Примеры из литературы: самовоспитание личности. Как Вы понимаете значение слова самовоспитание (ЕГЭ по русскому) Пример из жизненного опыта на тему самовоспитание

В моём понимании самовоспитание – это формирование личности человека при помощи его воли и желания. Для достижения заветной цели нужно очень много работать над собой. На пути к самовоспитанию можно столкнуться со многими трудностями, но рано или поздно этот путь приведёт к исполнению мечты.

В тексте В.А.Каверина мы наблюдаем рассказ о герое, который серьёзно увлечён авиацией. Рассказчик понимает, что поступить в лётную школу совсем непросто, для этого нужно долго и упорно тренироваться. Мальчик скрывал своё намерение от других, при этом каждый день он «делал гимнастику по системе Анохина и холодное обтирание по системе Мюллера» (предложение 34). Я думаю, что герой обязательно добьётся желаемого, ведь он воспитывает в себе все необходимые для лётчика качества: решительность, силу воли, упорство.

Также мне хотелось бы привести пример из собственной жизни. Мой друг Николай никогда не интересовался чтением, поэтому по литературе всегда получал плохие оценки. Но всё изменилось, когда он узнал, что для поступления в колледж он должен будет сдать экзамен именно по этому нелюбимому предмету. Николай стал читать по часу в день и буквально через месяц уже неплохо разбирался в литературе. Сейчас Николаю легко даются даже сложные экзаменационные задания. Это стало возможным только благодаря самовоспитанию.

Из всего этого можно сделать вывод, что самовоспитание – это процесс, без которого невозможно нормальное развитие личности человека. Без самовоспитания нельзя справиться с трудностями и добиться успеха в жизни.

Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Самовоспитание» читают:

Задание 15.3

Как Вы понимаете значение слова САМОВОСПИТАНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: "Что такое самовоспитание" , взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента , подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста , а второй - из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов . Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком .

Шаг 1 Пишу ВСТУПЛЕНИЕ.

Формулирую определение слова САМОВОСПИТАНИЕ.

За помощью обращаюсь к тексту для изложения (см. сборник И.П.Цыбулько стр. 221 "Текст для изложения к вариантам 13-16", 2 абзац) . Там есть такие строки:

Самовоспитание - это сознательное отношение к собственной жизни, своим мыслям и планам и прежде всего - к собственным действиям.

Теперь нужно прокомментировать данное определение, иначе 1 балл по критериям С3К1 Толкование значения слова (сборник И.П.Цыбулько стр. 235) будет потерян.
Комментарий может быть таким:

Самовоспитание играет большую роль в формировании человека. Это сложный процесс, который требует от человека волевых усилий.


Соединяю определение и комментарий:


Самовоспитание - это сознательное отношение к собственной жизни, своим мыслям и планам и прежде всего - к собственным действиям. Самовоспитание играет большую роль в формировании человека как личности. Это сложный процесс, который требует от человека волевых усилий. (35 слов)



Шаг 2 Формулирую 1-ый аргумент (из прочитанного текста).

В этом аргументе нужно кратко рассказать о том, кто в тексте К.Осипова занимается самовоспитанием и каким образом он это делает.

Выделяю ключевые предложения , на которые буду опираться при написании аргумента: 2-9, 11-14.

Аргумент выстраиваю по такой схеме:

1. тезис (мысль, которую буду доказывать, это первое предложение),
2. доказательства (рассказ о Суворове),
3. микровывод (последнее предложение аргумента).

Большинство великих людей добивались побед и славы, работая над собой, побеждая свои недостатки и развивая лучшие качества. Об одном из них - легендарном А.В.Суворове - рассказывает в своём тексте К.Осипов. Е щё в детстве будущий полководец сумел преодолеть то, что мешало ему осуществить свою мечту о военной службе: физическое несовершенство, недостаточное воспитание и образование и даже отсутствие поддержки со стороны отца. Для этого юный Суворов разработал целую систему самовоспитания, в которую входили закаливание, самообразование и чтение военных книг. Поражает, с каким упорством десятилетний мальчик готовил себя к военной деятельности. (86 слов)

Шаг 3 Формулирую 2-ой аргумент (из собственного жизненного опыта).

