Когда был создан английский парламент. Парламент великобритании

В современном мире почти в каждом государстве есть свой парламент, который необходим для выражения интересов разных слоев общества. Эта система одной из первых появилась в средневековой Англии.

Борьба королей и феодалов

В XIII веке островное королевство часто страдало от гражданских войн и конфликтов. Одной из причин такого неустройства стала борьба между королевской властью и феодальным сословием. Бароны и лорды желали усилить свое влияние на государство, чтобы принимать участие в управлении страной.

Еще при короле Иоанне Безземельном (правил в 1199-1216 гг.), в 1215 году, появилась Этот документ был составлен при участии баронов, желавших получить новые юридические права и защитить собственные привилегии. Дата возникновения английского парламента тесно связана с хартией, которая была лишь «первой ласточкой» в долгом процессе укрепления в государстве феодального строя.

Генрих III

Сын Иоанна, Генрих III, занял трон в 1216 году еще в детском возрасте. За него правил регентский совет. Повзрослев, Генрих начал вести жесткую политику, направленную на укрепление королевской власти. Бароны и другие феодалы, привыкшие к порядку вещей, закрепленному хартией вольностей, были крайне недовольны поведением монарха.

Кроме того, Генрих III окружил себя иностранцами, в том числе французами, которых не терпели в Лондоне. Такое поведение привело к ухудшению отношений между ним и его собственной знатью. Единственным арбитром в этом конфликте мог стать Папа Римский - духовный отец всех христиан. При его сотрудничестве Генрих пообещал баронам, что он будет соблюдать условия Великой хартии его отца, а также согласился учредить парламент, где бы заседали представители аристократии. Так, в 1258 году были заключены Оксфордские соглашения.

Согласно этому документу, должно было произойти образование английского парламента. Дата этого события письменно не оговаривалась, однако король обещал, что появится в самое ближайшее время. Но уже очень скоро Папа Римский освободил монарха от обещаний. Генриху нужны были деньги, для того чтобы вести войны против Франции и Уэльса. Поэтому он начал повышать налоги, нарушив свои обещания, данные согласно Великой хартии.

Баронское восстание

В 1263 году бароны, недовольные решениями короля, объявили ему войну. Эту группу возглавил Симон де Монфор. После битвы при Льюисе Генрих III вместе с сыном Эдуардом оказался в плену. Победившие аристократы в 1265 году созвали представительный орган. Это и была дата возникновения английского парламента. Заседания проходили в

Дата возникновения английского парламента ознаменовалась тем, что в новом представительном органе собрались депутаты от самых разных сословий: не только высшего духовенства и рыцарей, но и городского населения. Депутаты подразделились и по территориальному принципу. Когда наступила дата возникновения английского парламента, в поехали представители всех городов страны. При этом Лондон и еще пять важных портов имели по четыре представителя. Другие города прислали по два человека. Эта система, принятая в XIII веке, оказалась зародышем современной

Появление парламента

К власти в стране пришел Симон де Монфор. Именно он стал тем человеком, благодаря которому стало возможным возникновение английского парламента. Дата этого события совпала со временем усиления его влияния в государстве. Однако уже весной 1265 года законный наследник Эдуард бежал из плена. Он собрал вокруг себя преданную армию, с которой попытался вернуть престол своему отцу Генриху III. Из-за этого начало процесса возникновения английского парламента оказалось в тени новой

4 августа в битве при Ившеме восставшие бароны потерпели поражение, а Симон де Монфор погиб. К власти снова пришел Генрих III. Однако процесс возникновения английского парламента уже закончился, и монарх решил не отказываться от этого органа власти. При этом короле и его сыне он не представлял угрозы для правления династии.

Значение парламента

Возникновение английского парламента (дата - 1265 год) сыграло важную роль в Теперь жители самых разных городов посылали в столицу своих представителей, которые могли напрямую сообщить верховной власти о проблемах простых людей. Поэтому в Великобритании каждый гражданин знает, когда возник английский парламент. Дата этого события ежегодно отмечается в стране.

В 1295 году парламент начал собираться по новым правилам, которые практически не изменились до наших дней. Теперь в палате появились представители от каждого графства. Дата возникновения английского парламента (год 1265-й) стала одной их тех дат, благодаря которым гражданское общество смогло добиться признания своих прав верховной королевской властью.

