Лукоморье

Неведомые (дорожки)

Невиданные (звери)

:и дол видений полны:

Брег песчаный

Мимоходом

Над златом чахнет

:и мёд я пил

Поведать

8. Физкультминутка

Руки вверх поднять пора,
Дружно ловим комара.
Вдох глубокий, выдох полный.
Разгулялись в море волны.
В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут.
Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывёт.

9. Работа над структурой и эмоциональным строем текста

Учитель:

Ребята, обратите внимание, сколько частей в этом произведении?

Ученики:

Состоит из двух частей. Первая - состоит из шести строк.

Учитель:

Что изобразил поэт в этой части? О чём пишет А.С.Пушкин?

Ученики:

Описал (время и место), где и когда происходят события сказочного мира.

Учитель:

Нравится ли самому Пушкину эта поэтическая зарисовка? Как вы думаете?

Ученики:

Поэт любуется этой картиной, уверен, что и читателю тоже нравится это описание.

Учитель:

Что вы можете сказать о второй части?

Ученики:

Более объёмна. Много сказочных персонажей, героев, с которыми происходят чудеса. (Высказывания детей)

Чтение произведения

10. Работа с иллюстрацией в учебнике

Учитель:

Что вы можете рассказать об иллюстрациях? (В учебнике и на доске)

Ученики:

Мы видим Бабу Ягу колдуна и богатыря

Учитель:

Найдите строки, к которым сделаны иллюстрации

11. Зарядка для глаз

Учитель:

Ребята, путешествуя по сказочному лукоморью, устроим отдых нашим глазкам.

Дети выполняют упражнения "По волнам" (движения слева направо и наоборот), "Морские качели" (движения вверх, вниз).

12. Работа в тетрадях по литературному чтению

Работа в парах

Заполнение таблицы

(Дети записывают синонимы и антонимы)

Взаимопроверка тетрадей.

Заполненная таблица с одним из вариантов

Работа с лексическим значением слов (прямое, переносное)

Микроитог

Через своё произведение А.С.Пушкин выразил огромную любовь к русским народным сказкам, которые передаются из уст в уста, из поколения в поколение и любимы взрослыми и детьми.

13. Итог урока

Учитель:

С каким новым видом жанра познакомились сегодня на уроке?

Ученики:

Учитель:

Что особенно вам понравилось?

Ученики:

Лукоморье, сказочные герои, чудеса, которые там происходят.

14. Просмотр клипа

Чтобы помочь вам ещё глубже почувствовать это произведение, посмотрите и послушайте клип.

15. Рефлексия цветок "Настроение"

Учитель:

Ребята, наше путешествие в сказку, подошло к концу. На партах у вас лежат лепестки сказочных цветов (жёлтый, оранжевый, зелёный, синий).

Выберите для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету вашего настроения и поднимите.

  • Жёлтый цвет - радостное, светлое, хорошее настроение.
  • Оранжевый цвет - радостное, восторженное настроение.
  • Зелёный цвет - спокойное, уравновешенное.
  • Синий цвет - грустное, печальное, тоскливое.

(Дети поднимают и показывают свои лепестки, учитель собирает все лепестки в один общий цветок. Настроение у детей радостное, светлое, хорошее, восторженное)

16. Домашнее задание

Стр.86 - 87, наизусть, в тетради задание № 4, стр.23

Конспект урока по литературному чтению

2 «Ж» класс

УМК «Школа России»

Подготовила:

учитель начальных классов

Палтаева Екатерина Валерьевна

г. Новотроицк

2019г.

Тема: «А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный»

Класс: 2.

Перспективная цель: создать организационные и содержательные условия для формирования читательской компетентности младшего школьника, коммуникативных компетенций обучающихся как показателя общей культуры человека в процессе смены видов учебной деятельности.

Актуальная цель: с формировать представление у учащихся о творчестве великого русского писателя А.С. Пушкина и познакомить их с вступлением к поэме «Руслан и Людмила» в процессе работы по теме урока.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Принципы: психологической комфортности, наглядности, доступности, активности.

Формы работы: фронтальная, работа в парах.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Средства: мультимедийная презентация PowerPoint , учебник («Русский язык » Канакина В.П., Горецкий В.Г., 2 класс, часть 2), толковый словарь С.И. Ожегова.

Оборудование: компьютер, проектор, доска.

Задачи урока :

    Обучающая: расширить знания о творчестве А.С. Пушкина в процессе работы с раздаточным материалом и презентацией.

    Развивающая: развивать навыки правильного, выразительного и осознанного чтения; развивать умение интонацией передавать настроение; обогащать словарный запас в процессе работы с текстом.

    Воспитательная: воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к литературному чтению; воспитывать уважительное отношение у обучающихся к мнению других в процессе работы по теме урока.

Планируемые результаты :

    Личностные: формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности, привитие интереса к предмету; умение анализировать результаты учебной деятельности, объяснять причины успеха или неуспеха в своей учебе.

    Предметные: знание краткой биографии А.С. Пушкина и его творчества; умение пользоваться толковым словарём; умение правильно и выразительно читать произведение.

    Регулятивные: умение ставить цель; умение выполнять действия самоконтроля; умение подводить итоги урока, умение выполнять познавательную и личностную рефлексию.

    Познавательные: умение сравнивать и анализировать объекты, делать выводы; умение осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником и толковым словарём.

    Коммуникативные: развитие коммуникативных способностей обучающихся, стремления к более точному выражению собственного мнения; умения задавать вопросы; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность.

Этапы урока

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

I . Самоопределение к учебной деятельности

Задача:

организация рабочего места; формирование положительной мотивации на предстоящую деятельность.

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность класса.

