Презентация "орфоэпические нормы русского литературного языка". Орфоэпические нормы Нормы ударения в русском языке презентация

ЗдравствУйте, дорОгие учащиЕся.

РадА приветствОвать вас на Уроке.

ЗдрАвствуйте, дорогИе учАщиеся.

Рада привЕтствовать вас на урОке.

Тема урока:

«Орфоэпические нормы

русского литературного языка.

Ударение.»

Задачи:

  • осмыслить важность соблюдения орфоэпических норм в устных и письменных высказываниях;
  • отработать навыки произношения слов «повышенной орфоэпической опасности»;
  • повышение речевой культуры, через выполнение тестовых заданий.
Фонетическая разминка Ногти, булка, лапка, зубы, киска, песок, галка, орел, норка, клин, тоска, свет, полено, рамочка. Варианты ответов Ногти – когти орёл - осёл Булка – будка (бурка) норка - горка(ножка) Лапка – папка (шапка) клин – блин Зубы – губы (дубы) тоска – точка Киска – миска (кирка) свет- цвет Песок – лесок полено - колено Галка – палка рамочка - мамочка

Заговори, чтоб я тебя увидел...

Сократ

Рефлексия

Мой дядя выяснял лет сорок,

И все же выяснить не мог-

Как говорить вернее: твОрог?!

А может, правильней – творОг?!

И как-то он в молочной лавке

Его увидел на прилавке,-

Лицо, как роза, расцвело,

Решил купить он полкило.

Но тотчас, на прилавок глядя,

Опять задумался мой дядя:

«Ведь, вероятно, он не дорог,

Пойдет в ватрушку и в пирог….

А как спросить: «Почем творОг?

А может, правильнее - твОрог?»

А в это время у прилавка

И шум, и очередь, и давка,

Но дядя дольше всех стоит.

И сам с собою говорит:

«Н-да… Я к произношенью строг,

Не допускаю оговорок…

Но как же все-таки - творОг,

А может, правильнее – твОрог?!»

Задачу эту смог решить

Мой дядя, лишь дойдя до кассы,-

Сказав: «Прошу вас получить

За полкило … творожной массы».

Кассирша мало разбиралась

В местоименьях, в падеже

И так сказала: «Не осталось,

Она распродата уже!»

Как же правильно:

«твОрог» или «творОг» ?

Правильно:

твОрог и творОг

В пределах литературной нормы имеется значительное количество вариантов подвижного ударения:

твОрог- творОг

свЁкла - свеклА

Трудные случаи постановки ударения в словах:

Звать – звАл, звАло, НО звалА

Брать – брАл, брАли, НО бралА

Звонить -

Вариант -1 Вариант – 2

спелые арбУзы без дрожжЕй

два блинА нет киселЯ

вкусные блЮда вкусные тОрты

много груздЕй произносить тОсты

зажарить гУся без фАрша

Закрепление

2.Задание: расставьте в данных словах ударение, произнесите в соответствии с литературными нормами.

Не забывайте о том, что точность постановки ударения и произнесения отдельных звуков или их сочетаний можно уточнить по словарю.

Проверка

Рефлексия

1. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО? 1) Эксперт; 2) кухОнный; 3) ходатАйство; 4) закУпорить. 2. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО? 1) Посадить ирИс; 2) знамЕние; 3) балОванный; 4) звОнит.

3. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО? 1) КвАртал; 2) катАлог; 3) укрАинский; 4) премировАть. 4. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО? 1) ОблЕгчить; 2) кухОнный; 3) икОнопись; 4) кладовАя.

Проверка усвоения материала. Тест по теме «Орфоэпия»

5. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО? 1) ХристианИн; 2) апОстроф; 3) генЕзис; 4) танцовщИк.

