Характеристика государственных крестьян. Реформа управления государственными крестьянами П.Д.Киселева

Сибирских пашенных крестьян, однодворцев (служилых людей на чернозёмном пограничье с Дикой степью), нерусских народностей Поволжья и Приуралья.

Число государственных крестьян увеличивалось за счёт конфискации церковных владений (огромные владения Русской православной церкви были конфискованы Екатериной), присоединённых и завоеванных территориях (Прибалтики, Правобережной Украины, Белоруссии, Крыма, Закавказья), бывших крепостных конфискованных имений шляхтичей Речи Посполитой и др. Кроме того, число государственных крестьян пополняли беглые крепостные (частновладельческие) крестьяне, оседавшие на осваиваемых землях (Башкирии, Новороссии, Северном Кавказе и т. д.). Этот процесс (перехода беглых крепостных крестьян в разряд государственных) негласно поощрялся императорской властью .

Также увеличению числа государственных крестьян способствовали селившиеся в России иностранные колонисты (немцы, греки, болгары и т. п.).

Положение государственных крестьян

Государственные крестьяне жили на государственных землях и платили подати в казну. По данным 1-й ревизии (), их насчитывалось в европейской России и Сибири 1,049 млн душ мужского пола (то есть 19 % всего земледельческого населения страны), по 10-й ревизии () - 9,345 млн. (45,2 % земледельческого населения) . Предположительно, образцом для юридического определения положения государственных крестьян в государстве послужили коронные крестьяне в Швеции. По закону государственные крестьяне рассматривались как «свободные сельские обыватели». Государственные крестьяне, в отличие от владельческих, рассматривались как лица, обладающие юридическими правами - они могли выступать в суде, заключать сделки, владеть собственностью. Государственным крестьянам было разрешено вести розничную и оптовую торговлю, открывать фабрики и заводы. Земля на которой работали такие крестьяне считалась государственным владением, но за крестьянами признавалось право пользования - на практике крестьяне совершали сделки как владельцы земли . Однако помимо того с 1801 года гос. крестьяне могли покупать и владеть на правах частной собственности «ненаселёнными» землями (то есть без крепостных крестьян) . Государственные крестьяне имели право пользоваться наделом в размере 8 десятин на душу в малоземельных губерниях и 15 десятин - в многоземельных. Фактические наделы были значительно меньше: к концу 1830-х годов - до 5 десятин в 30 губерниях и 1-3 десятин в 13 губерниях; в начале 1840-х годов 325 тыс. душ не имели надела.

Основная масса государственных крестьян вносила в казну денежный оброк ; на территории Прибалтики и Царства Польского казённые имения сдавались в аренду частным владельцам и государственные крестьяне отбывали преимущественно барщину ; сибирские пашенные крестьяне сначала обрабатывали казённую пашню, затем вносили продуктовый оброк (позже денежный). В 1-й половине XIX века оброк колебался от 7 руб. 50 коп. до 10 руб. с души в год. По мере увеличения повинностей удельных и помещичьих крестьян денежная рента государственных крестьян становилась относительно меньше, чем повинности других категорий крестьян. Государственные крестьяне были также обязаны вносить деньги на земские нужды; они платили подушную подать и отбывали натуральные повинности (дорожную, подводную, постойную и др.). За исправное несение повинностей государственные крестьяне отвечали круговой порукой .

Реформа Киселёва

В результате роста малоземелья и увеличения повинностей в начале XIX века обнаружилось прогрессирующее обеднение государственных крестьян. Чаще стали происходить волнения государственных крестьян против сокращения наделов, тяжести оброков и др. (например, «Холерные бунты », «Картофельные бунты » 1834 и 1840-41). Вопрос об изменении управления государственными крестьянами вызвал многочисленные проекты.

В 1830-х годах правительство приступило к реформе управления государственной деревни. В 1837-41 годах была проведена реформа, разработанная П. Д. Киселёвым : учреждено Министерство государственных имуществ и его местные органы, на которые было возложено «попечительство» над госкрестьянами через посредство сельской общины. Были ликвидированы барщинные повинности госкрестьян в Литве, Белоруссии и на Правобережной Украине, прекращена сдача госимений в аренду, душевой оброк заменён более равномерным земельно-промысловым сбором.

Убежденный противник крепостного права, Киселёв полагал, что свободу следует вводить постепенно, «чтобы рабство уничтожилось само собою и без потрясений государства».

Государственные крестьяне получили самоуправление и возможность решать свои дела в рамках сельской общины. Однако крестьяне остались прикреплены к земле. Радикальное реформирование государственной деревни стало возможным только после отмены крепостного права. Несмотря на постепенность преобразований, они наталкивались на сопротивление, поскольку помещики опасались, что чрезмерное освобождение государственных крестьян даст опасный пример владельческим крестьянам.

Киселёв намеревался регламентировать наделы и повинности помещичьих крестьян и частично подчинить их Министерству государственных имуществ, но это вызвало возмущение помещиков и не было реализовано.

Тем не менее, при подготовке крестьянской реформы 1861 составители законодательства использовали опыт реформы Киселёва, особенно в вопросах организации крестьянского самоуправления и определения правового положения крестьян.

Освобождение государственных крестьян

См. также

Источники и ссылки

  • H. М. Дружинин Государственные крестьяне и реформа П. Д. Киселева, М.-Л., 1958.
  • Л. Г. Захарова, Н. М. Дружинин, статья «Государственные крестьяне» в энциклопедии «Отечественная история»
  • А. Б. Мучник, Социальные и экономические аспекты картофельных бунтов 1834 и 1841-43 годов в России, в сборнике: Народные восстания в России. От Смутного Времени до «Зелёной Революции» против Советской Власти, изд. Х.-Д. Лёве, Висбаден, 2006, стр. 427-452 (на немецком языке). (A. Moutchnik: Soziale und wirtschaftliche Grundzüge der Kartoffelaufstände von 1834 und von 1841-1843 in Russland, in: Volksaufstände in Russland. Von der Zeit der Wirren bis zur «Grünen Revolution» gegen die Sowjetherrschaft, hrsg. von Heinz-Dietrich Löwe (= Forschungen zur osteuropäischen Geschichte, Bd. 65), Harrassowitz Verlag, Wiesbaden, 2006, S. 427-452)

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Государственные крестьяне" в других словарях:

    В России 18 1 й пол. 19 вв. сословие, образованное из бывших черносошных крестьян, половников, однодворцев и др. Жили на казенных землях, несли повинности в пользу государства, считались лично свободными. С 1841 управлялись Министерством… … Большой Энциклопедический словарь

    В России XVIII первой половины XIX вв. сословие, образованное из бывших черносошных крестьян, половников, однодворцев и др. Жили на казенных землях, несли повинности в пользу государства, считались лично свободными. В 1886 г. получили право… … Юридический словарь

    ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КРЕСТЬЯНЕ, В 18 1 й половине 19 вв. сословие, образованное из бывших черносошных крестьян, половников, однодворцев и других. Г. к. жили на казённых землях, несли повинности в пользу государства, считались лично свободными. С 1841… … Русская история