Функции парламента

Самой важной функцией этого собрания стало определение размеров налогов. Кроме того, его депутаты могли посылать петиции на имя короля. Все это стало возможным только после того, как произошли эти нововведения (в тексте ранее уже была указана дата возникновения английского парламента). История этого института очень насыщенна. Депутаты в разные эпохи становились выразителями народного недовольства властью.

С XV века парламент приобрел право принимать законы, которые также должен был одобрить король. Взаимодействие этих двух ветвей власти позволило получить тот баланс интересов, благодаря которому сегодня в Великобритании существует одна из самых устойчивых политических систем в мире. Именно в парламенте появилась новая форма законотворчества - билли. Они составлялись депутатами, которые согласовывали интересы разных слоев английского общества.

ПАРЛА́МЕНТ АНГЛИ́ЙСКИЙ [совр. офиц. название – Парламент Соединённого Королевства Великобритании и Северной Ирландии (Parliament of the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland)], высший законодательный орган Великобритании.

Возник в средневековой Англии как сословно-представительное консультативное собрание при монархе в результате эволюции Большого совета (Magnum Concilium), включавшего церковных и светских магнатов, и королевской курии (Curia Regis; см. Курия феодальная ), в которую входили ближайшие королевские советники.

С 13 в. англ. короли стали привлекать на совместные заседания Большого совета и курии делегатов из числа рыцарей (мелких землевладельцев) и горожан от отдельных графств с целью дополнительной легитимизации принимаемых решений (наиболее часто – фискальных мер). Одним из первых примеров стало собрание 1254, на которое помимо магнатов было призвано по 2 рыцаря от каждого графства. Со 2-й четверти 13 в. такие собрания стали называться «парламентами» (parlamentum). В ходе восстания баронов против короля Генриха III обе противоборствующие стороны стремились привлечь на свою сторону рыцарство и горожан. В 1265 предводитель восставших гр. Симон V де Монфор созвал парламент, на котором, наряду с магнатами и рыцарями, присутствовало по 2 делегата от наиболее крупных и юридически привилегированных городов. В правление Эдуарда I практика созыва П. а. становится регулярной (хотя юридически и не регламентированной). Особенно представительным был П. а. 1295 (т. н. Образцовый парламент), на котором присутствовали свыше 400 членов: магнаты (вызывались персональными королевскими рескриптами), рыцари и горожане (избирались местными собраниями под надзором шерифов), а также впервые представители приходского духовенства (выбирались епископами соответствующего диоцеза). Наиболее частым местом собраний П. а. был пригород Лондона Вестминстер, хотя в 13–15 вв. он неоднократно созывался и в других английских городах (последний раз – в 1459 в Ковентри). В 14 в. постепенно закрепилось (окончательно к 1341) разделение П. а. на 2 палаты: Палату лордов (House of Lords), членство в которой (для светских магнатов) стало наследственным (право пэрства), и Палату общин (House of Commons), объединявшую избираемых делегатов из числа рыцарей и горожан (представители приходского духовенства неохотно участвовали в работе П. а., и их вскоре перестали вызывать). С 1295 П. а. имел право вотирования основных налогов (официально утверждено в 1362), в 1322 получил право санкционировать важнейшие законы. В 1377 впервые в источниках упоминается спикер как глава Палаты общин и её представитель перед королём. Острые финансовые проблемы, связанные с ведением Столетней войны 1337–1453 , потребовали очень частых созывов П. а. О важной роли П. а. свидетельствуют санкционированные им низложения королей Эдуарда II (1327) и Ричарда II (1399). Законом 1430 впервые закреплены избирательные квоты графств (перечень городов, посылающих представителей в П. а., и правила избрания от них делегатов оставались неурегулированными до 1832), а также установлен имущественный ценз для избирателей и депутатов. В конце 14 – начале 15 вв. П. а. добился права законодательной инициативы: по петициям Палаты общин принимались статуты, утверждавшиеся затем лордами и королём. В ходе Алой и Белой розы войны П. а. стал ареной противоборствующих кланов, при королях из династии Йорков его значение уменьшилось. Напротив, Генрих VII и его преемники из династии Тюдоров охотно опирались на П. а., превратив его в эффективный инструмент проведения своей политики (напр., Реформации ). В правление Генриха VIII в результате секуляризации монастырей из Палаты лордов исключены аббаты, вследствие чего абсолютное большинство в ней заняли представители светской аристократии. С 1536 в Палату общин стали избираться делегаты от Уэльса, официально присоединённого к Англии. В 16 в. окончательно сложились нормы и процедура законотворчества (правила подачи и утверждения законопроектов – биллей; принципы работы согласительных комиссий и т. д.), за П. а. закрепился ряд привилегий, т. н. парламентских свобод: свобода слова (высказывания делегатами мнений, не опасаясь преследования), свобода доступа парламентских делегаций к королю, свобода от ареста за деятельность в стенах парламента.