6. Выберите правильный вариант произношения слова: 1) Фонетика [н’]; 2) кортеж [тэ]; 3) рандеву [д’]; 4) интервью [т’]. 7. Выберите правильный вариант произношения слова: 1) Дезинфекция [дэ];

2) свитер [т’]; 3) кашне [нэ];

Проверка

Домашнее задание
  • П.14. упр. 53.
  • или 2. В.Г.Белинский писал, «говорить правильно» и «говорить красиво» - не одно и то же. А вы согласны с его мнением? Задание: напишите мини-сочинение на эту тему.

1 слайд

2 слайд

План Основные понятия орфоэпической нормы Некоторые правила произношения Постановка ударения Глоссарий Литература

3 слайд

Основные понятия Орфоэпия(от греч. orthos прямой, правильный и epos речь) – совокупность правил устной речи, произношения и ударения, тем самым обеспечивая единообразное и обязательное для всех грамотных носителей языка звучание всех языковых единиц в соответствии с особенностями языковой фонетической системы, а также единообразное произнесение тех или иных языковых единиц в соответствии с исторически сложившимися и закрепившимися в общественной языковой практике нормами произношения. Орфоэпическая норма - единственно возможный или предпочитаемый вариант правильного, образцового произношения слова.

4 слайд

Основные понятия Орфоэпические нормы: Произношение - норма воспроизведения звуков в слове. Произношение определено фонетической системой гласных и согласных звуков. В нём проявляются такое свойство звуков в русском языке как редукция безударных гласных, оглушение согласных на конце и перед глухими, озвончение согласных перед звонкими: [марос] – мороз, [смаска] – смазка, [маладьба] –молотьба. Наблюдается также смягчение перед мягкими сонорных и сонорных перед сонорными и мягкими: коНчик, коНца, ПеРмь, боРщ В основе норм произношения лежит система звуков русского языка, гласных и согласных.

5 слайд

Основные понятия Ударение - выделение гласного звука силой голоса(связано с грамматическими свойствами слова и его лексическим значением). Иначе норму ударения называют Акцентуация –правильное ударение в словах. В русском языке существует сложная система подвижного, разноместного ударения. Оно может падать на любой слог и перемещаться при образовании, грамматических форм слова. Например: водА – вОду, прИнял – принялА, товар дОрог – вещь дорогА. Каждое слово имеет ударение на любом из слогов: тОпливо, корОва, толокнО.

6 слайд

Основные понятия Орфоэпические нормы зафиксированы в орфоэпических словарях русского языка и словарях ударений.

7 слайд

Некоторые правила произношения Итак напомним - в основе норм произношения лежит система звуков русского языка, гласных и согласных. Свойства их, процесс образования, сочетания сказываются на произношении. Система гласных звуков включает в себя шесть единиц: а, о, э, у, ы, и Орфоэпические нормы в области гласных в общих чертах отражены в книге «Краткий справочник по современному русскому языку» /под ред. П.А. Леканта. В современном русском литературном языке господствует норма иканье, аканье, то есть произношение после мягких согласных в безударном положении и, точнее и[э], а после твёрдых а вместо о. Примером тому могут быть слова: [ри[э]ка, ни[э]су, пи[э]так, горат]- река, несу, пятак.

8 слайд

Некоторые правила произношения Система согласных звуков насчитывает большее количество единиц, нежели гласных. Принято различать согласные звуки по: 1.По месту образования(это участие органов речи: губ, языка, зубов - в создании согласного звука): губные [ф, в, м, п, б]; переднеязычные [с, з, ш, ж, л, н, р, т, д, ц, ч]: зубные [с, з, л, н, т, д, ц] ; передненёбные [ш,ж,р,ч]; Среднеязычным [й], Заднеязычными – мягкие и твёрдые [х, к, г]. 2.По способу образования (это метод преодоления преграды воздушной струёй): согласные шумные: [ф, в, с, з, ш, ж, х], [п, б, т, д, к, г, ц, ч]; сонорные [л, м, н, р].