Здравствуйте, ребята! У нас сегодня не обычный урок. К нам пришли гости. Проверьте, все ли готово к уроку: учебник, тетрадь, пенал, дневник? Садитесь. Отгадайте загадку:

Есть у радости подруга

В виде полукруга.

На лице она живёт,

То куда-то вдруг уйдёт,

То внезапно возвратится,

Грусть-тоска её боится.

Давайте, улыбнёмся друг другу и с хорошим настроением начнём наш урок. (Слайд 2)

Обучающиеся приветствуют учителя. Проверяют свою готовность. Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

Улыбка.

Улыбаются друг другу.

Регулятивные УУД:

Активизируют свое внимание, собранность, включение в деловой ритм.

Личностные УУД:

Формирование положительного отношения к учению, к познавательной деятельности.

II . Актуализация знаний и фиксация затруднений в

деятельности

Задача: подготовка к изучению новой темы, повторение изученного материала. Проверка домашней работы.

Активизирует знания учащихся. Создает проблемную ситуацию.

Проверка домашней работы (опрос 5-7 учеников)

- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в сказочное путешествие.

Но прежде чем отправиться мы с вами подготовим нашу речь к чтению. (скороговорка) (Слайд 3)

Читает учитель

Читает 1 ряд

Читает 2 ряд

Читает 3 ряд

Читаем по цепочки

Создает проблемную ситуацию.

Включение музыкальной композиции 2.45 мин (Слайд 4)

-Ребята,что вы сейчас прослушали?

- Как вы думаете с кем и с чем мы сегодня познакомимся?

- Что такое сказка?

- А кто же поведет нас в мир сказки?

Давайте проверим

(на столе лежат конвертики в них пазл там отгадка)

- Давайте вспомним некоторые факты из биографии великого русского писателя.

Может кто помнит?

Рассказывает небольшую биографию

А.С. Пушкина. (Слайды 6-9 слайды)

Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая 1799 года в Москве. Семья принадлежала к самой образованной части московского общества. В их доме собирались поэты, художники, музыканты.

Любовь к родному языку и чтению ему привили бабушка, Мария Александровна Ганнибал, превосходно говорившая и писавшая по-русски, и няня Арина Родионовна.

В 1811 году Пушкин поступил в Царскосельский лицей.

В 1831 году он женился на юной красавице Н.Н. Гончаровой. 27 января 1837 года состоялась дуэль А. Пушкина с Ж. Дантесом, в результате которой Александр Сергеевич был смертельно ранен.

Смерть поэта стала началом его бессмертной славы на земле.

У каждого возраста свой Пушкин. Для вас он пока поэт-сказочник. В дальнейшем вы узнаете много нового и интересного о его творчестве. Его именем названы улицы, города, площади, библиотеки, школы, парки. Ему поставлено много памятников.

А. Пушкин во время своих поездок по России собирал и записывал сказки. Какие сказки Пушкина вы знаете?

- (Слайд 10) Скажите, пожалуйста, сколько сказок у А.С. Пушкина? Какие? Давайте отгадаем?

К каким сказкам относятся данные строки?

Всего сказок у А.С. Пушкина пять: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о золотом петушке».

Еще сказкой считают и сказочную поэму «Руслан и Людмила».

Кто слышал об этом произведении? О чем поэма?

Эту поэму Пушкин написал в 1820 году, когда ему было 20 лет, а вступление к ней в 1824 году. (Слайды 12-13)

Тема сегодняшнего урока «У лукоморья дуб зелёный».

Слушают учителя. Отвечают на вопросы.

Скороговорка

Лежебока рыжий кот отлежал себе живот .

Песню

Со сказкой

Это литературный жанр. Вымышленная истории

А.С.Пушкиным и его поэмой

А.С. Пушкин

.

Рассказ ребенка

(Тюлегенов аслан)

Слушают ученика. Смотрят презентацию.

Отгадывают сказки А.С. Пушкина

(Загадки от учащегося)

О том, как злой волшебник унес со свадьбы невесту Руслана Людмилу. О том, как он и еще три жениха Людмилы отправились ее искать, об их приключениях и счастливом конце.

Коммуникативные УУД:

Предметные УУД:

Знают, что такое сказка.

Регулятивные УУД:

Осуществляют самоконтроль и самокоррекцию.

Умеют осознавать и принимать учебную задачу.

Коммуникативные УУД:

Умеют выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

Предметные УУД:

Знают сказки А.С. Пушкина.

Коммуникативные УУД:

Умеют вступать в учебный диалог с учителем;

Умеют слушать и понимать мнение других.

III . Действие целеполагания

Задача:

формирование умения ставить цель своей дальнейшей работы.

Ребята, попробуйте определить цель нашего урока.

Молодцы. Сегодня мы познакомимся с вступлением к поэме, выразительно прочитаем и проанализируем.

-А прежде чем отправится,мы немножко отдохнем.

Формулируют цель урока.

Познакомиться с вступлением к поэме «Руслан и Людмила» «У лукоморья…».

Коммуникативные УУД:

Регулятивные УУД:

Умеют ставить цель.

Физическая минутка

Задача: организация здоровьесберегающей деятельности детей.

Физминутка: (Слайд 14)

Показывает движения.

А сейчас мы отдохнем,

По тропиночке пойдем.

Между сосен и березок,

В Лукоморье попадем.

Мы глазами миг-миг;

Мы плечами чик-чик;

Мы руками хлоп-хлоп;

Мы ногами топ-топ;

Раз – туда, два – сюда,

А потом – вокруг себя

Надо низко поклониться,

Чтобы в сказке очутиться.

Повторяют движения за учителем.

Личностные УУД:

Учатся формировать установку на безопасный, здоровый образ жизни при выполнении упражнений.