В 17 в. П. а. превратился в центр оппозиции абсолютистской политике первых Стюартов , нарушавших его права и пытавшихся править без него. Долгий парламент (1640–53) сыграл большую роль в Английской революции 17 в. , возглавив политическую борьбу, а затем гражданскую войну против Карла I , завершившуюся его казнью и объявлением республики (1649). В ходе революции П. а. (в 1649–57 состоял только из Палаты общин; Палата лордов была упразднена) стал высшей властью в стране, объединив все функции государственной власти (законодательную, военную, судебную, финансовую и административную) до установления протектората О. Кромвеля (1653). После реставрации Стюартов (1660) П. а. был восстановлен в дореволюционном виде. В последней трети 17 в. в Англии начали формироваться политические партии вигов и тори , ареной борьбы которых стал П. а. Виги, пришедшие к власти после «Славной революции» 1688–89, добились ограничения власти монарха и существенного расширения полномочий П. а. Согласно Биллю о правах (1689), король не имел права приостанавливать действие законов или их исполнение без согласия П. а., который также стал определять контингент армии, получил право санкционировать налоги, подавать любые петиции и др. Закон 1694 устанавливал ежегодные заседания П. а. и регулярные выборы в Палату общин минимум 1 раз в 3 года (с 1716 – 1 раз в 7 лет, с 1911 – 1 раз в 5 лет). Из средневекового сословного собрания П. а. постепенно превратился в высший законодательный орган конституционной монархии.

После принятия англо-шотландской унии (1707) отдельные парламенты Англии и Шотландии (см. Парламент шотландский ) формально прекратили существование, вместо них был создан парламент Великобритании. При королях Ганноверской династии королевский двор постепенно терял свои политические функции и к концу 18 в. центром политической жизни стал П. а. На протяжении этого столетия формировались принципы политической ответственности министров, которая была установлена Актом о престолонаследии (1701). Обычной практикой стало назначение премьер-министром лидера партии, имевшей большинство в Палате общин. В 1721 лидер вигского большинства Р. Уолпол впервые возглавил правительство, оставаясь членом Палаты общин. В 1742 он подал в отставку после того, как Палата общин выразила недоверие проводимой им политике. В конце 18 в. для публики был облегчён доступ на парламентские заседания, с 1803 началась регулярная публикация неофициальных стенограмм дебатов, способствовавшая повышению общественного интереса к работе П. а. В результате англо-ирландской унии 1801 ирландский парламент (созданный в конце 13 в. на территории Ирландии, завоёванной англичанами) был ликвидирован, а в парламент Соединённого Королевства Великобритании и Ирландии вошли ирландские депутаты.

На протяжении 18 в. неоднократно выдвигались предложения реформировать систему комплектования Палаты общин, архаичность которой ярко проявилась в 1-й пол. 19 в. в связи с бурным социально-экономическим развитием Великобритании: представительства в П. а. были лишены многие быстро растущие индустриальные центры (Манчестер, Бирмингем, Лидс и др.). Из-за высокого имущественного ценза и непропорционального представительства городов в конце 18 в. правом голоса в Великобритании обладало лишь около 2% нас. В результате избирательных реформ 1832, 1867 и 1884 были ликвидированы т. н. гнилые местечки, в которых имелось лишь по несколько человек с правом голоса, возросло число депутатов от наиболее населённых графств и крупных торгово-промышленных центров, возможность участвовать в выборах получили представители средних слоёв и высокооплачиваемые рабочие; право голоса имели 58% взрослого мужского населения страны (1884). В 1872 принят закон о тайном голосовании на выборах в П. а. В соответствии с законом, принятым в 1885, Великобритания была разделена на округа с равным числом избирателей. В 1918 избирательное право получили практически все мужчины старше 21 года и впервые после продолжительной борьбы (см. Суфражистки ) часть женщин. Окончательно ограничения для голосования женщин отменены в 1928. В течение 19 в. несколькими законодательными актами (1828, 1829, 1858, 1886) сняты все религиозные ограничения для членов П. а.