    Особое сословие крепостной России, оформленное указами Петра 1 из оставшегося незакрепощённого сельского населения (черносошных крестьян (См. Черносошные крестьяне) и половников (См. Половники) Северного Поморья, сибирских пашенных… … Большая советская энциклопедия

    В России XVIII первой половине XIX вв. сословие, образованное из бывших черносошных крестьян, половников, однодворцев и др. Жили на казённых землях, несли повинности в пользу государства, считались лично свободными. С 1841 управлялись… … Энциклопедический словарь

    Особое сословие крепостной России, оформленное указами Петра I из остатков незакрепощенного земледельч. населения черносошных крестьян и половников Сев. Поморья, сибирских пашенных крестьян, однодворцев, нерус. народностей Поволжья и Приуралья).… … Советская историческая энциклопедия

    См. Крестьяне … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КРЕСТЬЯНЕ - особая категория крестьян в России в XVIII–XIX вв., сформирована по результатам податной реформы 1724 г., общей численностью в 1 млн душ мужского пола, которые ранее платили налог в пользу государства наравне с прочими категориями податного… … Российская государственность в терминах. IX – начало XX века

правовые и исторические аспекты

XVIII - первая половина XIX вв.

Монография

ГЛАВА 2

Поземельная собственность феодально-непривилегированных сословий

1. Государственные крестьяне

Крестьяне в России вплоть до реформы 1861 года не образовывали одного сословия с единообразно определенным статусом. Напротив, наличествовала масса категорий с весьма разнообразным правовым положением, образовавшихся как исторически – вследствие различных экономических условий и отношений с вышестоящими сословиями и государством, так и по причинам законодательных мероприятий правительства – преимущественно в 1-й половине XIX века, когда таковым путем искали и примеряли разные варианты разрешения крестьянского вопроса.

Наиболее привилегированным из числа крестьян были крестьяне государственные – прежние свободные земледельцы, по установлении принципа государственной собственности на землю, не принадлежащую прямо иным лицам, оказавшиеся сидящими на землях государственных. Хотя на протяжении XVIII – начала XIX века предпринимались многочисленные попытки приближения их по статусу к крестьянам частновладельческим и соответственного обременения их повинностями (на чем, в частности, строились податные преобразования их положения в петровскую эпоху), однако к началу XIX века эта политика была оставлена и сами государственные крестьяне стали той частью общего крестьянского сословия, на которой производились и примерялись реформы общего крестьянского освобождения (начала данной политики были заложены еще в царствование Екатерины II). О численности государственных крестьян в сравнении с общим крестьянским населении России дает представление таблица, приводимая нами в приложении (см. таб. 4) .

С правления Александра I статус государственных крестьян все в большей степени начинает юридически различаться от статуса крестьян частновладельческих, наиболее существенной мерой на каковом пути явилось признание за государственными крестьянами права собственности на земли и права приобретать оные – права собственности государственных крестьян по движимым имуществам были признаны того ранее.
До реформ Петра I государственные крестьяне подразделялись на пашенных и оброчных: 1) пашенные были обязаны пахать землю на государство, т. е. работать натурой, 2) крестьяне же оброчные должны были вносить оброк за землю. Кроме того, к государственным крестьянам, несшим натуральные повинности, надобно также причислить крестьян сокольничих слобод, обязанных поставлять для царской ловли соколов, кречетов и др. охотничьих птиц и оказывать содействие при охоте; крестьян, приписанные к рыбной ловле, которые должны были доставлять царскому двору известное количество рыбы и т. д. Еще ранее петровских реформ государство целенаправленно проводило взгляд, по которому все земли, на которых сидят крестьяне, не имеющие господ, являются государственными, а соответствующие платежи, взимавшиеся с «черных» крестьян, проводились не в качестве публично-правовой обязанности, но как платеж собственнику, т. е. квалифицировались в рамках частного права, а в отношении «черных» крестьян постоянно повторялся запрет на отчуждение ими своих земель . Петровские реформы однозначно квалифицировали статус государственных крестьян как тех же помещичьих, собственником земли которых является государство, по отношению к которому они и должны нести общие частновладельческие повинности. В связи с этим при Петре I все крестьяне, жившие на государственной земле, были превращены в оброчных с установлением для них помимо общегосударственной семидесятикопеечной подушной подати еще и оброчного сбора в 40 копеек. Мотивировано это дополнительное обложение было тем, что крестьяне государственные не несли повинностей перед помещиком и в уравнение их положения с частновладельческими платежами вводился новый сбор . Данный, первоначально сорокакопеечный, оброк постепенно повышался на протяжении XVIII столетия, сознательно подстраиваемый к практике частновладельческой: в 1745 г. он составлял 55 коп., в 1760 поднялся до рубля , в 1768 – до двух, а в 1783 составлял три рубля .

В ноябре 1797 года был издан чрезвычайно любопытный указ , согласно которому, во-первых, определялся нормальный размер крестьянского надела в 15 десятин, во-вторых, для малоземельных, не имевших в своем держании означенного числа, государственных крестьян предусматривалась дополнительная нарезка, а при недостаточности земель в данном владении – переселение, в-третьих, и это для нас наиболее важно, в указе фактически говорилось о собственности казенных крестьян на землю (« на тех землях, которые ныне крестьянам принадлежат), а также признавалась собственность крестьян на мельницы, построенные ими на своих землях («предоставить оные тем крестьянам во владение безоброчно»). Остается дискуссионным вопрос о том, в какой степени авторы указа осознавали проводимое в тексте наделение казенных крестьян собственностью, тем более недвижимой, что оставалось болезненным вопросом во все екатерининское царствование, и с чем ставило своей целью бороться и последующее законодательство николаевской эпохи. По все вероятности, указ следует рассматривать как своего рода законодательную обмолвку, тем более что издан он был в форме сенатского указа на основании высочайше утвержденного доклада, а, стало быть, по статусу не мог претендовать на новацию, но долженствовал подтверждать и разрешать отдельные казусы на основании уже существующего порядка . Тем не менее то, что подобные выражения могли проникать в официальные акты, показывает реальную двойственность юридического положения государственных земель, находящихся в обработке казенных крестьян.

Законами 1766 и 1788 годов за казенными крестьянами было укреплено право покупать «у помещиков по смежности малые деревни». Такая покупка могла происходить с разрешения Казенных палат по определенной таксе – 30 рублей за душу, регистрировалась как государственное владение, однако предоставлялось в фактическое и защищаемое казенными установлениями держание приобретателям . В 1801 году государственные крестьяне, наравне с купцами и мещанами, получили право приобретать ненаселенные земли . Дополнительное узаконение 1817 года подтвердило право приобретателей продавать, закладывать и переуступать любыми способами эти участки . В 1823 году право покупки земель было присвоено крестьянским обществам как юридическим лицам , притом теперь приобретения уже и формально-юридически почитались крестьянской собственностью.