IV . Планирование и организация деятельности по созданию нового способа действий

Задача:

организовать

ситуацию целенаправленного поиска.

Организует устную работу.

Что такое поэма? (Слайд 16)

А что такое лукоморье, ребята, кто из вас знает? (Слайд 17)

- Ребята, а теперь мы отправимся в лукоморье. (Слайд 18)

Учитель включает аудиозапись вступления к поэме.(Слайд 19)

Каким же поэт изобразил лукоморье?

Что можете сказать об авторе?

Слушают учителя, отвечают на вопросы, выполняют задания.

- Поэма - большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему.

2 ученика работают с толковым словарём С.И. Ожегова

Морской залив.

Внимательно слушают.

Отвечают на вопросы.

Сказочным, таинственным, загадочным, волшебным.

Он любил сказки, у него богатая фантазия т.д.

Познавательные УУД

Умеют ориентироваться в

системе знаний;

осуществлять анализ

объектов.

Познавательные УУД:

Умеют сравнивать и анализировать объекты, делают выводы;

Умеют осуществлять поиск необходимой информации при работе с учебником и толковым словарём.

Предметные УУД:

Умеют составлять распространенные предложения.

Коммуникативные УУД:

Умеют строить свое речевое высказывание;

V . Первичное закрепление новых знаний и способов действий

Задача: выявить качество и уровень усвоения учащимися знаний и способов действия.

Организует работу с презентацией и учебником.

Откройте учебники на стр. 86-87 (Слайд 20)

А теперь прочитайте произведение. Кто желает начать?

Организует словарно-лексическую работу.

(Слайды 21, 22)

Какие незнакомые слова вам встретились? Попробуйте объяснить.

Лукоморье - такой изгиб морского берега, когда часть моря вдается в сушу. Морской залив.

На неведомых дорожках - на незнакомых дорожках.

Дол - долина.

Витязь - в старину: воин, богатырь.

Чредой - чередой, по очереди.

Дядька - в старину: слуга-воспитатель

при мальчике в дворянской семье.

Мимоходом - по пути, проходя мимо.

Пленяет - берет в плен.

Чахнуть - сохнуть, изводить себя, страдать.

- А сейчас ещё раз прочитаем это вступление по цепочке.

Вспомните, героями, каких сказок являются персонажи и действующие лица, упомянутые А. С. Пушкиным в отрывке?

Какие волшебные предметы называет?

Какие слова и выражения говорят о том, что сказочный мир таинственный и загадочный?

Есть ли зачин и концовка традиционные для русских сказок?

Работают с презентацией и по учебник.

Несколько человек читают произведение, остальные следят по тексту.

Объясняют значения слов, как понимают сами.

Выразительно читают вступление к поэме по цепочке.

Называют сказки.

Ступа, избушка на курьих ножках и др.

Чудеса, неведомые дорожки, невиданные звери и т. д.

Да. Окончание вступления похоже на конец народной сказки.

Коммуникативные УУД:

Умеют слушать и понимать речь учителя, друг друга;

Умеют излагать свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД:

Умеют выполнять действия по алгоритму.

Предметные УУД:

Коммуникативные УУД:

Умеют вступать в учебный диалог с учителем.

VI . Самостоятельная работа

Задача:

организовать самостоятельную работу.

Организует самостоятельную работу.

Разгадайте в парах кроссворд «Лукоморье»

(Слайд 23)

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними … (1) их морской;

Там … (2) мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

(4) несет богатыря;

В темнице там … (3) тужит,

А бурый … (5) ей верно служит…

Проверьте себя. (Ответы на слайде.)

У кого так же как на доске поднимите зеленый цвет светофора.

Выполняют самостоятельную работу. Самопроверка.

О т в е т ы: 1. Дядька. 2. Королевич. 3. Царевна. 4. Колдун. 5. Волк.

Регулятивные УУД:

Умеют выполнять действия самоконтроля при самостоятельной работе;

Осуществление самоконтроля.

Коммуникативные УУД:

Умеют работать в парах

Предметные УУД:

Разгадывают кроссворд по теме урока.

VII . Рефлексивно оценочные действия

Задача:

организовать ситуацию рефлексии.

Организует рефлексию и подводит итоги урока.

Молодцы. Итак, наш урок подходит к концу.

Скажите, какая была тема сегодняшнего урока?

Что такое поэма?

Что такое лукоморье?

Что нового вы узнали сегодня?

Что вызвало затруднения у вас на уроке?

Что вам понравилось на уроке?

Отлично! Вы хорошо работали сегодня на уроке, умницы!

- (Слайд 24) Продолжите строки:

Какой был прекрасный сегодня …урок.

И много в душе родилось у нас …строк.

И ум наш в порядке, и есть у нас …знанья.

Теперь не страшны нам любые …заданья.

Отвечают на вопросы.

Выполняют личностную рефлексию.

Личностные УУД:

Умеют анализировать результаты учебной деятельности, объяснять причины успеха или неуспеха в своей учебе.

Коммуникативные УУД:

Умеют строить свое речевое высказывание;

Умеют слушать и понимать мнение друг друга.

VIII . Инструктаж по выполнению домашнего задания

Задача : обеспечение понимания содержания домашнего задания.

Объясняет домашнее задание.

(Слайд 25)

- Откройте, пожалуйста, свои дневники и запишите домашнее задание: с. 86 12 строк наизусть.

- Всем спасибо за урок!

Осмысливают и записывают домашнее задание в дневники.

При необходимости задают вопросы.

Регулятивные УУД:

- записывают домашнее задание

Урок литературного чтения.

Тема: А. С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный …»

Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме.