Теперь обдумываю второй аргумент.
Можно вспомнить о том, как работали над собой великие люди .
  • Александр Невский,
  • Дмитрий Донской,
  • Михаил Кутузов,
  • Василий Чапаев,
  • Георгий Жуков,
  • Лев Толстой,
  • Максим Горький и другие.

Л. Н. Толстой в юношеском возрасте заводит дневник, отмечает в нем свои недостатки, составляет планы самовоспитания и самообразования на различные сроки, описывает ход работы над собой, анализирует ошибки; намечает новые, общие и частные планы самовоспитания.

Серьезно занимался самовоспитанием А. П. Чехов . В одном из писем своей супруге - О. Л. Книппер-Чеховой Антон Павлович писал: «Ты... завидуешь моему характеру. Должен сказать тебе, что от природы характер у меня резкий, я вспыльчивый и пр. и пр. Но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает...»

Большое внимание самовоспитанию себя и своего сына уделял великий русский путешественник В. К. Арсеньев. Для самовоспитания воли он рекомендовал сыну придерживаться следующих заповедей: 1. Одно сегодня лучше ста завтра. 2. Промедление смерти подобно. 3. Не жди благоприятной минуты, а создавай ее сам. 4. Или работай, или умри. 5. Приводи в исполнение свои решения немедленно. 6. Не расточай сил на бесцельные колебания. 7. Ни одного великого дела не совершено нерешительными людьми. 8. Ничто не имеет такой цены, как настойчивость и терпение. 9. Двадцать дел, наполовину сделанных, не стоят одного, доведенного до конца. 10. Побеждать дурные привычки лучше сегодня, чем завтра. 11. Не держись устава яко слепой стены. 12. Имей уважение к себе. 13. Привыкай к тщательности и точности. 14. Жизнь твоя есть то, что ты из нее сделаешь сам.

Интересны нравственные и волевые нормы поведения, которым следовал в работе над собой великий русский педагог К. Д. Ушинский : 1. Спокойствие совершенное, по крайней мере — внешнее. 2. Прямота в словах и поступках. 3. Обдуманность в действиях. 4. Решительность. 5. Не говорить о себе без нужды ни одного слова. 6. Не проводить время бессознательно; делать то, что хочешь, а не то, что случится. 7. Каждый вечер добросовестно давать отчет о своих поступках. 8. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет. Ушинский производил впечатление человека, который умел прекрасно управлять своими поступками, собственной личностью.

Рабочий день Петра Великого . «Я царь, а у меня мозоли на руках», - любил говорить Петр 1. Он не терпел безделья, и день его был заполнен до предела. Вставал очень рано до рассвета. В 3-4 часа утра – Совет министров, затем контроль за постройкой судов в Адмиралтействе. Нередко сам брался за топор. Затем дома занимался любимым токарным делом. За свою жизнь он освоил 14 ремесел. Затем обед, отдых. И снова – в мастерские, на строительство, осматривать корабли. Вечером навещал друзей и рано ложился спать. «Делу время – потехи час», - частенько напоминал Петр окружающим.

Можно написать о собственной программе самовоспитания.

  • вариант 14 (о Демосфене),
  • вариант 15 (о честном слове),
  • вариант 16 (о Мересьеве).

Я остановлюсь на Демосфене. Использую ту же схему , что и при написании 1 -го аргумента.

Серьёзно занимался самовоспитанием и знаменитый Демосфен. С юных лет древний грек мечтал о славе оратора. Между тем он был косноязычен, имел слабый голос, короткое дыхание, привычку подергивать плечом. Тогда о н стал учиться ясно произносить слова, набирая в рот камешки, громко читал поэтов, упражнялся в мимике перед зеркалом. Изучая образцы красноречия, Демосфен по неделям не выходил из комнаты. Его первые попытки говорить публично не имели успеха, но будущий оратор продолжал работать над собой. Так, н астойчивостью и трудолюбием он добился своего . (79 слов)

