На что похоже буква ч. Тема логопедического занятия «Звук и буква Ч

С коготочком на конце.

Коготок-царапка,

Как кошачья лапка.

(А. Шибаев)

Букву "пэ" перевернули,

Справа хвостик пристегнули,

Завернули на конце,

Получилась буква...Ц

(А. Хребтюгов)

Цыпа, цып! - зовут цыплят,

Цыплята кушать не хотят.

Цыпа, цып! И на крыльце

Показалась буква Ц.

(В.Лактионов)

Задание 1. Посчитайте, сколько букв "Ц" встречается в следующих стихотворениях:

Букв немало мы узнали,

Добрались до буквы Ц.

Есть слова, где Ц - в начале,

Где в середке, где в конце.

Цепь, цветок и цифра - тут

Ц в начале все прочтут.

А в словах Отец, боец

Ц мы пишем под конец...

Цапля, стоя на крыльце,

Объясняет букве Ц:

Подойди, цыпленок Цып.

Повторяй-ка: цып-цып-цып.

Если выучишь урок,

Подарю тебе цветок.

(Л. Дьяконов)

Задание 2. Слепите из пластилина букву "Ц" и сделайте её из соломки.

Буква Ч

Говорят дети про букву Ч

"Буква Ч - шпионка, маскируется под цифру 4" (Олег, 6 лет).

"Буква Ч похожа на букву Н, которая поджала ножку" (Настя, 6 лет).

"Буква Ч с трудом стоит на одной ножке, вот-вот упадет, бедняжка". (Вера, 5 лет).

Стихи про букву Ч

Ч - курносый Чайник,

Он большой начальник.

Он клокочет и кипит -

Ложками руководит.

(Зеленая К.)

Буква Ч сказала: "Есть!"

Отдала кому-то честь.

Рисовали цифру четыре -

Букву Ч мы начертили.

Да, вы правильно решили:

Ч мы пишем как четыре.

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.

Первой букве в слове чтение -

Букве Ч Мое почтение!

(Е. Тарлапан)

Буква Ч- весёлый стул,

Всех однажды обманул!

Встал, исполнив свой каприз,

Ножки вверх, а спинка вниз!

(Е.Котова)

Задание 1. Посчитайте, сколько букв "Ч" в следующих стихотворениях:

На часок мы зашли

К черепашке.

Черепашка подала

Чайник, чашки.

Поползла потом к соседке

Что-то долго

Мы хозяйку Ожидаем.

(Г. Сапгир)

Жили в квартире

Сорок четыре,

Сорок четыре

весёлых чижа:

Чиж-судомойка,

Чиж-поломойка,

Чиж-огородник,

Чиж-водовоз.

Чиж за кухарку,

Чиж за хозяйку,

Чиж на посылках,

Чиж-трубочист.

Печку топили,

Кашку варили,

Сорок четыре

весёлых чижа:

Чиж с поварёшкой,

Чиж с кочергой,

Чиж с коромыслом,

Чиж с решетом.

(Д. Хармс)

Задание 2. Слепите из пластилина букву "Ч" и сделайте её из соломки.

Буква Ш

Говорят дети про букву Ш

"Буква Ш похожа на сломанный трезубец подводного царя Тритона из мультфильма "Русалочка" (Настя, 6 лет).

"Буква Ш сама похожа на корону какого-нибудь царя или королевы" (Вера,5 лет).

"Буква Ш - гребешок для бабы Яги, у неё как раз три волосинки осталось на голове" (Олег, 6 лет).

Стихи про букву Ш

Посмотри на букву Ш -

Буква очень хороша,

Потому что из нее

Можно сделать Е и Ё.

(А. Шибаев)

Шагает кошка не спеша,

Коготки, как буква Ш...

Шустро мышь под печку -

Шасть! Как бы в лапы

Не попасть.

(В. Степанов)

Ах, табуретка хороша!

Перевернул - и буква Ш!

(Е. Тарлапан)

На что похожа буква Ш?

На зубья старого ковша.

(В. Степанов)

На вилку Ш похожа,

Но взять никто не может!

Три зубчика осталось,

А ручка потерялась.

(Е.Котова)

Буква Ш в таких словах:

Школа, шест, шарада, шах.

Букву Ш я написала:

Три шеста и снизу шпала.