Основные задачи:

- познакомить со вступлением к поэме «Руслан и Людмила» А.С. Пушкина

Дать первоначальное представление о сказочной поэме;

Познакомиться с фактами биографии А. Пушкина, сказками;

Личностные универсальные учебные действия

– эмоциональное отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);

– мотивации к самовыражению в выразительном чтении, рисуночной и игровой деятельности;

– стремления к успешности в учебной деятельности.

Регулятивные универсальные учебные действия:

– менять позиции слушателя, читателя, зрителя в зависимости от учебной задачи;

– принимать алгоритм выполнения учебной задачи и работать в соответствии с ним,

Планировать и контролировать этапы своей работы;

Познавательные универсальные учебные действия

– самостоятельно ориентироваться в содержании, работать с учебником, словарями

– обобщать и классифицировать учебный материал; формулировать несложные выводы.

– осознавать смысл незнакомых слов из контекста в процессе чтения и обсуждения;

Коммуникативные универсальные учебные действия

– эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника;

– уважать мнение собеседников;

– высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию;

Оборудование:

    Учебник «Литературное чтение»

    Карточки с жанрами для работы в группах.

    Карточки со словарными словами

    Презентация

    Запись шума моря

    Мультипликационный фильм: «У Лукоморья дуб зелёный»

Ход урока.

    Организационный этап.
    - Давайте поздороваемся с гостями.
    - Тихо садятся девочки, а теперь мальчики.

II . Актуализация знаний.
Учитель : Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в сказочное путешествие. И пусть хорошее настроение сохранится у вас до конца урока.
Учитель: - Прочитайте названия книг и подумайте, что объединяет все эти произведения?

(слайды)

Сказка о рыбаке и рыбке
Сказка о царе Салтане

Сказка о мертвой царевне и семи богатырях
Сказка о золотом петушке

Сказка о попе и его работнике Балде.

Д. Это произведения А. С. Пушкина.

У. Да, действительно, все эти произведения написал А.С. Пушкин.(СЛАЙД)

1. Постановка учебной задачи. Самоопределение к деятельности.

У. О ком будем вести речь на уроке?(мы будем говорить о Пушкине и читать его произведение)

У. Правильно, мы будем говорить о солнце русской поэзии - так называют Пушкина

и отравимся в мир сказок, будем литературными исследователями и отправимся в лукоморье.

2. Целеполагание и сообщение темы.

У. Что бы вы хотели узнать и чему научиться на уроке?

Д. Научиться выразительно читать стихотворение; находить в нем красивые слова; узнать, почему Пушкин написал это произведение.

У. Для чего вам это нужно?
Д. Нам это нужно для того, чтобы уметь красиво и правильно говорить самим и чтобы нас было приятно слушать другим.

3.Выявление читательского опыта по произведениям А. С. Пушкина. Работа в группе

Учитель . - Сейчас мы узнаем, какие произведения вы знаете, и к каким жанрам они относятся. Объединитесь в группы.

Определите жанр отрывков из произведений, которые вам даны на карточках.

- Работа учащихся в группах.

Задания для 1 группы
«Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;»
«Уж небо осенью дышало» (отрывок из стихотворения)

Задания для 2 группы

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса. (отрывок из стихотворения.)

Задания для 3 группы

“Здравствуй, зеркальце! скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?”
И ей зеркальце в ответ:
“Ты прекрасна, спору нет;
Но живёт без всякой славы,
Средь зелёныя дубравы,
У семи богатырей
Та, что всё ж тебя милей”.

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

«Сказка о Царе Салтане »

Вывод: Молодцы, ребята! Вы правильно определили жанры предложенных произведений великого русского поэта.

III . Работа с текстом.

Обобщение читательского опыта по жанрам произведений А. С. Пушкина

У . Итак, какие по жанру произведения у А. С. Пушкина мы знаем?
Д. Стихотворение, сказка Запись на доске (открывает учитель).

ЖАНРЫ произведений А. С. Пушкина: СТИХИ СКАЗКИ ПОЭМА (ещё закрыта)

У. Знаете ли вы, сколько сказок написал Пушкин?

Д. Всего 5 сказок.

1.Работа над новым материалом. Первичное восприятие текста.

У. Сегодня на уроке мы узнаем новый жанр произведений А.С. Пушкина и поэтому наше сказочное путешествие продолжается. Мы познакомимся с новым произведением, которое написано красивым литературным языком: «У лукоморья дуб зелёный…» (СЛАЙД) (доска 2 часть темы)

У. Кто из вас уже читал это произведение? И что вы знаете об этом произведении?
(Высказывания детей, прочитавших самостоятельно)

У. Предлагаю посмотреть и послушать это произведение. (Мультипликационный фильм)

2. Беседа по первичному восприятию:
У. Понравилось ли сказка?

У. Что понравилось?
У . Каким же поэт изобразил лукоморье?
Д. Сказочным, таинственным, загадочным, волшебным.
У. Какие чудеса и сказочные герои вас удивили? Чем?
У. Как вы думаете к какому жанру можно отнести это произведение?
(Дети сомневаются, что это сказка или стихотворение?)

У. Дети, сейчас мы с вами познакомились с новым для нас жанром: это поэма. «У лукоморья дуб зелёный…» являетсяотрывком из большой поэмы:«Руслан и Людмила». Полностью с поэмой вы познакомитесь в старших классах.
У. А что такое поэма? Кто из вас знает?

У. Более полно и точно значение слова поэма узнаем из толкового словаря Ожегова. (СЛАЙД)

Д. ПОЭМА - большое стихотворное произведение на историческую, героическую или возвышенную лирическую тему.