Несмотря, однако, на свой свободный гражданско-правовой статус и некоторую законодательную фиксацию их правового положения, постоянной угрозой для государственных крестьян выступало перечисление их в крестьян частновладельческих: т. е. пожалование дворянству или перевод в удел. Государственные крестьяне с землями передавались российскому дворянству как в аренды (преимущественно в западных губерниях) , так и в собственность. Продемонстрировать масштабность таких раздач (приобретших в царствование Екатерины поистине легендарный характер, а в кратковременное царствование Павла в раздачу отдано было около 600 тыс. крестьян ) можно, приведя «Ведомость о всемилостивейших пожалованиях земель», относящуюся правда, к более позднему периоду (с 1804 года по 1836 год), но тем более впечатляющую, поскольку в первой половине XIX века практика раздач была самым жестким образом сужена и встретила решительное сопротивление как со стороны либерально настроенной части русского высшего общества, так и в министерстве финансов, каждое таковое пожалование непосредственно принимавшего как расхищение казны (см. таб. 5).

Всего за тридцатилетний период, в которой в качестве государственной проводилось политика недопущения раздач, в частные руки перешло более 1’000’000 десятин, причем, поскольку жаловались земли по выбору самого лица, получившего высочайшее благоволение , то этот миллион десятин приходился на наилучшие земли, причем происходило одновременно с нараставшим земельным голодом уже и в государственной деревне, где на протяжении десятилетий не могли привести в жизнь положения о дополнительном наделении крестьян пахотной землей и были вынуждены постоянно сокращать законодательно положенные размеры крестьянских наделов, но так и оставаясь неспособными произвести даже и эти ограниченные реформы .

Периодически возникали планы масштабных раздач государственных крестьян в частную собственность или обращение в долгосрочные дворянские аренды. Такое требование в отношении экономических крестьян выдвигалось еще на Уложенной Комиссии 1767 года. В 1826 году графом Н. С. Мордвиновым был составлен детальный проект преобразования государственной деревни. Согласно ему, государственные крестьяне, вместе со своими наделами и добавочной площадью земли передавались в долгосрочную аренду на 50 – 100 лет частным лицам (Мордвинов разумел под ними помещиков) и учебным заведениям. Помимо оброка, который оставался неизменным и по прежнему вносился государству, крестьяне от 18 до 50 лет облагались в пользу арендатора барщинными повинностями в размере 1 дня в неделю. Сам статус этих предполагаемых арендных держаний был более чем своеобразен: так, в частности, с разрешения правительства арендаторы могли продавать, дарить и менять крестьян, хотя и не имели права раздроблять деревни при передачи их по наследству, но само общее право наследования в арендных держаниях выставлялось непременным образом . Не следует думать, что это было только обычным прожектерством искавшего салонной популярности сухопутного адмирала – в 1810 году сходные предложения стали юридической реальностью. Тогда, в целях поправления ужасающего положения государственных финансов и ликвидации бюджетного дефицита М. М. Сперанским при деятельном участии того же Н. С. Мордвинова был разработан проект, по которому надлежало обратить в продажу на территории 37 губерний 3 миллиона десятин земли, около 2 миллионов десятин лесов и более 332 тысяч душ крестьян; общая сумма реализации должна была составлять больше 100 миллионов рублей серебром . Этот проект был принят и соответствующие ведомства приступили к его реализации. Согласно манифесту 27 мая 1810 года «Об открытии срочного внутреннего займа для уменьшения количества ассигнаций и для уплаты государственных долгов» определенная часть государственных имуществ – оброчные статьи, отдаваемые в наем, часть казенных лесов и «имения арендные и другие, ныне во временном частном владении состоящие» - отделялась «для обращения ее в частную собственность посредством продажи». Самая продажа должна была производиться с публичных торгов; населенные земли могли приобретать не только дворяне, но и «купцы высших разрядов», в том числе и иностранные подданные. Проект завершился неудачей – к 1816 году, когда продажа была прекращена, было отчуждено в частное владение только 10’408 – на большее число покупателей не нашлось , однако ненадежность «свободного» статуса государственных крестьян и степень охраны их имущественных прав само это предприятие демонстрирует ярко. Хотя в последующем этого рода мер не производилось и государство куда с большей осторожностью относилось к своим владениям, однако в целом постоянная возможность изменения крестьянского статуса была нормой существования «казенного сельского обывателя». В 1830 – 1833 гг. ряд казенных крестьян было приказано перевести на положение крестьян удельных, т. е. обратить их в юридическом плане в крепостных, что повлекло за собой волнения в Симбирской губернии, с каковой этот «перевод» начат был . Еще позднее, в 1840 г., был задуман перевод части казенных крестьян в состояние военных поселян. Министр государственных имуществ П. Д. Киселев решительно возражал перед императором касательно таковой меры, указывая на свободное положение крестьян государственных и на противность духу недавно предпринятых реформ таковой меры, на что удостоился от Николая I следующего характерного ответа: «Ведь я им еще грамоты не дал» .

Чтобы охарактеризовать сложившееся положение, просто приведем пространную выписку из Высочайше 17 октября 1801 года утвержденного доклада Сената, озаглавленного «Об удовольствовании крестьян казенного ведомства положенною пропорциею земель, предпочтительно перед теми лицами, коим оная Всемилостивейше пожалована» :

«…на удовольствование казенных селений полною 15 десятинною пропорциею имеется достаточное количество казенных порозжих и оброчных земель только в Губерниях: Новгородской, Вологодской, Саратовской, Новороссийской, Оренбургской, Астараханской, Архангельской, Вятской, Пермской, Тобольской и Иркутской, в которых и сверх той 15 десятинной пропорции есть казенных земель немалой избыток; а в нижеследующих Губерниях к наполнению 15 десятинной пропорции не достает в каждой от 50.000 и более, даже в некоторых до миллиона десятин, а именно: в Санктпетербургской, Московской, Тверской, Псковской, Калужской, Тульской, Рязанской, Смоленской, Казанской, Симбирской, Воронежской, Тамбовской, Ярославской, Костромской, Нижегородской, Курской, Орловской, Владимирской и Слободско-Украинской, и из числа оных в трех Губерниях: Московской, Смоленской и Казанской с отдачею в каждой всех казенных земель исчисляется не более для казенных крестьян, как только от 5 до 6 десятин с саженями на душу».

Итак, это положение дел, фиксируемое сенатским докладом, более того, сам этот доклад затем оказывается включен в состав Полного собрания законов Российской империи. Если такова была «официальная действительность», то можно только догадываться о реальном положении вещей.
Для поправления положения казенных крестьян была принята политика уравнения крестьянского землевладения, проводимая двоякими средствами: во-первых, путем внутрикрестьянских переделов и, во-вторых, посредством переселенческой политики. Заинтересованность государства в сохранности среднего крестьянского землевладения, в перепятсвовании обезземеливанию, диктовалась в первую очередь фискальными потребностями, поскольку платежи в казну взимались с тягла, а разорение одних и создание крупных землевладений у других казенных крестьян приводило к уменьшению числа тяглецов, а тем самым уменьшению казенного дохода с государственной деревни.