(Б.Заходер)

Шура сено ворошил,

Вилы в сене позабыл.

(Г. Виеру)

Задание 1. Посчитайте, сколько букв "Ш" в следующих стихотворениях:

Что у нас в лесу на букву Ш?

Это шишка шлепнулась, шурша.

Шмель и шершень шумно шарят в кашке.

Шебуршат в шиповнике букашки.

Что еще в лесу на букву Ш?

Шум и шорох возле шалаша.

(М. Ясное)

Шуршат осенние кусты,

Шуршат на дереве листы.

Шуршит камыш

И дождь шуршит.

И мышь, шурша,

В нору спешит.

А там тихонечко шуршат

Шесть шустрых маленьких мышат.

Но все вокруг возмущены:

Как расшумелись шалуны!

(А. Усачёв)

Задание 2. Слепите из пластилина букву "Ш" и сделайте её из соломки.

Буква Щ

На что похожа Буква Щ глазами детей

"Буква Щ похожа на щелкунчика, когда он ротик открывает" (Настя, 6 лет).

"Буква Щ похожа на старую щетку" (Вера, 5 лет).

"Буква Щ - корона для шута какого-нибудь" (Олег, 6 лет).

На что похожа буква Щ

На расческу Щ похожа.

Три зубца всего?

Ну что же!

(Е. Тарлапан)

Щ - играющий щенок.

Кверху лапками он лег.

(Г. Виеру)

Буква Щ поможет нам

Чистить зубы по утрам.

(В. Степанов)

Буква Ш и Щ - сестрички

Только Щ всегда с косичкой!

(Е.Котова)

Задание 1. Посчитайте, сколько букв "Щ" встречается в следующих стихотворениях:

Щелкает зубами щука

На щеколду дверь закрыта,

В щелку чей-то глаз сердитый

На меня в упор глядит - Ой-ой-ой, не подходи!

Буква Щ к двери прибита.

Интересно, что там скрыто?

Может чудище из чащи

Свой ужасный глаз таращит?

И меня в один присест не задумываясь съест?...

Дверь открылась со щелчком - стало "чудище"... Щенком!

Угощайся! Это щи! -

Щуке говорят лещи.

Не хочу я тощих щей!

Мне бы парочку лещей!

Может, щавеля? Борща?

Не хочу! Хочу леща!

Вас, лещи, не отпущу!

Вас в сметане припущу!

Щедрым будет угощенье!

Хищник я! Прошу прощенья!..

Братцы! Прячьтесь кто - куда!

Щука - хищник! Вот беда!

Задание 2. Вылепите из пластилина букву "Щ" и сделайте её из соломки.

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

Познакомить детей со звуком и буквой Ч, учить соотносить звук и букву;

Научить характеризовать звук [Ч] по акустическим и артикуляционным признакам;

Закреплять правильный графический образ буквы.

Коррекционно-развивающие:

Развивать общую, мелкую моторику и артикуляционную моторику; упражнять в делении слов на слоги;

Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие;

Развивать внимание, память;

Упражнять в звуковом анализе прямых и обратных слогов.

Коррекционно-воспитательные:

Воспитывать умение работать в группе, выслушивать ответы товарищей; создавать атмосферу дружеского общения.

Оборудование: дидактическое пособие «Поезд»; дидактическое пособие Чемодан»; дидактическое пособие «Тучка» и капельки с буками; предметные картинки, в названии которых есть звук Ч; цветные фишки для выкладывания звуковой схемы; магнитная доска; индивидуальные зеркала.

Ход занятия:

I. Организационный момент. Слайд1.

2. Массаж лица:

Учила мама дочку умываться:

Надо, надо умываться (Поглаживающие движения.)

По утрам и вечерам, (Растирающие движения.)

А детишкам неумытым (Пощипывающие движения.)

Стыд и срам! ( Поглаживающие движения.)

3. Развитие артикуляционной моторики.

Возьмите зеркала. Сделаем несколько упражнений.

«Улыбочка» Губы плотно растянуты в улыбке, видны сомкнутые зубы. Удерживать на счет до 5-10.

« Трубочка» Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед. Удерживать на счет до 5-10.

« Вкусное варенье» Слизать широким кончиком языка «варенье» с верхней губы. Нижней губой не помогать.