У . Ребята, поэма это новый вид жанра произведений А. С. Пушкина (Учитель открывает третью группу слов на доске (поэма)

У . А что такое лукоморье, ребята, кто из вас знает? (Ответы детей)
Теперь обращаемся к словарю в конце нашего учебника на стр. 214, прочитает ученик…

Д. Лукоморье - морской залив . (Слайд)

У. Представьте себе лук и стрелы. Когда тетива лука натянута, то лук сгибается. Так же изогнут и берег моря ЛУКоМОРЬЕ. Получается залив.

У. Ребята, а теперь мы отправимся в лукоморье.

Физминутка- релакс «У моря»

Предлагаю отправиться в удивительное место, для этого закройте глаза и внимательно послушайте звуки природы (включаю шум моря)

Расскажите, что вы слышали? (Крик чаек, шум моря) Как вы думаете, где оказались?

И вдруг, на берегу моря мы видим …… Кто узнал это дерево, назовите? (На доске появляется рисунок огромного дуба)

3.Работа над произведением . Первичное чтение.

У. Теперь прочитаем текст сами на стр. 86 (сильные ученики). Все следят за текстом и делают карандашом пометки над словами, которые вам будут непонятными.

У. Какие вам встретились трудные непонятные слова? (Дети называют слова, учитель выставляет карточку на доску).
У. Это устаревшие слова, в нашей речи не употребляются. Используя слова «дол», «видений», «брег», «чредой», « витязь » и другие, автор окутывает слушателя «седой» стариной, сказочностью, волшебством.

4.Словарная работа : (СЛАЙД)

У . Давайте попробуем объяснить, что обозначают эти слова

    ДОЛ -долина

    ПЛЕНЯЕТ- берёт в плен

    ЗЛАТАЯ -золотая

    БРЕГ - берег

    ПЕСНЬ - песня

    ЧРЕДОЙ – по очереди

    НЕВЕДОМЫЕ - неизвестный

    ТУЖИТ -скучает

    ЧАХНЕТ – вянет, становится чахлым

    МИМОХОДОМ – проходя мимо

    ПОВЕДАТЬ - рассказать

5.Физкультминутка .

А сейчас мы отдохнем,

По тропиночке пойдем.

Между сосен и березок,

В Лукоморье попадем.

Мы глазами миг-миг;

Мы плечами чик-чик;

Мы руками хлоп-хлоп;

Мы ногами топ-топ;

Раз – туда, два – сюда,

А потом – вокруг себя

Надо низко поклониться,

Чтобы в сказке очутиться

IV . Закрепление изученного материала. Проверка усвоения текста.

У. С какими чудесами в сказке вы познакомились?

У. Я покажу вам иллюстрации чудес, которые происходят в сказке, а вы выберите из текста строки, которые к ним подходят. (Учитель демонстрирует иллюстрации, дети находят соответствующие строки).

Слайд Зеленый дуб, кот учёный, Леший, Русалка, 30 витязей, Колдун, Царевна, Кащей.

Вывод: Через своё произведение А. С. Пушкин выразил огромную любовь к русским народным сказкам, к Родине, которые передаются из уст в уста, из поколения в поколение

Итог урока.
У.С каким новым видом жанра познакомились сегодня на уроке?
Д. Поэма.
У. Что особенно вам понравилось?
Д. Лукоморье, сказочные герои, чудеса, которые там происходят.

6. Нахождение в тексте отрывка. (Дополнительно)

Прочитаем еще раз поэму по цепочке по 1 строчке. Начинает…

V . Рефлексия учебной деятельности.

Наш урок подходит к концу.

Вспомните, какие цели мы перед собой ставили в начале урока.

Выберите для себя скрепку, цвет которой наиболее подходит к цвету вашего настроения и поднимите. А теперь скрепите их. (СЛАЙД)

Жёлтый цвет - радостное, светлое, хорошее настроение.

Синий цвет - грустное, печальное, тоскливое.

У нас получилась златая цепь. Это символ Солнца, которое ходит вокруг земного шара. То, что кот ходит по кругу, по золотой цепи это означает смену дня и ночи, правды и вымысла. Это бесконечно, как любовь к произведениям А. С. Пушкина.Читайте Пушкина.

VI . Дифференцированные задания для самостоятельной работы дома (по выбору) (запись на доске).

2 вариант: выучите наизусть половину отрывка из поэмы; нарисуйте понравившееся чудо.

План-конспект урока по литературному чтению 2 класс А.С. Пушкин "У Лукоморья дуб зеленый" по учебнику Л.Ф. Климановой с применением презентации "Сказки А.С. Пушкина".

Презентация помогает ввести детей в волшебный мир сказок А.С. Пушкина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект по чтению.

Тема урока: А.С. Пушкин «У Лукоморья дуб зелёный…»

Цели урока: Обучающие : ознакомить детей с творчеством А.С. Пушкина, со вступлением к поэме «Руслан и Людмила», добиться понимания содержания;

Развивающие : развивать умение переводить зрительную информацию в словесную; развивать навыки выразительного и беглого чтения;

Воспитательные : воспитывать любовь к русской поэзии, расширять кругозор учащихся.

Оборудование: использование презентации «А.С.Пушкин. Сказки».

  1. Орг. момент.
  2. Речевая разминка.

Прочитайте «Птичьим базаром»:

Час обеда приближался,

Топот по двору раздался:

Входит семь богатырей,

Семь румяных усачей.

Откуда эти строки?

Прочитайте медленно, с ускорением, выразительно.

3. Постановка цели урока. Актуализация знаний.

А) Предварительная беседа.

Какие сказки и стихи А.С. Пушкина вам читали дома?

Какие вы читали самостоятельно?

Использование презентации «Сказки А.С. Пушкина».

(Дети читают отрывок из сказки. По тексту и иллюстрации отгадывают название сказки.)

1 слайд.