  1. (49 слов) В произведении А.С. Пушкина Евгений Онегин уделял большое внимание чтению книг, также делая в них пометки. Можно сказать, что отчасти благодаря познавательной литературе он сформировал свою личность и воспитал в себе определенные качества: «Бранил Гомера, Феокрита, зато читал Адама Смита и был глубокий эконом…». Это и есть самовоспитание.
  2. (51 слово) В комедии Фонвизина «Недоросль» госпожа Простакова тратит на образование сына немалые деньги, но Митрофанушка так и остается дурно воспитанным и невежественным юношей. Причина в том, что сам герой себя не воспитывал, в отличие от добродетельной Софьи, которая упражняла свой ум и блюла душевную чистоту. Ее пример служит ответом на поставленный вопрос.
  3. (51 слово) В повести Булгакова «Собачье сердце» профессор понял значение самовоспитания, когда решился прекратить главный эксперимент в своей жизни – превратить Шарикова обратно в собаку. Он осознал, что человеком существо становится только тогда, когда воспитывает себя и стремится к лучшему. Его же создание лишь вторило воле других и не думало о личностном росте.
  4. (44 слова) В повести Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов воспитал в себе настоящего героя. И на фронте, и в плену он не ожесточился и не предал отечества, а сохранил в себе лучшие человеческие черты благодаря дисциплине, силе духа и принципиальности. Все эти черты – результат самовоспитания.
  5. (45 слов) В поэме Твардовского «Василий Теркин» герой не успел пройти школу жизни, а уже оказался под угрозой смерти. Он сам воспитывал себя под пулями и в окопах. В обычном пареньке сформировались доблесть, отвага, патриотизм и самоотверженность. Такую героическую работу над собой можно смело назвать «самовоспитанием».
  6. (47 слов) В книге Ильиной «Четвертая высота» героиня всю жизнь покоряла высоты благодаря тому, что сумела воспитать в себе храбрость, решительность и силу воли. Будучи медсестрой на фронте, она взяла последнюю высоту: пожертвовала собой, но спасла десятки бойцов. Этот подвиг стал возможен, потому что Гуля готовила себя к этому.
  7. (61 слово) В повести Быкова «Сотников» главный герой на войне научился преодолевать трудности и преданно служить отечеству. Он воспитывал в своем худом и слабом теле железную волю, поэтому, будучи больным, вызвался идти за провизией для отряда. Его характер из-за таких регулярных тренировок действительно выдержал испытание на прочность: Сотников, в отличие от Рыбака, не предал родину, а пошел на мученическую смерть ради нее.
  8. (58 слов) В пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад» отец Лопахина был крепостным у отца Раневской. По воспоминаниям героя, тот много пил и ничему не обучал отпрыска. Но, даже не имея поддержки, Лопахин сумел выбиться в люди и стать символом нового поколения благодаря самовоспитанию. Он копил деньги, изучал купеческое дело, во многом себе отказывал, пока помещики разорялись, живя на всем готовом.
  9. (54 слова) В пьесе Грибоедова «Горе от ума» Чацкий воспитал свой характер самобытно и вдали от фамусовского общества. Он усердно занимался, не жалея сил, чтобы получить зарубежное образование. В итоге его передовые идеи обогнали время, их не приняли, но он был тверд в убеждениях и отстаивал их до конца. Его сила мысли и воли – результат самовоспитания.
  10. (51 слово) Базаров из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» говорит: «Каждый человек должен воспитать себя сам» Под этим высказыванием он подразумевает то, что личность сама должна выработать свои идеалы и ценности и стремиться к ним. Базаров стал нигилистом, однако мы не вправе его осуждать, ведь самовоспитание через выбор мировоззрения – личное дело каждого.
  11. Примеры из жизни, кино, СМИ