9 слайд

Некоторые правила произношения Произношение сочетаний чн, чт: В современном русском языке слова с сочетанием чн можно разделить на 3 группы: Те, которые произносятся только как [шн]: конечно, скучно, нарочно, прачечная, скворечник, девичник, двоечник, горчичник, а также женские отчества на -чна Ильинична, Кузьминична, Фоминична Те, в которых чн произносится только как [ч,н]: точно, удачный, точечный, маскировочный Те, в которых нормативными считаются оба варианта произношения - [ч,н] и [шн]: подсвечник, булочная, горничная, копеечный, порядочный.

10 слайд

Некоторые правила произношения В отдельных случаях варианты произношения разграничивают разные лексические значения: Сердечный [ч,н] приступ – друг сердечный [шн] перечница [ч,н] (сосуд для перца) – чёртова перечница [шн] (о злой, сварливой женщине)

11 слайд

Некоторые правила произношения Произношение мягкого [жж]: дожди, визжать, твёрдого [жж]: дрожжи. Звуки [д], [т] не произносятся между [з], [н]: поздно, праздник, звёздный. На месте [ч] перед [н] в одних словах произносится [ч]; вечность, точный, отличник, печник, в других – [ш]; горчичный, двоечник, конечно, прачечная, скворечник, скучно. В разговорной речи такое произношение является либо нарушением литературной нормы: « - Ещё бы загранишное всё привезти бы надо из-за морей…» Такое произношение может различать слова по значению: сердешный – сердечный, молошница – молочница, лоточник – лотошник. «- А ведь у нас, сердешный, нет его, самовара-то!»

12 слайд

Некоторые правила произношения Другая норма произношения связана со звуком [г] пред глухим согласным. Он произносится как [к]: дёгтя, ногти, прилягте, отягчать, загс. Но в корнях легк-/легч, мягк-/мягч- произносится [х] перед [к] , [ч] и мягкий [х] перед мягким [к]: [лёхкое], [мяхкая]. В некоторых словах произносится [гэ] вместо [г]: бухгалтер, господи, ага, ей-богу. Кроме перечисленных взаимодействий в орфоэпической норме литературного языка находится ещё ассимиляция согласных по звонкости-глухости: [казьба] – косьба, оглушение звонких согласных на конце: столб [п], гвоздь [ть], стог [к].

13 слайд

Некоторые правила произношения Не менее важны орфоэпические нормы заимствованных слов. Они касаются в первую очередь гласных звуков: безударный [о], болеро, боа, досье, какао, кредо, радио, трио, фойе и др. В именах собственных также произносится безударное [о] Флобер, Шопен. Однако в этой норме встречаются варианты: [паэт] – [поэт], [болеро] – [балеро].

14 слайд

Некоторые правила произношения В большинстве заимствованных слов произношение [а] в безударном положении соответствует норме произношения русских слов: [кастюм], [валейбол], [пианина]. Произношение твёрдого и мягкого согласного перед «Е» имеет тенденцию к твёрдому произношению: антенна, бизнес, дельта, кафе, кашне, кодекс, модель, отель, пюре, шоссе и другие. В некоторых словах допустимо двоякое произношение: дедукция, декан, конгресс, кредо. Только мягко произносятся согласные в словах: брюнет, музей, пионер, рельс, термин, фанера, шинель, террорист, термометр, демон, депутат, компресс, акварель. Другие иностранные слова отличаются произношением [э] в начале слова: эпиграф, экватор, элемент, эмоция, эпизод, эрудиция, эталон, эфир, этап, экипаж. Внутри слова может произноситься и долгий, и краткий согласный: ванна, вассал, гетто, касса, лемма, мадонна, манна, масса, сумма, тонна. Краткий согласный встречается чаще и произносится в словах: аттестат, аттракцион, бассейн, грамматика, иллюзия, каллиграфия, коллектив, миллиметр, параллель, перрон, режиссёр.

15 слайд

Постановка ударения Ударение различает слова одного звукового и буквенного состава по значению, лексическому и грамматическому, например: мука – мука, пили – пили. Существуют и варианты ударения: творог – предпочтительное, творог – допустимое.

16 слайд

Постановка ударения Ударение - это выделение какого-либо слога в слове большей силой произношения и увеличением длительности звучания. Гласный звук ударного слога произносится более напряженно и громко и называется ударным; гласные, находящиеся в безударных слогах, - безударные.