«Качели» Рот открыт. Кончик языка ставить за нижние, затем за верхние зубы. Менять положение 6 раз.

4. Сообщение темы занятия.

Логопед: Ребята, сегодня к нам на занятия спешит гость. Но он покажется, если мы отгадаем загадку.

Что за чудо?

Что за чудо?

Сверху блюдо,

Снизу блюдо.

Ходит чудо по дороге,

Голова торчит и ноги.

Кто же это?

Дети: Черепаха. Слайд 2.

Логопед: Какой звук слышим в начале слова?

Слайд 3.

Сегодня мы с вами познакомимся со звуком [Ч] и буквой, которая обозначает его на письме. На магнитной доске прикрепляется изображение черепахи.

5. Уточнение артикуляции звука. Слайд 4.

Логопед: Посмотрите в зеркала.

Как мчится паровоз?

Дети произносят звук [Ч].

Логопед: Расскажем черепахе, как двигаются наши губы и язык при произнесении звука [Ч].

Дети отраженно повторяют за логопедом.

Что делают губы? Губы принимают положение «Трубочки».

Как расположены зубы? Зубы сближены.

Как расположен язык? Кончик языка наверху, боковые края языка плотно прижаты к корневым зубам.

Поставьте ладошку перед ртом. Воздушная струя тёплая сильная прерывистая.

6. Характеристика звука Ч. Слайд 5.

Логопед: Ещё раз произнесите звук Ч. Можно его пропеть? Что мешает воздуху выходить свободно?

Дети: Зубки, язык.

Логопед: Звук Ч - гласный или согласный?

Дети: Согласный.

Логопед: Положите руку на горлышко. Определите, звук Ч - звонкий или глухой.

Дети: Горлышко молчит. Значит, звук Ч - глухой.

Логопед: Молодцы, ребята. А ещё вам нужно запомнить, что звук Ч - всегда мягкий. Черепаха принесла нам зеленый кружок - обозначение звука Ч.

7. Определение звука в слове.

Логопед: Хлопните в ладоши, если услышите в слове звук Ч.

Чай, чайка, майка, чашка, кашка, песня, печка, точка, ночь, нож, дочь, меч, мел, калач.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ Слайд 6.

Слайд 7.

8. Определение места звука в слове.

Логопед: Черепаха готовится в путешествие и просит нас помочь ей сложить чемоданы. В первый чемодан нужно сложить вещи, в названии которых звук Ч стоит в начале слова, во второй - в середине слова, в третий - в конце слова.

Дети отбирают картинки: чашка, ключ, удочка, мяч, очки, тапочки, ручка, чайник, мочалка.

9. Пальчиковая гимнастика.

Чтобы чётко говорить, надо с пальцами … (дружить)

Выполняется сначала правой, затем левой рукой, затем двумя руками вместе. Пальчики руки поочередно дотрагиваются подушечками до большого пальца.

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - я,

Вот и вся моя семья!

10. Упражнение на словообразование «Скажи ласково».

Логопед: Наша черепаха отправляется к своим друзьям в зоопарк. Она очень любит детенышей этих животных и называет их ласково. Давайте и мы попробуем это сделать.

У волчицы - волчёночек.

У ёжихи - ежёночек.

У лошади - жеребёночек.

У медведя - медвежёночек.

У львицы - львёночек.

У белки - бельчёночек.

11. Деление слов на слоги.

Дидактическая игра «Поезд».

Логопед: Черепаха собирается в путешествие не одна. С ней поедут её друзья. Кто это, мы узнаем, если отгадаем загадки.

Домовитая хозяйка

Полетела над лужайкой,

Похлопочет над цветком

- Он поделится медком. (пчела)

Чёрный, проворный,

Кричит «Крак»,

Червякам враг. (грач)

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел. (бабочка)

Логопед: Отхлопайте слова по слогам и узнайте, кто в каком вагоне поедет. А в каком вагоне поедет черепаха?

Дети отхлопывают слова по слогам и прикрепляют изображения к соответствующим вагонам.

12.Физкультминутка Слайд 8.

«Ч»

Захотела рыба-меч руки в стороны, перед собой, вверх,

Воду на двое рассечь руки соединить над головой;

Раз - сечет, два - сечет, ритмично опускать и поднимать руки

вниз-вверх;

А вода себе течет плавно опустить руки вниз через стороны

покачать из стороны в сторону.