Жалобы черносошных крестьян и украинских однодворцев на существующее неравенство землевладения раздавались уже в Уложенной Комиссии 1767 года . В крестьянских наказах в числе прочего выдвигается требование уравнительного передела земли. Эти прошения были услышаны верховной властью, совпадая с ее налоговыми интересами. Уже в XVIII столетии местная администрация стала настаивать на необходимости равномерного распределения земельной площади между крестьянами казенных селений и волостей. При этом делалась ссылка на обычную практику частновладельческих имений. Сепаратными распоряжениями такая мера была применена в различных районах, особенно на Северном Поморье и на территории однодворческих поселений. На общегосударственном уровне практика уравнительных переделов была санкционирована законом 1797 года и подтверждена указами 1798 и 1800 годов .

Кардинальная реформа положении государственных крестьян была произведена под руководством П. Д. Киселева, пожалованном за нее графским достоинством. Решительность предпринятых им мер и разрыв с прежней административной практикой были столь велики, что в петербургских высших бюрократических кругах министра государственных имуществ числили едва ли не кругах революционеров, как это видно даже по дневниковому отзыву барона М. А. Корфа . Организованное сначала V Отделение С. Е. И. В. Канцелярии, а затем Министерство государственных имуществ, приняв управление казенными крестьянами от Министерства финансов, видевшего в данной функции исключительно доходную статью государственного бюджета, произвело коренную перемену в крестьянском управлении.
Во-первых, была выстроена едина государственная система управления крестьянами, низовыми уровнями которого стали волостные управления и крестьянские общества, т. е. сами государственные крестьяне были привлечены к исполнению административных функций. В центре крестьянских обществ оказались мировые сходы, основной задачей которых были земельные переделы и землеустройство в соответствии с общинными началами.

Во-вторых, путем тщательного описания наличных казенных земель были открыты владения, ранее не учтенные или присвоенные соседними землевладельцами. Был устроен свободный земельный фонд, за счет которого происходило наделение недостаточных крестьян до установленной нормы земельного надела, а в случае отсутствия в пределах имения таковых свободных участков, производилось организованное государственными средствами переселение – при возможности, в пределах той же губернии, в противном же случае – на свободные земли других губерний.

Выработана была очередь удовлетворения прошений о земельных прирезках в зависимости от степени малоземелья – в первую очередь удовлетворялись те селения, в которых размер земли на одну душу был менее 2,5 дес., затем – менее пяти.

В-третьих, земли, отведенные общине, теперь становились ее достоянием – по выражению закону, в данном случае юридически, безусловно, неверному, но достаточно характерному, «участок земли, доставшийся по мирскому разделу каждому государственному поселянину, состоя в его пользовании, всегда считается общественной собственностью [выд. нами – Авт.] и не может от него не переуступлен быть кому бы то ни было по каким-либо актам, ни перейти по наследству» (СГУ). Фиксация земли именно за определенным сельским обществом придавала земельному владению мира стабильный характер, внутренние порядки которого во многом были отданы на его же усмотрение.

Деревня по реформе П. Д. Киселева впервые в отечественной истории получила деятельную государственную поддержку, перестав быть только объектом эксплуатации – были поставлены вопросы повышения эффективности крестьянского хозяйства, расширения прав отдельных хозяев. Государственная собственность в отношении казенных крестьян по преобразования конца 30-х – 40-х годов все более становилась скорее общим публичным правом государства на свои земли, чем определенным частноправовым владением. И такая перемена – немалая заслуга вполне конкретного лица, а именно самого гр. Киселева, поскольку само это направление реформы, им настойчиво утвержденное, было далеко не единственным – в качестве прямой и вполне реальной альтернативы ему оставались преобразования Перовского, которыми удельная деревня была переведена на современные частновладельческие порядки.
Еще одной немаловажной реализованной задачей было создание нормативной базы, на которой бы основывалось как управление казенными крестьянами, так и прописывался бы их правовой статус.

Киселевская реформа в связи с этим получила массу упреков в мелочности регулирования, в создании идеала «полицейского регламента» для деревни. В действительности большая часть таковых упреков верна – во многом были заимствованы процедуры и нормы детальных вотчинных регламентов частных владений. Однако, таковая форма исполнения намерения не должна заслонять коренное изменение, произведенное этими многочисленными актами – вместо разрозненных, изданных по частному случаю норм, столь же часто отменяемых, как и просто забываемых в административном хаосе, государственная деревня получила единые положения, была впервые во всем многообразии своих отношений и потребностей введена в поле государственного законодательного регулирования. Отныне и перемены в положении государственных крестьян не могли более идти путем простых частных распоряжений – они должны были быть соответственным образом встроены в общую систему, а это побуждало к осторожности и внимательности в конкретных действиях.

) ПСЗ РИ Собр. 1. № 20033.

) Рубинштейн, Н.Л. Указ. соч. – С. 40 – 41.

) Дружинин, Н.М. Указ. соч. – С. 95.

) ПСЗ РИ Собр. 1. № 18633; 19500.

) См.: Мироненко, С.В. Страницы тайной истории самодержавия/ С.В. Мироненко – М.: «Мысль», 1990. – С. 147.

М.А. Ковальчук, А.А. Тесля Земельная собственность в России: правовые и исторические аспекты XVIII - первая половина XIX вв. Монография. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2004.