17 слайд

Постановка ударения В русском языке ударение свободное, т.е. оно не закреплено за определенным по счету слогом, де-ре-во, зе-лё-ный, по-бе-дитъ. При образовании форм слова ударение может оставаться неподвижным (брат, брата, брату) или передвигаться с одного слога на другой (лист, листа, листья).

18 слайд

Постановка ударения Большинство слов русского языка имеет одно ударение - основное. Однако в сложных словах наблюдается и дополнительное (побочное) ударение. ЖелезнодорОжный, водогрязелечЕбница.

20 слайд

Постановка ударения Различные части речи имеют варианты ударения в некоторых своих грамматических формах, что различает два вида произношения по стилю и нормативности. Обратим внимание на те формы частей речи, которые более распространены в устной речи: 1) Р.п., ед. ч. односложных существительных - блина, боба, винта, жгута, зонта, кита; 2) В.п., ед. ч. - ботву, весну, десну, золу, нору, овцу; 3) П.п., ж. р. с предлогами в, на - в горсти, на двери, в кости, в крови, в ночи, на печи, в связи, в сети, в степи, в тени, ; 4) Р.п., мн. ч., имён существительных -местностей, почестей, прибылей, ведомостей; 5) глаголы и причастия прошедшего времени, ж. р. -била, брила, дула, жала, клала, крала, крыла, мыла, мяла, шила, пала; забрана; 6) краткие прилагательные во мн. ч. - бледны, вкусны, вредны, бодры.

21 слайд

Постановка ударения Ошибки в ударении встречаются часто в этих формах глаголов: после того как мы включим табло. Если завтра в это же время вы включите телевизор, вы встретитесь с этой программой. Такое корневое ударение рассматривается современной нормой не только как нежелательное, но грубо ошибочное. Правильно: включим, включат, включите, включаться, подключиться, отключена.

22 слайд

Глоссарий Редукция (лат. reducire сокращать) - лингвистический термин, обозначающий ощущаемое человеческим ухом изменение звуковых характеристик речевых элементов, вызванное их безударным положением по отношению к другим - ударным элементам. Сонорный согласный (от лат. sonorus «звонкий» образующийся, произносимый с преобладанием голоса над шумом) - это звуки, производимые без участия турбулентного потока воздуха в голосовом тракте (такие как /л/, /м/, /н/, /р/). Норма (лат. norma - дословно «наугольник», переносное значение «правило») - регулирующее правило, указывающее границы своего применения. Оглушение согласных - переход звонких согласных в глухие в конце слов или перед глухими согласными. Фоне ма (др.-греч. φώνημα - «звук») - минимальная единица звукового строя языка.

23 слайд

Литература: Русский язык и культура речи для студентов нефилологических специальностей университетов. Учебное пособие / Сост. О.Ю. Машина; НовГУ им. Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2009. – 283 с. www.wikipedia.org www.edu.1september.ru www.langrus.ru

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ Учитель русского языка и литературы Иванова Наталья Васильевна

ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ И ИХ СОЧЕТАНИЙ НОРМЫ УДАРЕНИЯ (АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ)

Необходимо помнить! В некоторых иноязычных словах безударные гласные произносятся отчетливо. б [ о ] а к [ о ] ллега [ о ] азис р [ о ] к [ о ] к [ о ] кака [ о ] ауди [ о ]

1. НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ ГЛАСНЫХ е [ э ] ё [ о ] Афера Опека Валежник Истекший Современный Оседлый Отцветший Двоеженец Хребет Шофёр Свёкла Белёсый Поблёкший Отёкший Шёрстка Щёлка Никчёмный Новорождённый Осуждённый Издёвка Одноимённый Договорённость

1. НОРМЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ ГЛАСНЫХ ВАРИАНТНОЕ ПРОИЗНОШЕНИЕ: ж [ э ] лчь - ж [ о ] лчь ман [ э ] вр - ман [ о ] вр