13. Знакомство с буквой Ч. Слайд 9.

Логопед: Дети, черепаха привезла нам букву, которой на письме обозначается звук Ч - это буква Ч.

Посмотрите, на что похожа эта буква?

Ч похожа на четыре,

Только с цифрами, друзья,

Буквы путать нам нельзя.

Дети выкладывают букву Ч из счетных палочек. Отыскивание в алфавите.

Слайд 10. Логопед:

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать.
А за ней цыплятки - малые ребятки
Цып-цып-цып! Сюда! Сюда! Я вам буковку нашла!
Прибежал весёлый А , прочитали дети… ЧА
Прибежал задорный О , прочитали дети… ЧО
Прибежал упрямый У , прочитали дети… ЧУ
Прибежал милёнок И , прочитали дети… ЧИ
Прибежал красавчик Е , прочитали дети… ЧЕ
Прибежал серьёзный Ё , прочитали дети… ЧЁ

14. Проговаривание чистоговорок с движением. Слайд 11.

Дети под руководством логопеда произносят чистоговорки:

«Ча-ча-ча-ча!».

«Наша печка горяча».

Чу-чу-чу-чу!

На ракете я лечу!

Оч-оч-оч-оч!

Наступила ночь.

Чо-чо-чо-чо!

Что-то давит на плечо.

Чи-чи-чи-чи!

Испекли мы калачи.

15. Игра «Договори словечко».

Логопед: Черепаха поиграть захотела с вами,

Не приходится скучать с верными друзьями.

Она начнет, а вы кончайте,

Слово нужное вставляйте.

Поскорей наливай Мне в стакан горячий … (чай).

Мы по узенькой дощечке Побежим купаться в … (речке).

Мёд в лесу медведь нашёл - Мало мёда, много … (пчел).

Наша Таня громко плачет, Уронила в речку … (мячик).

16. А давайте мы с вами послушаем одну песенку про звук Ч. Слайд12.

17. Итог занятия. Слайд 13.

Логопед: С каким звуком мы познакомились с вами на занятии? Какой это звук? Что вам понравилось?

Черепахе тоже очень понравилось с вами заниматься и играть.

Цели:

  • сформировать представление о звуке [ч’] как о мягком непарном согласном, познакомить с графическим образом букв Ч, ч;
  • развивать фонематический слух, логическое мышление, воспитывать умение ценить время и рационально его использовать;
  • способствовать формированию правильного, сознательного, плавного, выразительного и беглого чтения.

Оборудование: иллюстрации с различными видами часов.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Повторение пройденного. Актуализация знаний.

1. Индивидуальная работа у доски.

– Обозначить гласные, поделить слова на слоги, поставить ударение в словах.

смородина клубника

2. Работа с лентой букв на с. 127.

– Назовите гласные, обозначающие твердость согласного звука.
– Назовите гласные, обозначающие мягкость согласного звука.
– Буквы Я, Е когда обозначают два звука?
– Когда буквы Я, Е обозначают один звук?
–Назовите парные согласные.

III. Работа над новым материалом.

1. Звуко-буквенный разбор.

– Сколько слогов?
– Какой звук в конце слова?
– Гласный или согласный? Почему?

Грамоты не знает,
А весь век пишет.


(Ручка)

– Сколько слогов?
– Где находится звук [ч]? (В середине слова.)
– Сравните звонкий звук [д] и звук [ч]. Какой он, такой же звонкий или глухой?

2. Знакомство с буквами Ч, ч.

– Звук [ч] обозначается буквой Ч.
– На что похожа буква Ч?

Ч мы пишем как четыре,
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя. В. Степанов

3. Чтение слогов слияния.

ча чо чу

че чи

– Почему я разделила слоги на 2 группы? (Наверное, в одной строчек твердые слияния, а в другой мягкие.)
– Проверим наше предположение.
– Как произносится звук с гласными придающими мягкость согласным и не придающими мягкость согласным? (Одинаково.)
– Какой вывод можно сделать?

Вывод: буква ч обозначает один мягкий звук.

– Звук ч всегда мягкий, поэтому ему не нужны гласные я, ю, придающие мягкость согласным.
– Каким цветом на схеме обозначим Ч?
– Дайте полную характеристику букве Ч.