Портрет писателя. (Учитель рассказывает о жизни писателя. Материал прилагается.)

2 слайд.

Узнай сказку.

Отправимся в путешествие по сказкам А.С. Пушкина.

3 слайд, 4 слайд.

Прочитаем.

Царь Салтан гостей сажает

За свой стол и вопрошает:

«Ой вы, гости-господа,

Долго ль ездили? куда?

Ладно ль за морем иль худо?

И какое в свете чудо?»

Как называется эта сказка? («Сказка о царе Салтане, о сыне его могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».)

5слайд, 6 слайд.

Прочитаем отрывок.

Петушок с высокой спицы

Стал стеречь его границы.

Чуть опасность где видна,

Верный сторож, как со сна,

Шевельнётся, встрепенётся,

К той сторонке обернётся

И кричит: «Кири-ку-ку.

Царствуй, лёжа на боку!»

А эта сказка? («Сказка о золотом петушке».)

7слайд, 8 слайд.

Воротился старик ко старухе.

Что ж он видит? Высокий терем.

На крыльце стоит его старуха

В дорогой собольей душегрейке,

Парчевая на маковке кичка,

Жемчуги огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки.

Вспомни название. («Сказка о рыбаке и рыбке».)

9слайд, 10 слайд.

Жил-был поп,

Толоконный лоб.

Пошёл поп по базару

Посмотреть кой-какого товару.

Навстречу ему Балда

Идёт, сам не зная куда.

Кто вспомнил эту сказку? («Сказка о попе и о работнике его Балде».)

11слайд, 12 слайд.

«Свет наш солнышко! ты ходишь

Круглый год по небу, сводишь

Зиму с тёплою весной,

Всех нас видишь под собой.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видало ль где на свете

Ты царевны молодой?

Я жених ей».

Вспомнили.

Что ответило солнце Королевичу Елисею?

В)Вывод. Чтение статьи (стр.84 учебника).

Всего сказок у А.С. Пушкина пять: «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке. Ещё сказкой считают и сказочную поэму «Руслан и Людмила».

Кто слышал эту сказку? О чем она? (О том, как злой волшебник унес со свадьбы невесту Руслана Людмилу. О том, как он и еще три жениха Людмилы отправились ее искать, об их приключениях и счастливом конце.)

4. Изучение нового материала.

Я прочитаю вам отрывок, а вы следите по тексту, прислушиваясь, делайте легкие пометки карандашом в тексте, если встретятся непонятные слова.

А) Чтение стихотворения учителем. (две последних строки - не читать).

Почему я не прочитала вам последние две строки? (Это уже относится к поэме. Начинается новая мысль.)

Б) Словарная работа .

Что такое Лукоморье? Кто знает?

Представьте себе лук и стрелы. Когда тетива лука натянута, то лук сгибается. Так же изогнут берег моря – ЛУКоМОРЬЕ. Получается залив. (Учитель рисует на доске.)

Слова «златая», «песнь», «брег», «чредой» - старые, вышедшие из употребления формы слов. Попробуйте узнать эти слова. (Золотая, песня, берег, чередой – по очереди.)

Неведомые дорожки – те, которые никто не знает, не ведает.

Что означает слово «дол»? Как бы противоположность лесу, но это и не горы. Что же это? (Пространство без деревьев – долина.)

Как вы понимаете слова «видений полны»?

О заре- на заре.

Почему воды названы ясными? (Прозрачные.)

Пленяет - берет в плен.

Тужит - грустит, тяжело ей, туго ей приходится.

Чахнет – сохнет.

В) Техника чтения.

Какие слова кажутся вам трудными для чтения?

(Дети выбирают трудные для чтения слова, учитель записывает их на доске с разбивкой на слоги.)

у Лу-ко-морь-я не-ве-до-мых

не-ви-дан-ных из-буш-ка

при-хлы-нут трид-цать

пре-крас-ных ми-мо-хо-дом

Г) Выразительное чтение детьми.

Физкультминутка.

5 .Закрепление изученного материала. Проверка усвоения текста.

Я покажу вам картинки, а вы выберете из текста строки, которые к ним подходят.

(Учитель демонстрирует иллюстрации, дети находят соответствующие строки)

6. Итоги урока.

Произведение, какого писателя читали?

Какая сказка вам понравилась больше всего?

Домашнее задание.

Выучить наизусть законченный отрывок (или до слов «И с ними дядька их морской…», или начиная со следующей строки идо конца.)

Нарисовать иллюстрацию к одной из сказок А.С. Пушкина.

Дополнительный материал.

Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837гг.)

Александр Сергеевич Пушкин родился в 1799 году в Москве. Маленький Саша рано научился читать. Он в детстве в совершенстве изучил французский язык, много читал по-французски, но особая любовь была у мальчика к русской речи.

Бабушка и няня Арина Родионовна были самыми близкими его сердцу людьми. Талантливая сказительница Арина Родионовна первая познакомила Сашу Пушкина с русской народной поэзией. Её песни и сказки запомнились ему на всю жизнь.

Прошли годы. Александр Сергеевич стал поэтом. Он написал много стихов о свободе, о любви, о дружбе, о природе.

Представьте себе: старый дом, зимний вечер, за окном падает снег, поет в трубе ветер, жужжит веретено. Няня рассказывает сказку. Поэт гусиным пером, торопливо записывает её. Сюжеты этих сказок поэт использовал при создании своих сказок.

Пушкин перенес в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии: золотую рыбку, царевну Лебедь, Черномора и морских богатырей, золотого петушка и затейницу белку. И вместе с народом в своих сказках Пушкин жестоко высмеял и осудил глуповатых и злых царей, жадных попов, хитрых и невежественных бояр.