ПРОИЗНОШЕНИЕ СОГЛАСНЫХ 2. В русских и заимствованных словах перед гласным Е произносится Мягкий согл. зв. аг [ р ‘ э ] ссор ши [ н ‘ э ] ль [ т ‘ э ] рмин ака [ д " э ] мия конг [ р " э ] сс [ т " э ] кст О [ д " э ] сса Твёрдый согл. зв. [ тэ ] мбр [ тэ ] мп а [ дэ ] кватно [ тэ ] нденция пар [ тэ ] р [ кэ ] мпинг компью [ тэ ] р [ тэ ] рмос бу [ тэ ] рброд [ дэ ][ тэ ] ктив

ПРОИЗНОШЕНИЕ СОГЛАСНЫХ 3. В суффиксе –изм- согласный З произносится твёрдо профессионализм романтизм пацифизм реализм терроризм

3. ПРОИЗНОШЕНИЕ СОЧЕТАНИЙ ЗВУКОВ ЧН ЧТ -ТСЯ-/-ТЬСЯ- [ ЧН ] поточный раздаточный Съёмочный Сердечные капли [ ШН ] коне [ шн ] о ску [ шн ] о наро [ шн ] о скворе [ шн ] ик яи [ шн ] ица пустя [ шн ] ый праче [ шн ] ая Ильини [ шн ] а Кузьмини [ шн ] а Никити [ шн ] а серде [ шн ] ый друг [ ШН ] и [ ЧН ] горчичник булочная

3. ПРОИЗНОШЕНИЕ СОЧЕТАНИЙ ЗВУКОВ ЧН ЧТ -ТСЯ-/-ТЬСЯ- [ ЧТ ] по [ чт ] а у [ чт ] и со [ чт ] ёмся [ ШТ ] [ шт ] о [ шт ] обы

3. ПРОИЗНОШЕНИЕ СОЧЕТАНИЙ ЗВУКОВ ЧН ЧТ -ТСЯ-/-ТЬСЯ- [ ЦЦА ] собира [ цца ] обвиняе [ цца ]

4. АКЦЕНТОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ РУССКОЕ УДАРЕНИЕ СВОБОДНОЕ (РАЗНОМЕСТНОЕ) – ПАДАЕТ НА ЛЮБОЙ СЛОГ мЕнеджер созЫв докумЕнт медикамЕнт Сравни: французский – на последний слог, английский – на первый слог) ПОДВИЖНОЕ НЕПОДВИЖНОЕ

выполняет смыслоразличительную функцию: зАмок – замОк Атлас – атлАс Ирис – ирИс брОня – бронЯ домОвый – домовОй языкОвый – языковОй зАнятый – занятОй подвижнЫй – подвижнОй чУдный – чуднОй запАсный - запаснОй

Неподвижное ударение (при изменении формы слова остается на одном слоге) СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ ИМ.П. ЕД.Ч. ИМ.П. МН.Ч. РОД.П. МН.Ч. инженЕр рЕктор шофЁр договОр тОрт шАрф бюллетЕнь срЕдство тУфля инженЕры рЕкторы шофЁры договОры тОрты шАрфы бюллетЕни срЕдства тУфли инженЕров рЕкторов шофЁров договОров тОртов шАрфов бюллетЕней срЕдств тУфель

Неподвижное ударение ГЛАГОЛЫ УДАРЕНИЕ НА ОКОНЧАНИИ УДАРЕНИЕ НА ОСНОВЕ ободрИть облегчИть вручИть одолжИть звонИть баловАть положИть исчЕрпать опОшлить закУпорить

Подвижное ударение (при изменении формы слова переходит с одной части слова на другую): основа → окончание окончание → основа дирЕктор → директорА → директорОв профЕссор → профессорА → профессорОв сестрА → сЁстры → сестЁр водА → вОды → вОд