Государственные крестьяне , категория крестьян (см. Крестьянство) в России в 18—19 вв., оформленная из незакрепощённого земледельческого населения. Г.к. жили на гос. землях, пользовались отведёнными наделами, платили подушную подать и 40-копеечный оброк, несли ряд повинностей (в 1850 часть повинностей заменена денежным сбором), подчинялись управлению гос. органов и считались лично свободными. На терр. Башкортостана Г.к. известны с 18 в. Формировались из бобылей, монастырских крестьян, ясачных людей, тептярей, детей отставных солдат, чемоданных татар (содержали ям за свой счёт, занимались перевозкой людей и казённых грузов из Казани в Уфу), белопахотных солдат (с 1842 часть переведена в Г.к., остальные — в казачье сословие), отписных, вымороченных и банковских крестьян (крестьяне, отобранные у помещиков за долги или оставшиеся без владельцев). Часть Г.к. селилась на вотчинных землях башкир по договору с башкирами-вотчинниками (см. Асаба) о припуске. Наиболее ранние поселения Г.к. появились в вост. районах Оренбургской губернии. Г.к. вносили в казну денежные сборы (подушная подать, оброк на прибавочный продукт, земские и мирские сборы) и выполняли натур. повинности (поставляли продовольствие на Уйскую и Яицкую дистанции Оренбургской линии), вместо 40-копеечного оброчного сбора распахивали «государеву десятинную пашню» (с 1743 заменена натур. хлебным оброком), отбывали барщину и натуральные повинности (подводную, постойную, дорожную, рекрутскую и др.). Денежные сборы с Г.к. Оренб. губ. постепенно возрастали: в 1724 — 40 коп. с души, 1810 — ок. 2 руб., 1812 — 3 руб., 1816 —3 руб. 26 коп., 1817 — 3 руб. 30 коп., с 1839 (в пересчёте на серебро) — 95 коп., 1861—62 — 1 рубль. Г.к. сеяли озимую рожь, овёс, ячмень, просо, гречиху, полбу, горох, коноплю и лен; производили товарный хлеб и вывозили в города центр. России. Занимались пчеловодством, лесным, кожевенным, портняжным, рыбным (арендовали у башкир озёра и участки рек) и др. промыслами; было распространено отходничество, наём на горные заводы. В конце 50-х гг. 19 в. размеры зем. наделов Г.к. на терр. Оренб. губ. составляли: в Белебеевском уезде — 10,2 дес. земли на душу муж. пола, Бирском уезде — 19, Мензелинском уезде — 8,6, Оренбургском уезде — 14,8, Стерлитамакском уезде — 7,4, Троицком уезде — 11,1, Уфимском уезде — 8,3, Челябинском уезде — 18,1 дес. земли. В ходе Генерального межевания Г.к. наделялись 15 дес. земли. Численность Г.к. (тыс. душ муж. пола), по данным 2-й ревизии (1719), составила св. 11,6, 3-й ревизии (1762) — св. 99, 5-й ревизии (1800) — св. 161,5, 7-й ревизии (1816) — св. 171,6, 8-й ревизии (1834) — св. 310 (из них в Белебеевском у. — св. 11,5, Бирском у. —св. 8,6, Бугульминском уезде — св. 35,5, Бугурусланском уезде —св. 60, Бузулукском уезде — ок. 51, Верхнеуральском уезде —св. 0,8, Мензелинском у. — ок. 26, Троицкому. — св. 9,5, Оренб. у. — св. 26, Стерлитамакском у. — св. 6,3, Уфим. у. — св. 16, Челяб. у. — св. 46), 9-й ревизии (1850) — ок. 326. Накануне Крестьянской реформы 1861 в Оренб. губ. насчитывалось Г.к. ок. 214 тыс. душ муж. пола (1858), в Оренб. и Уфимской губерниях — св. 241 тыс. (1865). Этнич. состав Г.к. (по данным 10-й ревизии; 1859) был разнообразен: русские составляли св. 152 тыс. чел. (71,3%), татары — св. 33 тыс. (15,6%), чуваши — ок. 15 тыс. (7%), мордва — св. 10 тыс. (5%) и др. С нач. 18 в. была распространена приписка Г.к. к горным заводам (см. Горнозаводские крестьяне, Приписные крестьяне), выполнявшим гос. заказы, и отдача в аренду горнозаводчикам (см. Посессионные крестьяне); перевод в категорию удельных крестьян; продажа частным лицам и др. В 1-й пол. 19 в. Г.к. получили право покупать земли, не населённые крестьянами (указ от 1801), заниматься торговой деятельностью (манифест от 1824), переходить на жительство в города (законом от 24 янв. 1849). Г.к. приняли участие в восстании 1835, в 1859 — в «трезвенном движении» против системы винных откупов. В соотв. с законом «О поземельном устройстве государственных крестьян» от 24 нояб. 1866 за Г.к. сохранялись земли (в размере от 8 до 15 дес.), находившиеся в их пользовании. По закону от 12 июня 1886 получили право собственности на выкупленные земли.

Сословный строй и изменение социальной структуры общества.

Классовая структура российского общества начинала изменяться. Наряду со старыми классами феодалов и крестьян зарождались новые классы - буржуазия и

пролетариат. Но официально всё население делилось на 5 сословий: дворянство, духовенство, крестьянство, городские обыватели, казачество.

Начало 19 века:

Дворянство – экономически и политически господствующий класс. Дворяне владели большей частью земли, эксплуатировали живших на этих землях крестьян. Им принадлежало монопольное право на владение крепостными. Занимая все командные должности государственного аппарата они составляли его основу. Права: владение землей и крепостными, сословное самоуправление, освобождение от налогов, рекрутской повинности и телесных наказаний.

Духовенство . Делилось на черное и белое. Наиболее преданных церковников самодержавия стремилось привлечь к своей социальной среде, где господствовала дворянская аристократия. Награжденное орденами духовенство приобретало дворянские права. Белое духовенство получало наследственное дворянство, а черное – возможность передавать имущество по наследству вместе с орденом. Права: владение землей и крепостными, сословное самоуправление, освобождение от налогов, рекрутской повинности и телесных наказаний.

Крестьяне . Феодально-зависимые крестьяне составляли основную массу населения, и подразделялись на помещичьих, государственных посессионных и удельных, принадлежащих царской фамилии. Положение помещичьих крестьян было особо тяжелым. Помещики распоряжались крестьянами как своей собственностью. Труд посессионных крестьян был малопроизводителен, из-за чего в промышленности стало все больше увеличиваться применение наемного труда. Обязанности как собственности дворян: барщина, оброк и др. повинности. Обязанности как подданных государства: рекрутская повинность, уплата налогов. Права: общинное владение землей, общинное самоуправление.

Городские обыватели . Это сословие делилось на 6 групп: почетные граждане, купцы, цеховые мастера, мещане, мелкие собственники и рабочие люди, т.е. работавшие по найму. Почетные граждане пользовались рядом привилегий: освобождались от телесных наказаний, от личных повинностей. Купечество делилось на 2 гильдии. Первая - оптовые торговцы; вторая розничные торговцы. Группу цеховых составляли ремесленники, приписанные к цехам, делясь на мастером и подмастерьев. Городское население составляли мещане, в основном работавших по найму на фабриках и заводах. Права: занятие городскими промыслами и мелкой торговлей, сословное самоуправление. Обязанности: рекрутская повинность, уплата налогов.

Казачество как сословие утвердилось только ко второй половине 19 века. В 1837 г. государство стремилось выделить казачество среди остального населения. Все казаки получали наделы по 30 десятин земли. Земли казачьего дворянства в 1848 г. были объявлены потомственной собственностью. Всеми этими мерами царизм стремился законсервировать экономический и общественно-политический уклад казачества. Полицейские обязанности: ночные разъезды в городах, поимка беглых, конвой казенных транспортов, побуждение к платежу податей и исправлению недоимок, наблюдение за благочинием на ярмарках, и др. Хозяйственные: развозка, хранение и продажа продовольствия, сбор податей, разные поручения при казенных заготовках.

Государство стало создавать новые казачьи войска для охраны границ. Так было образовано Сибирское казачье войско, а затем Забайкальское. К середине XIX века в России существовало девять казачьих войск: Донское, Черноморское (позднее преобразованное в Кубанское), Терское, Астраханское, Оренбургское, Уральское, Сибирское, Забайкальское и Амурское. Права: владение землей, освобождение от податей. Обязанности: воинская служба со своим снаряжением.