Акт 1911 законодательно закрепил решающее значение Палаты общин, которая получила право решать вопросы, касающиеся налогообложения и государственных расходов, без санкции Палаты лордов, а также обязал Палату лордов в течение 2 лет (с 1949 – 1 года) принимать законопроекты, прошедшие Палату общин. Одновременно впервые введено жалованье для членов Палаты общин, что облегчило доступ в неё представителям малообеспеченных социальных слоёв. В соответствии с т. н. Солсберийской конвенцией (1945) члены Палаты лордов обязались немедленно принимать законопроекты, направленные на реализацию предвыборной программы победившей на выборах партии или коалиции. Значение Палаты лордов несколько возросло после того, как в 1958 была введена система пожизненного (ненаследуемого) пэрства и его стали получать многие видные общественные деятели, представители культуры, науки и деловых кругов. Тем самым право заседать в Палате лордов впервые получили женщины. В 1999 число наследственных пэров, входящих в Палату лордов, было ограничено 92. В 20 – начале 21 вв. левые политические силы, в первую очередь Лейбористская партия , неоднократно ставили вопрос о полной ликвидации Палаты лордов в её традиционном виде. В 1992 спикером Палаты общин впервые была избрана женщина – Б. Бутройд (род. 1929).

После восстановления шотландского парламента, создания Национальной ассамблеи Уэльса и Ассамблеи Северной Ирландии (1998–99) им был делегирован ряд законодательных полномочий, при этом шотл., валлийские и североирландские депутаты продолжили участвовать в работе парламента Соединённого Королевства и формировании британского правительства. Не имеют официального представительства в парламенте о. Мэн, Нормандские острова, а также заморские территории Великобритании.

В 2009 после создания Верховного суда Великобритании Палата лордов утратила судебные функции. В 2011 было законодательно отменено право монарха распускать парламент, установлены фиксированные даты парламентских выборов каждые 5 лет (начиная с 2015).

Парламент - распространенный избирательный орган власти в любой демократической стране. Он может называться по-разному. В Российской Федерации это Дума, в Израиле - Кнессет, в Германии - Бундестаг. История возникновения этого органа власти происходила в разных странах по одним и тем же историческим законам. На примере британского правительства попробуем рассказать, где и когда появился парламент в Англии.

Предпосылки возникновения

Возможность проследить за зарождением выборной системы на Британском полуострове прослеживается с момента отступления из этих мест римских легионеров. Этапы становления государственности были очень медленными, а королевская власть - слабой. Развитие городов повлекло за собой рождение нового класса - буржуазии, которая пытается отстаивать свои интересы наряду с крупными землевладельцами на государственном уровне.

В хрониках некоторых английских графств были представлены доказательства того, что шерифы этих мест отправляли благородных рыцарей консультировать королей касательно налогообложения и других финансовых вопросов. Королям, естественно, не нужны были мысли рыцарей и горожан по этому поводу, а требовалось полное согласие с мнением короны. Но с мнением подданных все-таки приходилось считаться. Именно в этих условиях в Западной Европе возникают представительные собрания, которые оказывали сдерживающее воздействие на аппетиты своих монархов - Генеральные штаты Франции, рейхстаг Германии и парламент Англии. История Британии связывает возникновение этого института власти с именем одного из самых влиятельных лиц того времени - Симона де Монфора.

Королевские амбиции

Обострение между тремя правящими классами Англии достигло своего пика в начале XIII века. Властью баронов был признан главой Англии сын короля Иоанна Генрих III. Он был слабым и трусливым монархом, который всегда оказывался под чьим-то влиянием. Раздаривая земли и богатства иностранцам, он вызвал возмущение среди всех слоев населения. К тому же ради амбиций собственной семьи Генрих собирался ввязаться в войну за Сицилийскую корону, которая нужна была ему для сына. Для ведения войны он потребовал треть всех доходов страны.