В кратких прилагательных, кратких страдательных причастиях, глаголах прошедшего времени в муж., ср. роде и во множ. числе ударение падает на основу, а в женск. роде перемещается на окончание: ПРИЛ.: вАжный → вАжен → вАжно → вАжны → важнА ПРИЧ.: нАчатый → нАчат → нАчато → нАчаты → начатА ГЛАГ.: прибЫть → прИбыл → прИбыло → прИбыли → прибылА

На постановку ударения влияют территориальные и социально-профессиональные диалекты ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОФЕССИОН. ДИАЛЕКТНОЕ руднИк рУдник (шахт.) добЫча дОбыча (горн.) алкогОль Алкоголь (мед.) экспЕрт Эксперт (юр.) кОмпас компАс (мор.) ремЕнь рЕмень хозЯева хозяевА зимОвье зимовьЁ слУчай случАй

Тренинг по орфоэпии В каком ряду во всех словах буквенное сочетание ЧН обозначает звуки [шн]? 1.Скворечник, точный, прочный 2.Съемочный, дачный, алчный 3.Конечно, скучный, нарочно 4. Яичница, отлично, вечный. В какой паре слов ударение не выполняет смыслоразличительную роль? И рис-ир и с А тлас-атл а с Искр а - и скра Кл у бы-клуб ы В каком ряду во всех словах ударение падает на первый слог? 1.Дочиста,легка,лила 2.Цемент,близка,рвала 3.Принял,мельком,инсульт 4.Понят, заговор, тортов

В каком ряду во всех словах ударение падает на второй слог? Погнутый, прибыл, упадут Выключит, заперлась, сорвала Красивее, прислала, агент Начали, родилась, йогурт В каком ряду во всех словах ударение падает на третий слог? Надорвалась, изобретенный, определит Недолила, отобрала, разобралась Изорвалась, отозвала, рассредоточение Заперта, псевдоним, мозаичный


Слайд 2

Если бы я был царь, я бы издал закон, что читатель, который употребил слово, значение которого он не может объяснить, лишается права писать и получает 100 ударов розог

Л.Н.Толстой

Слайд 3

(от греч. оrthos – правильное, eros – речь) включает в себя произношение безударных гласных, звонких и глухих согласных, правила произношения, а так же постановку ударения. Сложилась в первой половине XVIII века.

Орфоэпия

Слайд 4

Слайд 5

Качественная редукция - это изменение тембра звучания гласного;(со[а]сна) количественная редукция - это уменьшение его долготы и силы (трава).

Безударные гласные

Слайд 6

В начале слова безударные [а] и [о] произносятся как [а], например: [а]зот, [а]бладать.

Безударные гласные

Слайд 7

После твердых шипящих [ж] и [ш] гласный [а] в первом предударном слоге произносится как [а], например: ж[а]ргон, ш[а]гать. Но перед мягкими согласными произносится звук, средний между [ы] и [э], например: ж[ыэ]леть, лош[ыэ]дей

Безударные гласные

Слайд 8

После мягких согласных в первом предударном слоге на месте букв е и я произносится звук, средний между [и] и [э], например: в[иэ]сна, ч[иэ]сы.

Безударные гласные

Слайд 9

В остальных безударных слогах на месте букв е и я произносится очень краткий [и], в транскрипции обозначаемый знаком [ь], например: в[ь]ликан, вын[ь]сти, п[ь]тачок, выт[ь]нуть.

Безударные гласные

Слайд 10

На месте сочетаний букв аа, ао, оа, оо в предударных слогах произносятся гласные [аа], например: з[аа]сфальтировать, з[аа]дно, п[аа]нглийски, в[аа]бразить.

Безударные гласные

Слайд 11

В конце слов и в их середине перед глухими согласными звонкие согласные оглушаются, например: ястре[п], разбе[к], запа[т], бага[ш], тра[ф]ка, ска[с]ка.

Согласные звуки

Слайд 12

На месте глухих согласных перед звонкими (кроме в), произносятся соответствующие звонкие, например: [з]бежать, о[д] бросить, во[к]зал.