Каждый, кто прочтет сказки впервые, будет счастлив этим, а кто станет перечитывать их, будет счастлив вдвойне. Имя Пушкина никогда не забудется: он всегда с нами, наш живой, любимый, наш великий Пушкин.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

А.С. Пушкин (1799-1837)

Узнай сказку

Царь Салтан гостей сажает За свой стол и вопрошает: «Ой вы, гости-господа, Долго ль ездили? куда? Ладно ль за морем иль худо? И какое в свете чудо?» Сказка о царе Салтане...

Петушок с высокой спицы Стал стеречь его границы. Чуть опасность где видна, Верный сторож, как со сна, Шевельнётся, встрепенётся, К той сторонке обернётся И кричит: «Кири-ку-ку! Царствуй, лёжа на боку!» Сказка о золотом петушке

Воротился старик ко старухе. Что ж он видит? Высокий терем. На крыльце стоит его старуха В дорогой собольей душегрейке, Парчевая на маковке кичка, Жемчуги огрузили шею, На руках золотые перстни, На ногах красные сапожки. Сказка о рыбаке и рыбке

Жил-был поп, Толоконный лоб. Пошёл поп по базару Посмотреть кой-какого товару. Навстречу ему Балда Идёт, сам не зная куда. Сказка о попе и о работнике его Балде

«Свет наш солнышко! ты ходишь Круглый год по небу, сводишь Зиму с тёплою весной, Всех нас видишь под собой. Аль откажешь мне в ответе? Не видало ль где на свете Ты царевны молодой? Я жених ей». Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях

Прочитайте произведения А.С. Пушкина


Организация: ГБОУ КГ№1 имени Лилии Литвяк

Населенный пункт: Луганская область, город Красный Луч

Разработка урока по литературному чтению

2 класс

Тема: Творчество А.С. Пушкина. «У Лукоморья дуб зелёный».

Цель: познакомить детей с автобиографией А.С. Пушкина и с вступлением к поэме «Руслан и Людмила» «У Лукоморья дуб зелёный»; дать первичные представления о сказочной поэме; совершенствовать навык выразительного чтения, умение творчески работать со стихотворным текстом; формировать умения делать несложные выводы, анализировать содержание; развивать сознательное, орфоэпическое чтение, связную речь, творческое мышление, память; прививать любовь к поэзии.

Оборудование: клубок ниток, по классу развешены предметы с подсказками: карточка со словом «ТЕМА», выставка на доске с фото и иллюстрациями к произведениям А.С Пушкина, литературный уголок, учебник, иллюстрация к вступлению поэмы «У Лукоморья дуб зелёный», словарь Ожегов, музыка, карточка.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Прозвенел уже звонок,

Все готовы на урок? (Да)

Всё ли девочки достали

И ненужное убрали? (Да)

А мальчишки посмотрите,

Аккуратно всё сложите,

Книжку ручку и тетрадь

И на уроке не зевать!

Молодцы, ребята! Сели красиво, удобно и начнём наш урок.

Ребята, а чего вы ждёте от сегодняшнего урока? (ответы детей)

  1. Постановка целей урока. Мотивация обучения.

- Ребята, у нас сегодня будет необычный урок.Я приглашаю вас в небольшое воображаемое путешествие.Оно принесёт много новых и интересных знаний.

- А о чём мы узнаём на уроках литературного чтения? (о писателях, о новых произведениях и героях этих произведений, много интересного о русском языке)

А кто нам может помочь путешествовать? (волшебник, машина времени, корабль и т.д.)

Отгадаете загадку и узнаете, кто будет нашим помощником?

Я пушистый, мягкий, круглый,
Есть и хвост, но я - не кот.
Часто прыгаю упруго,
Покачусь - и под комод. (клубок ниток)

Правильно. Только этот клубок волшебный. Он нам укажет дорогу. (по классу развешены предметы с подсказками)

Катится, катится наш клубок, прикатился он в зелёный уголок. А подсказка здесь слово (читают все) ТЕМА.

Какой будет тема нашего урока, и что мы будем с вами делать, скажите мне вы. А поможет вам в этом моя выставка и опорные слова

Мы познакомимся……

Мы научимся…..

(Выставка: на доске весит портрет А.С. Пушкина и иллюстрации из ранее известных детям произведений.

Ученик: Мы сегодня познакомимся с творчеством А.С. Пушкина.

Как вы думаете, какое произведение А.С. Пушкина мы сегодня возьмём для урока. («У Лукоморья дуб зелёный», мы ещё с ним не работали, а все остальные нам известны)

Правильно. Мы сегодня продолжим знакомиться с творчеством А.С. Пушкина, а именно с вступлением к поэме «Руслан и Людмила» «У Лукоморья дуб зелёный».

А что нам для этого надо сделать?

(быть внимательными, активными, выразительно читать, на вопросы отвечать, мыслить, рассказывать, описывать, фантазировать)

  1. Работа над темой урока

1)Автобиографическая справка про А.С. Пушкина.

Катится наш клубок. Катится. И прикатился в литературный уголок.

Каких русских писателей вы в нём знаете? Ребята, а что вы знаете о выдающемся русском поэте А.С. Пушкине.

Вике дано было домашнее задание приготовить рассказ о творчестве А.С. Пушкина. Давайте её послушаем.

В сердце России городе Москва родился 6 июня 1799года А. С. Пушкин. Семья дворянина имела большую библиотеку, поэтому мальчик рано пристрастился к чтению.

С раннего детства его воспитывала няня Арина Родионовна. Долгими вечерами она любила рассказывать маленькому поэту сказки, знала народные поверья, пословицы и поговорки. Поэтому Пушкин с детства увлекался поэзией.

В 12 лет родители его отправили учиться в Царскосельский лицей под Петербургом. Там он стал писать стихи.