Первый парламент в Англии к тому времени не был создан, поэтому королю никто не мог оказать твердого и разумного сопротивления. Отрывки из хроник того времени говорят, что бароны были настолько возмущены непомерными аппетитами собственного короля, что у них «звенело в ушах». Нужно было предпринимать решительные меры.

На вопрос о том, где и когда появился парламент в Англии, ответ можно получить в средневековых хрониках, которые в большинстве своем пылятся в архивах публичных библиотек. В них можно найти упоминания о событии, которое произошло в Оксфорде в 1258 году. Тогда бароны, возмущенные самоуправством своего монарха, собрали королевский совет в этом городе. В историю он вошел под названием «Бешеный (неистовый) совет». Согласно решению баронов, власть иностранцев в стране ограничивалась, владение землями и замками переходило к английским дворянам, а все важные дела король должен был обязательно согласовывать с крупными землевладельцами.

Рыцарь и революционер

Добившись уступок от короля, бароны и не подумали позаботиться о простых рыцарях и буржуазии. В стране вспыхнули протесты. Наиболее радикальное крыло мятежников возглавил Симон де Монфор. Поначалу войско короля потерпело поражение, а сам монарх и его сын Эдуард попали в плен. Монфор вошел в Лондон и стал править Англией.

Представительные собрания

Монфор понимал, что его власть, не подкрепленная никакими правами, крайне непрочна. Для того чтобы править страной в его положении, нужно было заручиться поддержкой широких слоев общества. Решение Монфора уже отвечает на вопрос о том, с какой целью создан парламент в Англии. Это в первую очередь поддержка общества, получение очередных финансовых вливаний, укрепление королевской власти на местах.

В 1265 году в Лондоне было созвано собрание трех имущественных классов средневековой Англии. На него были приглашены духовные и светские магнаты, а также представители рыцарства и городской буржуазии. Языком общения благородных господ тогда, как и много лет спустя, был французский, а английской простонародной речью пользовались лишь крестьяне и ремесленники. Поэтому и парламент был назван на французский манер. Корнем этого слова является французское «парлё», что значит «говорить».

Конец Монфора

Большинство захватчиков недолго пользуются дарами своих побед. Так и Монфор быстро потерял власть и был убит в борьбе со сторонниками принца Эдуарда. Власть короля была восстановлена, и урок из произошедшего был получен.

Выборное собрание осталось государственным органом власти даже после Монфора. А вот где и когда появился парламент в Англии после этих событий - совсем другая история.

Лондон и парламент

Знать и королевские власти на собственном примере убедились, что без поддержки рыцарей и горожан Англией управлять будет нелегко. Даже после смерти Монфора парламент жил и выполнял определенные функции. Например, дабы избежать новых народных волнений, в 1297 году королем Эдуардом был подписан указ, согласно которому, ни один налог не может быть введен в королевстве без одобрения его парламентом.

Последний был построен на принципах соблюдения условий договоров - тем самым были заложены принципы современной юстиции. Прозрачные условия сделки между государственной властью и королевскими подданными гарантировали, что соблюдать соглашения будет выгодно и той, и другой стороне. Только форма выборного собрания с тех пор несколько изменилась.

Как был устроен парламент в Англии

Как постоянно действующий орган власти, парламент в Англии в средние века полноправно функционировал, начиная с 1265 года. Представители титулованной знати и высшего духовного сословия получали именные документы, позволявшие им принимать участие в работе парламента, а для простых рыцарей и горожан существовало общее приглашение.

Как был устроен парламент в Англии, можно увидеть и в современном британском правительстве - ведь за 900 лет в устройстве этого органа власти практически ничего не изменилось. Весь парламент разделен на две большие палаты. В первую - Палату лордов - входят потомки тех самых баронов, что участвовали в «Бешеном совете». Это представители титулованного дворянства и духовной знати. В XIV веке духовенство покинуло собрания парламента, но позднее вернулось в его ряды. Нижнюю палату - Палату общин - занимают наследники тех, кому в далекие времена отсылались «общие приглашения». Это потомки рыцарей и богатых горожан. В настоящее время представители включают в себя депутатов из местного дворянства, которым общество на местах доверило представлять свои интересы в столице.