Согласные звуки

Слайд 13

В ряде случаев согласные, стоящие перед мягкими согласными, произносятся мягко. Например: [з"д"]есь, гво[з"д"]и, е[с"л"]и, ка[з"н"], ку[з"н"]ец, пе[н"с"]ия. Встречаются два варианта произношения некоторых слов, например: [з"л"]ить и [зл"]ить, по[с"л"]е и по[сл"]е.

Согласные звуки

Слайд 14

Двоякое произношение наблюдается в сочетаниях с губными согласными, например: [д"в"]ерь и [дв"]ерь, [з"в"]ерь и [зв"]ерь. Первые варианты звучат все реже.

Согласные звуки

Слайд 15

Двойным согласным буквам соответствует долгий согласный звук обычно тогда, когда ударение падает на предшествующий слог, например:гру[П]а, ма[С]а, програ[М]а

Согласные звуки

Слайд 16

Если же ударение падает на последующий слог, то двойные согласные произносятся без долготы, например:а[к]орд, ба[с]ейн, гра[м]атика.

Согласные звуки

Слайд 17

В словах иноязычного происхождения, не окончательно усвоенных русским языком, буква о в безударном положении произносится четко: [о], то есть без редукции: [о]тель, кака[о], ради[о]. Иногда допускается двоякое произношение: п[о]эт - п[а]эт, с[о]нет - с[а]нет и др.

Произношения иностранных слов

Слайд 18

Перед гласным, обозначаемым буквой е, во многих иноязычных словах согласные произносятся твердо: а[тэ]лье, ко[дэ]кс, ка[фэ], Шо[пэ]н. Чтобы не ошибиться, следует заглядывать в словарь литературного произношения!

Произношения иностранных слов

Слайд 19

Многие односложные имена существительные мужского рода имеют в косвенных падежах единственного числа ударение на окончании, например:бинт - бинта, штрих - штриха, зонт - зонта.

Литературные ударения

Слайд 20

В винительном падеже единственного числа существительные женского рода имеют ударение то на окончании, то на корне; ср.:

1) весна - весну, нора - нору, стопа - стопу;

2) гора - гору, доска - доску, цена - цену, щека - щёку.

Литературные ударения

Слайд 21

С ударением на окончании произносятся некоторые имена существительные женского рода при употреблении с предлогами в и на в обстоятельственном значении: на груди, на двери, в ночи, в сети, в чести.

Литературные ударения

Слайд 22

В родительном падеже множественного числа произносятся:

1) с ударением на основе: местностей, почестей, прибылей;

2) с ударением на окончании: ведомостей, крепостей, новостей, повестей, скатертей, четвертей.

Литературные ударения

Слайд 23

Иногда предлоги принимают на себя ударение, и тогда следующее за ними существительное (или числительное) оказывается безударным. Чаще всего ударение перетягивают на себя предлоги на, за, под, по, из, без.

Литературные ударения

Слайд 24

Например:

на:на воду, на ногу, на руку, на спину, на зиму, на душу, на стену, на голову, на сторону, на берег, на год, на дом, на нос, на ухо, на день, на два, на шесть, на сто;

за:за воду, за ногу, за волосы, за руку, за спину, за зиму, за душу, за нос, за год, за город, за ночь, за два, за шесть, за сто;

Литературные ударения

Слайд 25

под: под ноги, под руки, под гору, под нос, под вечер;

по: по морю, по полю, по лесу, по полу, по два, по сто, по двое;

из:из лесу, из дому, из носу, из виду;

без:без вести, без толку, без году неделя

Литературные ударения

Слайд 26

Во многих глаголах в прошедшем времени в форме женского рода ударение стоит на окончании:

брала, была, взяла, вила, вняла, врала, гнала, дала, доняла, драла, жила, задала, заняла, звала, лила, нажила, наняла, начала, пила, плыла, поняла, прибыла, приняла, рвала, раздала, слыла, сняла, спала и др.


Безумец я!

Вы прАвы, правЫ!..

Посмотреть все слайды

«Орфоэпические

нормы»

Учитель: Румянцева А. А.