4. Беседа о часах.

– Чего никогда не воротишь назад?

Быстрая течет река
Через годы и века.
(Время)

– Чтение загадки с.128.
– Рассмотрите иллюстрацию. По какому принципу она поделена на две части? (Левая часть отражает старину, а правая – современность.)
– Какими часами пользовались в старину? (Солнечными, песочными, водными, механическими.)
–А теперь какие виды часов используют?

– Где на нашем микрорайоне есть уличные часы? (Торговый центр “Пассаж”.)

5. Чтение текста.

– О каких видах часов вы узнали из текста?
– Какие башенные часы вы знаете? Какие часы у нас в классе? Где на нашем микрорайоне есть уличные часы?
– Какое время показывают все часы на иллюстрации учебника? (10 ч. 15 мин.)
– О чем вы узнали из этого текста?
– Как можно озаглавить текст? (Какие бывают часы?)

6. Чтение слов, работа с родственными словами, выделение омонимов.

– Обратите внимание на сочетание ЧК. Эти две буквы-подружки всегда цепляются друг за дружку.
– Прочитайте слова из двух слогов; из трех слогов; с ударением на четвертом слоге (таких нет) .

Первый столбик.

– Какая разница в значении слов?
– Подберите к слову “речка” родственные слова (речонка, речной, речник, речушка, реченька).
– Какая общая часть в этих словах? Как называется общая часть родственных слов?
– Образуйте форму слова “речка”. Что изменяется в слове?

Второй столбик.

– Сравнить слова по значению.
– По какому общему правилу записаны все слова?
– Составить схему слова “тучка”.
– Какое слово тоже соответствует этой схеме? (Ручка.)

Четвертый столбик.

– Что означает слово “лисичка”?
– Составить схему.

Чтение стихотворения.

– О каких лисичках говорится в стихотворении?
– Лисички это еще и грибы.

Чтение текста “Ручки”

– Какое значение имеет слово “ручка”?

7. Составить из букв слово.

– Неизвестно, как случилось, только буквы заблудились.

У Д А Ч А

Дети берут буквы и выстраиваются в ряд.

– Сколько в слове слогов? (Дети делят слово на слоги, встав между детьми.)
– Куда падает ударение?

8. Звук заблудился.

На болоте нет дорог.
Я по кошкам (кочкам) скок да скок!

Наевшись рыбы до отвала,
На море гайка (чайка) отдыхала.

Волкам и беркутам на страх
Кабан (чабан) пасет овец в горах.

Синеет море перед вами,
Летают майки (чайки) над волнами.

9. Работа по учебнику (с. 131). Чтение текста “Мы учимся”.

– Чем мы занимаемся на уроках?
– Прочитайте пословицы на с. 131. Как вы их понимаете?

IV. Подведение итогов урока

Конспект подгруппового логопедического занятия из раздела «Обучение грамоте» построен с использованием сюрпризного момента и введения в занятие мультипликационного героя – Чебурашки, который учит детей по собственному учебнику с опорой на презентацию в программе PowerPoint .

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Звук «Ч» и буква Ч»

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
Образовательные:

Знакомство со звуком «Ч» и буквой Ч;

Совершенствование навыка звукобуквенного анализа;

Совершенствование навыка послогового чтения.

Коррекционные:

Автоматизация звука [ч] в слогах, словах, предложениях;
- развитие фонематических процессов;
- уточнение, расширение словаря;
- развитие функции словоизменения;
- формирование связной речи;
- развитие общей, тонкой и артикуляционной моторики.

Воспитательные:

Воспитание интереса к познанию; активности, усидчивости, стремления к преодолению дефекта.

Оборудование: «учебник» с заданиями (Прил. №1), проектор и компьютер, указка, цветные карандаши трёх цветов (синий, красный, зелёный), простые карандаши, клок шерсти, мяч.

Ход

1. Организационный момент. (слайд 2)

Прислушайтесь, что это за звук? Кто к нам пришел в гости?

Помните, Чебурашка очень хотел учиться в школе. С 1 сентября он учится в самой настоящей школе, которую построили его друзья и многому уже научился. Чебурашка знает уже все буквы и умеет читать Он пришел сегодня к вам, чтобы помочь овладеть этими навыками и даже принес свой собственный учебник, который специально для вас придумал.