Население России в первой половине XIX в. неуклонно росло. По разным оценкам, в начале столетия в России проживали около 40 млн человек, в 1825 г. - чуть более 50 млн человек, в 1851 г. - около 70 млн человек. Соотношение численности сельского и городского населения существенно не менялось (в городах жило не более 7-8% россиян). В основе социальной структуры лежал сословный принцип. Принадлежность к определенному сословию - социальной общности, выделяемой по признакам происхождения и правового положения, - играла существенную роль в жизни человека. Господствующим сословием оставалось дворянство . Оно составляло примерно 1% населения страны, но обладало исключительными правами на владение землей и крепостными крестьянами, было освобождено от налогов и рекрутской повинности. В офицерском корпусе русской армии преобладание дворянства было абсолютным; немало дворян служили в государственном аппарате. Чиновник, достигший VIII (с 1832 г. - V) класса по Табели о рангах, становился потомственным дворянином. В дворянской среде происходили довольно сложные процессы. Современники отмечали разрастание слоя мелкопоместных и даже беспоместных дворян, говорили о «засорении» дворянства выходцами из других сословий. Правительство Николая I (1825-1855) прилагало серьезные усилия к тому, чтобы поддержать высшее сословие: повысило класс (чин), дававший право на потомственное дворянство, ввело звание почетного гражданина, приняло закон о майоратах, разрешивший объявлять поместья не подлежащими разделу между наследниками. К привилегированным сословиям принадлежали также духовенство и купечество. Духовенство, подобно дворянам, имело право владеть землей и крестьянами, было освобождено от налогов и рекрутской повинности. Купечество делилось на три гильдии в зависимости от размеров капитала. Купцы первой гильдии занимались внутренней и внешней торговлей, не платили большинства налогов и не подлежали рекрутскому набору. Купцы второй гильдии вели внутреннюю торговлю по всей стране, а купцы третьей гильдии - в пределах города или уезда. Они платили налоги в казну и не были освобождены от рекрутчины. Полупривилегированным считалось военно-земледельческое сословие казаков. Податными сословиями являлись крестьянство и мещанство (непривилегированное городское население - ремесленники, мелкие торговцы).

Крупнейшим по численности сословием было крестьянство. Оно делилось на три большие группы - помещичьи (принадлежали частному владельцу - помещику), государственные (принадлежали казне) и удельные (принадлежали членам императорской семьи и управлялись особым дворцовым ведомством, уделом). Крестьяне выполняли различные повинности в пользу своих собственников (барщина, оброк и др.), платили налоги в пользу государства, подлежали рекрутскому набору. Важную роль в жизни русской деревни играла крестьянская община (мир), которая осуществляла периодическое перераспределение пахотных и сенокосных угодий между крестьянами. На общинном сходе решались важные вопросы, назначались выборные (старосты, сотские и др.) для руководства жизнью деревни. Крестьянство было самым бесправным сословием и более других страдало от крепостничества. Крепостное состояние препятствовало социальному росту предприимчивых (« капитал истых ») крестьян, подрывало экономические силы крепостной деревни. Следует отметить, что целый ряд социальных процессов, происходивших в первой половине XIX в., противоречил господствовавшему сословному строю. Развитие промышленности вело к численному росту того слоя лиц, кто занимался предпринимательством. Среди удачливых предпринимателей - не только купцы первой и второй гильдий, но и сколотившие огромные состояния крепостные крестьяне (Прохоровы, Рябушинские, Морозовы и др.)> и даже дворяне. Новым явлением было также формирование обширного слоя разночинцев. Мелкие чиновники, дети священнослужителей и разорившихся купцов, они были освобождены от уплаты налогов, но не могли покупать землю без крестьян, заниматься торгово-промышленным предпринимательством. Сферой приложения их сил становились чиновничья служба, занятия свободными профессиями (врачи, учителя, журналисты и др.). Именно из разночинцев в последующие полвека сформировалась российская интеллигенция. Пода́тные сосло́вия- в России XV - первой половины XIX веков группы населения (крестьяне и мещане), платившие подушную подать, подвергавшиеся телесным наказаниям, выполнявшие рекрутскую и другие натуральные повинности. Сословия, не подлежавшие подушной подати, назывались неподатными.

Дворянство: состав, личные и имущественные права и обязанности, положение и правовой статус.

В первой половине XIX в. государственный и общественный порядок Российской империи находился на прежних основаниях. Дворянство, составляющее малую часть населения, оставалось господствующим, привилегированным классом. Оно составляло основу государственного аппарата, занимая в нём все командные должности. Освобожденные от обязательной службы государству помещики из служилого сословия превратились в праздный, чисто потребительский класс рабовладельцев. Из дворян формировались бурно растущие в то время канцелярии бюрократического аппарата империи. В стране царил чиновничий и помещичий произвол.

К моменту составления Свода законов 1832г, дворянству были даны новые права: иметь в городах фабрики и заводы, вести торговлю на ровне с купечеством. Усилилось и значение губернской дворянской корпорации как юридического лица, наделенного в том числе и имущественными правами. Тем самым государство через законы стремилось максимально усилить позиции дворян – крупных землевладельцев, надежной опоры российского абсолютизма.

Большое влияние на дворянство оказала государственная деятельность и Николая I. Оформление правового положения подданных произошло в 1830 - 50-х годах в ходе систематизации общероссийского законодательства, которая явилась чрезвычайно важным этапом в развитии российского права. В результате получил законодательное оформление юридический статус всех сословий в Российской Империи: дворянства, духовенства, городских жителей и сельских обывателей. Император понимал, что сила и поддержка его власти опирается на крупных и средних землевладельцев, поэтому всячески старался оказывать им поддержку. Незыблемость власти заключалась в задаче укрепления положения крупных и средних землевладельцев в местных органах дворянского самоуправления – этому был посвящен Манифест 6 декабря 1831 г. Он установил имущественный ценз для участия дворян в выборах кандидатов для замещения государственных и общественных должностей. Правом голоса пользовались потомственные дворяне, имевшие в собственности в пределах губернии не менее 100 душ крепостных или 3 тыс. десятин земли. Через уполномоченных могли участвовать в выборах владельцы не менее 5 душ крестьян или 150 десятин земли. Отсюда следует, что возможность активного участия в корпоративной жизни сословия представлялась прежде всего наиболее состоятельной части дворянства. Сама деятельность уездных и губернских дворянских собраний ставилась под более жесткий контроль правительственных чиновников. Правительство пыталось бюрократизировать дворянство, крепче связать его с правительственным аппаратом, превратить сословно-корпоративную службу в разновидность государственной.Юридически регламентировал положение дворянства и Свод законов Российской Империи 1832 года. Дворяне по-прежнему оставались высшим привилегированным сословием и определялись как «следствие, истекающее от качества и добродетели начальствовавших в древности мужей, отличивших себя заслугами: чем, обращая самую службу в заслугу, приобрели потомству своему нарицание благородное» (ст.15); разделялось на потомственное и личное (ст.16); также закреплялись способы получения потомственного и личного дворянства (отделение 2).