Возможность напрямую контролировать власть дала толчок развитию местного самоуправления - в различных графствах создавались местные собрания, а городские интересы отстаивались в советах.

Надеемся, что из этой статьи станет ясно, где и когда появился парламент в Англии. Мы подробно рассмотрели, какое влияние имела выборная система самоуправления на английских королей в средние века.

Бароны не хотели выполнять требования рыцарей, а король Генрих III старался использовать противоречия между ними. Он добился от папы римского грамоты, которая освобождала его от всяких обязательств перед недовольными. И тогда в 1263 г. началась гражданская война. Войско восставших состояло из рыцарей, горожан (ремесленников и торговцев), студентов Оксфордского университета, свободных крестьян и ряда баронов, недовольных существующими порядками. Возглавил войско восставших барон Симон де Монфор. Лондонские горожане прислали Монфору 15 тыс. человек. Восставшие взяли ряд городов (Глостер, Бристоль, Дувр, Сэндвич и др.) и пошли на Лондон. Генрих III укрылся в Вестминстере. Королевским войском командовал наследник престола принц Эдуард. Войско восставших подошло к лондонскому предместью Саутварк. Горожане кинулись на помощь Монфору, которому угрожал окружением принц Эдуард, и повстанцы вошли в столицу.

В мае 1264 г. войско Монфора разгромило королевские отряды (битва при Льюисе). Король и принц Эдуард были захвачены повстанцами и вынуждены были подписать с ними соглашение.

  • 20 января 1265 г. в Вестминстере собрался первый английский парламент. Помимо баронов, сторонников Монфора, и высшего духовенства в него вошли по два рыцаря от каждого графства и по два горожанина от каждого крупного города Англии. Так в ходе гражданской войны возникло сословное представительство. Правда, от городов в парламент проходили в основном представители городских верхов, но в целом выход на политическую арену горожан и рыцарства имел огромное значение. Немалую роль сыграли в ходе войны крестьяне. Именно это обстоятельство напугало баронов, сторонников Монфора, и они стали переходить в лагерь короля.
  • 4 августа 1265 г. королевская армия разгромила войско Симона де Монфора (битва при Ивземе). Сам Монфор был убит. Борьба разрозненных повстанческих групп продолжалась до осени 1267 г.

Вернувший себе власть Генрих III, а затем и его преемник Эдуард I не уничтожили парламент. Он продолжал существовать, играя все большую роль, хотя в первые годы правления короля Эдуарда I рыцарей и горожан приглашали преимущественно для решения вопроса о налогах. Для многих из них присутствие в парламенте было довольно обременительной обязанностью, связанной с большими расходами и неудобствами.

Король Эдуард I (1272-1307) опирался на сословное представительство, правда, узкого состава, в котором он находил хороший противовес претензиям светской и духовной знати. Активная завоевательная политика 80-90-х годов XIII в. вызвала сильную нужду в деньгах. Попытки короля собирать налоги без согласия парламента породили сильнейшее недовольство горожан и рыцарей. Бароны использовали недовольство ростом налогов, и в 90-х годах XIII в. снова возникла угроза вооруженного восстания.

Король Эдуард I созвал в 1295 г. парламент по образцу парламента 1265 г. ("Образцовый парламент"), а в 1297 г. издал "Подтверждение хартии" (второй вариант хартии называется статутом "О неналожении податей"). В этом документе говорилось, что ни один налог не будет взиматься без согласия парламента. Король признал право сословных представителей утверждать налоги; это, однако, не означало, что налоги могли взиматься только с согласия плательщиков. Основная масса английских крестьян и горожан не была представлена в парламенте: их согласие не имело никакого значения. Налоги вотировались только рыцарями, баронами, духовенством и богатыми горожанами. Королевской власти было легче собрать налог, вотированный этими сословиями, чем добывать деньги другими путями.

Социальная природа английского парламента и его организация.