    1. (51 слово) Самовоспитание – это умение не сдаваться. Главный герой фильма «Одержимость» Дэмьена Шазелла имел мечту – стать великим музыкантом. Ему на пути попался жестокий маэстро, целью которого было через психологические стрессы раскрывать талант учеников, дать им шанс достичь настоящего величия. Несмотря на все трудности, герой не сдается, показывая импровизированное соло и завоевывая признание публики.
    2. (59 слов) Самовоспитание – это уверенность в цели, преданность делу и усилия, затраченные на реализацию мечты. Знаменитой фигуристке Алине Загитовой пришлось уехать в Москву без родителей, когда она была совсем ребенком, чтобы построить спортивную карьеру. Она признается, что жить в одиночестве очень сложно, однако она настраивает себя только на победы, считая, что это принесет пользу не только ей, но и ее семье.
    3. (57 слов) Умение сказать «нет» лени является одним из главных условий самовоспитания. Проснуться в шесть утра для того, чтобы пойти на пробежку, которая явно является полезной для здоровья, — весьма сложно. Каждый день я просыпаюсь, представляя финальный результат, и понимаю, что добиться его можно только через труд. Это заставляет меня спрыгнуть с кровати, взять кроссовки и побежать в парк.
    4. (54 слова) Герой из притчи про охотника и Будду понимал, что убивать ни в чем неповинных зверят – неправильно. Для того, чтобы исправиться, он пошел к Будде, который заставил охотника дать ему три обета. Он согласился. Как бы ему ни хотелось нарушить клятву, данную Будде, человек сумел выстоять. Самовоспитание – это и есть способность избавиться от своего порока.
    5. (49 слов) Герой одноименного фильма Джона Эвилдсена «Рокки», получив шанс стать чемпионом мира по боксу, не испугался ответственности, а начал усиленные тренировки. Ради цели он каждый день настраивал себя на победу и прикладывал невероятные усилия. Несмотря на то, что финальную битву он проиграл, это не помешало ему продолжить заниматься любимым делом.
    6. (47 слов) Во всех фильмах телекомпаний «Марвел» и «Диси» про супергероев рассказывается история их становления. Например, Бэтмен победил в себе детский страх (его родители погибли от рук преступника) и начал борьбу с криминалом. Все его подвиги – последствия ежедневного самовоспитания. Он каждый день тренировался и учился, чтобы самостоятельно побороть преступность.
    7. (45 слов) Известный общественный деятель Ник Вулич родился без жизненно необходимых конечностей. В юности он даже хотел покончить с собой, потому что не видел для себя будущего. Однако переосмыслив свою судьбу, Ник воспитал в себе силу духа и неукротимый оптимизм. Теперь он успешный человек и счастливый семьянин.
    8. (46 слов) Канадский сноубордист Марк МакМоррис несколько раз в жизни получал серьезнейшие травмы. Тем не менее, он снова и снова возвращался на склоны, говоря, что сноубординг – это то, что он обязан продолжать делать, это его привычка и его будущее. Таким образом, самовоспитание – ключ, который помогает преодолеть жизненные трудности.
    9. (66 слов) Я считаю, что самовоспитание – это главный жизненный триумф. Победа над самим собой. Не зря 33-ий президент США Гарри Трумэн говорил, что вместе с победой над собой придут все остальные победы. За каждым успехом стоит колоссальная работа. Например, изобретатель и миллиардер Илон Маск в детстве подвергался насилию в школе, однако выстоял и воспитал в себе силу воли, благодаря которой стал одним из самых прогрессивных людей в мире.
    10. (41 слов) В фильме Х. Джекмана «Величайший шоумен» главный герой был беден, зато настойчив и умен. Благодаря самовоспитанию из нищего мальчика он стал богатым и знаменитым мужчиной, который всего добился сам. Эта история основана на реальных событиях и служит хорошим примером для мотивации.
    11. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного русского лингвиста Валентины Даниловны Черняк: «В сложном предложении отражаются отношения, которые говорящий усматривает между двумя или несколькими ситуациями».