Правительство продолжало на протяжении XIX в. поддерживать поместное дворянство, предоставляя ему льготный кредит из казенных банков под залог населенных имений и передавая ему казенные земли. Для сохранения крупной дворянской земельной собственности в 1845 г. был издан закон о майоратах. Суть его заключалась в том, что владельцам имений свыше 1000 душ разрешалось объявлять их "заповедными". Они целиком передавались по наследству старшему сыну в семье, а не дробились между другими наследниками. Закон носил рекомендательный характер, поэтому им воспользовались лишь немногие из крупных помещиков. До 1861 г. на майоратном праве находилось на менее 20 крупных дворянских имений. Несмотря на все эти мероприятия в период с 1836 по 1858 гг. около 3,6 тыс. дворян лишились всех своих земель, став беспоместными. Сословная политика Николая I привела к тому, что дворянское сословие стало более замкнутым, а позиции наиболее состоятельной его части значительно укрепились. Все эти меры, однако, не смогли приостановить объективный процесс снижения социальной и политической роли дворянства. Несмотря на преобладание потомственного дворянства в среде высшей бюрократии состав чиновничества активно пополнялся выходцами из иных сословий.

Владельческие , или крепостные , или помещичьи крестьяне жили в вотчинах и поместьях, находясь под властью помещика и выплачивая ему ренту, а государству повинности. До конца XVI века владельческие крестьяне пользовались правом ухода («отказа», «выхода») от землевладельца один раз в год в Юрьев день, при соблюдении определённых условий. С 1597 года указом правительства был введён пятилетний срок сыска беглых крестьян, что фактически означало жёсткое прикрепление их к земле владельца. Уложением 1649 года был введён бессрочный сыск. В XVIII веке положение владельческих крестьян ещё более ухудшилось - безземельных крестьян всё чаще продавали, а неугодных помещики имели право сослать в Сибирь. В 1859 году общая численность владельческих крестьян мужского и женского пола составляла около 23 миллионов человек. Безземельными крестьянами называли в России категорию владельческих крестьян, не имеющих надела земли в результате: - отказа от надела при составлении уставной грамоты; - утраты права на полученный надел с выходом из сельского общества; - утраты надела вследствие неисправного внесения платежей и повинностей, долговых и податных взысканий в неурожайные годы, потери скота и т. п. Безземельные крестьяне существовали как категория населения до 1861 года, когда были приравнены к категории дворовых крестьян. Дворовые крестьяне в России были зависимыми лицами, жившими при дворе помещика и обслуживавшими его и его семью. Дворовых крестьян называли также челядью, холопами, прислугой и пр. С конца XVII века до 1861 года дворовые крестьяне входили в категорию крепостных, были лишены земельных наделов и жили в господских дворах. С конца XVII века, в связи с развитием промышленных и горнодобывающих предприятий, в России появились горнозаводские крестьяне. Эта категория владельческих крестьян была распространена на Урале и частично на Алтае. Горнозаводские крестьяне состояли из лично свободных приписных и владельческих посессионных крестьян и были обязаны жить и работать на горных заводах. Посессионные крестьяне появились в России в 1721 году. Это были крепостные крестьяне, закреплённые за посессионными мануфактурами и продаваемые или покупаемые неотъемлемо от этих мануфактур. Сначала посессионных крестьян можно было покупать на оговариваемые сроки, а с 7 января 1736 года в «вечное пользование». В XIX веке в число посессионных крестьян были включены «непременные работники» (новое название приписных крестьян). Посессионных крестьян нельзя было использовать на сельскохозяйственных работах, отдавать в рекруты вместо крепостных и пр. Наказывали посессионных крестьян как физически, так и экономически - налагали денежные штрафы, производили выплаты из жалованья. В XIX веке владельцы посессионных мануфактур стали стремиться заменять крепостных крестьян наёмными рабочими, и с 1840 года получили право освобождаться от посессионных крестьян. В 1861-1863 годах категория посессионных крестьян была ликвидирована. Ещё одна категория крепостных крестьян в России - дворцовые крестьяне. Дворцовое землевладение сложилось в стране в период XII - XV веков. С XVI века среди членов царской семьи распространилась мода раздавать дворцовых крестьян в качестве вознаграждения своим родственникам, фаворитам, приближённым, служилым дворянам. Дворцовые крестьяне принадлежали лично царю и членам царской фамилии, жили на землях великих князей и царей (так называемых «кабинетских землях») и несли в их пользу различные повинности - натуральный и (или) денежный оброк (с 1753 года в основном только денежный оброк). Главной обязанностью дворцовых крестьян было снабжение царской семьи продовольствием и дровами. Со временем дворцовые крестьяне вошли в категорию владельческих крестьян, а с 1797 года стали именоваться удельными крестьянами. Количество дворцовых крестьян в 1700 году составляло 100 тысяч дворов. С 1724 года дворцовыми крестьянами ведала Главная дворцовая канцелярия - центральный административный, хозяйственный и судебный орган по управлению дворцовыми крестьянами. На местах дворцовыми землями управляли приказчики, а с начала XVIII века управители. В XVIII веке экономическое положение дворцовых крестьян было лучше относительно прочих крепостных, поскольку их повинности были легче, а свободы в хозяйственной деятельности они имели больше. В результате к концу XVIII века среди дворцовых крестьян выделились зажиточные категории - богатые крестьяне, торговцы, ростовщики и другие. Удельные крестьяне, являвшиеся, в сущности, бывшими дворцовыми крестьянами, появились в России, как было сказано выше, в 1797 году, и хозяйствовали на удельных землях, то есть на землях, находящихся в собственности императорской семьи. Удельные крестьяне и удельные земли управлялись Департаментом уделов через местные удельные конторы. Селения удельных крестьян объединялись в волости. На сельских сходах избирали старост, сотских и десятских. Преобладающей формой повинностей удельных крестьян был оброк. Удельные крестьяне пользовались большей свободой хозяйственной деятельности, чем владельческие крестьяне. Количество мужских душ удельных крестьян постепенно увеличивалось: 1797 год - 463 тысячи; 1812 год - 570 тысяч; 1857 год - 838 тысяч. Указом от 26 июня 1863 года на удельных крестьян были распространены основные положения крестьянской реформы 1861 года. В частности, удельные крестьяне получили в собственность часть удельных земель за обязательный выкуп. В результате наделы удельных крестьян в четырнадцати губерниях уменьшились на 10,7 %, а в пяти северных губерниях увеличились на 41,6 %. В целом бывшие удельные крестьяне получили земли больше, чем владельческие, но меньше, чем государственные. В частности, в 1905 году в среднем на двор у бывших категорий крестьян приходилось надельной земли: - владельческих крестьян - 6,7 десятины; - удельных крестьян - 9,5 десятины; - государственных крестьян - 12,5 десятины. Удельные земли были национализированы в соответствии с Декретом о земле 1917 года. Среди крепостных крестьян существовали крестьяне, освобождённые от барщины и получавшие в оплату за работу на помещика деньги или хлеб. Таких крестьян называли задельными . В XVIII веке из владельческих крестьян выделился и оформился слой крестьян-предпринимателей . Их появление связывают с усилением имущественной дифференциации крестьянства, особенно в оброчных поместьях. В этот период широкое распространение получила денежная рента, вызвавшая процессы отходничества. Крестьяне-предприниматели быстро стали образовывать класс сельской и городской буржуазии, а после 1861 года этот процесс ещё более ускорился. Со 2 апреля 1842 года часть бывших владельческих крестьян получила от помещиков в собственность земельные наделы, и до приобретения крестьянами этой земли они именовались обязанными крестьянами. Согласно указа 1842 года, обязанные крестьяне по соглашению с помещиками (помещики не были обязаны заключать договор) приобрели личную свободу, но земля оставалась в собственности помещика, и крестьяне обязаны были нести повинности за пользование ею - барщину и оброк. Ограничения власти помещиков не предусматривалось. К концу эпохи крепостничества в категорию обязанных были переведены лишь 0,25 % из десяти миллионов владельческих крестьян.