В 1820 году А.С. Пушкин был сослан на Кавказ за то, что писал стихи, которые не нравились царю. На Кавказе он пишет самое большое произведение «Евгений Онегин». Это произведение принесёт ему в будущем известность и славу.

За недолгую свою жизнь А. С. Пушкин написал много прекрасных произведений. Не зря его называют жемчужиной русской поэзии.

8 февраля 1837 года Пушкин стрелялся на дуэли с Дантесом, был смертельно ранен и скончался 10 февраля в своем доме.

Учитель : А.С. Пушкин прожил короткую, но яркую жизнь. Прошло 218 лет со дня его рождения, а мы до сих пор любим и читаем его произведения.

2) Работа со статьёй в учебнике стр.84.

Чтение статьи хорошо читающими учениками.

Вопросы по содержанию: 1. О каких по жанру произведениях

2. Что о сказках говорит? (они волшебные)

3. Какие стихи у Пушкина?

(прекрасные, сердечные, тёплые)

3) Работа по учебнику стр.85.

Прочитай строки из сказок соответствующие данным иллюстрациям из сказок А.С.Пушкина. Вспомните названия этих сказок.

4) Работа с иллюстрацией

- Покатился наш волшебный клубок дальше. Катится, катится, а навстречу ему кот. (Входит в класс ученик одетый котом)

Я принёс вам следующую подсказку. Но отдам, если вы меня немного взбодрите.

Физкультминутка с котом.

Кошка встала, потянулась,
Лапки вытерла, прогнулась!
Коготками шевелит,
Ничего у киски не болит!
Ножки от сидения у кошки затекли,
Ты подвигай ими, разомни!
Ножку - влево, ножку - вправо,
А теперь - вперед, назад.

Лапкой ушки почесала,

Клубком на лавке подремала.

Жмурит глазки и мурчит,

Играть с собою не велит.

Ребята посмотрите это картинка. Где-то я её уже видела. Откройте стр.86 учебника. Это иллюстрация к вступлению к поэме «Руслан и Людмила» «У лукоморья дуб зелёный»

А кто знает, что такое поэма?

Работаем со словарём Ожегов.

Поэма - литературный жанр. Крупное или среднее по объёму многочастное стихотворное произведение лироэпического характера, принадлежащее определённому автору, имеет большую стихотворную повествовательную форму. Может быть героической, романтической, критической, сатирической и т. п.

Поэма это новый вид жанра произведений А.С.Пушкина.

Такое интересное название «У лукоморья дуб зелёный». А что такое ЛУКОМОРЬЕ?

Лукомо́рье - морской залив, бухта, изгиб морского берега.

Составьте небольшой рассказ по картине? О ком будет в нём говориться? Какие будут происходить действия? (1-2 рассказа)

А сейчас мы прочитаем отрывок из поэмы и посмотрим, насколько вы были правы.

5) Первичное восприятие произведения.

Ребята, сядьте удобно, закройте глаза и представьте, что вы попали в лукоморье. Что вы там увидите, послушайте.

(учитель читает отрывок из поэмы на фоне спокойной музыки)

  1. Закрепление изученного материала

1)Беседа по содержанию

Можно ли по вступлению определить, о чём будет говориться в поэме?

Каким же поэт изобразил лукоморье?

Какие события вам показались неправдоподобными? Зачитайте их.

Смысл, каких слов вам был непонятен?

(дол, видений, брег, чредой, витязь)

2) Словарная работа (работа в паре)

У вас на парте карточка с устаревшими словами, вышедшими из активного словарного запаса современного человека. Давайте мы к устаревшим словам подберём синоним современный. Соединим их стрелочками.

Соедини стрелочками синонимы

Дол

берег

Брег

по очереди

Витязь

берёт в плен

Чредой

сохнет

Пленяет

грустит

Чахнет

долина

Тужит

воин

(Зачитываем получившиеся пары)

Молодцы ребята. Наш клубок катится дальше, и мы следуем за ним.

3) Чтение отрывка детьми.

Клубок нас привёл к большому развесистому дубу. А под ним дремлет кот. Кот очень любит слушать разные лесные сказки.

Физкультминутка (для глаз)

Сказка начинается

Глазки открываются.

Раз, два, раз, два – глазки открываются.

(дети моргают глазками)

В сказке много волшебства

Любим их и ты и я.

Раз, два, раз, два – любим их и ты и я.

(глазки смотрят вверх и вниз)

Вокруг нас и там, и тут

Сказки добрые живут.

(глазками вправо-влево)

На зло глаза не закрывай

(ладошками закрыли глаза)

Добро дари и воспевай.

(открывают глазки и улыбаются)

А давайте мы для кота почитаем.

Чтение «Цепочкой» (2-3 раза)

Молодцы, ребята. Посмотрите, как кот улыбается. Ему очень понравилось ваше чтение.

  1. Итог урока.

- А вам понравился сегодняшний урок?

С произведением, какого писателя мы сегодня познакомились?

К какому жанру оно относится? (поэма)

  1. Релаксация

Ребята, у вас у каждого на парте листочек с волшебного дуба. Напишите на нём своё самое сокровенное желание и прикрепите его к волшебному дереву. И оно обязательно сбудется (звучит спокойная музыка)

И пусть это волшебное настроение не покидает вас целый день.

Список используемой литературы

  1. Интернет ресурс: Riddle-middle.ru Загадки.
  2. Интернет ресурс: Ивченко И.В. https://nsportal.ru/sites/default/files/2015/08/27/ otkrytyy_urok_chteniya_2_klass_gotovaya_versiya.docx
  3. Интернет ресурс: Ucthat-v-skole.ru/bibliotheca/fizkultminutki