Ребята, вспомните, с какого звука начинается имя Чебурашка?

Правильно, это звук “Ч”. Давайте поиграем с этим звуком, ведь он очень красиво звучит, послушайте как: ч, ч, ч… Давайте все вместе произнесем: ч, ч, ч…

Попробуйте изобразить с поиощью звука [ч] как:
- кузнечик стрекочет: ч, ч, ч, ч, ч…;
- человек чихает: пчхи, пчхи;
- так говорят, когда просят помолчать: чччччч (жест);
- Чему будем учиться по новому учебнику на занятии?

2. Подготовительная работа

А помогут нам в этом наши помощники. Подготовим их к занятию:

1. Наши глаза смотрят и всё … (видят).

Гимнастика для глаз: (слайд 3)

Не поворачивая головы, проследите за полетом Пчелки.

Чтобы чётко говорить, надо с пальцами … (дружить)!

Пальчиковая гимнастика: (слайд 4)

У кошкиной дочки

На лапках коготочки.

Ты их прятать не спеши -

Пусть посмотрят малыши

3. Если б не было его,

не сказал бы ничего.

Это - … (язык, рот…)

Поможем речевым органам стать сильными и послушными.

Артикуляционная гимнастика «Язычок гулять собрался»: (слайд 5)

Погулять язык собрался (открываем рот)

Он умылся (облизать верхнюю губу),

Причесался («расчесать» язык верхними зубами)

На прохожих оглянулся (облизать губы по кругу),

Влево, вправо повернулся (оттянуть язык к левому и правому уху поочередно),

Вниз упал (вытащить язык вперед-вниз),

Наверх залез (потянуть язык к носу),

Раз и в ротике исчез (закрыть рот)!

Чебурашке очень понравились наши упражнения, он обязательно научит своих друзей делать такие же. (слайд 6)

3. Уточнение артикуляции звука, характеристика звука.

Вам, наверное, хочется побольше узнать об этом звуке, не правда ли? Звук “Ч” обозначается буквой Ч, в учебнике она в верхнем правом углу. Обведите всеми пальцами той руки, которой обычно пишите, по очереди. Карандашом какого цвета вы ее раскрасите? Почему?

Дайте полную характеристику звуку. Какой он? (слайд 7)

Произнесите звук еще несколько раз и расскажите Чебурашке, как при этом расположены губы, зубы и язык.

На что похожа буква Ч? Чебурашка предлагает поиграть вам в игру.

Игра «Раз-два повернись и в букву Ч превратись»
Дети изображают при помощи пальцев, рук и других частей тела букву Ч.

4. Печатание буквы Ч.

Чебурашка приготовил для вас буквы для печатанья. Посмотрите, как пишется буква Ч? Напишите её в воздухе. Напечатайте буквы в учебнике. Сравните чем они похожи, чем разли

5. Выделение звука на фоне слога, слова.

Чебурашка пригласил друзей поиграть с вами:
Слайд 8
1. Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать.
А за ней цыплятки – малые ребятки

Цып-цып-цып! Сюда! Сюда! Я вам буковку нашла!
Прибежал весёлый А , прочитали дети… ЧА
Прибежал задорный О , прочитали дети… ЧО
Прибежал упрямый У , прочитали дети… ЧУ
Прибежал милёнок И , прочитали дети… ЧИ
Прибежал красавчик Е , прочитали дети… ЧЕ
Прибежал серьёзный Ё , прочитали дети… ЧЁ

Что изображено на картинках в учебнике? Чебурашка просит напечатать букву Ч в окошке домика в зависимости от того, где находится звук «Ч».

6. Упражнение в словоизменении, деление слов на слоги.

Ч ебурашка предлагает вам новую игру.

Игра «Как меняет слово буква ч»
Проследите, как меняется слово, когда в нем появляется буква ч? (слайд 9)

Захотелось ласковых нам слов.
Кто из звуков нам помочь готов?
[ч] - он очень мягкий звук,
Не обойтись, похоже, без его услуг.
Дети, в учебнике читают слова. Затем надо поставить букву ч в нужное место в слове и прочитать слово еще раз. Что изменилось?