Как уже говорилось, в английском парламенте, помимо светских и духовных лордов, заседали представители рыцарства и городской верхушки. Для Англии этого времени уже характерна значительная общность интересов рыцарей, переходящих к ведению товарного хозяйства, и верхних слоев городского населения, общность, послужившая основанием прочного союза этих двух сословий.

В конце XIII в. функции парламента еще не были точно определены. Это произошло лишь в первой половине XIV в. В XIII же столетии компетенция парламента, собиравшегося раз в год, а иногда и гораздо реже, сводилась в основном к тому, что он утверждал налоги, был высшим судебным органом и имел совещательные права. Структура парламента в XIII в. также была крайне неопределенной; еще не было деления на две палаты, хотя уже ясно чувствовалось особое положение знати, светской и духовной: ее приглашали на сессию парламента письмами короля, рыцарей же и горожан вызывали через шерифов; кроме того, рыцари и горожане принимали участие в обсуждении далеко не всех вопросов. В первой половине XIV в. парламент был поделен на две палаты: палату лордов, в которой были представлены высшее духовенство и светская знать, получавшая места в палате по наследству вместе с титулом, и палату общин, в которой были представлены и рыцари графств и города, что являлось особенностью именно английского сословного представительства по сравнению, например, с французским (трех-палатная структура Генеральных штатов).

Историческое значение создания парламента.

Возникновение сословного представительства имело большое значение в процессе роста централизованного государства.

С возникновением парламента в Англии родилась новая форма феодального государства - сословно-представительная, или сословная, монархия, являющаяся важнейшим и закономерным этапом политического развития страны, развития феодального государства.

The British Parliament is the oldest in the world. It originatedin the 12th century as Witenagemot, the body of wise councillorsto consult the King in his policy. The BritishParliament consists of the House of Lords and the House ofCommons and the Queen as its head. The House of Commons plays themajor role in law-making. It consists of Members of Parliament(called MPs for short). Each of them represents an area inEngland, Scotland, Wales and Ireland. MPs are elected either at ageneral election or at a by-election following the death orretirement. Parliamentary elections are held every 5 years and itis the Prime Minister who decides on the exact day of theelection. The minimum voting age is 18. And the voting is takenby secret ballot. The election campaign lasts about 3 weeks, TheBritish parliamentary system depends on politicals parties. Theparty which wins the majority of seats forms the goverment andits leader usually becomes Prime Minister. The Prime Ministerchooses about 20 MPs from his party to become the cabinet ofministers. Each minister is responsible for a particular area inthe goverment. The second largest party becomes the officialopposition with its own leader and "shadow cabinet". The leaderof the opposition is a recognized post in the House of Commons.The parliament and the monarch have different roles in thegoverment and they only meet together on symbolic occasions, suchas coronation of a new monarch or the opening of the parliament.In reality, the House of Commons is the one of three which hastrue power. The House of Commons is made up of six hundred andfifty elected members, it is presided over by the speaker, amember acceptable to the whole house. MPs sit on two sides of thehall, one side for the governing party and the other for theopposition. The first 2 rows of seats are occupied by the leadingmembers of both parties (called "front benches") The back benchesbelong to the rank-and-life MPs. Each session of the House ofCommons lasts for 160-175 days. Parliament has intervals duringhis work. MPs are paid for their parliamentary work and have toattend the sittings. As mention above, the House of Commons playsthe major role in law making. The procedure is the following: aproposed law ("a bill") has to go through three stages in orderto become an act of parliament, these are called "readings". Thefirst reading is a formality and is simply the publication of theproposal. The second reading involves debate on the principles ofthe bill, it is examination by parliamentary committy. And thethird reading is a report stage, when the work of the committy isreported on to the house. This is usually the most importantstage in the process. When the bill passes through the House ofCommons, it is sent to the House of Lords for discussion, whenthe Lords agree it, the bill is taken to the Queen for royalassent, when the Queen sings the bill, it becomes act of theParliament and the Law of the Land. The House of Lords has morethan 1000 members, although only about 250 take an active part inthe work in the house. Members of this Upper House are notelected, they sit there because of their rank, the chairman ofthe House of Lords is the Lord Chancellor. And he sits on aspecial seat, called "Wool Sack." The members of the House of Lordsdebate the bill after it has been passed by the House of Commons.Some changes may be recommended and the agreement between the twohouses is reached by negotiations.