Лично свободные крестьяне Пашенные крестьяне обрабатывали казённые (государственные) пашни, в состав которых входили земли в Сибири, земли на юге России и дворцовые (кабинетские) земли. С конца XVI века пашенный крестьянин получал в личное пользование участок земли (собинную пашню) при условии обработки казённого поля, хлеб с которого шёл в казну. С 1769 года в Сибири для пашенных крестьян обработка казённой земли была заменена денежным оброком, а с XVIII века пашенные крестьяне вошли в категорию государственных крестьян, то есть оставались лично свободными. С XIV века в России появились черносошные , или чёрные , крестьяне. Они не зависели от землевладельца, сохраняли большую степень личной свободы и право распоряжения землёй. К концу XVI века черносошные крестьяне сохранились в основном лишь на севере России, а в XVII - XVIII веках появились и закрепились в Сибири. При Петре I черносошные крестьяне стали именоваться государственными, были обложены подушной податью и дополнительным оброком в пользу государства. Сословие государственных , или казённых , крестьян, оформилось в России в начале XVIII века указами Петра I из состава свободных к тому времени крестьянских сословий - черносошных крестьян, половников Северного Поморья, сибирских пашенных крестьян, однодворцев и нерусских народностей Поволжья и Приуралья. Государственные крестьяне жили на казённых землях, пользовались отведёнными наделами, находились в государственном управлении и считались лично свободными. Государственные крестьяне обязаны были вносить деньги на земские нужды и на мирские расходы, платить подушную подать и отбывать натуральные повинности по принципу круговой поруки. С начала XIX века государственным крестьянам разрешили вести торговлю, открывать фабрики и заводы, владеть ненаселёнными (без крепостных крестьян) землями и пр. Одновременно обнаружились прогрессирующее обеднение и недоимочность среди государственных крестьян, дворяне требовали передачи их в частные руки. В 1837 - 1841 годах было учреждено специальное министерство государственных имуществ со сложной иерархией бюрократических органов для попечительства над государственными крестьянами через сельские общины. В середине XIX века государственные крестьяне составляли около 45 % всех крестьян России. Главной проблемой для крестьянства было малоземелье. В 1866 году государственные крестьяне были подчинены общей системе сельского управления и признаны крестьянами-собственниками, хотя продолжали платить оброчную подать. Права полной собственности на землю государственные крестьяне получили по закону 1886 года об обязательном выкупе земельных наделов, при этом размеры наделов государственных крестьян оказались больше, а выкупные платежи - меньше, чем у помещичьих крестьян. Государственные крестьяне Сибири и Закавказья остались в прежнем положении держателей казённой земли, так как на них не были распространены законы 1866 и 1886 годов. С конца XVII века в России существовала категория приписных крестьян, обязанных вместо уплаты оброчной и подушной подати «вечно» работать на казённых или частных заводах и фабриках, в соответствии с политикой правительства, поддерживающего развитие крупной промышленности и стремившегося обеспечить её дешёвой и постоянной рабочей силой. В основном приписные крестьяне существовали на Урале и в Сибири. С 1807 года на Урале приписные крестьяне стали освобождаться владельцами от обязательных заводских работ, а немного позже под названием «непременных работников» вошли в категорию посессионных крестьян. И последняя категория крестьян, приравненных к государственным крестьянам позднее прочих - в первой четверти XIX века - крестьяне-однодворцы . Однодворцами с первой четверти XVIII века называли потомков служилых людей, нёсших дозорную и сторожевую службу на южной границе. Создание регулярной армии повлекло освобождение части военного люда, которые начали крестьянствовать и образовали крестьянские дворы. Именно этими причинами объясняется преимущественное распространение однодворцев в центрально-черноземных районах России, а именно, на территориях Воронежской, Курской, Орловской, Тульской, Тамбовской, Пензенской и Рязанской губерний. Число однодворцев в России увеличивалось: 1730-е годы - 453 тысячи мужчин-однодворцев; 1830-е годы - около 1 миллиона; 1851 год - 1,2 миллиона. Однодворцы обязаны были выплачивать подушную подать и четырёхгривенный оброк, а до 1840 года имели право владеть крепостными, однако, право это не получило широкого использования (в 1833 - 1835 годах однодворцы владели в целом 11 тысячами крестьянских душ, живя одним двором с крепостными).

Чиновничество

Чиновников (государственных служащих) различного ранга было 0,3% – более 500 тыс. человек, то есть один на каждые 3000 жителей страны. По тем временам это был самый большой бюрократический аппарат в мире. На его содержание уходило 14% государственного бюджета (в Англии – 3%, Франции – 5%, Италии и Германии – по 7%). Маленькие оклады чиновников способствовали взяточничеству и коррупции. Сформировался тип российского бюрократа – взяточника и самодура, вымещающего на просителях неудовлетворенность собственной жизнью. Российские чиновники были малоподвижными, неинициативными.

Быт и нравы сословий.

У различных социальных групп, классов под влиянием географических и социально-экономических условий складывается свой комплекс бытовых норм, традиций, обычаев, обрядов. При этом в городе и деревне формируются различные формы быта. Повседневный быт оказывает огромное влияние на другие области социальной жизни и, прежде всего, на труд, общественную деятельность, психологический настрой и поведение людей; воздействует на формирование самой личности человека. В свою очередь, быт каждого индивида определяется уровнем его культуры.

Последняя четверть XIX в. – особый период в развитии Российского государства: активный процесс урбанизации и развитие капитализма открыл новые возможности для представителей разных социальных категорий российского города. Переходность периода определила размытость социальной структуры: традиционное деление на сословия постепенно утрачивало свою актуальность, а наследование сословной принадлежности больше не гарантировало человеку определенного места в обществе. В ходе буржуазной модернизации российского общества сословия начинали постепенно трансформироваться в классы и профессиональные группы. В основе данного процесса лежала эволюция сословно-ценностных ориентиров, когда под влиянием социально-экономических процессов капиталистического характера сословный статус в общественном сознании уступал место социальному, базировавшемуся на показателях финансового благополучия. Базой и внутренним механизмом для трансформации общества из сословно-представительского в классовое, формируемое не законами и обычаями, а экономическими отношениями, считается профессионализация трудовой деятельности. В условиях развития капитализма занятия, а тем более профессия, определялись свободным выбором того или иного лица и выражали активное участие данного лица в социальной жизни страны. Профессионализация городского населения отражала дальнейший процесс разделения труда в обществе. Кроме углубления собственно профессиональной специализации, она предполагает еще и консолидацию «представителей отдельных профессий в профессиональные организации с целью коллективного отстаивания своего общественного статуса и контроля за той сферой рынка, где данная профессиональная группа осуществляет свои функции».