«В сложном предложении отражаются отношения, которые говорящий усматривает между двумя или несколькими ситуациями», - писала В. Д. Черняк. И это в самом деле так. Ведь если бы автор не видел необходимости как-то подчеркнуть эти отношения, он употребил бы два простых предложения, а не стал бы связывать их в одно сложное.
Отношения между частями сложного могут выражаться с помощью союза или бессоюзно. Во втором случае связь выражается с помощью знака препинания. М. Горький использует и союзные, и бессоюзные связи. Например, в первом предложении писатель употребляет союз «чтобы», помещая придаточное предложение внутри главного. Этот союз присоединяет обычно придаточные цели. Так и в данном случае: автор указывает на цель, заставляющую мальчика много работать - это тоска.
Во втором же предложении М. Горький использует несколько знаков препинания, которые и выражают отношения между частями длинного бессоюзного предложения. Здесь и запятая, и двоеточие, и тире. Они выражают разные смысловые связи. Допустим, отношения следствия. Мальчик ходил полоскать белье, поэтому его осмеивали прачки.
В сложном предложении обычно скрыто больше смысла, чем в двух простых, ведь писатель сообщает не просто две «информации», но и указывает на связь между ними.

15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл последних предложений текста: «Теперь, когда я смог сравнить ее с тем, что знал из книг, она казалась мне еще более нищей и безобразной. Я не хочу жить такой жизнью… Это мне ясно - не хочу».

Чтение уносило героя произведения в другую, неизведанную жизнь, давало ему представление о людях и событиях, не похожих на те, что окружали мальчика в реальности. Об этом говорится в предложении 24. Мальчик невольно сравнивает вымысел с окружающей его действительностью, и ему хочется, чтобы вокруг него тоже происходили какие-то события, что-нибудь интересное. Поэтому он с увлечением слушает и сплетни, которые пересказывают на ручье прачки. Герою скучно, он мечтает о жизни, наполненной событиями и чувствами.
Но то, что окружает мальчика, совсем не похоже на увлекательный роман: «Я видел, что люди, окружающие меня, не способны на подвиги и преступления, они живут где-то в стороне от всего, о чем пишут книги…» Из этого предложения видно, что герою трилогии Горького даже все равно, что произойдет возле него: подвиг или преступление. Все равно это будет в большей степени жизнью, нежели сонное существование, которое ведут его хозяева.
Кроме того, мальчик чувствовал, что в книге есть особенная правда о человеке, та правда, которую он не встречал в жизни. Об этом говорится в предложениях 17 и 18. Именно такая жизнь - понятная, яркая, насыщенная - нравилась герою, поэтому он решил, что не станет жить так, как живут окружающие его люди.

15.3 Как Вы понимаете значение слова САМОВОСПИТАНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое самовоспитание?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Самовоспитание - это способность человека самостоятельно сделать себя лучше, научиться чему-нибудь или повысить свой культурный уровень.
В приведенном отрывке говорится о том, как сирота, живший «в людях», увлекся чтением и это сильно повлияло на его характер и его взгляды.
Автор рассказывает, как поразила Алешу первая прочитанная им книга. Мальчик был потрясен тем, что он переживает за героев, забывая, «что вся эта неожиданно открывшаяся жизнь насквозь бумажная». Эти люди казались ему более живыми и реальными, чем те, кто его окружал. Это произошло потому, что у героев книжки были чувства и страсти, эти персонажи что-то делали, пытались изменить судьбу. А в реальности мальчика окружало какое-то сонное царство, где люди даже ругаются со скуки, да и все делают со скуки, и ничего в их существовании не меняется долгие годы. У хозяев мальчика даже чувств никаких не было, а интересы не простирались далее обеда, сна и традиционного похода в церковь.
Чтение и стало тем приемом самовоспитания, которым стал пользоваться мальчик. Он начал много читать, чтобы получить представление о другом мире и других людях, у которых есть осмысленная цель в жизни, есть чувства и энергия. Вскоре и сам мальчик нашел для себя какую-то цель: «Я не хочу жить такой жизнью…» А если у человека появляется цель, то он находит в себе и силы, чтобы что-то изменить.

На мой взгляд, самовоспитание – это формирование личности с помощью воли и желания самого человека. Для того чтобы достичь заветной цели, чаще всего необходимо серьёзно поработать над собой. Путь самовоспитания очень сложен, но только он ведёт к исполнению мечты.

В тексте В.А.Каверина рассказывается о герое, увлечённом авиацией. Рассказчик понимает, что для поступления в лётную школу надо упорно тренироваться. Скрывая своё намерение от других, мальчик ежедневно «делал гимнастику по системе Анохина и холодное обтирание по системе Мюллера» (предложение 34). Мне кажется, что героя ждёт успех, так как он воспитывает в себе необходимые для лётчика качества: решительность, силу характера, упорство.