Река - ре(ч)ка, рука - ру(ч)ка, молоко - моло(ч)ко, яблоко - ябло(ч)ко.
Название предмета звучит более ласково или он уменьшается в размерах.

Игра «Предмет уменьшается, а слово увеличивается»
Дети, у меня для вас есть еще одна очень интересная игра. Но прежде ответьте мне на один вопрос. Мы с вами заметили, что звук [ч] как бы уменьшает предмет, а вот само слово увеличивается или уменьшается? Например, берем клок шерсти (демонстрация). Сколько слогов в слове клок?
Дети (считают хлопками). Один.
Логопед. Теперь отрываем клочок. Он стал меньше, а слово? Кло-чок. Сколько слогов?
Дети. Два. Слово стало длиннее.
Логопед. А теперь возьмем маленький клочочек. Сколько слогов в слове кло-чо-чек?
Дети. Три.
Логопед. Слово стало еще длиннее, а предмет клочочек стал совсем маленький, т.е. предмет уменьшается, а слово увеличивается. А теперь выполним задание в учебнике и сделаем слоговые модели слов.
Дети. Лук - лучок - лучочек, жук - жучок - жучочек, (слайды 10 и 11)

7. Динамическая пауза. Чебурашка предлагает отдохнуть и поиграть.

Пальчиковые игры Железновых «Тук, ток» (дорожка 09)

8. Работа с текстом. Чебурашка приготовил еще одно очень интересное задание.
Прочитаем текст . Вместо рисунков в предложения необходимо вставить слова.
Слайд 13
Папа подарил девочке чудо.
Чудо посадили в аквариум с чистой водичкой.
Девочка кормила его червячками и чистила твердый панцирь.
Ночью чудо прячется под листочками.
А днем греет бочок на солнце.
Танечка очень любит своё чудо.
Давайте, найдем в тексте слова с буквой Ч.
Догадались, какое животное подарил папа девочке? Правильно
. ЧЕРЕПАХУ .
Черепахи бывают разные. Одни живут в воде, другие на суше.

9. Итог занятия
Есть ли в слове черепаха звук, который был главным на занятии? Где он находится?
Назовите его. Давайте повторим.
Какое положение при произнесении звука Ч принимают органы артикуляции?
Гласный или согласный звук «Ч»? Докажите.

Какие задания показались вам интересными?

Какое задание было трудным?
Вы молодцы, отлично работали на занятии, Чебурашка прощается с вами, и оставляет для вас раскраску.

Только до конца зимы! Скидка 60% для педагогов на ДИПЛОМЫ от Столичного учебного центра! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Буквы в картинках для детей.

Например, буквы в картинках пригодятся для надписи «С Днём Рождения!» Тут правда, нужно две буквы Д, но это ведь не так страшно. Буква А в картинках – конечно же буква А похожа на Арбуз! Зеленый, спелый, и вкусный! Буква Х в картинках сделана из Хлеба – хлеб всему голова, поэтому и тут пригодился. Буква Ч в картинках выглядит, как настоящие часы! И стрелочки у часов есть, и даже гирька! Буква Ш в картинках выглядит как шкаф! Буквы Щ у нас уже есть, но кто хочет, может дорисовать шкафу хвостик!

Конечно же, с помощью веселых и забавных картинок - живые буквы в картинках. Здесь мы предлагаем вам скачать бесплатно и распечатать на цветном принтере занимательные «живые буквы в картинках». Каждая из букв иллюстрирована в стиле слова, которое начинается с этой буквы. Это своего рода ребус-головоломка, которую очень интересно разгадывать вместе с ребенком.

Учителя довольны, потому что наличие одной такой мнемокартинки снимает целую массу проблем с запоминанием. 1 серия азбук - это попытка вызвать запоминание за счет яркой картинки. В этом случае информация более полная – с ребенком обсуждается, что твердый и мягкий звук записываются одной буквой. Кто это? Ужас на букву «Е»? Как можно запомнить то, для чего нет названия? Используя образы-ассоциации из пособия, мы играем в игру «Покажи букву телом». Есть особенности при изучении букв Е и Э. Буква Э изучается в начале, буква Е - позже. К моменту прохождения буквы Е, дети уже знают, что гласные буквы дружат парочками. Я очень надеюсь, что пособие «Азбука в картинках-ассоциациях» поможет вашим детям запомнить буквы легко и без напряжения.