Орфоэпия (от греч. orthos - правильный и epos - речь) –

отдел языкознания, изучающий правила образцового

произношения.

(Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова ).

Орфоэпия – это исторически сложившиеся нормы русского

литературного произношения отдельных звуков и

звукосочетаний в потоке устной речи.


I. Ударения в начальной форме глаголов.

  • В глаголах, заканчивающихся на И-ТЬ ,

ударным чаще всего является суффикс –И-

Например:

Но :

п Е рчить

кровоточ И ть

зак У порить

кл Е ить

облегч И ть

ободр И ть

озл О бить

осв Е домиться

обостр И ть

одолж И ть

т Е плиться

плодонос И ть

оп О шлить

полож И ть

предвосх И тить

надо У мить

убыстр И ть

углуб И ть

усугуб И ть


2. В глаголах на – ИРОВАТЬ ударение чаще всего падает на – И -.

Например:

баллот И ровать

блок И ровать

коп И ровать

приватиз И ровать

констру И ровать

экспорт И ровать

дискут И ровать

информ И ровать

доз И ровать

маркиров А ть

премиров А ть

нормиров А ть

гофриров А ть

пломбиров А ть

бомбардиров А ть


Запомните!

за И ндеветь

зарж А веть

к А шлянуть

обез У меть

пл Е сневеть

ход А тайствовать

ч Е рпать


II. Ударения в формах глаголов настоящего и будущего

времени, причастий (на –УЩ/ЮЩ, -АЩ/ЯЩ, -ВШ, -НН\ЕНН)

и деепричастий сохраняются ТЕ ЖЕ, что и в начальной

форме глагола.

В причастиях, образованных от глаголов с помощью

суффикса – Т -, ударение падает на первый слог.

з А гнутый,

с О гнутый,

н А чатый,

пр И нятый


III. Ударения в формах прошедшего времени глаголов.

В формах женского рода ударение падает на окончание – а .

В формах мужского, среднего рода и во множественном

числе – на первый слог.

ИСКЛЮЧЕНИЯ:

кл А ла, кр А ла,

посл А ла, жил О сь.


IV. Ударения в именах существительных.

  • В формах именительного падежа множественного числа

ударным является окончание –А , безударным - ,

поэтому следует запомнить :

аэроп О рты,

т О рты,

л И фты,

б А нты,

кр А ны,

л Е кторы,

ш А рфы.


2. В формах родительного падежа множественного числа

окончание -ОВ чаще всего является безударным,

а окончание –ЕЙ – ударным.

бухг А лтеров

к О нусов

л Е кторов

т О ртов

должност Е й

новост Е й

м Е стностей

с У дей


большинстве случаев падает на последний слог:

аг Е нт алфав И т деф И с диспанс Е р докум Е нт

жалюз И катал О г некрол О г кварт А л парт Е р

апостр О ф проц Е нт цем Е нт эксп Е рт

фет И ш (- это амулеты, обереги, талисманы)

ф О рзац,

факс И миле (- это копия оригинального документа) .


4. Во многих производных словах сохраняется

ударение производящих слов:

вероиспов Е дание – испов Е даться

договор Е нность, догов О р – договор И ться

нам Е рение – м Е ра

обесп Е чение – обесп Е чить

аристокр А тия – аристокр А т

зн А мение – зн А мя

металл У ргия – металл У рг


5. Запомнить произношение следующих слов:

гражд А нство зим О вщик кор Ы сть

крем Е нь лыжн Я О трочество св Е кла

ст А туя стол Я р цеп О чка И скра т У фля


V. Наречия.

Ударение падает на приставку в словах:

в О время,

з А годя,

з А темно,

И сстари


VI. Имена прилагательные.

Запомните орфоэпические нормы

звучания следующих имён прилагательных

давн И шний крас И вее, крас И вейший

моза И чный опт О вый сл И вовый

гр У шевый к У хонный лосос Ё вый

укра И нский зав И дно.


Использованная

литература:

http://5-ege.ru/leksicheskie-normy-paronimy/