В качестве ещё одного аргумента приведу пример из собственной жизни. Мой друг Алексей никогда не любил читать, поэтому часто получал по литературе неудовлетворительные оценки. Но когда он узнал, что для поступления в колледж ему нужно сдавать экзамен по этому предмету, Лёша решил преодолеть свою лень и стал уделять чтению час в день. Сначала было трудно, но постепенно мой друг стал разбираться в литературе. Сейчас Алексей легко выполняет экзаменационные задания. Это стало возможным только благодаря самовоспитанию.

Таким образом, самовоспитание – это процесс, необходимый для развития личности человека. Без самовоспитания невозможно преодолеть трудности и достичь успеха в жизни.

Читайте другие на ОГЭ по русскому языку

Исходный текст (вариант 1 из сборника под ред. И.П.Цыбулько):*

(1)Ещё в те годы, когда я увлёкся Амундсеном, мне пришла в голову простая мысль. (2)Вот она: на самолёте Амундсен добрался бы до Южного полюса в семь раз быстрее. (3)С каким трудом он продвигался день за днём по бесконечной снежной пустыне! (4)Он шёл два месяца вслед за собаками, которые, в конце концов, съели друг друга. (5)А на самолёте он долетел бы до Южного полюса за сутки. (6)У него не хватило бы друзей и знакомых, чтобы назвать все горные вершины, ледники и плоскогорья, которые он открыл бы в этом полёте.
(7)Каждый день я делал огромные выписки из полярных путешествий. (8)Я вырезал из газет заметки о первых полётах на север и вклеивал их в старую конторскую книгу. (9)На первой странице этой книги было записано: «»Вперёд» — так называется его корабль.» (10)»Вперёд», — говорит он и действительно стремится вперёд. (11) Нансен об Амундсене». (12)Это было моим девизом. (13)Я мысленно пролетел, а самолёте за Скоттом, за Шеклтоном, за Робертом Пири. (14)По всем маршрутам. (15)А раз в моём распоряжении находился самолёт, нужно было заняться его устройством.
(16)Согласно третьему пункту моих правил: «Что решено — исполни», я прочитал «Теорию самолётостроения». (17)Ох, что это была за мука! (18)Но всё, чего я не понял, я на всякий случай выучил наизусть.
(19)Каждый день я разбирал свой воображаемый самолёт. (20)Я изучил его мотор и винт. (21)Я оборудовал его новейшими приборами. (22)Я знал его как свои пять пальцев. (23)Одного только я ещё не знал: как на нём летать. (24)Но именно этому я и хотел научиться.
(25)Моё решение было тайной для всех. (26)В школе считали, что я разбрасываюсь, а мне не хотелось, чтобы о моей авиации говорили: «(27)Новое увлечение». (28)Это было не увлечение. (29)Мне казалось, что я давно решил сделаться лётчиком, ещё в Энске, в тот день, когда мы с Петькой лежали в соборном саду, раскинув руки крестом, и старались днём увидеть луну и звёзд, когда серый, похожий на крылатую рыбу самолёт легко обошёл облака и пропал на той стороне Песчинки. (30)Конечно, это мне только казалось. (31)Но всё же недаром так запомнился мне этот самолёт. (32)Должно быть, и в самом деле тогда я впервые подумал о том, что теперь занимало все мои мысли.
(32) Итак, я скрыл свою тайну ото всех.
(34) Каждое утро я делал гимнастику по системе Анохина и холодное обтирание по системе Мюллера. (35)Я щупал свои мускулы и думал: «(36) А вдруг не примут?» (37)Я проверял глаза, уши, сердце. (38)Школьный врач говорил, что я здоров. (39)Но здоровье бывает разное — ведь он не знал, что я собираюсь в лётную школу. (40)А вдруг я нервный? (41)А вдруг ещё что-нибудь? (42)Рост! (43)Проклятый рост! (44)За последний год я вырос всего на полтора сантиметра.
-(45)Примут, — решительно отвечал я.